Какой полипропилен лучше? Секреты выбора трубы для дома
Когда вы приходите в магазин за полипропиленовой трубой то глаза разбегаются не только от ассортимента и цвета, но и возникает один из главных вопросов: «Какой полипропилен лучше выбрать? С армированием или без?». Разбираемся ниже
Содержание
- 1 Что из себя представляет полипропилен?
- 2 Алюминий с внешней стороны трубы
- 3 Алюминий с внутренней стороны трубы
- 4 Полипропилен со стекловолокном
- 5 Полипропилен с базальтовым стекловолокном
- 6 Какой полипропилен лучше использовать?
Что из себя представляет полипропилен?
Полипропилен — это такой материал, который по своей природе подвержен значительному удлинению и расширению во время нагрева.
Пример:
Система горячего водоснабжения, длинной 10 м, смонтирована при температуре 200С, а по трубе пройдет вода с температурой 1000С. При такой разнице температур каждый метр трубы может удлиниться на 12 мм, соответственно при длине трубы в 10 м, труба растянется на 12 см.
Именно поэтому во время проектирования и установки систем отопления или горячего водоснабжения данное свойство полипропилена нельзя оставить без внимания по ряду причин:
- прямая труба пойдет некрасивыми волнами. Особенно если будет длинный участок;
- Если трубы спрятали в стену, то велика вероятность нарушения декоративных покрытий на стене.
Армирование полипропиленовых труб сделано как раз для того, чтобы сократить линейное расширение при нагреве. При этом образуется что-то вроде жесткого каркаса, который не дает трубе удлиняться. При этом армированная труба не становится крепче, каркас служит лишь для того, что б сократить линейное удлинение. Стоит ли выбирать такой вид полипропилена? Читаем дальше про виды армировки.
Алюминий с внешней стороны трубы
Алюминиевый слой не придает прочности трубе, так как в отличии от металлопластиковых труб для армирования полипропилена используется алюминиевая фольга толщиной от 0,1 до 0,5 мм. Но в тоже время прекрасно решает проблему линейного удлинения. Как говорилось выше, если без армирования 1 м полипропиленовой трубы при нагреве удлиниться почти на 12 мм, то в тех же условия при армировании алюминием с внешней стороны труба изменит свою длину лишь на 2 мм.
Алюминиевая фольга с полипропиленом соединяется с помощью специального клея. Армирование алюминием с внешней стороны происходит в такой последовательности:
Полипропиленовая труба – слой клея – алюминиевая фольга – слой клея – слой полипропилена.
Качество клеевого соединения и самого полипропилена влияют на долговечность и срок службы такой трубы.
Достоинства армирования алюминием с внешней стороны:
- Значительно сокращается линейное удлинение полипропиленовой трубы.
Недостатки армирования алюминием с внешней стороны:
- Со временем на некоторых участка трубы могут образовываться вздутия.
Внешне кажется, что трубу в скором времени прорвет, но на самом деле это не так. Вздувается лишь внешний тонкий слой полипропилена, которым покрывается алюминиевая фольга.
Производители полипропиленовых труб допускают такие вздутия, так как это не влияет на прочность самой трубы. Основной толстый слой полипропилена остается не поврежденным. Вздутия могут образовываться из-за остаточной влаги во время производства. Этого недостатка бояться не стоит, система продолжит исправную работу и дальше не смотря на непрезентабельный вид.
- Внешний слой необходимо зачищать перед сваркой так как внешний диаметр полипропиленовой трубы с алюминиевым армированием больше обычного.
Алюминий с внутренней стороны трубы
Такой метод армирования полипропиленовой трубы является одним из решений по устранению внешних вздутий. Хотя при таком методе все равно есть потенциальный риск возникновения вздутия слоев, с разницей только в том, что этого не будет видно пользователю. С такими небольшими вздутиями система продолжит работать и дальше.
Достоинства армирования алюминием с внутренней стороны:
- Слой полипропилена между армировками довольно большой и ему гораздо тяжелее вздуться.
Недостатки армирования алюминием с внутренней стороны:
- Возможное схлопывание слабых участков полипропиленовой трубы внутрь если допустить ошибку во время проектирования или эксплуатации системы. что повлечет за собой нарушение работы и возможно целостности системы.
Полипропилен со стекловолокном
Наиболее популярными армирующим слоем на данный момент является стекловолокно. Выбирая полипропилен со стекловолокном вы увидите, что внутри и снаружи такой трубы полипропилен, а центральным слоем является стекловолокно. Однако все три слоя представляют собой единое целое, так как центральный слой стекловолокна изготавливается на основе полипропилена замешанного с волокнами стекла. Линейное удлинение таких труб немного больше чем при армировании алюминиевой фольгой и составляет около 2,5 мм при длине трубы в 1 м.
Полипропилен с базальтовым стекловолокном
Полипропиленовые трубы с армированием из базальтового волокна — это новейший тип труб четвертого поколения. Выбирая такой полипропилен, имейте в виду, что линейное удлинение таких труб такое же, как и при армировании стекловолокном. Однако данный тип армирования имеет ряд существенных преимуществ:
- Высокая термостойкость и устойчивость к перепадам давлений.
- Высокая прочность трубы.
- Такая труба имеет большее внутренне-проходное сечение и соответственно меньшую толщину стенки.
Нет особой разницы какую полипропиленовую трубу вы выберете, армированную стекловолокном или базальтом, на характеристики это никак не влияет. Разница только в технологии изготовления. Существует много компаний, которые производят полипропиленовые трубы с одинаковыми рабочими характеристиками, но разной армировкой.
Так все-таки какой полипропилен лучше?
Трубы без армирования алюминиевой фольгой гораздо проще монтируются. Такие трубы не нуждаются в предварительной обработке перед сваркой, не вдуваются и не схлопываются. Тогда возникает вопрос, почему имея ряд существенных недостатков данный вид армирования до сих пор используется? На самом деле существует такое понятие как «кислородопроницаемость». Воздух, который проникает через стенки трубы, попадает в теплоноситель. Воздух в системе отопления может ей навредить, так как возрастает шанс появления корозии. Полипропиленовые трубы, армированные сплошным слоем алюминиевой фольги полностью не проницаемые для кислорода. Труба, армированная перфорированным алюминием, пропускает кислород, однако не в таких объемах как труба без армировки вовсе.
Сейчас в качестве кислородного барьера стали применять трубы со слоем из этиленвинилового спирта с внешней стороны трубы, что препятствует проникновению кислорода в теплоноситель. Можно сделать вывод, что в скором времени трубы с армированием алюминиевой фольгой просто перестанут производить. Потому как существуют другие виды армирования, которые не имеют таких же недостатков как этот.
Выводы:
- Армировка нужна для компенсации линейного удлинения при нагреве.
- Армировка существует из алюминия в виде сплошной фольги снаружи трубы и внутри. Перфорированный алюминий – снаружи.
- Армированная труба стекловолокном или базальтом заменяет алюминиевую армировку в системах водоснабжения. Дополнительны антидиффузионный слой делает ее пригодной для монтажа в системах отопления.
Опираясь на полученную информацию, вы можете четко представить для чего и какое армирование необходимо. В каждом конкретном случае определить наиболее выгодный для себя вариант. Где-то можно приобрести полипропиленовые трубы с алюминиевым армированием для компенсации проникновения кислорода. Для быстрого монтажа системы выбрать полипропилен базальтовый или армировкой из стекловолокна, если речь идет не об системах отопления.
Подписывайтесь так же на наш Youtube, группу Вконтакте, Яндекс Дзен. Там много полезного и интересного контента!
Трубы полипропиленовые армированные
Проблемы полипропилена
Славословий в адрес полипропиленовых труб прозвучало уже столько, что у них просто не может не быть недостатков.
И в самом деле, есть обстоятельства, в которых полипропилену лучше предпочесть другие материалы.
Причины кроются в свойствах самого материала:
- Полипропилен — легкоплавкая пластмасса;
- Он имеет большой коэффициент теплового расширения.
Температура
Температура плавления полипропилена — 175 С. Однако размягчаться он начинает при куда более низких 140 С. Что же до гарантированной температуры, при которой полипропиленовая труба должна работать гарантированно — она всего-то 95.
С чем связана настолько значительная перестраховка с температурой — уже не раз писалось. Сейчас отметим лишь, что при высоком давлении и высокой температуре, действующих на материал одновременно, он куда менее стоек, чем под воздействием каждого из факторов отдельно.
Удлинение при нагреве
Все материалы расширяются при нагреве. Одни — меньше, другие больше. Полипропилен расширяется весьма сильно.
Неудобно это в силу следующих причин:
- Эстетика. Длинная прямая труба, удлинившись, идет неопрятными волнами.
- Целостность декоративных покрытий. Если трубы утоплены под стяжку на полу или в покрытие стены, то при удлинении они через какое-то время неизбежно заставят покрытие растрескаться.
Решение
Армированная полипропиленовая труба. Безусловно, ее материал не начинает волшебным образом состязаться с вольфрамом в тугоплавкости и не становится тверже алмаза. Однако полипропиленовая армированная труба лишена одного из недостатков материала полностью, другого — частично.
Каким образом?
А вот каким.
- Армирование просто-напросто образует что-то вроде жесткого каркаса и не дает трубе удлиняться, а заодно и расти в толщину.
- Что происходит, когда труба нагрета до точки размягчения материала при большом избыточном давлении внутри? Она начинает надуваться, как воздушный шарик. При этом стенки все тоньше и тоньше, а раз так — продавить их воде внутри все легче. Наконец громкое «Бах!»
- Так вот, трубы армированные полипропиленовые благодаря пресловутому «каркасу» деформироваться даже не начинают.
Несомненно, в ближайшие годы производители порадуют чем-нибудь еще; пока же труба армированная полипропиленовая может использовать для увеличение своей прочности два основных материала: алюминий и стекловолокно (фибергласс).
Алюминий
Полипропиленовая труба армированная алюминием, помимо диаметра, может быть разной по расположению армирующего слоя. Он может быть для полипропилена внешней оболочкой, а может скрываться между слоями полипропилена.
Слои алюминиевой фольги (это именно фольга; в отличие от металлопластиковых труб, металл здесь толщиной от 0,1 до 0,5 миллиметра) соединяется с полипропиленом клеем. Качество клеевого соединения наряду с составом самого полипропилена и толщиной фольги определяет качество трубы. Увы, бывает, что при определенных условиях дешевые и некачественные трубы расслаиваются. Прочность при этом, сами понимаете, страдает.
Стекловолокно
Альтернативой алюминию является стекловолокно. Полипропиленовая труба армированная стекловолокном — это абсолютно иная конструкция, чем предыдущий вариант. Если вам по аналогии представляется труба, обтянутая на клею сеткой — вы ошибаетесь.
Внутри и снаружи такой трубы в самом деле полипропилен, а в центре — стекловолокно; однако вместе с тем все слои трубы — их, как правило, три — представляют собой монолит.
Дело в том, что когда изготавливаются армированные стекловолокном полипропиленовые трубы, средний слой сваривается с внутренним и наружным — ведь в его основе лежит тот же материал, только предварительно замешанный с волоконцами фибера — того самого стекловолокна.
Особенности монтажа
Принцип сборки водопровода или системы отопления из армированных труб тот же, что и в общем случае: трубы нарезаются по размеру, снимаются фаски, трубы и фитинг для полипропиленовых труб нагреваются паяльником, после чего совмещаются в одной точке пространства-времени. Несколько секунд — и вместо двух деталей одна, абсолютно монолитная.
Однако есть и разница: полипропиленовые трубы армированные алюминием по середине требуют еще одной технологической операции. Это торцовка. Не хитрый прибор выбирает внутренний слой с самого торца трубы, чтобы торец надежно сварился с фитингом.
Это гарантирует, что труба:
- Не начнет расслаиваться;
- Что алюминий не станет разрушатся благодаря электрохимическим процессам, которые начинаются в присутствии металлов и хоть какой-то разницы потенциалов.
А что же полипропиленовые армированные стекловолокном трубы?
А ничего. С точки зрения сварки с фитингом их внутренний армирующий слой ничем не отличается от полипропилена. А раз так — никаких дополнительных операций не нужно.
Реальная прочность
Какое давление может выдержать армированная труба?
Это определяется ее принадлежностью к определенному классу. Стоит учитывать и температуру воды. Так, полипропиленовая труба pn25 армированная на холодной воде, как понятно по ее маркировке, штатно работает при давлении в 25 кгс/см2 (реальное разрушение трубы, кстати говоря, происходит при вдвое большем давлении).
Недостатки
В общем то, да. Недостатки полипропиленовых труб армированных стекловолокном представляются по большей части надуманными. К ним относят то, что труба позволяет атмосферному кислороду насыщать теплоноситель, что вызывает, дескать, ускоренную коррозию металла котлов. Однако убедительных цифр никто из критиков не приводит.
Алюминий против лодок из стеклопластика — Серебряные корабли
2 декабря 2020 г.
Современные лодки чаще всего строятся из стеклопластика, но алюминий — лучший материал для рабочей лодки. Алюминий более прочен, чем стекловолокно, которое склонно ломаться или трескаться от ударов. Алюминий также более устойчив к проколам. Хотя острые предметы, ударенные с достаточной силой, могут проколоть алюминиевый корпус, вероятность серьезного повреждения меньше. Кроме того, алюминиевые лодки не портятся и не ослабевают от воздействия солнечных лучей, как лодки из стеклопластика, что позволяет продлить срок службы лодки. Алюминиевые лодки предлагают все эти преимущества, сохраняя при этом вес, сравнимый с лодками из стеклопластика, и, следовательно, обеспечивают аналогичную скорость, расход топлива и мореходные качества.
Алюминиевые лодки: развенчание мифов
Миф: Алюминиевая лодка со временем подвергается коррозии из-за электролиза.
Факт: Некоторая гальваническая коррозия неизбежна, но правильно защищенная гальваническим способом алюминиевая лодка в течение срока службы подвергается только поверхностной коррозии. Silver Ships проводит гальванические испытания во время всех ходовых испытаний строителя. Мы доставляем лодку только после того, как будет определено, что она находится в диапазоне гальванической защиты.
Кроме того, алюминий морского класса более устойчив к гальванической коррозии, чем другие алюминиевые сплавы. Silver Ships использует для своих судов только алюминиевый лист морского класса из сплава 5086, так как это сплав морского класса высочайшего качества. Для дополнительной защиты мы часто включаем гальванические датчики, которые постоянно проверяют, находится ли судно в защищенном диапазоне во время эксплуатации. Silver Ships установила несколько из них для прошлых клиентов.
Миф: Алюминиевые лодки громкие.
Факт: Правильно построенный алюминиевый корпус с настоящим килем и сварными шпангоутами не громче лодки из стеклопластика. Это распространенное заблуждение исходит от недорогих алюминиевых скифов, построенных из тонких алюминиевых листов, склепанных вместе, или сварных алюминиевых лодок, в которых недостаточно сварки, чтобы прикрепить корпус и боковую обшивку к конструкции корпуса.
Миф: Алюминий имеет более высокий углеродный след, чем стекловолокно.
Факт: Качественно сделанная алюминиевая лодка прослужит вам всю жизнь, если за ней правильно ухаживать. Алюминиевые лодки требуют меньше общего обслуживания, чем их аналоги из стекловолокна (или дерева). Это делает алюминий более устойчивым, чем стекловолокно, в течение всего срока службы судна. Кроме того, алюминиевые лодки могут быть легко и экономично переработаны в конце их срока службы, чтобы стать другими алюминиевыми изделиями.
Миф: Лодки из стеклопластика выглядят лучше и имеют уникальную форму корпуса, которая улучшает плавность хода.
Факт: Лодкам из стеклопластика можно придать любую форму. Тем не менее, используя современное программное обеспечение 3D CAD и роботизированные маршрутизаторы, современные алюминиевые лодки могут быть построены с более уникальными формами корпуса, чем в прошлом. Кроме того, алюминиевые лодки могут быть спроектированы и построены по доступным ценам как индивидуальное «одноразовое» судно, уникальное для нужд клиента. Для каждой лодки из стеклопластика требуется дорогая форма, что делает невозможным строительство только одной лодки.
Чтобы узнать больше о том, что делает алюминиевые рабочие катера Silver Ships самыми качественными и прочными судами на рынке, свяжитесь с нашей командой.
Лодки из алюминия и стеклопластика | Откройте для себя катание на лодках
Вы видели множество алюминиевых рыбацких лодок, сравнивали их с бесчисленными центральными консолями из стекловолокна, а также пробовали несколько лодок для окуня, сделанных из каждого материала, но как вы должны знать, какой из них действительно лучший? По правде говоря, у алюминиевых и стеклопластиковых лодок есть свои преимущества и недостатки, и какая из них лучше всего подходит для ваших личных нужд, зависит от ваших личных приоритетов.
Изучить алюминиевые рыбацкие лодки Изучить центральные консоли из стекловолокна
Преимущества алюминиевых лодок
- Алюминиевые лодки обычного производства, как правило, дешевле, а иногда значительно дешевле, чем их аналоги из стекловолокна. Алюминиевые лодки
- обычно весят значительно меньше, чем лодки из стеклопластика того же размера, а это означает, что им требуются меньшие силовые установки для достижения аналогичных характеристик и, следовательно, более низких эксплуатационных расходов.
- Их меньший вес означает, что алюминиевые лодки легче спускать на воду и загружать на лодочной рампе, легче толкать на песчаные отмели или сходить с них, а также их легче буксировать с помощью небольшого буксирного транспортного средства.
- часто требуют меньшего обслуживания, так как вам не нужно наносить воск на весь этот гелькоут.
- Алюминиевые вмятины, а не трещины или поломки при ударе, поэтому затраты на ремонт обычно ниже в случае аварии.
Преимущества лодки из стеклопластика
- Лодки из стеклопластика, как правило, больше весят, поэтому они, как правило, обладают лучшими мореходными качествами и большей устойчивостью, чем алюминиевые лодки.
- Более высокий вес означает, что лодки из стекловолокна не так легко раскачивают ветром, поэтому они дрейфуют медленнее и более предсказуемо (особенно это важно для рыболовов).
- Легче изготавливать из стекловолокна сложные конструкции, поэтому лодки из стекловолокна могут использовать гораздо более сложные формы корпуса с такими вещами, как носовая часть, ступеньки и килеватость переменной степени (где агрессивность V-образной формы меняется в разных частях корпуса) .
- Возможность включать сложные формы также означает, что лодки из стекловолокна могут иметь такие аксессуары, как спасательные колодцы, станции для снастей, модули для сидения и ящики для рыбы, интегрированные прямо в основную конструкцию лодки.
- Многие люди считают, что четкий и чистый вид стекловолокна не может быть превзойден.
Возможно, вы заметили, что некоторые характеристики каждого материала проявляются в обеих лодках по-разному.
Меньший вес алюминиевой лодки дает ряд преимуществ, но в некоторых отношениях дополнительный вес лодки из стеклопластика дает ей преимущество. Это часто имеет место не только с судостроительными материалами, но и с конструкциями, оборудованием и множеством других соображений.
Помните, например, что боурайдеры — отличный вариант для семей, которые хотят заниматься водными видами спорта, такими как катание на тюбингах, но если кто-то увлекается серьезным водным спортом, например вейксерфингом, специальный лыжный катер / вейкбот будет намного лучше. . Как и во всех вещах, связанных с лодками, всегда будут компромиссы, связанные с получением преимуществ.
Узнайте больше о различных видах водного спорта
Алюминий и стекловолокно для конкретных потребностей лодок
Хотя и алюминий, и стекловолокно играют роль во многих различных водных путях для различных типов плавания, свойства каждого из них могут иметь дополнительное значение. в некоторых конкретных сценариях.
- Лодочники, которые часто бороздят воды рек, усеянных валунами, например, обычно выбирают алюминиевые лодки, поскольку повреждение корпуса может быть постоянной проблемой для лодки из стекловолокна.
- С другой стороны, яхтсмены, которые регулярно плавают по открытым и неспокойным бухтам, часто предпочитают лодки из стекловолокна, чтобы им было легче плавать к местам рыбалки и обратно.
При всем при этом верно и то, что индивидуальные потребности яхтсмена играют не меньшую роль в определении того, будет ли алюминий или стекловолокно идеальным для него лично. Возьмем в качестве примера работающего родителя-одиночку с тремя маленькими детьми. У этой мамы или папы, вероятно, очень мало свободного времени, и они, скорее всего, будут проводить каждую минуту этого свободного времени на воде, а не на чистке и полировке. В этом случае выбор алюминиевой лодки из-за более низких потребностей в обслуживании имеет большой смысл.