Чтение схем – Как читать электрические схемы для новичков: как правильно

Содержание

как научиться читать, какие виды бывают

Электрическая схема являет собой детальный рисунок с указанием всех электронных деталей и комплектующих, которые связаны проводниками. Знание принципа функционирования электрических цепей является залогом грамотно собранного электроприбора. То есть сборщик должен знать, как обозначаются на схеме электронные элементы, какие значки, буквенные или цифровые символы им соответствуют. В материале разберемся в  ключевых обозначениях и основах, как научиться читать электрические принципиальные схемы.

Любая электрическая схема включается ряд деталей, состоящих из более мелких элементов. Приведем в качестве примера электрический утюг, который содержит внутри нагревательный элемент, датчик температуры, лампочки, предохранители, а также имеет провод с вилкой. В прочих бытовых приборах предусмотрена усовершенствованная конфигурация с автоматическими выключателями, электромоторами, трансформаторами, а между ними имеются соединители для полноценного взаимодействия компонентов прибора и выполнения предназначения каждого из них.

Поэтому часто возникает проблема, как научиться расшифровывать электрические схемы, в которых содержатся графические обозначения. Принципы чтения схем важны для тех, кто занимается электромонтажом, ремонтом бытовой техники, подключением электрических устройств. Знание принципов чтения электросхем необходимо, чтобы понимать взаимодействие элементов и функционирования приборов.

Виды электрических схем

Все электрические схемы представлены в виде изображения или чертежа, где наряду с оборудованием указаны звенья электроцепи. Схемы отличаются по назначению, на основании чего разработана классификация разных  электрических схем:

  • первичные и вторичные цепи.

Первичные цепи создаются для подачи основного электрического напряжения от источника тока к потребителям. Они генерируют, трансформируют и распределяют при передаче электроэнергию. Такие цепи предполагают наличие основной схемы и цепей для различных нужд.

Во вторичных цепях напряжение не выше 1 кВт, они используются для обеспечения задач автоматики, управления и защиты. Благодаря вторичным цепям выполняется контроль расхода и учета электроэнергии;

  • однолинейные, полнолинейные.

Полнолинейные схемы разработаны для применения в трехфазных цепях, они отображают подсоединенные по всем фазам устройства.

Однолинейные схемы показывают только приборы на средней фазе;

  • принципиальные и монтажные.

Принципиальная общая электрическая схема подразумевает указание только ключевых элементов, на ней не указываются второстепенные детали. Благодаря этому схемы просты и понятны.

На монтажных схемах нанесено более детальное изображение, поскольку именно такие схемы используются для фактического монтажа всех элементов электросети.

Развернутые схемы с указанием второстепенных цепей помогают выделить вспомогательные электрические цепи, участки с отдельной защитой.

Обозначения в схемах

Электрические схемы состоят из элементов и комплектующих, обеспечивающих протекание электрического тока. Все элементы разделяются на несколько категорий:

  • устройства, генерирующие электроэнергию – источники питания;
  • преобразователи электротока в иные виды энергии – выступают потребителями;
  • детали, ответственные за передачу электроэнергии от источника к приборам. Также в данную категорию включены трансформаторы и стабилизаторы, обеспечивающие стабильность напряжения в сети.

Для каждого элемента предусмотрено конкретное графическое обозначение на схеме. Помимо ключевых обозначений, на схемах указываются линии передачи электроэнергии. Участки электроцепи, по которым идет одинаковый ток, называются ветвями, а в местах их соединения на схеме ставятся точки для обозначения соединительных узлов.

Контур электроцепи предполагает замкнутый путь движения электротока по нескольким ветвям. Наиболее простая схема состоит из одного контура, а для более сложных приборов предусмотрены схемы с несколькими контурами.

На электрической схеме каждому элементу и соединению соответствует значок или обозначение. Для отображения выводов изоляции применяются однолинейные и многолинейные схемы, число линий в которых определяется числом выводов. Иногда для удобства чтения и понимания схем применяются смешанные рисунки, к примеру, изоляция статора описана развернуто, а изоляция ротора – в общем виде.

Обозначения трансформаторов в электрических схемах рисуются в общем или развернутом виде, однолинейным и многолинейным методами. Непосредственно от детализации изображения зависит метод отображения на схеме приборов, их выводов, соединений и узлов. Так, в трансформаторах тока первичная обмотка отражается толстой линией с точками. Вторичная обмотка может отображаться окружностью при стандартной схеме или двумя полуокружностями в случае развернутой схемы.

Прочие элементы отображаются на схемах следующими обозначениями:

  • контакты разделяются на замыкающие, размыкающие и переключатели, которые обозначаются разными знаками. При необходимости контакты могут быть указаны в зеркальном отражении. Основание подвижной части указывается как незаштрихованная точка;
  • выключатели – их основанию соответствует точка, а для автоматических выключателей прорисовывается категория расцепителя. Выключатель для открытой установки, как правило, имеет отдельное обозначение;
  • предохранители, резисторы постоянного сопротивления и конденсаторы. Предохранительные элементы изображаются в виде прямоугольника с отводами, постоянные резисторы могут быть обозначены с отводами или без. Подвижный контакт рисуется стрелкой. Электролитические конденсаторы обозначаются в зависимости от полярности;
  • полупроводники. Простые диоды с р-п-переходом показываются в виде треугольника и перекрестной линией электроцепи. Треугольник обозначает анод, а линия – катод;
  • лампу накаливания и другие осветительные элементы обычно обозначают

Понимание данных значков и обозначений делает чтение электрических схем простым. Поэтому прежде чем приступать к электромонтажу или разборке бытовых приборов, рекомендуем ознакомиться с основными условными обозначениями.

Как правильно читать электрические схемы

Принципиальная схема электроцепи отображает все детали и звенья, между которыми протекает ток через проводники. Такие схемы являются базой для разработки электрических приборов, поэтому чтение и понимание электрических схем является обязательным для любого электрика.

Грамотное понимание схем для начинающих дает возможность понять принципы их составления и правильного соединения всех элементов в электрической цепи для достижения ожидаемого результата. Чтобы правильно читать даже сложные схемы, необходимо изучить основные и второстепенные изображения, условные знаки элементов. Условные знаки обозначают общую конфигурацию, специфику и назначение детали, что позволяет составить полноценную картину прибора при чтении схемы.

Начинать ознакомление со схемами можно с небольших приборов, таких как конденсаторы, динамики, резисторы. Более сложны для понимания схемы полупроводниковых электронных деталей в виде транзисторов, симисторов, микросхем. Так в биполярных транзисторах предусмотрены как минимум три вывода (базовый, коллектор и эмиттер), что требует большего количества условных обозначений. Благодаря большому количеству разных знаков и рисунков можно выявить индивидуальные характеристики элемента и его специфику. В обозначениях зашифрована информация, позволяющая выяснить структуру элементов и их особые характеристики.

Часто условные обозначения имеют вспомогательные уточнения – возле значков имеются латинские буквенные обозначения для детализации. С их значениями также рекомендуется ознакомиться перед началом работы со схемами. Также возле букв часто имеются цифры, отображающие нумерацию или технические параметры элементов.

Итак, чтобы научиться читать и понимать электрические схемы, нужно ознакомиться с условными обозначениями (рисунками, буквенными и цифровыми символами). Это позволит получать информацию из схемы касательно структуры, конструкции и назначения каждого элемента. То есть для понимания схем нужно изучить основы радиотехники и электроники.

odinelectric.ru

Схемы по электрике. Виды и типы. Некоторые обозначения

Во время работ по электротехнике человек может столкнуться с обозначениями элементов, которые условно обозначены на электромонтажных схемах. Разнообразия схемы по электрике очень широки. Они имеют разные функции и классификацию. Но все графические обозначения в условном виде приводятся к одним формам, и для всех схем элементы соответствуют друг другу.

Электромонтажная схема – это документ, в котором обозначены связи составных элементов разных устройств, потребляющих электроэнергию, между собой по определенным стандартным правилам. Такое изображение в виде чертежа призвано научить специалистов по электрическому монтажу, чтобы они поняли из схемы принцип действия устройства, и из каких составных частей и элементов она собрана.

Главное предназначение электромонтажной схемы – оказать помощь в монтаже электроустройств и приборов, простом и легком обнаружении неисправности в электрической цепи. Далее разберемся в видах и типах электромонтажных схем, выясним их свойства и характеристики каждого типа.

Схемы по электрике: классификация

Все электрические схемы, как документы, разделяются на виды и типы. По соответствующим стандартам можно найти разделение этих документов по видам схем и типам. Разберем их подробную классификацию.

Виды электромонтажных схем следующие:

  • Электрические.
  • Газовые.
  • Гидравлические.
  • Энергетические.
  • Деления.
  • Пневматические.
  • Кинематические.
  • Комбинированные.
  • Вакуумные.
  • Оптические.

Основные типы:

  • Структурные.
  • Монтажные.
  • Объединенные.
  • Расположения.
  • Общие.
  • Функциональные.
  • Принципиальные.
  • Подключения.

Рассматривая схемы по электрике, перечисленные обозначения, по названию электросхемы определяют тип и вид.

Обозначения в электросхемах

В современный период в электромонтажных работах используются как отечественные, так и импортные элементы. Зарубежные детали можно представить широким ассортиментом. На схемах и чертежах они также обозначаются условно. Описывается не только размер параметров, но и список элементов, входящих в устройство, их взаимосвязь.

Теперь следует разобраться, для чего предназначена каждая конкретная электросхема, и из чего она состоит.

Принципиальная схема

Такой тип используется в распределительных сетях. Он обеспечивает полное раскрытие работы электрооборудования. На чертеже обязательно обозначают функциональные узлы, их связь. Схема имеет два вида: однолинейная, полная. На однолинейной схеме изображены первичные сети (силовые). Вот ее пример:

Полный вариант схемы по электрике изображается в элементном или развернутом виде. Если устройство простое, и на чертеже входят все пояснения, то хватит развернутого плана. При сложном устройстве с цепью управления, измерения и т. д., оптимальным решением будет изобразить все узлы на отдельных листах, во избежание путаницы.

Бывает также принципиальная электросхема, на которой изображена выкопировка плана с обозначением отдельного узла, его состав и работа.

Монтажная схема

Такие схемы по электрике применяются для разъяснения монтажа какой-либо проводки. На них можно изобразить точное положение элементов, их соединение, характеристики установок. На схеме проводки квартиры будет видно размещение розеток, светильников и т.д.

Эта схема руководит электромонтажными работами, дает понимание всех подключений. Для монтажа бытовых устройств такая схема лучше подходит для работы.

Объединенная схема

Этот тип схемы включает в себя разные виды и типы документов. Ее применяют для того, чтобы не загромождать чертеж, обозначить важные цепи, особенности. Чаще объединенные схемы применяют на предприятиях промышленности. Для домашнего применения она вряд ли имеет смысл.

Изучив условные обозначения, подготовив необходимую документацию, не трудно разобраться в работе любой электроустановке.

Порядок сборки по электрической схеме

Самым сложным делом для электрика является понимание взаимодействия элементов в схеме. Нужно знать, как читать и собирать схему. Сборка предполагает определенные правила:

  • Во время сборки необходимо руководствоваться одним направлением, например, по часовой стрелке.
  • Лучше для начала разделить схему на части, если много элементов и схема сложная.
  • Начинают сборку от фазы.
  • При каждом выполненном шаге по сборке нужно предположить, что будет происходить, если в данный момент подать напряжение.

После окончания сборки обязательно должна образоваться замкнутая цепь. Для примера разберем подключение в домашних условиях люстры, состоящей из 3-х плафонов, с применением двойного выключателя.

Сначала определим порядок работы люстры. При включении 1-й клавиши должна загораться одна лампочка, если включить 2-ю клавишу, то другие две. По схеме на выключатель и люстру идут по 3 провода. От сети идут два провода, фаза и ноль.

Индикатором определяем и находим фазу, соединяем ее с выключателем, не прерывая ноль. Провод присоединяем к общей клемме выключателя. От него пойдут 2 провода на 2 цепи. Один из проводов соединим с патроном лампы. От патрона выводим второй проводник, соединяем с нулем. Одна цепь готова. Для проверки щелкаем первой клавишей выключателя, лампа горит.

2-й провод от выключателя подключаем к патрону другой лампы. От патрона провод соединяем с нулем. Если по очереди щелкать клавишами выключателя, то будут светиться разные лампы.

Теперь подключим третью лампу. Соединяем ее параллельно к любой лампе. В люстре один провод стал общим. Его делают отличительным по цвету. Если у вас провода все одинаковые по цвету, то во избежание путаницы необходимо при монтаже пользоваться индикатором. Для подключения люстры обычно не требуется особого труда, так как эта схема не особо сложная.

Похожие темы:

 

electrosam.ru

Как читать схемы электрооборудования автомобилей?

Для того что бы понимать содержимое схемы, надо знать соответствие между символами схемы и реальными элементами устройства. Какие функции эти устройства выполняют и как между собой взаимодействуют.

Определимся с терминами:

  • Элемент схемы – составная часть схемы, которая выполняет определенную функцию в изделии и не может быть разделена на части, имеющие самостоятельное назначение.
  • Устройство – совокупность элементов, представляющая единую конструкцию (блок, плата, и т.п.).
  • Схема принципиальная (полная) – схема, определяющая полный состав элементов и связей между ними, и как правило, дающая детальное представление о принципах работы изделия . Схемами принципиальными пользуются для изучения принципов работы изделий, а также при их наладке, контроле и ремонте. Они служат основанием для разработки других конструкторских документов, например, схем соединений (монтажных) и чертежей.
  • Схема соединений (монтажная) – схема, показывающая соединения составных частей изделия и определяющая провода, жгуты, кабели , которыми осуществляются эти соединения, а также места их присоединений и ввода (разъемы, платы, и т.п.).
  • Схема расположения – схема, определяющая относительное расположение составных частей изделия, а при необходимости, также жгутов, проводов, кабелей и т.п.
  • Жгут – совокупность проводов упакованных определенным образом в единое целое.

В схемах электрооборудования автомобилей схемы принципиальная, монтажная, расположения – объеденены в одну в упрощенном виде, упрощение касается схем монтажных и расположения. На схемах, устройства имеют рисунок в какой то степени соответствующий их внешнему виду, и расположены они по схеме также (вид сверху) как и в реальности физически, с определенным упрощением. Такое совмещение касается схем в основном автомобилей ранних выпусков. Схемы современных автомобилей выполнены иначе, ввиду существенного усложнения электрооборудования, схема расположения выполняется отдельно.

При чтении схем надо знать основополагающие принципы:
  1. Все провода соединений имеют цветовую маркировку, которая может состоять из одного цвета или двух (основного и дополнительного). Дополнительным цветом наносятся штрихи поперечные или продольные.
  2. В пределах одного жгута, провода одинаковой маркировки имеют гальваническое соединение (физически соеденены между собой).
  3. На схемах провод при входе в жгут имеет наклон в сторону, куда он проложен.
  4. Черным цветом, как правило, обозначается провод имеющий соединение с корпусом автомобиля (массой).
  5. Положение контактов реле указаны в состоянии, когда через их обмотку не протекает ток. По исходному состоянию, контакты реле различаются – на нормально замкнутые и нормально разомкнутые.
  6. Некоторые провода имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, которое позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет.
    Смотрите таблицу.
Согласно стандарту DIN 72552 (часто используемые значения):
КонтактЗначение
15Плюс аккумулятора после контактов ключа зажигания.
30Плюс аккумулятора напрямую.
31Минус аккумулятора напрямую или корпус.
50Управление стартером.
53Стеклоочиститель.
56Головной свет.
56aДальний свет.
56bБлижний свет.
58Габаритные огни.
85 Обмотка реле (-) .
86Обмотка реле (+).
87 Общий контакт реле ).
87aНормально замкнутый контакт реле.
87bНормально разомкнутый контакт реле.
88Общий контакт 2 реле .
88aНормально замкнутый 2 контакт реле.
88bНормально разомкнутый 2 контакт реле.
Перечень наиболее используемых символических рисунков:

Так же часто с элементом схемы стоит символический рисунок поясняющий к какому устройству этот элемент относится.

Обозначения элементов схемы.

Как читать схемы электооборудования автомобилей иностранных моделей?

Рассмотрим пример чтения схем автомобилей марки Ниссан. Для этого нам надо ознакомится с системой обозначений элементов электооборудования на схемах. Начнём с обозначения контактов разъёмов. Как показано на рис.1.

Рядом с рисунком разъёма располагается обозначение с какой стороны разъёма его рассматривать, со стороны контактов (Terminal Side)(T.S.) или со стороны жгута (Harness Side) (H.S.). Обратите внимание что контур разъёма , где контакты рассматриваются со стороны проводов обведён линией.

На рис.2 и рис.3 показаны обозначения элементов схемы, смысл которых разъяснён в таблице 1.

НомерНаименованиеОписание
1BatteryАккумулятор
2Fusible linkПредохранитель установленный в провод
3Number fusible link or fuseПорядковый номер линии с предохранителем или предохранителя
4FuseПредохранитель
5Current ratingНоминал предохранителя в амперах
6Optional spliceОкружность показывает, что соединение зависит от исполнения автомобиля
7Connector numberНомер разъёма
8SpliceЧёрный круг обозначает соединение проводников
9Page crossingДанная цепь продолжается на следующей странице
10Option abbreviationЦепь между этими знаками присутствует только для полного привода
11RelayПоказывает внутренние соединения реле
12Option descriptionПоказывает вариант исполнения схемы в зависимости от автомобиля
13SwitchCостояние контактов в зависимости от положения переключателя (замкнуты или размкнуты)
14CircuitЦепь
15System branch Указывет что соединение идёт в другую систему (головного освещения)
16Shielded lineЛиния имеет экранирование
17Component nameНаименование элемента схемы
18Ground (GND)Заземление
19ConnectorУказан порядок нумерации контактов при просмотре со стороны жгута
20ConnectorsПоказывает, что провод имеет 2 разъёма
21Wire colorСокращённое обозначение цвета провода
22Terminal number Описывает номер контакта, цвет провода и наименование сигнала
Таблица 1.

Обозначения сокращений цвета

B = BlackLA = Lavender
W = WhiteOR or O = Orange
R = RedP = Pink
G = GreenPU or V (Violet) = Purple
L = BlueGY or GR = Gray
Y = YellowSB = Sky Blue
LG = Light GreenCH = Dark Brown
BG = BeigeDG = Dark Green
BR = Brown 

На рис. 4 показано изображение в схеме нормально разомкнутых и нормально замкнутых контактов, это состояние, когда через обмотку реле не протекает ток.

На рис.5. показан переключатель стеклоочистителя в виде графического рисунка и двух таблиц. На рисунке показано схематически внутренние соединения переключателя. Таблицы нам описывают работу переключателя, как “чёрного ящика”, неизвестно как реализуется схема внутри, но на выходе состояние контактов соответствует указанным в таблице, для режимов:

  1. OFF- выключено;
  2. INT- интервальный;
  3. LO- низкая скорость;
  4. HI- высокая скорость;
  5. WASH- плюс включение омывателя.

www.sigtura.ru

Урок” Чтение электрических схем”

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВАГОНОВ

ВВЕДЕНИЕ 

Цель практических занятий:

для монтажа, эксплуатации и ремонта электрооборудования вагонов необходимо:

– знать условные графические обозначения электрических приборов;

– знать порядок построения электрических схем;

– знать порядок чтения электрических схем;

Учащийся! В этой работе для тебя предложены упрощенные электрические схемы вагонов, очень легкие для изучения. Изучив эти схемы, ты сможешь прочитать и анализировать любую сложную схему. На схемах даны краткие пояснения, остальное на твоей совести.

Задание: изучить электрические схемы вагонов с генератором продольного поля (2А, Б, В, Г), установки МАБ-11 (4А, Б, В, г), с генератором переменного тока 2ГВ -003 системы ЭВ-7 (6 А, Б, В, F).

В каждом блоке схемы единые, но выделены: общая схема А, регулирования напряжения Б, регулирования тока заряда батареи В, переключения нагрузок Г.

Буквенные обозначения на схемах 

Г – генератор 23.07.11.

М-Г – мотор – генератор DUGG – 28В.

РОТ – реле обратного тока 

РНГ – регулятор напряжения генератора 

РНС – регулятор напряжения сети освещения 

УС – угольный столбик 

u – измеряемое напряжение 

R – резистор 

Rн – силовая нагрузка 

Rос – нагрузка освещения.

В – выпрямитель тока 

МУ – магнитный усилитель 

ШОВ, ШН – обмотка возбуждения параллельная

ПШ – противошунтовая обмотка возбуждения 

» – начало обмоткиТочка «

РО – рабочая обмотка магнитного усилителя 

ОУ – обмотка управления магнитного усилителя 

РМН – реле максимального напряжения 

Р1, Р2 – реле электромагнитное 

К – контактор переключения нагрузок 

ХФ – хвостовые фонари 

ООГ – основная обмотка генератора

ДОГ – допольнительная обмотка генератора 

ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ 

В соответствии с заданием преподавателя изучить и прочитать электрическую схему. Прочитать схему – значить проследить путь прохождения тока от одного прибора к другому по элементам схемы.

Например: на схеме 2 А показать цепь электрического тока.

а) заряда аккумуляторной батареи;

б) питание потребителей от генератора;

в) питание потребителей от аккумуляторной батареи.

В отчете делать запись в таком виде:

А) +Г, клемма 1, РОТС, РОТ1, клеммы 3,4,5, +АБ, -АБ, -Г.

К выполнению задания можно приступить после изучения разделов: 

системы электроснабжения вагонов;

источники тока – генераторы и аккумуляторные батареи; 

системы регулирования напряжения.

ЗАДАНИЕ 1.

Схема 1А. Общая схема вагона с генератором продольного поля

Изучить схему 


  1. Последить и записать в отчет цепь поступления тока: от генератора на батарею, сеть освещения и силовую нагрузку; от батареи на сеть освещения и силовую нагрузку.

ЗАДАНИЕ 2

Схема 1Б – регулирование напряжения генератора 

Разобрать схему регулирования напряжения генератора: 

Проследить и записать цепь питания обмотки возбуждения ОВГ, параллельной обмотки РНГ.

ЗАДАНИЕ 3

Схема 1В – регулирование тока заряда аккумуляторной батареи.

Разобрать схему регулирования тока заряда аккумуляторной батареи: проследить и записать цепь питания аккумуляторной батареи и катушек РНГ и РНГС.

ЗАДАНИЕ 4

Схема 1Г – переключение нагрузок с генератора на батарею и с батареи на генератор.

Разобрать схему питания потребителей от батареи и от генератора: проследить и записать цепи питания потребителей от генератора, от аккумуляторной батареи и цепи питания катушек РОТ – токовой РОТС и параллельной РОТш.

ЗАДАНИЕ 5

Схема 2А – Система электроснабжения установки МАБ -2

Разобрать схему питания потребителей от генератора и батареи. В этой схеме реле обратного тока заменено на силовой диод V1. Проследить и записать цепи питания потребителей от генератора и аккумуляторной батареи.

ЗАДАНИЕ 6.

Схема 2Б. Схема регулирования напряжения генератора.

MAБ-II. РНГ

Изучить схему регулирования напряжения генератора при помощи угольного генератора собранного по мостовой схеме. Проследить и записать цепь обмотки возбуждения генератор при разных режимах регулирования напряжения: низкое или высокое напряжение.

ЗАДАНИЕ 7.

Схема 2В – Регулирование тока заряда аккумуляторной батареи.

Изучить схему регулирования тока заряда аккумуляторной батареи. Проследить и записать цепь заряда батарей и цель регулирования напряжения.

ЗАДАНИЕ 8.

Схема 2Г – схема устройства переключения нагрузок с генератора на батарею и наоборот. Найти прибор обеспечивающей питание потребителей от генератора и батареи.

Изучить процесс питания потребителей от генератора и батареи. Найдите прибор, защищающий генератор от обратного тока батареи.

ЗАДАНИЕ 9.

Схема 3А – изучить систему электроснабжения ЭВ-7 с генератором переменного тока 2ГВ -003 с магнитными усилителями

Изучить схему питания потребителей. Проследить и записать цепи прохождения тока от генератора к потребителям и аккумуляторной батареи. (00Г – основная обмотка генератора, ДОГ- дополнительная обмотка генератора, контактор К1 – является устройством переключения нагрузок).

ЗАДАНИЕ 10.

Схема 3Б – изучить схему регулирования напряжения генератора (на основной обмотке генератора 00Г с помощью магнитного усилителя МУ1.

Изучить схему регулирования напряжения генератора. Проследить и записать цепь питания обмотки возбуждения генератора через обмотки усилителя РО и цепь управления через обмотку управления усилителя ОУ1.

ЗАДАНИЕ 11.

Схема 3В – регулирование заряда аккумуляторной батареи с помощью магнитного усилителя МУ-2

Изучить схему регулирования заряда аккумуляторной батареи. Проследить и записать: цепи прохождения зарядного тока батареи через МУ2;

Цели управления величины зарядного тока батареи при малом, среднем, полном заряде. (ОУ2, С2, С3, С4, С5).

ЗАДАНИЕ 12.

Схема 3Г – переключение нагрузок с генератора на батарею наоборот.

Изучить схему работу переключения нагрузок на питание от генератора и батареи с помощью фильтра высоких частот (С1, С2, С3, С4 и ДР) и силового контактора К1. 

Проследить и записать цепи питания:

Фильтра высоких частот и реле Р1 питания катушки контактора К1. Схема 6Г изучается одновременно с схемой 6А.

Практические работы выполняются на компьютерах. Студент может распечатать электрические схемы и продолжать выполнение работ в часты, отведенные для самостоятельной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.А. Косарев. Электрическое оборудование пассажирских вагонов. М., Транспорт, 1971.

2. Б.Н. Ребрик и др.. Электрооборудование пассажирских вагонов с кондиционированием воздуха. М., Транспорт, 1986.

3. R.M. Minovarov va boshqalar. Temir yo’l vagonlarning elektr jihozlari. T.: Fan va texnologia, 2007.

4. А.Е. Зорохович и др. Электрооборудование вагонов. М., Транспорт, 1982.

СОДЕРЖАНИЕ

infourok.ru

Чтение однолинейных схем электроснабжения – Energy

Чтение однолинейных схем электроснабжения

Для того, чтобы успешно читать схемы электроснабжения, следует владеть знаниями в области условных обозначений различного электронного оборудования и знать схемы самых распространённых электроустановок. Абсолютно любое электрооборудование удовлетворяет неким условиям действия, так что при чтении необходимо первым делом выявить и учесть эти условия.

Далее следует выяснить соответствие этих условий тем задачам, которые оборудование должно выполнять и, наконец, необходимо учесть возможность появления новых, т.н. «лишних» условий и дать оценку их последствиям.

Пример проекта электроснабжения многоэтажного здания

Для успешного чтения однолинейных схем электроснабжения можно использовать несколько приёмов. Например, используется мысленное расчленение электроустановки на простые цепи, рассматриваемые поочередно отдельно друг от друга и в сочетаниях. В состав простой цепи входят источник и приёмник тока, прямой и обратный провод и ещё один контакт аппарата. И при чтении схемы нужно сначала её разбить на простые цепи, проверить возможности каждого её элемента и потом рассмотреть их взаимодействие.

  Любой наладчик скажет вам, что схемные решения, даже не содержащие явных ошибок, не обязательно могут быть претворены в жизнь. Отсюда вытекает одна из основных задач чтения электросхем – выяснить реальность выполнения заявленных условий. Нехватка энергии для срабатывания устройства, «лишняя» энергия и её проникновение в схему, нехватка времени для совершения определённых действий, выдача аппарату установки, которую он не может выполнить, совместное применение аппаратов с резко отличающимися свойствами, не учитываются условия эксплуатации прибора – вот лишь несколько ключевых причин, вызывающих такое понятие как нереальность схемных решений и этот фактор тоже необходимо учитывать при расчете стоимости проекта электроснабжения.

  Приступая к чтению электросхем и чертежей, следует придерживаться определённых правил построения однолинейных схем электроснабжения. В первую очередь нужно ознакомиться с чертежами и систематизировать их. Расположить чертежи и схемы необходимо таким образом, чтобы каждый последующий был продолжением предыдущего. Обязательно необходимо выяснить применяемую систему обозначений и маркировки, если же эта система не отражена на схеме, то следует выяснить её и записать.

Чтению на выбранном чертеже подлежат все надписи от штампов до примечаний и пояснений. При наличии ссылок на другие чертежи или схемы следует найти их и прояснить содержание этих ссылок.  

Как сделать однолинейную схему электроснабжения?

  Если дом, офис, коттедж, юбой другой объект уже подключён к электрической сети, то проект электроснабжения уже должен быть в наличии, при условии, что построен этот объект был сравнительно недавно. Если это так, то вопрос – как сделать однолинейную схему электроснабжения уже решён и решён положительно, так как она в обязательном порядке содержится в электропроекте.

Если же проекта нет, то приходится чертить схему самостоятельно, но это не так сложно, как может показаться. Поскольку понятие однолинейная означает «одну линию», то её и следует начертить, а на этой линии необходимо обозначить следующие данные:
  • Адрес объекта, его название, суммарную мощность и напряжение подключения.
  • Место установки, информацию о защитном оборудовании и данные об электрическом счётчике.
  • Питающий кабель, его марку, протяжённость и точку подключения.

Помимо этой информации на однолинейной схеме также обозначается граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Ниже вы можете воспользоваться онлайн-калькулятором для рассчёта стоимости проектирования сетей электроснабжения:

Поделитесь ссылкой

 

Дата публикации: 25.10.2014

energy-systems.ru

Чтение схем и вязание по схемам.

Тема урока: Чтение схем и вязание по схемам.

Цели урока: – научить читать схемы и пользоваться схемами описания при изготовлении изделия;

  • закрепить знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках;

  • формировать чувство прекрасного, воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность.

Материально-техническое оснащение урока: нитки х/б, крючок 1,5-2,0 мм, схемы вязания бабочек, цветов образцы готовых изделий бабачек, цветов связанных по схемам, персональный компьютер с выходом в Интернет.

Продолжительность урока – 45 минут.

Возрастная группа – 6 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вводный инструктаж.

1. Повторение пройденного материала.
Вопросы для повторения:

  • как подбирают крючки к будущему вязанию? (крючки подбирают, учитывая толщину ниток и узор будущего изделия)

  • каким получится изделие, если связать на основе из толстых ниток тонким крючком? (слишком плотным, неэластичным)

– сколько воздушных петель соответствует высоте столбика с
накидом? (две воздушные петли)

2. Сообщить учащимся тему и цель урока (вступительное слово
педагога).

На занятиях вы изучили основу вязания крючком – цепочку из воздушных петель, полустолбики, столбики, столбики с накидом, вязание по кругу, т.е. приобрели очень ценные и необходимые навыки.

Полученные вами умения и навыки должны постепенно усложняться, таким образом, вы будете добиваться все новых успехов.

Вот и сегодня тема нашего урока – «Чтение схем и вязание по схемам». Изучив ее, вы сможете вязать изделия по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах, книгах по вязанию, на Интернет-сайтах, посвящённых рукоделию.

3. Объяснение новой темы.

Пока мы с вами вязали простые изделия, которые не требовали сложных описаний, но в дальнейшем вам придется вязать более сложные изделия, для описания которых необходимо много времени, чтобы этого избежать, гораздо удобнее пользоваться схемами узоров для вязания.

Работая со схемой, вы научитесь думать и рассуждать, а это очень важно, потому что, поняв, в чем секрет, вам захочется побыстрее его сделать.

Начало нашего урока мы посвятим «путешествию» по Интернет-сайтам, посвящённым рукоделию и оформлению интерьера изделиями, связанными крючком.

Я думаю, вам будет полезно записать в тетрадь адреса тех сайтов, которые мы с вами посетили, чтобы в дальнейшем вы самостоятельно могли воспользоваться полученной информацией.

Нам всем понравились увиденные изделия. Каждая из вас, мне кажется, захочет изготовить что-нибудь из увиденного. А для этого необходимо для начала изучить условные обозначения и научиться читать схемы.

Для начала в вашу рабочую тетрадь запишем таблицу условных знаков.

Таблица условных знаков


В разных заданиях могут быть свои условные обозначения. Поэтому вы должны вначале изучить обозначения, предлагаемые данным источником, а затем четко следовать инструкциям. Например, если изделие круглое, то схематическое изображение будет круглым. Все круговые ряды читаются справа налево.

Если изделие прямоугольной формы, то и схематическое изображение будет этой формы. Схема обычно читается снизу вверх.

(Во время объяснения показать в журналах образцы схематического изображения)

Итак, мы разобрали, что такое вязание по схемам. А сейчас попробуем связать образцы различной формы с помощью условных знаков.

Прежде чем перейти к практике, вы должны знать что…

Труд – дело очень важное,

Порой, не безопасное.

Правила должны вы знать,

Безопасность соблюдать.

Свои знания по охране труда и безопасности трудовых дел вы должны показать, отвечая на мои вопросы «да» или «нет».

  1. Крючки для вязания должны быть хорошо отшлифованы. Да. Нет.

  2. Хранить крючки надо в целлофановом пакете. Да. Нет.

  3. Ножницы на рабочем столе должны лежать с сомкнутыми лезвиями. Да. Нет.

  4. Можно ли делать резкие движения крючком в направлении рядом сидящего человека. Да. Нет.

  5. Можно ли нить откусывать зубами. Да. Нет.

  6. Во время вязания клубок лучше держать в коробочке, стоящей с левой стороны от себя. Да. Нет.

7. Работать нужно только исправным инструментом. Да. Нет.
Ответы: 1-да; 2-нет; 3-да; 4-нет; 5-нет; 6-да; 7-да.

III. Текущий инструктаж и практическое выполнение работы. Работа в группах.

1. А сейчас попробуем связать с помощью условных знаков по схемам образцы изделий. Будут они относительно простыми, но, постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности и разных форм.

Для работы лучше использовать х/б нити – типа краше, ириса.

Для выполнения практической части вам предлагается несколько схем различной формы.



Изучив схему, начинаем выполнять воздушные петли, количество которых указано на схеме.

Для того чтобы избежать ошибок, учитель проводит текущий инструктаж, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Вся последующая работа строится на четком изучении схемы и точном ее выполнении.

Длительная работа с крючком вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление, поэтому для профилактики глазных заболеваний, рекомендуется каждые 15-20 минут делать перерывы в работе, выполняя упражнения для глаз.

Физкультминутка

Упражнение 1. Согревание глаз ладонями.

Закрыть глаза. Положить слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони (рис.1) должен находиться против значка, и представить себе, что тепло ваших ладоней сконцентрировалось именно в центре ладони. В течение 30-50 секунд направлять это тепло на глаза.

Упражнение 2. Круговые движения глаз.

Закрыть глаза и проводить ими круговые движения: налево-вверх-направо-вниз (рис.2), затем в обратном направлении. Движение делать в медленном темпе, повторяя по 5-10 раз в каждом направлении.

Упражнение 3. Движение по горизонтали.

Вытянуть правую руку перед собой, разогнуть ее в кисти, взгляд фиксировать на ногте среднего пальца. Сопровождать ноготь взглядом, перевести руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. Перемещать руку по горизонтали в направлении левого плеча (рис.3). Повторить 5 раз, сменяя руку.


рис.1 рис.2 рис.3

Во время отдыха можно послушать тихую музыку. Это способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при длительной работе сидя в определенном положении.

IV. Заключительный инструктаж.

1. Подведение итогов урока:

  • сообщить каждому ученику результаты его работы и оценку;

  • разобрать типичные затруднения и ошибки, которые имели место при выполнении задания;

  • показать и проанализировать лучшие работы учащихся;

  • проверить состояние рабочего места.

infourok.ru

Как читать электрические схемы, или Анатомия условных обозначений и специальных символов

В наш век тотальной электроники и электрификации различное оборудование, использующее в своей работе силу тока, стало не только принадлежностью крупных предприятий и энергосетей, но также домашней бытовой техникой. В связи с этим вопрос о том, как читать электрические схемы, интересует очень многих. Разбираясь в основных принципах построения схем, электрических процессах, в них протекающих, и стандартных графических обозначениях, вы сможете легко прочесть практически любой чертеж такого рода.

Перед тем как читать электрические схемы, необходимо хорошо вникнуть в их структуру и принципы построения. И тогда даже самая сложная и запутанная схема уже не будет казаться просто бессмысленным набором «каббалистических символов» и витиеватых узоров. А вопрос о том, как читать электрические схемы, перейдет в разряд решенных.

Всем графическим условным обозначениям свойственна достаточно простая форма начертания. Они, по возможности, содержат наиболее характерные черты и особенности каждого компонента, что существенно облегчает их запоминание. Условными обозначениями не отражаются размеры элемента, а только его тип и некоторые технические характеристики. Разобравшись в этих премудростях, вы сделаете первый шаг к ответу на вопрос о том, как научиться читать электрические схемы.

Также необходимо знать, что все символы в обязательном порядке содержат определенные буквенно-цифровые сокращения, которые отображают некоторые параметры данных элементов схемы. Отдельной темой являются разнообразные линии, которые символизируют собой электрическую проводку. В основном применяются следующие типы линий:

  • толстая сплошная изображает провода, кабеля, шины, обмотки, резисторы, конденсаторы и пр.;
  • сплошная двойная утолщенная линия обозначает сердечники и соединения с корпусом;
  • штриховая толстая – отображает сетку различных электронных приборов;
  • штриховая тонкая – изображает линии механической связи и экранировки на электрических схемах.

Знание значения вышеприведенных обозначений может сыграть ключевую роль в ответе на вопрос о том, как читать электрические схемы. Однако не менее важны тонкости условных буквенно-цифровых сокращений, которые по правилам записываются в виде определенной последовательности букв, цифр и символов одной строкой без пробелов. Позиционное обозначение зачастую состоит из трех частей: типа элемента, его номера и выполняемой функции.

Буквенные коды типов элементов являются группами, которым придаются определенные значения. Они могут быть одно- или двухбуквенными. Все их значения подробно указаны в технической документации и специальной справочной литературе, где очень развернуто даются все параметры элементов, которые на схемах изображаются данным символом. Кстати, если вас интересует, как читать электрические схемы автомобиля, то можете быть уверены, что для них этот принцип остается неизменным, поскольку практически все документы подобного рода составляются по единому стандарту.

Правда, далеко не все так просто. Существует множество специальных схем, в которых иногда бывает сложно разобраться даже профессионалам. Здесь одного знания условных обозначений мало. Необходимо хорошо разбираться во всех тонкостях работы данного устройства. Понять и запомнить символы и буквенно-цифровые сокращения не сложно, но они могут дать представление только об устройстве прибора, но не о его принципе работы. Для этого уже нужна хотя бы минимальная теоретическая база.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *