Грузоподъемные краны – Надзор
б) обмен бирками между крановщиком и руководителем ремонта (осмотра) происходит после окончания работ, выполнения требований наряда-допуска и при полной уверенности в готовности крана к пуску и безопасном начале работ.Если крановщик по каким-либо причинам отказывается отдать ключ-бирку ремонтному персоналу и тем самым не дает, выполнять работы, вопрос в каждом отдельном случае решает механик цеха, а при его отсутствии — начальник смены. При всех условиях до получения бирки ремонтному персоналу запрещается входить на агрегат и выполнять какие-либо работы на нем. На предприятии, эксплуатирующем краны, должен быть установлен твердый порядок, запрещающий крановщикам при уходе с крана оставлять ключ-бирку в кабине, передавать бирку для хранения своим помощникам, ученикам, стажерам и другим лицам, а также уносить ее с собой.
При нарушении крановщиком Правил технической эксплуатации и Правил техники безопасности отбирать у него бирку и лишать его тем самым права управления агрегатом имеет право начальник цеха, его заместитель по оборудованию или механик, а также лицо, осуществляющее технический надзор за состоянием кранов и их эксплуатацией на предприятии. Так или иначе, если у крановщика нет бирки, независимо от причины, кран не может быть пущен в работу, и об этом должен быть поставлен в известность заместитель начальника цеха по оборудованию или механик, а в их .отсутствие — начальник смены.
На предприятии, эксплуатирующем грузоподъемные краны, должен быть узаконен порядок, исключающий прекращение работ или их задержку из-за утери бирок. Если все же крановщик ее потерял, то ему временно выдается заменяющая записка, подписанная механиком цеха или начальником смены, которые сообщают об утере бирки начальнику цеха для наложения взыскания на виновного. Обычно при этом устанавливается следующий порядок:
Разрабатывая вышеприведенные основные положения бирочной системы, каждое предприятие, естественно, исходит из местных условий, но при этом должны быть учтены все меры, гарантирующие безопасность работ.
Надзор
Надзор осуществляется на предприятии специальной службой и органами Госгортехнадзора. Служба надзора на предприятии обязана:
Госгортехнадзора, а также графиков периодических осмотров и ремонтов объектов, подконтрольных Госгортехнадзору;
Работники службы надзора имеют право:
Следует иметь в виду, что успех в работе определяется не только формальным исполнением обязанностей и использованием прав. Работники служб технического надзора, отделов техники безопасности, других контролирующих подразделений предприятия должны отличаться глубокими знаниями, деловитостью, творческим подходом к делу, умением видеть главное, находить все новое, передовое, развивать его применительно к своему предприятию, оперативно внедрять в практику, совершенствовать организацию, систему профилактической работы, настойчиво доводить начатое дело до конца. Важным качеством любого работника, осуществляющего контроль и надзор, должен быть принципиальный подход к решению вопросов. Какое-либо отступление от принятого (обязательно обоснованного) решения в создании безопасных условий труда недопустимо.
Полезная информация:
ohrana-bgd.narod.ru
Маркировка кабелей (проводов) с помощью бирок и этикеток: обозначение по ПУЭ
Для правильного монтажа и эксплуатации электрической проводки и других приборов необходимо обладать хотя бы минимальными знаниями в сфере нормативов устройства кабельных линий и электроустановок. Существует множество положений и инструкций, регулирующих действия электрика и монтажника при осуществлении работ на электрических линиях различного напряжения. К таким документам относятся и Правила маркировки проводов на магистрали и в распределительном шкафу. В данной статье рассмотрены виды бирок для маркировок кабеля, а также условия, в которых этикетка должна находиться на поверхности провода.
Бирки на кабель
Виды бирок для кабелей
Маркировка кабеля может осуществляться бирками фабричного или собственного производства, но их форма должна быть строго соблюдена в рамках регламента. На основании данного норматива, существует несколько видов бирок, с помощью которых проводится маркировка кабельных линий, к ним относятся:
- Квадратные значки с отверстиями для крепежа. Данными бирками обозначаются линии напряжением до 1000 В, чаще всего это трассы бытового назначения;
- Бирки круглой формы предназначены для обозначения электрического кабеля, передающего свыше 1000 В, это уже промышленные линии, требующие высокий уровень безопасности при монтаже и эксплуатации;
- Для маркировки низковольтного провода или контрольной сети понадобится бирка треугольной формы, у которой все стороны равны между собой.
Типы бирок
Все перечисленные виды бирок могут иметь различные размеры, в зависимости от объема информации, которую нужно написать на поверхности. Для предотвращения механического повреждения провода в ходе монтажа марки или в процессе эксплуатации материал для изготовления данного изделия должен быть мягким, таким как пластик, кожа или полистирол. Если используется металл, то его края должны быть обработаны для исключения острых углов и зазубрин, которые могут повредить внешнюю оболочку кабеля.
Металлическая бирка
Согласно ПУЭ, каждая кабельная линия, независимо от способа ее укладки и места расположения, должна иметь свою маркировку номером или наименованием. Если в одной трассе кабелей имеется несколько параллельных веток, то каждая из них должна иметь персональную бирку с указанием всех параметров и направления.
В данных Правилах устройства электроустановок также сказано, что обязательно маркируются бирками соединительные муфты и провода, концевые колпачки и ввода в распределительные щитки. Перед каждым автоматическим выключателем в шкафу должна быть своя бирка, которая указывает высоту напряжения тока, сечение кабеля и дату монтажа. Все маркировочные элементы подписываются специальным карандашом, чернила которого не боятся воздействия атмосферных осадков и являются стойкими, не меняющими своей структуры во время повышенной температуры. Сами бирки, так как выполнены из синтетического материала, также не подвергаются коррозии и разрушению от внешних факторов, что делает их универсальными в применении внутри помещения и за его пределами.
Бирка кабеля на гофре
При расположении кабелей в закрытой линии, коробе или гофре, маркировка бирками осуществляется не реже, чем через каждые 50 метров, при этом крепеж деталей проводится поверх канала путем установки пластиковых хомутов или медной проволоки. Фиксация должна быть надежной, так как при эксплуатации электроустановки возможны ее передвижения или другое механическое воздействие, бирки при этом не должны повреждаться или полностью отрываться от магистрали.
Требования к надписям на бирках
Бирки на кабель, закрепленные хомутами или продетые сквозь провод, должны быть подписаны определенным образом, данное правило регулируется нормами ПУЭ. В соответствии с данным документом, на этикетку наносятся следующие данные:
- Номер кабеля или линии. Это информация, которая содержит в себе данные о направлении магистрали, что она питает, и какой уровень защиты требуется. В процессе монтажа проводки составляется паспорт объекта, в котором указываются здания или помещения, питающиеся от данной линии. К ним присваиваются номера, которые впоследствии будут написаны на самой бирке, в процессе обслуживания мастер сможет посмотреть на маркировку кабелей и, сопоставив их с паспортом объекта, понять, куда ведет та или иная линии;
- Марка и сечение провода. Так как место на бирке ограничено, обозначение пишется сокращенно, с минимальным количеством символов. Например, кабель с покрытием винил и сечением 3*2,5 коротко обозначается ВВГ-3/2,5;
- Напряжение линии. Обязательный параметр, так как по внешней оболочке кабелей не понятно, ток с каким напряжением по нему протекает, соответственно, и какой уровень защиты требуется при ремонтных работах;
- Начало и конец кабельных линий. Для более точной информации о возможных потерях на магистрали после ее монтажа наносится обозначение общей длины. Прочитав данные, мастер, обслуживающий линию проводов, сможет безошибочно вычислить сопротивление и уровень потери напряжения в сети.
Надписи на бирках
Все перечисленные данные являются основными и обязательными. Не запрещается разместить на бирке дополнительную информацию, характеризующую электрическую магистраль, например, дату закладки. К тому же при размещении бирки на соединительной муфте дату монтажа провода размещать обязательно, так как у муфты имеется свой ресурс, который будет исчисляться, исходя из этого показателя.
На металлических бирках чаще всего надписи делаются путем гравировки специальным карандашом или несмываемой краской. Пластиковые изделия подписываются перманентным маркером или несмываемой краской. Также при размещении на магистрали бирки с использованием проволоки необходимо дополнительно защитить металлические предметы битумным составом или любой другой краской, в противном случае проволока проржавеет и разрушится, а бирка потеряется. Лучше всего для крепежа подходит капроновая нить, она не боится перепада температур и повышенной влажности.
Бирка для продевания на провод
В последнее время для обозначения кабеля на линии многие электрики стали использовать наклейки, которые уже имеют надписи, информирующие о напряжении, а также пустые места, в которые вписываются дополнительные данные. Такие наклейки очень удобны, так как мастер не теряет времени на осуществление маркировок, а просто приклеивает элемент на готовую бирку и продолжает монтаж.
Правила расположения бирок на устройствах
При осуществлении монтажа в закрытых каналах или коллекторах бирки должны располагаться в смотровых колодцах, не зависимо от их расстояния друг от друга. Деталь крепится по обеим сторонам коллектора на каждую из веток трассы. Также обязательно маркировать поворотные участки линии с двух сторон, с указанием направления поворота и градуса.
При прохождении проводки через перекрытия внутри помещения или под дорожным покрытием обязательно монтируется смотровая коробка, а провода маркируются пластиковыми бирками.
При прокладке электрических линий по территории незастроенной или землям, предназначенным для сельского хозяйства, на протяжении всей трассы устанавливаются обозначения в виде столбов с бирками, на которые также нанесены характеристики линии электропередачи. Такие столбы будут выступать объектом привязки к местности, их координаты включаются в план-схему трассы, и в случае необходимости можно будет точно определить местоположение кабеля под грунтом.
Таким образом, согласно правилам и нормативам, обязательной маркировке бирками подлежат все энергоустановки и кабельные линии, не зависимо от типа их напряжения и места положения. К тому же любой квалифицированный мастер будет согласен выполнять ремонтные работы на аварийном участке только при наличии достаточной информации о характеристиках электрической линии.
Видео
Оцените статью:elquanta.ru
Подготовка и допуск крановщиков к обслуживанию кранов
Строительные машины и оборудование, справочник
Подготовка и допуск крановщиков к обслуживанию кранов
Категория:
Мостовые электрические краны
Реклама партнеров:
Подготовка и допуск крановщиков к обслуживанию крановК работе в качестве крановщика (машиниста) допускаются лица обоего пола не моложе 18 лет, признанные годными для этой работы и прошедшие специальное обучение управлению краном. Независимо от срока обучения учащиеся должны пройти курс практической работы на кране сроком не менее одного месяца под руководством опытного крановщика.
Управление электрическим мостовым краном можно поручать лицам, имеющим специальные знания и практические навыки работы на кране.
В соответствии с «Программой для индивидуальной и бригадной подготовки машинистов мостовых электрокранов» крановщик обязан:
1) управлять всеми механизмами мостового крана в производственных условиях;
2) проверять исправность этих механизмов, своевременно устранять обнаруженные дефекты, смазывать движущиеся части, механизмы и подготовлять кран к работе;
3) проверять предохранительные устройства крана, качество тросов, цепей и их крепление;
4) проверять и регулировать тормозные устройства крана;
6) определять примерный вес груза;
7) участвовать в работе по текущему и капитальному ремонту крана;
8) правильно вести сменный журнал по эксплуатации крана;
9) применять передовые методы труда;
10) соблюдать правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности,
Крановщик должен знать:
1) основные сведения по электротехнике;
2) устройство и принцип действия мостового крана и его отдельных механизмов;
3) свойства и назначение материалов, применяемых на кране;
4) правила обслуживания, эксплуатации и ремонта крана;
5) сигналы стропальщика, регулирующего транспортировку грузов;
6) основные процессы производства, организационную структуру завода, цеха, участка;
7) правила техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
Крановщик, допускаемый к работе на кране, должен получить наряд на работу и бирку с указанием номера крана.
Бирочная система при работе с кранами введена для того, чтобы не было несогласованности действий крановщика и других лиц, обслуживающих кран.
Бирка вручается крановщику перед началом работы сменщиком или лицом, в ведении которого находится кран.
При неисправном кране бирка крановщику не выдается, а при производстве ремонтных работ она должна быть передана лицу, ответственному за производство ремонтных работ.
Реклама:
Читать далее: Осмотр крана перед началом работы
Категория: – Мостовые электрические краны
Главная → Справочник → Статьи → Форум
stroy-technics.ru
марка – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3
Ключ-марка
Cтраница 3
При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при которой управление кранов разрешается лишь лицу, получившему в установленном на предприятии порядке марку или ключ, который замыкает электрическую цепь управления краном ( ст. 334 Правил по кранам) и который принято называть ключ-марка. Ключ-марка снабжается тем же номером, что и кран, и не подходит к другим кранам. Пользование ключ-маркой лицами, не имеющими права на управление краном, должно быть исключено. [31]
Из приведенной схемы видно, что подача напряжения к катушке контактора Л возможна после нажатия на кнопку KB, когда рукоятки всех контроллеров КП, КТ, КМ поставлены в нулевое положение, включен аварийный выключатель АВ, замкнуты контакт люка КЛ, контакт дверей кабины КД, включена ключ-марка КМ и замкнуты контакты максимального реле МР. После включения линейного контактора Л замыкаются его блок-контакты Л в цепи управления, шунтирующие кнопку КВ. [32]
Из приведенной схемы видно, что подача напряжения к катушке контактора Л возможна после нажатия на кнопку KB, когда рукоятки всех контроллеров КП, КТ, КМ поставлены в нулевое положение, включен аварийный выключатель АВ, замкнуты контакт люка КЛ, контакт дверей кабины КД, включена
При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при которой управление кранов разрешается лишь лицу, получившему в установленном на предприятии порядке марку или ключ, который замыкает электрическую цепь управления краном ( ст. 334 Правил по кранам) и который принято называть ключ-марка. Ключ-марка снабжается тем же номером, что и кран, и не подходит к другим кранам. Пользование ключ-маркой лицами, не имеющими права на управление краном, должно быть исключено. [34]
На многих предприятиях для всех кранов введена ключ-марка. Бирка ( ключ-марка) передается посменно машинистами при приемке и сдаче смены. Машинист принимает смену только после получения им бирки ( крановой марки) от машиниста, сдающего смену, или от дежурного электрика, если предыдущая смена была неработающей. [35]
На электрических схемах постоянного и переменного тока должны быть учтены последние требования правил Госгортехнадзора. В частности, должна быть включена ключ-марка, без которой включение линейного контактора, а следовательно, и крана невозможно. [36]
При этом крановщики заранее должны знать номера кранов, на которых они могут работать. При необходимости работы в смене попеременно на двух и более мостовых кранах крановщику заранее должны быть выданы ключ-марки от этих кранов. [37]
Организация технического надзора на предприятии определяется приказом, в котором устанавливается порядок осуществления технического надзора. Назначаются специалисты, ответственные за исправное состояние и безопасное действие объектов котлонадзора, ответственные за безопасное ведение работ, за применение системы ключ-марка. Назначаются комиссии по аттестации персонала и по проверке знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими работниками и специалистами, распределяются объекты между службами главного энергетика и главного механика. Приказом определяется также создание службы технического надзора и ее подчиненность. [38]
Организация технического надзора на предприятии определяется приказом, в котором устанавливается порядок осуществления технического надзора. Назначаются инженерно-технические работники, ответственные за исправное состояние и безопасное действие объектов котлонадзора, ответственные за безопасное ведение работ, за применение системы ключ-марка. Назначаются комиссии по аттестации персонала и по проверке знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками; распределяются объекты между службами главного энергетика и главного механика. Приказом также определяется создание службы технического надзора и ее подчиненность. [39]
В процессе эксплуатации крана, согласно инструкции завода-изготовителя, выполняются следующие виды технических осмотров: ежесменные и профилактические осмотры. Ежесменный осмотр мостового крана проводит машинист, при этом проверяет: исправность и состояние тормозов, приборов безопасности, блокировок люка и кабины, наличие ключ-марки, состояние канатов, металлоконструкций, исправность электрооборудования. [40]
Какие имеются блокировочные устройства у кранов. К блокировочным устройствам кранов относятся блокировочный контакт крышки люка, ведущего из кабины на галерею крана, блокировочный контакт у дверей торца мостового крана, когда посадка в абину осуществляется через мост, блокировочный контакт дверей кабины, контакт ключ-марки у мостовых кранов ( который – дает возможность управлять краном лишь лицу, получившему ключ-марку), а также контакты максимальных реле, блокировочные контакты, действующие при перекосе конструкции перегрузочных мостов и козловых кранов, контакты тепловых реле и нулевая блокировка у контроллеров. [42]
Какие имеются блокировочные устройства у кранов. К блокировочным устройствам кранов относятся блокировочный контакт крышки люка, ведущего из кабины на галерею крана, блокировочный контакт у дверей торца мостового крана, когда посадка в абину осуществляется через мост, блокировочный контакт дверей кабины, контакт ключ-марки у мостовых кранов ( который – дает возможность управлять краном лишь лицу, получившему ключ-марку), а также контакты максимальных реле, блокировочные контакты, действующие при перекосе конструкции перегрузочных мостов и козловых кранов, контакты тепловых реле и нулевая блокировка у контроллеров. [43]
При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при которой управление кранов разрешается лишь лицу, получившему в установленном на предприятии порядке марку или ключ, который замыкает электрическую цепь управления краном ( ст. 334 Правил по кранам) и который принято называть ключ-марка. Ключ-марка снабжается тем же номером, что и кран, и не подходит к другим кранам. Пользование ключ-маркой лицами, не имеющими права на управление краном, должно быть исключено. [44]
Вакуумные котлы являются оборудованием периодического действия. Открывание их для выгрузки сопряжено с вероятностью выполнения этой операции при наличии в сосуде давления, что может привести к травмированию персонала. Для исключения этого в конструкции затвора разгрузочной горловины ( рис. 3.39) предусмотрены на конце нажимного винта проточка, входящая в паз скобы, приваренной к рычагу ( бугелю), и ограничительный бурт, фиксирующий крайнее положение нажимного винта, при котором исключен заход пяты винта на наружную поверхность скобы. Приваренные к концу рычага ( бугеля) кронштейн и к серьге ограничительная планка в сочетании с конструктивным исполнением нажимного винта обеспечивают принудительный отрыв крышки от уплотнения и перемещение ее на величину, определяемую высотой кронштейна рычага, без возможности откидывания серьги и самопроизвольного открытия крышки. Кроме того, в кронштейне предусматривается установка стопорного винта с внутренним отверстием под специальный ключ-марку; головка ввернутого винта предотвращает отбрасывание серьги. Для того чтобы избежать пребывание персонала в непосредственной близости от разгрузочной горловины, к упорному винту крепится удлинитель, обеспечивающий дистанционное открывание крышки с безопасного расстояния. [45]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
Осмотры и ремонты. Бирочная система
Осмотры и ремонты. Бирочная система
На каждом предприятии, где работают грузоподъемные кроны, должна быть создана ремонтная служба и установлен порядок профилактических осмотров и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватлых приспособлений и тары в исправном состоянии. Организации безопасных условий труда при осмотрах и ремонтах кранов придается особое значение. Недостаточно четко организованная работа, излишнее скопление людей, особенно на подкрановых путях, нарушения Правил ведут к авариям и несчастным случаям. Ремонт того или иного крана организует лицо, ответственное за исправное состояние кранов в. соответствии с графиком, утвержденным руководством цеха или предприятия.
Основа создания безопасных условий труда при чистке, осмотре и ремонте кранов и подкрановых путей — наряд-допуск. Наряд-допуск, подписанный – ответственным лицом, дает право на начало, ведение и окончание работ служит одной из главных мер безопасности. Такой наряд-допуск должен выдаваться также работникам, которые обслуживают технологическое оборудование, расположенное в зоне действия кранов. Отступление от этого порядка, как правило, ведет к серьезным происшествиям.
Краны должны ремонтироваться в установленных местах у посадочных или ремонтных площадок. На ремонтируемом кране контроллеры должны быть выведены в нулевое положение, рубильники, через которые питаются кран и главные троллеп, выключены, плавкие предохранители сняты. Обесточивание должно проводиться не менее, чем двумя отключениями силовой цепи. На указанных рубильниках- обязательно вывешиваются плакаты: “Не включать — работают люди”.
После отключения напряжения крановщик передает руководителю ремонта ключ-бирку на право управления краном. По обе стороны ремонтируемого крана (при работе в пролете нескольких кранов) на подкрановых рельсах устанавливаются переносные упоры, а также красные сигнальные флажки днем и красные фонари в ночное время для предупреждения заезда других кранов в зону ремонта.
Площадь под остановленным на ремонт краном ограждается веревкой, на которой вывешиваются надписи: «Проход запрещен — вверху работают!» В необходимых случаях рабочие снабжаются монтажными поясами. При этом руководитель работ указывает места их подсоединения.
В вахтенных журналах ремонтируемого крана и соседних с ним кранов, действующих на одном подкрановом пути (а при необходимости — и в смежных пролетах), обязательно делается соответствующая запись о ведущемся ремонте и мерах безопасности.
На подкрановых путях участки ремонта ограждаются упорами, устанавливаются флажки, ночью — красные сигнальные лампы; троллеи обесточиваются. Машинисты кранов (вcex смен), действующих в пролете ремонта и смежных пролетах, должны знать о времени и месте ремонта. Об этом делается запись в их вахтенных журналах. Могут быть приняты и другие меры безопасности, определяемые спецификой ремонта и местными условиями производства.
Перед каждым ремонтом крана и выполнением работ на подкрановых путях весь персонал, участвующий в ремонте, должен быть проинструктирован по технике безопасности применительно к каждой конкретной работе, о чем делается соответствующая запись в журнале инструктажа (личных карточках).
Все плановые ремонты, осмотры и чистка подкрановых путей выполняются только в дневное время. Ночью подкрановые пути разрешается ремонтировать в аварийных случаях по письменному разрешению начальника цеха и по указанному выше наряду-допуску. После получения наряда-допуска ответственный за ремонт проверяет выполнение условий и указаний в допуске. Во время ремонта крана разрешается пользоваться только исправными, испытанными и имеющими бирки чалочными приспособлениями, соответствующими по грузоподъемности весу поднимаемого груза.
В труднодоступных местах ремонт следует производить с подмостей, выполненных соответственно требованиям к ним по проекту и принятых после изготовления заказчиком по акту. Обычно подмости изготовляются из качественных сосновых досок толщиной не менее 40 мм, со сплошным настилом и прочными барьерами высотой не менее 1200 мм, с полосами внизу по всему периметру высотой не менее 100 мм и средним поясом ограждения. При этом следует помнить, что подмости не могут нагружаться людьми и материалами, превышающими повесу расчетную величину.
Если необходимо провести специальные кратковременные работы на высоте свыше 2 м без подмостей, обязательно надо закрепиться монтажным поясом за надежные части здания или металлоконструкции. В местах, указанных в наряде-допуске, для безопасного движения, на высоте между конечными пунктами необходимо натянуть и надежно укрепить стальной канат, к которому рабочий прикрепляет цепь монтажного пояса.
Во время ремонта каждый слесарь обязан так организовать свое рабочее место, чтобы оно было безопасным и удобным для выполнения работ.
Используемое в ходе ремонтов и осмотров переносное электробсвещение должно быть низковольтным (не выше 12 В).
Руководитель ремонта должен установить такой порядок, чтобы при разборке и сборке механизмов соблюдались условия, обеспечивающие безопасный труд и чтобы детали устойчиво складывались в заранее ‘ указанные места, не загромождали проходов; чтобы после сборки узлов и окончания ремонта в механизмах не оставались бы мелкие детали, гайки, болты, подкладки, клинья, инструменты, а на все вращающиеся механизмы обязательно и неотложно устанавливались бы исправные и надежные защитные ограждения.
Следует предусматривать и обеспечивать меры безопасного ремонта тележек, учитывая, что при ремонте тележка должна быть установлена в крайнее положение с противоположной стороны от главных троллейных проводов, а при ремонте механизма передвижения моста крана должна останавливаться против этого механизма.
После окончания ремонта к опробованию крана (подъемного механизма) можно приступить лишь тогда, когда проверены все механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, защитные ограждения, все ремонтники сошли с крана, сняты подмости, убраны инструмент, различные детали и предметы. Любые пробные включения механизмов крана, рубильника во время или после окончания ремонта могут быть только с разрешения и в присутствии руководителя, ответственного за ремонт. При этом все работающие на кране должны быть предупреждены о предстоящем включении. Лицо, ответственное за ремонт, обязано проследить, чтобы все заняли безопасное положение. Крановщик может начать работу на кране после его ремонта и ухода людей только по разрешению лица, ответственного за исправное и безопасное состояние крана. Это разрешение должно быть записано в вахтенном журнале.
После выполнения требований наряда-допуска и подачи на кран электропитания крановщик получает у руководителя ремонта ключ-бирку на право управления. Работник, ответственный за исправное состояние кранов и принявший ремонтные работы, разрешает крановщику приступить к опробованию механизмов крана, а также всех приборов и устройств безопасности.
Дежурные с~гесари и электромонтеры, обслуживающие грузоподъемные краны в сменах, обязаны по вызову крановщиков или сменных руководителей производства в течейие смены устранить все возникшие неисправности. Меры безопасного выполнения указанных работ должны быть оговорены в специальной Инструкции по технике безопасности, действующей на предприятии и доведенной до работающих в установленном порядке.
Если на кране обнаружены дефекты, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, дежурный слесарь (электромонтер) имеет право и обязан немедленно остановить кран, забрать у крановщика ключ-бирку, записать в журнал приема и сдачи смены причину остановки и доложить о принятом решении начальнику смены или другому ответственному руководителю производства.
Бирочная (марочная) система. В одном из информационных писем Госгортехнадзора УССР записано: «Не допускать работу электромостовых кранов без применения марочной системы, при которой управлять краном может только лицо, получившее в установленном порядке ключ-марку, замыкающую электрическую цепь управления краном».
Бирочная (марочная) система — эффективная мера предупреждения аварий и несчастных случаев при эксплуатации и ремонте кранового оборудования, опробования его в работе, исключает несогласованные действия между крановщиками и ремонтными работниками, управление кранами случайными лицами. Распространяется она на все электрические мостовые краны, а также на другие виды оборудования в тех случаях, когда крановщику с места управления не видны вращающиеся и движущиеся части механизмов или находящиеся под напряжением, электрического тока.
На предприятиях устанавливаются два образца бирок:
Полезная информация:
ohrana-bgd.narod.ru
характеристики и размеры, маркировка и материалы изготовления, известные производители
Шаровые краны в современном мире используются повсеместно. Например, для монтажа и соединения водопроводных труб, установки и подключения бойлера, монтажа радиаторов или отопительной системы в целом или подключения счётчиков учёта воды и газа и т. д. Такие изделия очень популярны, но из-за богатства разновидностей и размеров выбрать нужный шаровой кран бывает затруднительно. Поэтому каждый хозяин дома должен иметь хотя бы примерное представление об этих изделиях.
Описание устройства
Почему кран называют “шаровым”? Ответ прост – внутри устройства есть металлическая сфера. При повороте вентиля она пропускает либо препятствует прохождению воды или газа по трубам. Подобное запорное устройство особенно популярно в частных домах или квартирах.
В зависимости от производителя, а также от целей использования, размеры шаровых кранов могут меняться, поэтому необходимо это учитывать при покупке. Но тем не менее, если сравнивать размеры современных изделий с теми, которые производились 10 лет назад, то нынешние будут значительно компактнее, надёжнее и функциональнее, чем их предшественники.
В каждом устройстве есть следующие детали:
- Корпус. В нём и располагается металлическая сфера, препятствующая или способствующая прохождению газа или воды.
- Накручиваемая часть. Благодаря ей можно при необходимости разобрать шаровой кран.
- Рабочая часть, то есть металлический шар.
- Уплотнители. Чтобы сфера из металла прилегала плотно, требуются различные материалы, которые способствуют этому.
- Приводной шток – уменьшает усилия при повороте вентиля.
- Управляющий рычаг – непосредственно сам вентиль.
Запас прочности изделий рассчитан на сильные потоки жидкости, которые будут постоянно проходить через шаровой кран. Поэтому подобные устройства можно безбоязненно ставить даже в самые “водонапорные” места.
Характеристики и размеры
Как было сказано выше, перед покупкой рекомендуется ознакомиться с размерами запорных устройств. Например, классификация шаровых кранов для воды исходит из диаметра пропускного прохода внутри изделия. Кроме того, устройства различаются по типу резьбового покрытия и показателя рабочего давления.
Узнав размер внутреннего прохода шарового крана можно определить цели и частоту использования запорного механизма. Так, механизмы с размером в 1, 1,25 или 1,5 дюйма указывают на нечастое использование и не рассчитаны на постоянные нагрузки. В ином случае устройство выйдет из строя.
В быту применяются изделия с диаметром в 0,5 (около 12, 5 мм) или 0, 75 дюйма. Первый вариант отлично подходит для водоснабжения, а второй – для отопительных систем с циркулярным насосом. Если же циркуляция основана на естественной рабочей среде, потребуются трубы с диаметром 40-50 мм. В ином случае можно обойтись и более узкими изделиями.
Конечно, существуют и другие модели с ещё большим диаметром, но они устанавливаются сугубо на производстве или на специальных объектах. В быту же вполне достаточно изделий с диаметром от 0, 5 до 1, 5 дюйма.
Маркировка
При внимательном рассмотрении шарового крана, на нём можно обнаружить некоторые символы. Эти знаки несут в себе много полезной информации, как, например, бирки на одежде. Умение расшифровки этих данных позволят понять, подходит ли вам это устройство.
Нанесение маркировки регламентируется ГОСТ Р 52760. В документе сказано, что производитель обязан указать на видной части изделия или на отдельной табличке необходимую для покупателя информацию. Как правило, на шаровых кранах указывают следующие данные:
- DN – непосредственно, диаметр внутреннего прохода.
- PN – значение максимального давления. Как правило, указывается в атмосферах.
- Величины расчётного и рабочего давления.
- Материал, из которого сделан корпус шарового крана.
- Одна или несколько стрелок, указывающих направление потока.
- Минимальная и максимальная температура, при которой устройство может работать.
- Дата изготовления.
Лучшие материалы и производители
Металл или сплав, из которого изготовлен шаровой кран играет, существенную роль при его использовании. Некачественный материал способен сломать устройство в самый короткий срок. Как следствие, сломанное изделие будет стоить финансовых затрат на его замену.
Обычно шаровые краны изготавливаются из латуни или латуни, покрытой никелем. Эти материалы в течение долгого времени отлично зарекомендовали себя. Вместе с тем не рекомендуется приобретать изделия, материалом для которых послужил силумин. Краны, изготовленные из силумина, могут треснуть или буквально развалиться во время установки, особенно если их изготовил недобросовестный производитель.
На рынке шаровых запорных изделий, бесспорно, лидирует компания ValTec. Она давно зарекомендовала себя как качественного и надёжного производителя сантехники. Поэтому в первую очередь стоит акцентировать внимание на изделиях этой фирмы.
Если моделей от ValTec нет, можно приобрести устройства от компании Bugatti. Она также отличается отличным качеством, но присутствует на рынке сантехники меньше своего конкурента. Отечественные производители также хотят вырваться в лидеры. Например, Бологовский арматурный завод, который после “застоя” пытается наверстать упущенное за счёт низкой цены и качественных изделий.
Большая востребованность шаровых кранов оказала значительное влияние на разнообразие продукции, уровень конкуренции и качество изделий. Но, несмотря на богатый выбор, следует помнить, что для каждой цели существует кран определённого размера. Поэтому при покупке необходимо руководствоваться таким принципом.
Приобретение изделия неподходящего диаметра может стоить нервов, времени и, возможно, денег. Поэтому выбирая модель для отопления, не стоит замахиваться на размеры в 1-2 дюйма. Иначе – требование о возврате, лишняя беготня и снова поиск подходящего изделия.
stoki.guru
Водопроводный кран: виды, устройство и ремонт
Добавить в закладки Версия для печатиВ любом доме смеситель является необходимым устройством. Водопроводный кран – это устройство, которой используется для контроля подачи воды в жилое или промышленное помещение, а также на открытые площади с целью их полива.
Виды
Существует очень много разнообразных смесителей, они классифицируются по принципу работы, месту расположения, конструкции, материалу, дополнительным характеристикам.
Виды водопроводных кранов ГОСТ 25809-96:
- Шаровые;
- Картриджные.
Шаровые краны считаются самыми популярными в настоящий момент устройствам для контроля работы водопроводной системы кухни, ванной комнаты, душа и т. д. Их особенностью является наличие шарика в качестве запорного механизма, который позволяет плавно регулировать поток и температуру воды. Это механизм, который работает за счет полуоборота вентиля (рукоятки, джойстика), за что его также называют полуоборотный.
Фото – полуоборотный шаровыйВо втором виде кранов используется керамический картридж, исполняющий ту же функцию, что и шарик. Каждый вентиль (холодный и горячий) соединен с картриджем, которые плотно притерты друг к другу. Если повернуть ручкой в нужную сторону, то можно будет точно и быстро настроить напор и градус. Именно такую конструкцию имеет каждый второй старый советский крана. Ими легко пользоваться, но со временем они стали не так практичны, как шариковые. В зависимости от конструкции также делятся на:
- Переходник елочкой;
- Патрубные.
Елочки изготавливаются со специальным тройником внутри, за счет которого производится смешение воды. Патрубные же напрямую подключены к трубе, настройка осуществляется непосредственно в изливе (носике).
Фото – конструкцияПоворотный датчик с одним вентилем принято использовать на даче, во дворе и на промышленных предприятиях. Очень часто его устанавливают на шлангах стиральной машины, отопителя, насоса и прочих бытовых устройств.
Фото – вентиль для пластикаОчень интересный принцип работы имеет водопроводный нажимной кран, это наглядно демонстрирует чертеж. Он работает за счет сильного прижатия картриджей или шарика к корпусу. Засов все время находится под давлением пружины, но когда на кнопку (рукоятку) нажимают, запорный механизм отодвигается. Его установка производится строго по схеме, описанной производителем.
Фото – нажимной водопроводный механизмФото – чертежПомимо этого сейчас активно используются водопроводные краны с ИК-датчиком открывания воды, их устанавливают для дачи, дома, квартиры, в общественных местах. Они декорируются подсветкой (специальная насадка, которая реагирует на температуру струи), таймером, звуковым сопровождением. Несмотря на то, что внутри системы установлен механический кран-букса, этот водопроводный прибор принято определять как электрический смеситель. Автоматический сенсорный смеситель работает за счет работы пассивного инфракрасного датчика.
Фото – насадкиЗапорный механизм соединен с датчиком, когда в диапазоне его действия появляется предмет – то включается вода. Также существенным отличием от вышеописанных кранов является то, что настройка температуры производится сразу при установке. Учитывая, что сейчас такие приборы преимущественно монтируются в местах общественного пользования, сантехник сразу настраивает температуру воды и её давление на определенный уровень.
Фото – сенсор с таймеромПомимо сенсорного сейчас производятся водопроводные краны с таймерами, с подогревом воды, термостатами, с электроприводом и прочими модернизациями. В большинстве случаев, эти устройства не требуют соединения с током, т. к. это противоречило бы элементарным правилам техники безопасности. Они работают под управлением батарейки или съемного аккумулятора.
Материал
Не менее, чем конструкция, важен материал, из которого изготовлен кран:
- Латунь;
- Медь;
- Легированная сталь;
- Чугун.
Кухонный чугунный кран до сих пор можно встретить в старых домах, ранее именно этот металл использовался для таких целей. Чугун не поддается коррозии, отличается своей долговечностью, но в виду высокой хрупкости его пришлось заменить более практичной латунью.
Латунный кран прекрасно себя зарекомендовал. Его можно использовать в экстремальных условиях работы, он не ржавеет и отлично переносит ударные нагрузки. Медный имеет аналогичные технические характеристики, но более красивый на вид и стоит несколько дороже.
Но если настенный чугунный или медный кран активно использовался еще в середине 20 века, то в начале 21 большую популярность появились навесные мойки. Они не выдерживали большого веса тяжелой запорной арматуры и поэтому стали производиться стальные аналоги. Они были ниже по цене и имели отличные параметры долговечности.
Помимо металлических водопроводных устройств для уличной установки систем используется пластмассовый краник. Его часто врезают прямо в трубы, обеспечивая быструю работу и надежность.
Купить водопроводный кран можно в любом сантехническом магазине, цена зависит от типа и марки устройства.
Фото – современная сенсорная модельВидео по теме:
и видео:
Как выбрать водопроводный кран (смеситель)
Ремонт
Ремонт большинства водопроводных кранов можно легко провести своими руками, разобрать и починить устройство не составит большого труда. Вам понадобится разводной ключ, плоская отвертка, пассатижи, схема смесителя.
Фото – разборкаКак разобрать и сделать садовый трехходовый водопроводный вентильный кран, если он подтекает:
- Для начала нужно открутить декоративную заглушку, расположенную на вентиле. Она может сниматься при помощи отвертки или быть установленной на скрытые крепления;
- После снимается прижимная гайка, которая удерживает корпус на мойке;
- Аккуратно откручивается рукоятка со штоком (шпинделем – в зависимости от конструкции), и корпус снимается;
- С двух сторон запорного механизма установлены прокладки. Их нужно снять при помощи отвертки;
- Если настенный отечественный или импортный кран подтекает – то прокладки нужно поменять. Параллельно проверьте сальник – от него зависит плавность вращения вентиля. Если вода течет из нижней части крана, то проблема именно в нем;
- Под сальником расположен запорный механизм, а под ним в свою очередь пружинки и шланг, подающий воду. Если запор неровный, имеет на поверхности зазубрины или трещины, то нужно поставить новый. Обязательно натягивается пружинка.
После разборки арматуру можно отремонтировать либо заменить. При обратной установке обязательно проверяется фильтр на изливе. Независимо от типа смесителя на носике установлена специальная сеточка, которая подвергается постоянному воздействию воды. Но в некоторых случаях замена не может осуществляться. Например, если треснут корпус смесителя.
Фото – инструкция по замене прокладкиЕсли кран шумит или гудит при работе, то, возможно, причина кроется в так называемой кавитации. При работе по корпусу течет вода с большим давлением, но как только засов закрывается – давление падает, и это становится причиной гула. Что делать, если кран гудит:
- Поменять прокладку;
- Провернуть вентиль сначала на полный оборот, а после на пол оборота;
- Проверить сальник;
- Полностью заменить кран-буксу.
Если Вы не можете сами провести ремонт водопроводного крана, то такие услуги предоставляют сантехники ЖЭК, профессиональные ремонтные компании или фирменные дилерские центры.
www.kanalizaciya-stroy.ru