Соотношение сжиженного газа к природному: Сжиженный природный газ (СПГ), технологии сжижения

Содержание

Сжиженный природный газ (СПГ), технологии сжижения

ИА Neftegaz.RU. Сжиженный природный газ (СПГ) – природный газ, искусственно сжиженный путем охлаждения до -160°C, для облегчения хранения и транспортировки.

СПГ представляет собой бесцветную жидкость без запаха, плотность которой в 2 раза меньше плотности воды.
На 75-99% состоит из метана. Температура кипения − 158…−163°C.
В жидком состоянии не горюч, не токсичен, не агрессивен.
Для использования подвергается испарению до исходного состояния.
При сгорании паров образуется диоксид углерода( углекислый газ, CO2) и водяной пар.
В промышленности газ сжижают как для использования в качестве конечного продукта, так и с целью использования в сочетании с процессами низкотемпературного фракционирования ПНГ и природных газов, позволяющие выделять из этих газов газовый бензин, бутаны, пропан и этан, гелий.


СПГ получают из природного газа путем сжатия с последующим охлаждением.
При сжижении природный газ уменьшается в объеме примерно в 600 раз.

Перевод 1 тонны СПГ в кубометры (м

3).

1 тонна СПГ – это примерно 1,38 тыс м3 природного газа после регазификации.
Примерно – потому что плотность газа и компонентный на разных месторождения разная.
Формулу Менделеева – Клайперона никто не отменял.
Кроме метана в состав природного газа могут входить: этан, пропан, бутан и некоторые другие вещества.
Плотность газа изменяется в интервале 0,68 – 0,85 кг/м³, но зависит не только от состава, но и от давления и температуры в месте расчета плотности газа.
Стандартные условия для температуры и давления – это установленные стандартом физические условия, с которыми соотносят свойства веществ, зависящие от этих условий.

Национальный институт стандартов и технологий (NIST) устанавливает температуру 20 °C (293,15 K) и абсолютное давление 1 атм (101.

325 кПа), и этот стандарт называют нормальной температурой и давлением (NTP).
Плотность компонентов газа сильно различается:

  • Метан – 0,668 кг/м³, 
  • Этан – 1,263 кг/м³, 
  • Пропан – 1,872 кг/м³.

Поэтому, в зависимости от компонентного состава изменяется и количество м3 газа при переводе из тонн.

Перевод 1 м³ СПГ в 1 м³ регазифицированного природного газа
Пропорции тоже зависят от компонентного состава.
В среднем принимается соотношение 1: 600.
1 м³ СПГ – это примерно 600 м3 природного газа после регазификации.

Процесс сжижения идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5-12 раз, затем охлаждается и передается на следующую ступень.  Собственно сжижение происходит при охлаждении после последней стадии сжатия.

Процесс сжижения таким образом требует значительного расхода энергии – до 25 % от ее количества, содержащегося в сжиженном газе.

Ныне применяются 2 техпроцесса:

  • конденсация при постоянном давлении (компримирование), что довольно неэффективно из-за энергоемкости,
  • теплообменные процессы: рефрижераторный – с использованием охладителя и турбодетандерный/дросселирование с получением необходимой температуры при резком расширении газа.

В процессах сжижения газа важна эффективность теплообменного оборудования и теплоизоляционных материалов.

При теплообмене в криогенной области увеличение разности температурного перепада между потоками всего на 0,5ºС может привести к дополнительному расходу мощности в интервале 2 – 5 кВт на сжатие каждых 100 тыс м

3 газа.

Недостаток технологии дросселирования – низкий коэффициент ожижения – до 4%, что предполагает многократную перегонку.

Применение компрессорно-детандерной схемы позволяет повысить эффективность охлаждения газа до 14 % за счет совершения работы на лопатках турбины.

Термодинамические схемы позволяют достичь 100% эффективности сжижения природного газа:

  • каскадный цикл с последовательным использованием в качестве хладагентов пропана, этилена и метана путем последовательного снижения их температуры кипения,
  • цикл с двойным хладагентом – смесью этана и метана,
  • расширительные циклы сжижения.

Известно 7 различных технологий и методы сжижения природного газа:

  • для производства больших объемов СПГ лидируют техпроцессы AP-SMR™, AP-C3MR™ и AP-X™ с долей рынка 82% компании Air Products,
  • технология Optimized Cascade, разработанная ConocoPhillips,
  • использование компактных GTL-установок, предназначенных для внутреннего использования на промышленных предприятиях,
  • локальные установки производства СПГ могут найти широкое применение для производства газомоторного топлива (ГМТ),
  • использование морских судов с установкой сжижения природного газа (FLNG), которые открывают доступ к газовым месторождениям, недоступным для объектов газопроводной инфраструктуры,
  • использование морских плавающих платформ СПГ, к примеру, которая строится компанией Shell в 25 км от западного берега Австралии.

Процесс сжижения газа

Оборудование СПГ-завода

  • установка предварительной очистки и сжижения газа,
  • технологические линии производства СПГ,
  • резервуары для хранения, в тч специальные криоцистерны, устроенные по принципу сосуда Дюара,
  • для загрузки на танкеры – газовозы,
  • для обеспечения завода электроэнергией и водой для охлаждения.

Существует технология, позволяющая сэкономить на сжижении до 50% энергии, с использованием энергии, теряемой на газораспределительных станциях (ГРС) при дросселировании природного газа от давления магистрального трубопровода (4-6 МПа) до давления потребителя (0,3-1,2 МПа):

  • используется как собственно потенциальная энергия сжатого газа, так и естественное охлаждение газа при снижении давления.
  • дополнительно экономится энергия, необходимая для подогрева газа перед подачей к потребителю.

Чистый СПГ не горит, сам по себе не воспламеняем и не взрывается.
На открытом пространстве при нормальной температуре СПГ возвращается в газообразное состояние и быстро растворяется в воздухе.
При испарении природный газ может воспламениться, если произойдет контакт с источником пламени.
Для воспламенения необходимо иметь концентрацию испарений в воздухе от 5 % до 15 %.
Если концентрация до 5 %, то испарений недостаточно для начала возгорания, а если более 15 %, то в окружающей среде становится слишком мало кислорода.
Для использования СПГ подвергается регазификации – испарению без присутствия воздуха.
СПГ является важным источником энергоресурсов для многих стран, в том числе Японии ,Франции, Бельгии, Испании, Южной Кореи.

Транспортировка СПГ– это процесс, включающий в себя несколько этапов:

  • морской переход танкера – газовоза,
  • автодоставка с использованием спецавтотранспорта,
  • ж/д доставка с использованием вагонов-цистерн,
  • регазификация СПГ до газообразного состояния.

Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по газопроводам.

Основные производители СПГ по данным 2009 г:

Катар -49,4 млрд м³, Малайзия – 29,5 млрд м³; Индонезия-26,0 млрд м³; Австралия – 24,2 млрд м³; Алжир – 20,9 млрд м³; Тринидад и Тобаго -19,7 млрд м³.
Основные импортеры СПГ в 2009 г: Япония – 85,9 млрд м³; Республика Корея -34,3 млрд м³; Испания- 27,0 млрд м³; Франция- 13,1 млрд м³; США – 12,8 млрд м³; Индия-12,6 млрд м³.

Производство СПГ в России

На 2021 г в РФ действует 4 СПГ-завода.

СПГ-завод проекта Сахалин-2 запущен в 2009 г, контрольный пакет принадлежит Газпрому, у Shell доля участия 27,5%, японских Mitsui и Mitsubishi – 12,5% и 10% . 

По итогам 2015 г производство составило 10,8 млн т/год, превысив проектную мощность на 1,2 млн т/год.

Однако из-за падения цен на мировом рынке доходы от экспорта СПГ в долларовом исчислении сократились по сравнению с 2014 г на 13,3% до 4,5 млрд долл США/год.

2м крупным игроком на рынке российского СПГ становится компания НОВАТЭК, которая в январе 2018 г ввела в эксплуатацию СПГ – завод на проекте Ямал-СПГ.

Новатэк-Юрхаровнефтегаз (дочернее предприятие Новатэка ) выиграл аукцион на право пользования Няхартинским участком недр в ЯНАО.

Няхартинский участок недр нужен компании для развития проекта Арктик СПГ. Это 2й проект Новатэка, ориентированный на экспорт СПГ.

В США введены в эксплуатацию 5 терминалов по экспорту СПГ общей мощностью 57,8 млн т/год. 

На европейском газовом рынке началось жесткое противостояние американского СПГ и российского сетевого газа.

Сжиженный газ (СУГ) как альтернатива природному газу

Занимаясь строительством своего дома в определённый момент всегда встаёт вопрос о том, чем же мы будем его отапливать? Но отвечая себе на этот вопрос мы в первую очередь определяемся с используемым топливом, т. е. применяемым энергоносителем. Выбор прост если мы располагаем доступом к магистральному (природному) газу, а если нам так не повезло, какие альтернативы мы имеем?
Электроэнергия, дизельное топливо, дрова, сжиженный газ? Каждое из топлив имеет свои преимущества и недостатки друг перед другом: электроэнергия дорогА и применение может быть существенно ограничено доступными лимитами, дизель немного дешевле, но оборудование имеет бОльшую стоимость, дрова дешевы, но процесс работы теплогенератора не автоматизируешь, кроме того есть ряд проблем при эксплуатации, т.о. при прочих равных, на данный момент, самым оптимальным вариантом станет сжиженный углеводородный газ (СУГ).
Практически любой газовый котел рассчитанный на природный газ можно перенастроить применение СУГ, но применение сжиженного газа в качестве энергоносителя для котельного оборудования имеет ряд нюансов.
Баллоны или газгольдер.
Применение баллонов для хранения сжиженного газа – дешевое, но, к сожалению, не самое правильное решение.
Дело в том, что зеркало испарения газового баллона кране мало для такого потребителя как котел и, как следствие, при эксплуатации часто будет снижаться давление газа подходящего к котлу, а это крайне важный параметр: при недостаточном давлении снижается мощность, а пламя может прожигать горелочное устройство котла, а значит автоматика, защищая оборудование, будет выключать его, не говоря уже о потребности в частой дозаправке газом. Применение батареи баллоном из 3-5 штук несколько облегчает проблему, но не решает. Кроме того, неэффективно используется объем баллонов, в случае баллонной батареи дозаправка требуется еще 30-40% емкости баллонов. Таким образом, использование баллонов обосновано только если сжиженный газ является временной мерой до подключения природного газа или же мощность котла очень невелика, до 30 кВт. Во всех остальных случаях более правильным решением будет установка резервуара для СУГ – газгольдера.
Установка газгольдера на 5м3 позволит снабжать топливом дом порядка 180-200 м2 площади весь отопительный сезон, т. е дозаправка емкости необходима 1-2 раза в год. Большая площадь испарения позволяет обеспечить стабильность давления практически независимо от уровня топлива, кроме того благодаря подземному расположению испарение газа поддерживается теплом грунта и не зависит от температуры на улице. В этом плане подземные емкости с высокой горловиной более выгодны для стабильной работы оборудования.
Пропан или бутан.
Проблема заключена в физических свойствах этих газов: температура кипения -42 ⁰С и 0 ⁰С, а также теплотворная способность 25 и 34 кВтч/м3 (для пропана и бутана, соответственно). СУГ – это пропан-бутановая смесь, притом что их соотношение не постоянно и определяется сколько не нормативно (летний или зимний состав), а добросовестностью продавца. Таким образом, невозможно гарантировать постоянство топлива, а значит точность настройки, стабильность и эффективность работы оборудования. В идеале, после очередной заправки желательно проверить качество горения и, возможно, провести регулировку, но этому процессу есть интересная альтернатива – котлы надувными горелками и автоматической настройкой качества сжигания.

Котел обычный или конденсационный.
С этим вопросом все достаточно просто. При использовании относительно дорогого топлива как сжиженный газ, применение традиционных котлов заслуживает внимания только если необходим энергонезависимый или просто максимально простой котел. Экономически целесообразна установка современного конденсационного котла, для примера: для отопления дома 200 м3 обычный котел израсходует 5 000 кг/год, конденсационный – 4300 кг/год, таким образом разница в стоимости обычного и конденсационного котла окупается не более чем за 2 года.
В итоге
Использование сжиженного углеводородного газа может стать неплохой альтернативой другим видам топлива в отсутствии доступа к сетевому газу. Его применение в качестве топлива имеет свои специфические моменты, но применяя качественное оборудование и квалифицированных специалистов все эти вопросы решаемы.

Вход в портал

Забыли пароль?

Новости компании

среда, 9 марта 2022 г.

Viessmann участвует в конференции HOUSECONF.com

четверг, 16 декабря 2021 г.

Новый релиз Vitodens SE (050-W)

вторник, 16 ноября 2021 г.

Viessmann и FC Bayern Munich объявили о расширении своего партнерства на территории стран Европы

понедельник, 16 августа 2021 г.

Акция с системами водоподготовки Viessmann

пятница, 30 июля 2021 г.

Viessmann PROFI: новая программа лояльности для профессионалов в области отопления

Все новости

Полезные статьи

понедельник, 11 октября 2021 г.

Приготовление ГВС в котельных средней и большой мощности

пятница, 20 августа 2021 г.

Как защитить себя от «вредной» воды

четверг, 12 августа 2021 г.

Многокотловые установки: выбор единичной мощности котлов и управление каскадом

суббота, 15 мая 2021 г.

Последовательная схема подключения котлов в современных котельных

понедельник, 11 января 2021 г.

Битва в трех раундах: традиционные котлы против конденсационных и -50 °С

Все статьи

Социальные сети

Что такое СПГ

Что такое СПГ?

СПГ — это сокращение от сжиженного природного газа. Когда природный газ охлаждается на заводе по сжижению приблизительно до -260°F (-161,5°C) при атмосферном давлении, он конденсируется в жидкость. Один объем жидкости занимает примерно 1/600 объема природного газа. Тщательная очистка и дегидратация необходимы для удаления примесей, которые станут твердыми при температурах сжижения.

СПГ почти полностью состоит из метана. Его вес составляет около 45% веса воды, поэтому он плавает на воде. СПГ не имеет запаха, бесцветен, не вызывает коррозии и не токсичен. СПГ НЕ будет гореть в жидком виде.

Когда СПГ испаряется, он сгорает с концентрацией примерно от 5% до 15% газа в воздухе. Хотя пары СПГ изначально тяжелее воздуха, после того, как пары СПГ (метан) станут теплее -160°F (-106,7°C), они станут легче воздуха и будут подниматься и рассеиваться, а не собираться у земли. СПГ обеспечивает эффективное хранение и транспортировку природного газа и испаряется для использования потребителями.

Резервуары для хранения СПГ

СПГ обычно хранится в надземных резервуарах большого объема с низким давлением (манометрическое давление менее 5 фунтов на квадратный дюйм). Резервуар имеет двойные стенки, наружная стенка из углеродистой стали, внутренний бак из никелевой стали. Внутренние резервуары из никелевой стали используются, потому что обычная сталь слишком хрупкая для использования в прямом контакте с криогенным СПГ. Резервуары разделены большим слоем изоляции, чтобы поддерживать криогенные температуры.

Небольшие резервуары для СПГ, как правило, менее 70 000 галлонов, хранят СПГ в резервуарах с более высоким давлением (до 250 фунтов на квадратный дюйм манометра) с двойными стенками с вакуумной рубашкой и внутренней стенкой из алюминия.

Дополнительная изоляция обеспечивается большой дамбой или добавлением третьей внешней бетонной стены резервуара.

Несмотря на эффективную изоляцию, тепло все же поступает в бак. Это вызывает «выкипание» небольшого количества верхней части СПГ. Это сохраняет СПГ холодным благодаря процессу, называемому «автоохлаждение». Небольшие количества СПГ постоянно кипятят и удаляются из резервуара. Холодный пар нагревается и направляется для обслуживания потребителей газа.

Грузовики СПГ

Прицепы СПГ, как и резервуары для хранения СПГ, представляют собой прицепы с двойными стенками с вакуумом и изоляцией между внешним (углеродистая сталь) и внутренним (алюминий) резервуарами для поддержания низкой температуры. Прицепы имеют длину примерно 42 или 48 футов (похожи на другие топливные прицепы) и вмещают от 11 000 до 13 000 галлонов СПГ.

Помимо использования для перевозки СПГ, трейлеры СПГ могут быть подсоединены к мобильным испарителям для обеспечения временной подачи, когда это необходимо для эксплуатации и технического обслуживания трубопроводных объектов или других непредвиденных обстоятельств. Они неоднократно использовались по всему Коннектикуту во время плановых строительных и ремонтных работ.


Временный сервис СПГ в Уинстеде, Коннектикут

Типы объектов

Существует множество типов объектов СПГ.

  1. Терминалы отгрузки СПГ (также известные как терминалы сжижения) – принимают природный газ с газовых месторождений, сжижают (охлаждают) газ в СПГ, хранят в резервуарах для хранения СПГ, загружают СПГ в танкеры СПГ.

  2. Приемные или импортные терминалы СПГ (также известные как установки для выпаривания регазификационных установок) – принимают СПГ из танкеров для СПГ, хранят его, превращают в природный газ и отправляют по трубопроводу или вывозят в жидком виде.

  3. LNG

    Peak

    Бритвенные установки – используются для «снятия пика» спроса в самый холодный день путем обеспечения дополнительной подачи газа. Получать природный газ из трубопровода, сжижать его до СПГ (или получать импортный СПГ), хранить СПГ в теплую погоду, конвертировать его в природный газ для использования клиентами в холодную погоду.

  4. Объекты базовой нагрузки СПГ – используются для общего круглогодичного снабжения

  5. Спутники СПГ – небольшие резервуары, которые принимают СПГ на грузовиках, хранят его в теплую погоду, испаряют до природного газа во время пикового спроса

  6. Временные объекты СПГ – используются для обеспечения поставок во время плановых строительных и ремонтных работ или в случае аварийных ситуаций с поставками.

Резервуары для сжиженного природного газа в Коннектикуте — все средства для снижения пиковых нагрузок

  1. Connecticut Natural Gas (CNG) (слева) и Southern Connecticut Gas Company (SCG) (через ее дочернюю компанию Total Peaking Services (TPS)) (справа). Каждое растение имеет большой резервуар – внутренний резервуар состоит из 9% бак из никелевой стали – высота 96 футов 11½ дюймов, внешний бак из углеродистой стали – 101 фут 9 дюймов в высоту и 173 фута 4 дюйма в диаметре. Каждый резервуар вмещает 348 000 баррелей жидкости (14,6 миллиона галлонов), что эквивалентно 1,2 миллиарда кубических футов газа. Каждый резервуар окружен дамбой, чтобы удержать СПГ в случае аварии. Установки могут производить СПГ из природного газа, хранить СПГ и испарять его для последующего использования. В зависимости от цены импортный СПГ может быть закуплен и доставлен на объект автотранспортом.

  2. Yankee Gas d/b/a Eversource Energy. Он имеет большой резервуар (слева) – внутренний резервуар из стали с содержанием 9% никеля – 146 футов в диаметре и 117 футов в высоту, внешний резервуар из футерованного бетона из углеродистой стали – 150 футов в высоту и 158 футов в диаметре. Резервуар вмещает 348 000 баррелей (14,6 миллиона галлонов) жидкости, что эквивалентно 1,2 миллиарда кубических футов газа. Из-за бетонного внешнего резервуара (окружающего резервуар с двойными стенками) нет необходимости в большой дамбе. Установка может производить СПГ из природного газа, хранить СПГ и испарять его для последующего использования. В зависимости от цены импортный СПГ может быть закуплен и доставлен на объект автотранспортом. Первоначальное заполнение в основном осуществлялось путем перевозки жидкости (справа).

  3. Департамент коммунального хозяйства города Норидж имеет небольшой (55 000 галлонов) спутник СПГ с испарителями для обратного преобразования жидкости в газ.

  4. Ответственность за безопасность всех объектов СПГ внутри штата (CNG, Yankee,

    Norwich

    ) находится в ведении PURA, которым управляет Группа безопасности газопроводов. Проверки безопасности на межгосударственных объектах в

    Коннектикут

    (SCG-TPS) выполняются Группой безопасности газопроводов, но правоприменительные полномочия возложены на Управление безопасности трубопроводов и опасных материалов Министерства транспорта США.

Безопасность газопровода


Последнее обновление: март 2022 г. Основной артикул
Обсуждение
Статьи по теме     [?]
Библиография   [?]
Внешние ссылки   [?]
Версия для цитирования   [?]

   

   

На эту редактируемую развернутую основную статью распространяется отказ от ответственности .

[изменить введение]

Содержание

  • 1 Установки по сжижению для производства СПГ
  • 2 История
  • 3 Транспортировка СПГ
  • 4 приемных терминала СПГ
    • 4.1 Резервуары для хранения СПГ
  • 5 Аспекты безопасности СПГ
  • 6 Единицы и модификации
  • 7 СНГ, в чем-то похожее вещество
  • 8 Каталожные номера

Сжиженный природный газ или СПГ – природный газ (состоящий в основном из метана, CH 4 ), который был преобразован в жидкую форму для удобства транспортировки и хранения. Проще говоря, это жидкая форма природного газа, которую люди используют в своих домах для приготовления пищи и отопления.

Типичный сырой природный газ содержит только около 80% метана и ряд высококипящих углеводородов, а также ряд примесей. Перед сжижением его обычно очищают, чтобы удалить высококипящие углеводороды и примеси. Полученный сжиженный природный газ содержит около 95% или более метана, и это прозрачная, бесцветная и практически не имеющая запаха жидкость, не вызывающая коррозии и не токсичная. [1] [2]

СПГ занимает очень небольшую долю (1/600 часть) объема природного газа и поэтому более экономичен при транспортировке на большие расстояния. Он также может храниться в больших количествах, что было бы непрактично для хранения в виде газа. [1] [2]

Установки по сжижению газа для производства СПГ

(CC) Диаграмма: Милтон Бейчок
Рис. 1: Блок-схема процесса сжижения СПГ. Подробнее см. в разделе «Обработка природного газа».

Процесс сжижения включает отделение сырого природного газа от попутной воды и высококипящих жидких углеводородов (называемых конденсатом природного газа), которые могут быть связаны с сырым газом. Затем сырой газ дополнительно очищается на заводе по переработке природного газа для удаления примесей, таких как кислые газы, сероводород (H 2 S) и двуокиси углерода (CO 2 ), любой остаточной воды, жидкости или паров, ртути, азота и гелия, которые могут вызвать затруднения на выходе. (См. блок-схему процесса сжижения на рис.1)

Очищенный природный газ затем охлаждается и перегоняется в цепи ректификационных колонн, сначала в колонне деметанизатора для извлечения очищенного природного газа (преимущественно метана), а затем в деэтанизаторе, депропанизаторе и дебутанизаторе для разделения и извлечения этана (C 2 H ​​ 6 ), пропан (C 3 H ​​ 8 ), бутаны (C 4 H ​​ 10 ) и любые более высококипящие углеводороды, вместе именуемые сжиженным природным газом (ШФЛУ). Затем природный газ конденсируется в жидкость практически при атмосферном давлении с использованием дополнительного охлаждения для его охлаждения примерно до -162 ° C (-260 ° F).

Существует ряд холодильных систем для сжижения природного газа. Мировая индустрия СПГ приняла два основных процесса сжижения:

  • Процесс многокомпонентного охлаждения с предварительным охлаждением пропаном (C3/MR), также известный как процесс APCI и используемый на большинстве (около 80%) заводов СПГ [3]
  • Каскадный процесс с чистым хладагентом

Первые заводы СПГ в Алжире и на Аляске (см. раздел истории ниже) были основаны на каскадном процессе с использованием пропана, этилена и метана в качестве хладагентов. Однако с тех пор большинство крупных проектов СПГ были основаны на процессе C3/MR. Различные исследования показали, что эффективность двух основных процессов одинакова. [3] [4] [5]

Как упоминалось выше, уменьшение объема делает транспортировку СПГ на большие расстояния в условиях отсутствия трубопроводов более рентабельной. Там, где транспортировка природного газа по трубопроводам невозможна или экономически нецелесообразна, его можно транспортировать специально сконструированными криогенными морскими судами, называемыми газовозами, либо криогенными железнодорожными или автомобильными цистернами.

История

История сжижения природного газа началась в 1820-х годах, когда британский физик Майкл Фарадей экспериментировал со сжижением различных типов газов. Немецкий инженер Карл фон Линде в 1870-х построил первую реальную систему охлаждения с компрессией пара.

Первый коммерческий завод по сжижению природного газа был построен в Кливленде, штат Огайо, в 1941 г. СПГ хранился в резервуарах при атмосферном давлении, что повысило вероятность его транспортировки морскими судами. В январе 1959 года первый в мире танкер СПГ, переоборудованный грузовой корабль под номером «Пионер метана» с пятью небольшими изолированными алюминиевыми цистернами, перевез 5000 м 3 (около 2250 метрических тонн [6] ) СПГ из Лейк-Чарльза. Луизианы в Соединенных Штатах до острова Канви на реке Темзе в Англии. Этот рейс продемонстрировал, что СПГ можно безопасно транспортировать через океаны. В течение следующих 14 месяцев то же грузовое судно доставило семь дополнительных грузов с небольшими проблемами. [2] [7]

Продемонстрированная возможность транспортировки СПГ на морских судах стимулировала строительство крупных заводов по сжижению природного газа на крупнейших месторождениях природного газа по всему миру. Первый крупный завод СПГ начал работать в 1964 году в Арзеве, Алжир, и первоначально производил около 2560 метрических тонн в день ( т/день [6] ) СПГ. В 1969 году рядом с Кенаем, Аляска, начал работать еще один завод СПГ, первоначально производивший СПГ мощностью около 3400 т/сутки. [2] [8]

К середине 2008 года в 15 странах мира работало 19 заводов по сжижению природного газа, три крупнейших из которых:

  • Проект Bontang в Индонезии, производительность около 64 000 т/сутки
  • Проект Ras Gas в Катаре, производительность около 59 000 т/сутки
  • Проект Arzew в Алжире, производящий около 49 000 т/день

Также действовало 65 приемных терминалов СПГ (часто называемых регазификационными терминалами) в 19 странах мира. [8]

Транспортировка СПГ

(CC) Фото: Xoán Porto
Рис. 2: Газовоз с 5 сферическими резервуарами для СПГ. Общая длина составляет 285 метров (311 ярдов).

По состоянию на 2008 г. типичный морской танкер СПГ может перевозить около 150 000 м 3 (70 000 т) СПГ, что при регазификации на приемном терминале составит около 92 000 000 стандартных кубических метров [9] природного газа . Газовозы по размерам аналогичны авианосцам, их строительство и эксплуатация очень дороги. Поэтому они не могут позволить себе простоя. Они движутся быстро, со средней скоростью от 18 до 20 узлов по сравнению с 14 узлами для морского танкера для перевозки сырой нефти. Кроме того, загрузка на заводах по сжижению природного газа и выгрузка на приемных терминалах обычно занимает в среднем всего 15 часов.

Все газовозы имеют двойную конструкцию корпуса, специально разработанную для предотвращения утечки или разрыва в случае аварии. Груз (СПГ) хранится при атмосферном давлении и температуре -162 ºC в специально изолированных резервуарах (называемых «защитной конструкцией») внутри внутреннего корпуса. Конструкция удержания груза состоит из основного резервуара для жидкости, слоя изоляции, вторичного барьера для жидкости и вторичного слоя изоляции. В случае повреждения основного резервуара для жидкости целью вторичного барьера является предотвращение утечки. Все поверхности, контактирующие с СПГ, изготовлены из материалов, устойчивых к экстремально низким температурам. Поэтому материал обычно представляет собой нержавеющую сталь, алюминий или сплав никеля и железа, известный как «инвар».

Около 57% мирового флота танкеров СПГ используют резервуары, которые поддерживаются и соответствуют форме корпуса танкера, для хранения груза СПГ. Такие носители обычно называют сосудами «мембранного типа». Другой основной тип танкеров СПГ, составляющий около 41% мирового флота, использует самонесущие сферические резервуары для хранения СПГ, при этом верхняя половина сфер находится над палубой, как видно на рис. 2. Такие перевозчики обычно называют судами типа «Мосс» (по имени норвежской компании Moss Maritime).

Большинство судов, работающих на сжиженном природном газе, используют паровые турбины для обеспечения тяги, а эти суда используют газ, выкипающий из груза, в качестве топлива для производства пара. Поэтому газовозы не прибывают в порт назначения с тем же количеством СПГ, которое было загружено на заводе по сжижению газа. Принятый максимальный показатель выпаривания составляет около 0,15% от объема груза в сутки. Таким образом, за 20-дневный рейс груз СПГ уменьшится примерно на 3%. Последние достижения в области технологий позволяют устанавливать на борту судов установки, которые могут повторно сжижать испаряющиеся вещества, которые затем возвращаются в грузовые танки. Из-за этого строители и пользователи газовозов теперь могут рассмотреть возможность использования более эффективных дизельных двигателей, а не паровых турбин.

По состоянию на середину 2008 года в мировом флоте насчитывалось 247 газовозов, а общая вместимость флота составляла 30 800 000 кубометров СПГ. [8]

Приемные терминалы СПГ

(PD) Фото: Yo-sei Shosi
Рис. 3: Терминал СПГ в Иокогаме, Япония.

Приемные терминалы СПГ (часто называемые регазификационными терминалами) принимают танкеры СПГ, разгружают свои грузы СПГ и хранят СПГ в резервуарах. При необходимости СПГ забирается из резервуаров для хранения, преобразуется обратно в природный газ с помощью теплообменников для испарения СПГ, а затем направляется конечным потребителям по местной трубопроводной сети.

Основными компонентами приемного терминала являются причалы для разгрузки танкеров СПГ и портовые сооружения, резервуары для хранения СПГ, испарители для преобразования СПГ в его первоначальную газообразную форму и трубопровод, соединяющий местную сеть природного газа. Танкеры для СПГ также могут разгружаться в открытом море, вдали от перегруженных и мелководных портов. Это достигается с помощью плавучей системы швартовки и разгрузки танкеров по подводному изолированному трубопроводу СПГ на наземную установку регазификации. [4]

Основным компонентом приемного терминала является испарительное оборудование, которое нагревает СПГ от –161,5°C до более чем 5°C, чтобы преобразовать СПГ обратно в газообразную фазу. Концептуально испарители представляют собой относительно простые устройства, в которых СПГ обычно прокачивается через теплообменники, где он нагревается за счет теплообмена с более теплой жидкостью в теплообменнике. Более теплая жидкость может представлять собой морскую воду, теплую воду или другую теплую жидкость. Существует также ряд других методов испарения СПГ. [10]

В обычных приемных терминалах на суше или в море выгруженный СПГ хранится на берегу в больших резервуарах до тех пор, пока газ не потребуется конечным потребителям.

(PD) Фото: Билли Э. Бердуэлл, Инженерный корпус армии США
Рис. 4: Резервуары терминала СПГ недалеко от Саванны, штат Джорджия.

Резервуары для хранения СПГ

Большие резервуары для хранения СПГ имеют цилиндрическую форму и низкое соотношение сторон (т. е. отношение высоты к ширине). Обычно они состоят из внешней стены из бетона с пост-напряжением и внутренней стены из стали с высоким содержанием никеля с изоляцией между внутренней и внешней стенами. [11] Резервуары имеют куполообразную крышу из стали или бетона. Давление хранения в таких резервуарах довольно низкое, менее 10 кПа (0,10 атм). Иногда для хранения используют подземные или частично подземные резервуары.

Небольшие цилиндрические резервуары для хранения СПГ, около 1 000 м 3 (264 000 галлонов) или менее, обычно имеют вакуумную рубашку, сосуды под давлением. Давление хранения в таких резервуарах может варьироваться от менее 50 кПа (0,50 атм) до более 1000 кПа (10 атм), и они могут быть как горизонтальными, так и вертикальными.

Аспекты безопасности СПГ

(CC) Диаграмма: Milton Beychok
Рис. 5: Схема диапазона воспламенения метана, который обычно составляет около 90% или более паров СПГ.

В жидком состоянии СПГ не является ни горючим, ни взрывоопасным. Чтобы СПГ загорелся, он должен сначала испариться, смешаться с воздухом в соответствующих пропорциях (диапазон воспламеняемости составляет от 5 до 15 объемных % [12] ), а затем воспламениться. [1] [13] [14]

При выбросе СПГ в атмосферу из-за утечки, разлива или по любой другой причине (на суше или в море) он немедленно начинает испаряться, поглощая тепла от земли или морской воды. При обычной температуре окружающего воздуха от 15 до 40 °C природный газ намного легче воздуха. Однако пар природного газа, образующийся при испарении СПГ, очень холодный (т. е. -160 ° C) и, следовательно, намного плотнее окружающего воздуха, а это означает, что первоначальный пар останется на уровне земли или моря. Пар начнет смешиваться с воздухом, и водяная влага в воздухе будет конденсироваться, образуя видимое облако пара. Поскольку облако изначально формируется, оно содержит слишком много природного газа, чтобы быть воспламеняемым. Он будет оставаться на уровне земли до тех пор, пока не будет поглощено дополнительное тепло, а природный газ поднимется и смешается с большим количеством воздуха. Когда это произойдет, концентрация природного газа в облаке начнет уменьшаться. В какой-то момент концентрация природного газа в облаке снизится до уровня воспламеняемости и станет воспламеняемой. Если в этой точке присутствует источник воспламенения, сгорит только та часть облака, которая находится в пределах воспламеняемого диапазона. Облако пара не взорвется, если оно не будет ограничено. Любая часть облака, которая входит в здание или попадает в зону скопления людей, становится взрывоопасной при столкновении с источником воспламенения. [15] [16]

Возможны другие опасности, связанные с СПГ, кроме пожара или взрыва: [2] [15]

  • фазовый переход из жидкости в пар, произошедший в случае разлива СПГ в воду, вызвал физический взрыв. В результате RPT СПГ никто не пострадал, но оборудование было повреждено. Взрывоопасное избыточное давление, вызванное RPT, еще недостаточно хорошо измерено, но есть признаки того, что избыточное давление не было достаточно высоким, чтобы вызвать травмы персонала.
  • Удушье : Чтобы смерть человека наступила от удушья, пары СПГ должны снизить нормальную концентрацию кислорода в воздухе (около 21 об. %) до уровня менее 6 об. %. Это может произойти, когда концентрация паров СПГ в воздухе составляет около 71% по объему. Дыхание нарушается при снижении уровня кислорода в воздухе менее 15 объемных %, а рвота возникает при уровне кислорода ниже 10 объемных %, что соответствует концентрации паров СПГ в воздухе около 28 и 52 объемных % соответственно. .
  • Ожоги от замораживания : Один случай, когда человек получил ожог от замораживания в результате распыления утечки СПГ в 1977 году, когда клапан разорвался во время загрузки танкера СПГ.
  • Опрокидывание в резервуарах для хранения : Из-за давления, создаваемого гидравлическим напором СПГ в резервуаре, нижний уровень СПГ в резервуаре имеет давление и равновесную температуру несколько выше, чем СПГ на верхнем уровне в баке и, следовательно, несколько менее плотный, чем СПГ на верхнем уровне. Таким образом, содержимое резервуара восприимчиво к тому, что нижний уровень внезапно поднимется до верхнего уровня из-за разницы в плотности. Это называется «перевернуться». Если бы это произошло, небольшая часть СПГ немедленно испарилась бы в газ, потому что она больше не подвергалась гидравлическому напору. Поскольку коэффициент расширения паров СПГ по отношению к жидкости составляет примерно 600:1, даже небольшое испарение может привести к образованию большого объема газа. Возникающее в результате внезапное повышение давления в резервуаре может превысить пропускную способность предохранительных клапанов и, возможно, привести к разрушению крыши или стенки резервуара. Первое такое опрокидывание произошло в 1971 и слегка повредил крышу резервуара СПГ. Эта проблема решается за счет контроля температуры резервуара на различных уровнях и использования насосных систем смешивания.

В целом отрасль СПГ имеет отличные показатели безопасности по сравнению с другими заводами по переработке углеводородов. По состоянию на конец 2003 г. во всем мире насчитывалось 23 завода по сжижению природного газа, 58 приемных (регазификационных) терминалов и 224 морских танкера для перевозки СПГ, которые в общей сложности переваливали около 168 миллионов метрических тонн СПГ ежегодно. СПГ безопасно доставлялся через океаны более 40 лет. За это время было совершено более 45 000 рейсов газовозов протяженностью более 100 000 0000 миль (160,900 000 км) без крупных аварий или проблем с безопасностью ни в порту, ни в открытом море. Индустрия СПГ должна соответствовать строгим стандартам, установленным такими странами, как США, Япония, Австралия и европейские страны. [2] [14] [17]

По данным Министерства энергетики США, за время существования отрасли восемь морских происшествий по всему миру привели к утечке СПГ, при этом некоторые корпуса были повреждены из-за холода разрушения, но возгорания груза не произошло. Было зарегистрировано семь инцидентов, не связанных с разливом, два из-за посадки авианосца на мель, но без значительной потери груза; то есть ремонт был произведен быстро и утечек удалось избежать. Погибших на борту судов СПГ не было. [14]

Отдельные аварии со смертельным исходом произошли на нескольких береговых объектах в первые годы существования отрасли. С тех пор были введены более строгие правила эксплуатации и техники безопасности. [14] Довольно полный перечень и обсуждение инцидентов, произошедших с морскими перевозчиками, наземными объектами (заводы по сжижению и приемные терминалы) и с танкерами СПГ на дорогах, доступен в Интернете. [17]

Единицы измерения и преобразования

В большей части доступной технической литературы по СПГ используются определенные единицы измерения и преобразования, которые варьируются от одного литературного источника к другому. Ключевые единицы и преобразования изложены ниже, чтобы сделать доступным единый набор непротиворечивых данных:

Основные блоки:

  • 1 кубический метр (м 3 ) = 35,315 кубических футов (фут 3 )
  • 1 метрическая тонна (т) = 1 тонна = 1000 кг = 2204,6 фунта = 1,1023 короткая тонна (тонна) (а)
  • 1 короткая тонна (тонна) = 2000 фунтов = 0,9072 метрических тонны (т) = 0,9072 тонны = 907,2 кг

Определения:

  • Плотность СПГ = 450 кг/м 3 = 0,45 т/м 3 (b)
  • 1 метрическая тонна СПГ = 2,222 м 3 СПГ = 1 360 м 3 природного газа (при предполагаемом давлении 1 атм и температуре 0 °C) (b) (c)
  • 1 короткая тонна СПГ = 71,18 фута 3 СПГ = 46 053 фута 3 природного газа (при предполагаемом давлении 1 атм и температуре 60 °F) (b) (c)

Примечания:
(a) Стандарт США единицы включают как короткую тонну (2000 фунтов), так и длинную тонну (2240 ​​фунтов).
(b) Плотность СПГ варьируется от одного литературного источника к другому. Объемы природного газа на метрическую тонну СПГ и на короткую тонну СПГ также варьируются от одного источника к другому, поскольку каждый источник предположительно использует разные эталонные условия температуры и давления газа.
(c) Техническая литература по СПГ, по большей части, явно не определяет исходные условия температуры и давления газа при указании объемов природного газа в либо кубические метры, либо кубические футы.

Сжиженный нефтяной газ, несколько похожее вещество

(CC) Фото: Джеффри Симпсон
Рис. 6: Баллоны со сжиженным нефтяным газом.

(CC) Фото: Роберт Брук
Рис. 7: Газозаправочная станция

Сжиженный нефтяной газ или сжиженный нефтяной газ представляет собой несколько похожее вещество, состоящее либо из пропана, либо из бутана, либо из смеси пропана и бутана с возможными следами пропилена и бутиленов. Эти соединения являются побочными газами, выделяемыми на нефтеперерабатывающих заводах и заводах по переработке природного газа. Они имеют гораздо более высокую температуру кипения, чем СПГ, и легко сжижаются при температуре около 20 °C и давлении от 2 атмосфер (для чистого бутана) до 8 атмосфер (для чистого пропана).

Сжиженный нефтяной газ также упоминается как LP газ или, в некоторых странах, как автогаз . Он широко продается в стальных баллонах под давлением, как показано на рис. 2, а также в гораздо меньших баллонах. LPG имеет множество применений, в том числе:

  • топливо для отопления жилых помещений и приготовления пищи в сельской местности, где нет природного газа
  • Топливо
  • для грилей-барбекю, отопления и приготовления пищи в автодомах и кемпинговых плитах.
  • хладагент для небольших кондиционеров
  • Топливо для малых паяльных и сварочных горелок
  • топливо для автомобилей, предназначенных для работы на сжиженном газе (см. рис. 7)

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 Часто задаваемые вопросы о сжиженном природном газе ref> тег; имя “CalifEnergyCommission” определено несколько раз с разным содержанием
  2. 2,0 2,1 2,2 2.3 2.4 2.5 Введение в СПГ Мишель Мишо Фосс (обновлено в январе 2007 г.), Центр экономики энергетики (CEE), Бюро экономической геологии, Школа геонаук Джексона, Техасский университет Ошибка цитирования: неверный тег ; имя “CEE” определено несколько раз с разным содержанием
  3. 3.0 3.1 Мир энергетики : технология СПГ – процессы, основы процессов сжижения
  4. 4.0 4.1 Сеть сжиженного природного газа
  5. ↑ LNG Technology С. Мадхаван (август 2010 г.), Kellogg Brown & Root, Inc., Хьюстон, Техас
  6. 6,0 6,1 Примечание: 1 метрическая тонна = 1 т = 1 тонна = 1000 кг = 2204,6 фунта = 1,1023 коротких тонны
  7. Майкл Р. Тузиани и Гордон Ширер (2007). СПГ: нетехнический справочник . Pennwell Corp., стр. 138. ISBN 0-87814-885-X.
  8. 8,0 8.1 8.2 Содействие торговле СПГ: Роль Энергетической Хартии 2008 г., Приложения A, C и E, с веб-сайта Секретариата Энергетической Хартии.
  9. Примечание: Предположительно, стандартный кубический метр газа определяется как газ при нормальных условиях давления в 1 атмосферу и температуре 0 °C. Однако в большей части технической литературы по СПГ эталонные условия явно не определяются.
  10. ↑ Исследование сосредоточено на шести системах регазификации СПГ Брайан Эйзентраут, Стив Винтеркорн и Барбара Вебер, LNG Journal , июль/август 2006 г., стр. 21.
  11. ↑ Emaco Group: Практические примеры
  12. Примечание: Если в воздухе содержится менее 5 объемных % или более 15 объемных % паров природного газа, газ не будет гореть.
  13. ↑ Часто задаваемые вопросы: СПГ] С сайта Федеральной комиссии по регулированию в энергетике
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Безопасность и защита СПГ Мишель Мишо Фосс (октябрь 2003 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *