Энергосбережение экология – Энергосбережение и экология

Содержание

Энергосбережение и экология

Определение 1

Экология – это наука, которая изучает среду обитания различных живых организмов, их взаимодействие между собой и со своей средой обитания.

Сегодня ситуация сложилась так, что человек наносит окружающей среде непоправимый вред. Во многом это связано с неразумным использованием природных ресурсов. Одна из важнейших задач экологии состоит в том, чтобы сохранять и приумножать природные ресурсы.

Экология и энергосбережение – это два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Каждый день мы используем электроэнергию для организации своего быта. Тепловые электростанции, которые поставляют нам эту энергию являются самыми загрязняющими среду производствами. Очевидно, что если мы хотим сохранить нашу планету живой и здоровой, нам следует использовать эту энергию экономно и целесообразно. Таким образом мы сможем уменьшить тот вред, который электростанции наносят природе.

Энергетика и окружающая среда

Уровень развития общества определяется количеством энергии, которое расходуется на одного человека. Сегодня основными источниками энергии являются нефть, уголь, газ. Работа тепловых и энергетических котельных и ТЭС разным способом оказывает влияние на окружающую среду:

  • в атмосферу нашей планеты поступает большое количество вредных отходов,
  • в водоемы сбрасывают вредные вещества и нагретые воды,
  • потребляется большое количество кислорода,
  • большие участки земли используются под отходные полигоны и захоронения.

Загрязнение почвы, воды и воздуха приводит к так называемому парниковому эффекту. В результате чего температура на нашей планете повышается и тем самым запускаются другие необратимые последствия. Так же следует отметить что такие источники энергии как нефть, газ и уголь, очень трудно восполняются, а значит в скором времени из-за их нерационального использования они могут иссякнуть.

Альтернативные источники энергии

Современные учение стремятся найти альтернативные источники энергии.

Замечание 1

Под понятием «источник энергии» понимаются природные вещества или явления, которые позволяют людям получать энергию.

Альтернативные источники энергии противопоставляют традиционным источникам. К традиционным, как мы уже указывали выше, относятся нефть, газ и уголь. Альтернативные источники нужны для того чтобы уменьшить негативное влияние традиционных источников энергии, которые наносят вред окружающей среде, а также являются исчерпаемыми. Существуют источники, которые способны предоставлять альтернативную энергию:

  • энергия солнца
  • энергия ветра
  • энергия воды
  • энергия земли
  • биотопливо

Солнечную энергию получают из солнечного излучения. Солнечная энергия считается возобновляемым источником энергии. Под термином «возобновляемый источник» подразумевают неиссякаемые источники энергии. Плюсом этого вида энергии является ее экологичность, то есть процесс получения энергии не влечет за собой выброс вредных отходов и не загрязняет окружающую среду. Солнечную энергию получают с помощью солнечных электростанций. Данный вид энергии имеет как достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести доступность и, как было сказано выше, неиссякаемость и полную безопасность для окружающей среды.

К минусам относится зависимость от погодных условий и времени суток, из-за чего данный вид энергии можно использовать регулярно только в определенных климатических зонах. К недостаткам также относится и высокая стоимость подобных энергетических установок, так как в их производстве используются дорогостоящие элементы. Также эксплуатация солнечных энергостанций требует использования больших площадей.

Энергию ветра получают путем преобразования кинетической энергии ветра в атмосфере в любую другую форму энергии. Для этого используют различные приспособления, например, ветрогенераторы, ветряные мельницы, паруса. Энергию, полученную из ветра, также относят к возобновляемым видам энергии. Кроме того, энергия ветра доступна и безопасна для окружающей среды. К плюсам использования ветреной энергетики так же можно отнести и то, что ветреные энергостанции просты в обслуживании, не требуют длительной установки и больших затрат.

Но безусловно, существуют и некоторые минусы, например, мощность такой энергетической установки не зависит от человека, а зависит от природы, то есть от силы ветра. К незначительным минусам некоторые противники этой технологии относят опасность для птиц, ухудшение приема теле- и радио сигналов, изменения в ландшафте.

Суть водной энергетики состоит в том, чтобы преобразовывать кинетическую энергию водных масс в электрическую энергию. Энергию получают, используя гидроэлектростанции. Сила потока воды оказывает воздействие на турбины, которые вырабатывают электричество. Несомненным плюсом использования подобных установок является то, что этот источник энергии является неиссякаемым. Кроме того, гидроэлектростанции безопасны для окружающей среды. Энергия, полученная подобным способом достаточно дешевая. Наряду с плюсами есть и минусы, например, зависимость от погодных, климатических и природных условий. Строить станции можно только в определенных местах. Еще один недостаток заключается в том, что энергию, полученную таким способом трудно сохранить для реализации в более поздние сроки.

В научном сообществе электроэнергию, полученную с помощью тепловой энергии недр Земли, называют геотермальной энергией. Добывают ее благодаря использованию геотермальных электростанций. При остывании наша планета выделяет огромное количество энергии, которое в тысячи раз больше, чем выделяет ископаемое топливо. Энергия Земли является возобновляемым источником энергии. К достоинствам этого метода добычи электроэнергии можно отнести и то что он не зависит от условий окружающей среды. Минусы включают в себя высокую стоимость строительства и обслуживания таких электростанций. Также считается что подобные станции нельзя назвать полностью безопасными для окружающей сред, так как в результате работы станции происходит выброс пара, который может содержать вредные вещества.

Под понятием биотопливо понимается топливо которое было получено из животного или растительного сырья. Биотопливо может быть трех видов:

  • твёрдое
  • жидкое
  • газообразное

Твердое биотопливо это дрова, щепки, солома. Сегодня человек выращивает специальные энергетические леса, которое состоят из пород быстрорастущих деревьев.

Жидкое топливо представлено в основном биоэтанолом и биодизелем. Биоэтанол в основном производят из сахарного тростника и кукурузы. Биодизель получают из жиров растительного и животного происхождения.

Газообразное биотопливо представлено биогазом, биоводородом, метаном. Биогаз получают из продуктов брожения органических отходов. Биоводород – это водород, который получили из биомассы термохимическим или биохимическим способ.

Заключение

Сегодня ученые бьются над тем, чтобы уменьшить расход ресурсов, которые человечество тратит на получение энергии. С каждым днем энергии требуется все больше и больше, а ресурсов остается все меньше. На современном этапе важно научится сберегать и рационально расходовать энергию, полученную из традиционных источников. Еще более важным является разработка новых неисчерпаемых, экологичных источников энергии, это поможет на долгие года сохранить нашу окружающую среду живой и здоровой.

spravochnick.ru

Энергосбережение и экология

11.1 Экологические проблемы энергетики

11.2 Парниковый эффект

11.1 Экологические проблемы энергетики

Одним из факторов, определяющих уровень развития общества, является уровень использования и количество потребляемой энергии на душу насе­ления. Процессы превращения первичной энергии, имеющей место в обще­стве, связывают между собой экономические, социальные и экологические показатели. Социальный уровень жизни определяется количеством энергии, потребляемой на 1-го человека, а это значит, что для его повышения необ­ходимо вырабатывать больше энергии. Основным источником энергии в на­стоящее время является нефть, газ и уголь.

Традиционные способы выработки тепло- и электроэнергии в котельных и на ТЭС из этих первичных источников энергии, использование топлива в топливопотребляющих технологических установках сопряжены с разносто­ронним локальным и глобальным воздействием на окружающую среду:

– выбросом в атмосферу вредных веществ;

– сбросом минерализованных и нагретых вод;

– потреблением в значительных количествах кислорода и нагретых вод;

– изъятием больших площадей земли для захоронения отходов (шлака, золы) и др.

Это воздействие является причиной закисления почвы и воды, способст­вует возникновению парникового эффекта, обусловливающего повышение планетарной температуры, провоцирует другие необратимые процессы. Кроме того, органическое топливо – это невосполнимые источники энергии, а это значит, что темпы их возобновления во много раз ниже темпов их по­требления.

В результате антропогенной деятельности человечества за последние 30-40 лет планетарная температура поднялась на 0,6-0,7 °С и является наи­более высокой за последние 600 лет. Поднялся средний уровень моря по сравнению с прошлым столетием на 10-15 см. За это же время отступили все зарегистрированные горные ледники.

Научные оценки в основном совпадают в констатации усиления тенден­ции к потеплению климата. Средняя температура на планете к 2010 году может повыситься на 1,3 °С. Спектр пагубных тенденций может быть очень широким – от повышения мирового океана на 0,3-1,0 м до изменения кли­матических систем перераспределения осадков.

Придавая важность необходимости изучения среды обитания человека, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция с участием первых лиц 156 государств, которые подписали так называемую Рамочную конвен­цию об изменении климата. Развитием ее является известный Киотский про­токол 1997 года. Это первый в истории человечества случай, когда практи­чески все мировое сообщество подключилось к решению такой сложной на­учной задачи, как охрана климата. Основным содержанием Киотского протокола является обязательство 35 стран мира по сокращению эмиссии пар­никовых газов, в первую очередь СО2, к концу 2012 г., по сравнению с базо­вым 1990 г., от 92 до 100 %. Согласно протоколу промышленно развитые страны должны снизить такие выбросы на 5,2 %.

И хотя Киотский договор до сих пор не вошел в силу, поскольку он не ратифицирован большинством стран (их должно быть 55), тем не менее темпы роста эмиссии диоксида углерода в атмосферу резко замедлились еще 10-12 лет тому назад. Анализ перспективных структур мирового энергоба­ланса позволяет заключить, что пик этой эмиссии будет зафиксирован в те­чение ближайших 20-25 лет на уровне, не слишком отличающемся от со­временного. В настоящее время выбросы составляют около 7 млрд т углеро­да в год, а ожидаемый пик по прогнозам составит примерно 9 млрд т в год.

studfiles.net

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение». Экология и энергосбережение


Энергосбережение и экология

11.1 Экологические проблемы энергетики

11.2 Парниковый эффект

11.1 Экологические проблемы энергетики

Одним из факторов, определяющих уровень развития общества, является уровень использования и количество потребляемой энергии на душу насе­ления. Процессы превращения первичной энергии, имеющей место в обще­стве, связывают между собой экономические, социальные и экологические показатели. Социальный уровень жизни определяется количеством энергии, потребляемой на 1-го человека, а это значит, что для его повышения необ­ходимо вырабатывать больше энергии. Основным источником энергии в на­стоящее время является нефть, газ и уголь.

Традиционные способы выработки тепло- и электроэнергии в котельных и на ТЭС из этих первичных источников энергии, использование топлива в топливопотребляющих технологических установках сопряжены с разносто­ронним локальным и глобальным воздействием на окружающую среду:

– выбросом в атмосферу вредных веществ;

– сбросом минерализованных и нагретых вод;

– потреблением в значительных количествах кислорода и нагретых вод;

– изъятием больших площадей земли для захоронения отходов (шлака, золы) и др.

Это воздействие является причиной закисления почвы и воды, способст­вует возникновению парникового эффекта, обусловливающего повышение планетарной температуры, провоцирует другие необратимые процессы. Кроме того, органическое топливо – это невосполнимые источники энергии, а это значит, что темпы их возобновления во много раз ниже темпов их по­требления.

В результате антропогенной деятельности человечества за последние 30-40 лет планетарная температура поднялась на 0,6-0,7 °С и является наи­более высокой за последние 600 лет. Поднялся средний уровень моря по сравнению с прошлым столетием на 10-15 см. За это же время отступили все зарегистрированные горные ледники.

Научные оценки в основном совпадают в констатации усиления тенден­ции к потеплению климата. Средняя температура на планете к 2010 году может повыситься на 1,3 °С. Спектр пагубных тенденций может быть очень широким – от повышения мирового океана на 0,3-1,0 м до изменения кли­матических систем перераспределения осадков.

Придавая важность необходимости изучения среды обитания человека, в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция с участием первых лиц 156 государств, которые подписали так называемую Рамочную конвен­цию об изменении климата. Развитием ее является известный Киотский про­токол 1997 года. Это первый в истории человечества случай, когда практи­чески все мировое сообщество подключилось к решению такой сложной на­учной задачи, как охрана климата. Основным содержанием Киотского протокола является обязательство 35 стран мира по сокращению эмиссии пар­никовых газов, в первую очередь СО2, к концу 2012 г., по сравнению с базо­вым 1990 г., от 92 до 100 %. Согласно протоколу промышленно развитые страны должны снизить такие выбросы на 5,2 %.

И хотя Киотский договор до сих пор не вошел в силу, поскольку он не ратифицирован большинством стран (их должно быть 55), тем не менее темпы роста эмиссии диоксида углерода в атмосферу резко замедлились еще 10-12 лет тому назад. Анализ перспективных структур мирового энергоба­ланса позволяет заключить, что пик этой эмиссии будет зафиксирован в те­чение ближайших 20-25 лет на уровне, не слишком отличающемся от со­временного. В настоящее время выбросы составляют около 7 млрд т углеро­да в год, а ожидаемый пик по прогнозам составит примерно 9 млрд т в год.

studfiles.net

Экология и энергосбережение

Как показывает многолетний опыт, экология и энергосбережение довольно тесно связаны друг с другом. Ведь невозможно отрицать, что нерациональное использование природных ресурсов резко негативно сказывается на окружающей среде. На сегодняшний день человеческая деятельность уже привела к губительному воздействию на экологию, и энергосбережение в современных условиях становится единственной надеждой на изменения в лучшую сторону. Глобальные масштабы преобразований будут достигнуты только тог

10i5.ru

Проблема энергосбережения и экологии


Современное общество постоянно сталкивается с проблемами энергосбережения и экологии. Происходит регулярное повышение цен на ресурсы и ухудшение экологической обстановки. Так, где зависимость между экологией и энергосбережением? Она очень четко прослеживается. В промышленных масштабах проследить зависимость легко, а вот на бытовом уровне можно увидеть лишь косвенное взаимодействие. Применение энергосберегающих технологий может привести к снижению затрат на энергию, что оказывает положительное воздействие на экологии. Экологическая обстановка важна, поскольку всем хочется дышать свежим воздухом, употреблять натуральные продукты и чистую воду. Современные блага цивилизации оставляют след на экологии, поскольку все они приводят к потреблению энергии. Тепловые электростанции, производящие энергию для бытовых приборов, наносят ущерб экологии. Разумное использование энергии позволит сократить пагубное воздействие на экологическую обстановку. Необходим качественно разработанный проект по электросбережению, который позволит оптимизировать использование энергии. Поэтому энергосбережение влияет на экологию и существенно экономит средства, поскольку счет за энергию забирает внушительную часть бюджета. Выбор в пользу экологичных решений позволит снизить выбросы и улучшить качество освещения в доме.

На сегодняшний день есть несколько способов улучшить энергосбережение, но к этому вопросу следует подойти ответственно, чтобы ощутить действенный эффект. Замена лампочек накаливания на энергосберегающие лампы решит этот вопрос. Имеет значение проектирование сетей, поскольку дает возможность экономить средства и время на последующие проекты. Энергоэффективность напрямую зависит от действий жильцов дома. Применение современной техники и контроль использования ресурсов позволит сэкономить до сорока процентов энергии. Использование эффективных технологий позволит снизить употребление энергии, что повлияет на выработку объемов энергии электростанциями и позволит сжечь меньше объемов газа. Это приведет к меньшему выбросу токсичных веществ в атмосферу и улучшит экологическую обстановку. Если осознанно подойти к вопросу взаимодействия экологии и энергосбережения, то можно сделать экологию комфортной и чистой.

novostynauki.com

Энергосбережение и экология – Строительство, недвижимость, энергоэффективность, энергосбережение, технологии, бизнес, туризм

В последнее время энергосбережение стало одной из наиболее обсуждаемых тем в мире экологии. Ученые посчитали, что при современных расходах электрической и тепловой энергии природных запасов топлива хватит максимум на пятьдесят-сто лет. Это страшные цифры, с которыми не хочется мириться. Именно поэтому следует с особой внимательностью относиться к расходу энергии не только на крупных предприятиях, использующих ее для различного производства, но также каждому жителю нашей планеты.

Энергосбережение – важное для каждого

Нужно отметить, что энергоэффективность и энергосбережение – важные задачи каждого жителя любой цивилизованной страны. Под энергоэффективностью можно понимать использование любого вида энергии с максимальной пользой. Даже при строительстве необходимо учитывать, сколько тепла дом сможет сохранить самостоятельно. Именно поэтому стало очень популярно использовать материалы, которые сохраняют тепло, а также используют дополнительную энергию солнца. Таким же образом можно отлично экономить электрическую энергию, пресную воду и другие ресурсы.

На разработку того объема энергии, которую мы потребляем, уходит не только масса полезных ископаемых. Пользователи отправляют в атмосферу огромное число вредных веществ, разрушающих ее. Именно поэтому проблема энергосбережения и энергоэффективности стала первоочередной в глобальной экологии, она вышла на правительственный уровень. Сегодня, например, многие компании, предлагающие электроэнергию, значительно снижают тариф для пользователей, которые тратят наименьшее число энергии на человека. Это дополнительный стимул, ведь современного человека не смогут мотивировать вопросы высокой морали, здесь нужно использовать вполне понятные и доступные вещи – личную выгоду, свою прибыль.

При этом пока лишь несколько стран по всему миру полностью внедрили систему энергосбережения и энергоэффективности. Среди них США, Израиль, а также некоторые страны Евросоюза.

Производство энергии и экологические проблемы

Однако энергосбережение может не только сохранить природу, но и помочь человеку справиться с ее невзгодами. Климат на планете меняется: где-то суровые морозные дни резко сменяются оттепелью, где-то выпадает небывалое количество осадков или, наоборот, начинается засуха. В результате разбалансировки сложных атмосферных и океанических процессов с каждый годом растет количество опасных гидрометеорологических явлений, как растет и частота температурных рекордов.

Большинство ученых утверждают, что это следствие роста количества парниковых газов в атмосфере в основном в результате сжигания угля, нефти и газа. Как ни странно, но с антропогенной теорией изменения климата согласно даже правительство России.

Некоторые ученые считают, что через несколько лет все вернется на круги своя, и естественные колебания климата вернут нас в климатическую норму 20-летней давности. Можно, конечно же, надеяться на этот возврат. Но пока погода «шепчет», что эта научная версия не находит подтверждения в реальности. И легче от успокоительных заверений климатических скептиков не становится, особенно тем, кто фактически оказывается под ударами последствий изменения климата.

В России от «капризов» погоды страдают как обычные люди, так и уязвимые технические системы, в первую очередь – энергетические. Ледяные дожди и снегопады рвут линии электропередач, низкие температуры заставляют работать электроэнергетику на износ.

Необычные декабрьские морозы 2012 года в России привели к резкому росту электропотребления и очередному рекорду потребляемой мощности. Основная причина – включение электрообогревательных приборов. Каждый бытовой обогреватель потребляет 1-2 кВт электрической мощности. Вот вам и гигаватты (1 ГВт = 1 млн кВт) дополнительной потребляемой мощности, которые нужно обеспечить за счет включения дополнительных мощностей тепловых и гидростанций.

Все начинается с малого – с незакрытой двери, с включенного обогревателя, с чрезмерно горячих батарей и напрасно открытых окон. Понимание, что любое подобное действие влечет за собой необратимые для природы и экологии последствия, еще не пришло. Однако сама природа в скором времени заставит задуматься.

Александр Реков

energy-effect.com

Всероссийский урок «Экология и энергосбережение»

Влияние деятельности человека на среду своего обитания имеет негативный характер, что может угрожать существованию всего живого. Поэтому задачи экологии и энергосбережения в настоящее время стоят в одном ряду с первостепенными задачами человечества.

Понятие экологии

В переводе с греческого слово «экология » означает «наука о доме», то есть о среде обитания. Современное представление об экологии включает в себя знания о взаимодействии живых организмов между собой и со средой, в которой они находятся. Предвидя последствия от воздействия на среду обитания технического прогресса, эта наука может дать рекомендации о том, как избежать негативных результатов, как сделать так, чтобы Земля – общий дом людей, становился только краше, а потомки были бы благодарны за это настоящему поколению.

Что изучает экология

Предметом изучения экологии являются экосистемы, состоящие из биологических сообществ и той среды, в которой они находятся. Экосистемами, например, являются следующие системы: лес, тайга, тундра, пустыня, океан. В то же время и пенек, и лужа – это тоже экосистемы. Сумма всех экосистем создает экосистему Земли, которая называется биосферой.

Изучение экосистем состоит из следующих разделов:

  • Изучение среды обитания биологического сообщества, то есть ее климат и природные ресурсы.
  • Выяснение существования равновесия между особями в экосистеме, например, между травоядными и хищниками.
  • Изучение изменения условий существования всех особей в экосистеме под влиянием деятельности человека.

Факторы влияния на экосистему, возникающие при воздействии человека, называются антропогенными факторами. Человек пашет землю, строит плотины, занимается вырубкой леса и возводит заводы. Понятно, что при этом воздействии условия существования в системе изменяются. Изучением этих изменений и занимается экология, представляющая общественности результаты своих исследований. Все они утверждают, что антропогенные факторы отрицательно воздействуют на все живые особи и загрязняют среду их обитания. Это касается и существования человека.

Экология и энергосбережение

Сохранение природных ресурсов, их разумное и экономное использование – одна из задач экологии, которая должна решаться всем человечеством. Для привлечения к этой задаче молодого поколения в России был проведен Всероссийский урок «Экология и энергосбережение». На нем были рассмотрены следующие вопросы:

  • Использование углеводородов и загрязнение ими окружающей среды.
  • Альтернативные источники энергии. Виды энергии будущего.
  • Лес – легкие планеты.
  • Вода и жизнь.
  • Красная книга.
  • Экология человека.

Использование углеводородов и виды энергии будущего

Углеводороды добываются из нефти, газа и каменного угля. После разделения на фракции из нефти получаются бензин, керосин, дизельное топливо и мазут. Из мазута в дальнейшем получают моторное масло и гудрон.

Человечество использует углеводороды, чаще всего, подвергая их горению, перегонке и другим химическим реакциям. В результате этого образуются продукты сгорания, выбрасываемые в атмосферу. Эти вещества являются высокотоксичными для человека, а также для флоры и фауны. Наибольшую опасность для всего живого представляют вызывающие онкологические заболевания канцерогенные вещества, которые обнаруживаются в дыму и выхлопных газах автомобилей.

С развитием всех отраслей народного хозяйства, в особенности транспорта и энергетики, растет и использование углеводородов. Тогда повышается и количество продуктов сгорания, а, следовательно, повышается и загрязнение окружающей среды. И это одна из глобальных экологических проблем настоящего времени.

На Всероссийском уроке «Экология и энергосбережение» нужно привлечь учащихся к обсуждению этого вопроса, рассказав им предварительно о том, какие в мире существуют предложения по получению энергии в будущем. Здесь нужно упомянуть и энергию приливов, и солнечные станции, и биотопливо, а также рассказать о двигателе, который работает на чистом водороде и почти не создает отходов. После этого можно попросить учеников самим пофантазировать на эту тему, и попробовать теоретически создать двигатель будущего.

Лес – легкие планеты

Лес – это среда обитания для многих животных, растений и грибов, большая часть из которых не может существовать вне леса. Для сохранения этого многообразия видов нужно, чтобы отсутствовало вмешательство человека в эту экосистему.

Лес задерживает снег весной и бережет почву от эрозии. Он поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, являясь легкими планеты. Если бы исчезли леса на Земле, то через несколько лет исчез бы и кислород, а значит, жизнь на Земле стала бы невозможна.

Древесина используется в легкой промышленности для производства мебели и бумаги. Например, для выпуска 15 учебников нужна древесина одного дерева.

Проводя в школе урок о пользе леса, можно предложить учащимся тематическую викторину. Экология и энергосбережение должны быть основной темой в этом случае. Вопросы для викторины могут быть такими:

  • Сколько килограммов макулатуры нужно сдать, чтобы из нее получить 10 учебников?
  • Сколько деревьев нужно для получения 10 учебников?
  • Сколько деревьев можно сберечь, сдав 30 кг макулатуры?
  • Какие поделки можно сделать из мусорной корзины?

Вода и жизнь

Организм человека на 70 % состоит из воды. Чем чище будет вода, которую пьет человек, тем здоровее он будет. Чистая вода нужна всем живым организмам на Земле. Исключений нет.

Вода из рек и озер очищается и затем поступает в водопроводы. Но если реки очень загрязнены, то использовать эту воду для питья нельзя. На состояние воды в реках влияют такие действия человека, как:

  • сброс сточных вод;
  • вырубка лесов;
  • сплав леса;
  • осушение болот.

Чистую воду можно визуально отличить от грязной по произрастающим в ней растениям. На то, что вода чистая, указывают белые кувшинки, водяной орех, а также, конечно, рыба и раки.

Для учащихся можно предложить следующее мероприятие по экологии и энергосбережению – поход на ближайший пруд, где по наличию на нем растительности им нужно будет определить степень загрязнения или чистоты воды.

Красная книга

Существование биосферы связано с наличием разнообразных видов диких животных. Эта связь сложилась за миллиарды лет их совместного существования.

В биологии есть понятие пищевой цепи, которое объясняет, как происходит получение энергии каждым организмом. Например, растения умеют преобразовывать солнечную энергию, а некоторые животные поедают эти растения. Но есть животные, которые питаются только животными.

Эти связи существуют миллиарды лет. При исчезновении же какого-либо вида пищевая цепь нарушается, что может повлечь за собой исчезновение других ее составляющих, то есть других видов.

При изучении вопросов экологии и энергосбережения в школе необходимо указать на эти связи, подчеркивая важность охраны редких животных и растений.

Очень важно рассмотрение в школе самой Красной книги. На классном часе об экологии и энергосбережению можно изучить разновидности редких видов животных, а также охраняемые государством территории – национальные парки и заповедники.

Экология человека

На здоровье человека отрицательно воздействуют различные виды излучений, шумы и вибрации. На классном часе об экологии и энергосбережении необходимо рассматривать и эти факторы, а также изучать их нормы, превышение которых опасно для жизни.

Необходимо также объяснять школьникам значение здорового образа жизни. В процессе рассмотрения экологии и энергосбережения нужно изучать и экологию человека, которая включает нахождение человека в экологически чистой среде и соблюдение им здорового образа жизни.

Настоящие школьники в будущем станут активными созидателями общества. Если они будут уметь бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам и к своему собственному здоровью, то они смогут построить здоровое и благополучное общество.

fb.ru

«Экология и энергосбережение» – Всем учителям

ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

Единый урок

Тема урока

«Экология и энергосбережение»

Разработали и провели:

учитель Иванова Елена Ивановна

учитель Тоданова Инга Валерьевна

Единый урок по теме «Экология и энергосбережение»

для учащихся 5-8 класс школы и ЦДО

Цель: привлечение внимания детей к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов.

Задачи:

  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

  • способствовать созданию мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, дорогие ребята!

Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Вспомним закон сохранения энергии. Количество энергии в природе постоянно. Она не возникает из ничего и не может исчезнуть в никуда. Она просто переходит из одной формы в другую. Никто еще не смог доказать это теоретически, но факт остается фактом, и мы должны это признать и придерживаться этого до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

Доступность энергии породила у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупило чувство ее экономии. Экономисты подсчитали, что запасов горючего топлива, из которого в основном и получают электроэнергию, осталось всего на несколько десятилетий. От 15% до 20% энергии в стране теряется от простой бесхозяйственности.

Настало время, когда мы обязаны подумать, как организовать свою деятельность, чтобы экономно расходовать энергию, не погубить природу, не допустить трагических последствий для планеты.

Как же организовать свою деятельность так, чтобы экономно расходовать энергию? Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня проведем урок, который называется «Экология и энергосбережение», где рассмотрим некоторые способы экономии энергии.

.

II. Работа над темой

Учитель: Как вы думаете, что такое энергосбережение? (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

– Правильно, это рациональное использование энергии.

В настоящее время энергетические ресурсы играют определяющую роль не только в мировой экономике, но и в мировой политике. Мировое сообщество вступает в полосу дефицита топливно-энергетических ресурсов и борьбы за их перераспределение. В этих условиях на первый план выходит проблема энергосбережения. Причем она становится глобальной проблемой всего человечества, а не только отдельных стран и регионов. Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации.

Демонстрируются слайды презентации.

Законодательная база

О том, что ресурсы надо экономить, в нашей стране заговорили почти 20 лет назад. Так, в 1992 году на законодательном уровне была принята Концепция энергетической политики России.

В 1996 году приняли Федеральный закон № 28-Ф3 «Об энергосбережении»

Сегодня мы можем руководствоваться Федеральным законом №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» от 23 ноября 2009 года.

Учитель: Вы наверное слышали про парниковый эффект и глобальное потепление. Что это такое? Об этом нам расскажет ученик 8 класса

Парниковый эффект

Если коротко, то парниковый эффект – это явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание, как самой атмосферы, так и земной поверхности.

Причиной парникового эффекта является свойство атмосферных газов поглощать и испускать тепловое инфракрасное излучение и в природе это явление присутствовало всегда. Тревогу вызывает то, что в последние столетия явление парникового эффекта усиливается, а причиной усиления парникового эффекта является всё увеличивающиеся выбросы в атмосферу газов, возникающих в результате жизнедеятельности человечества.

Автомобильные выхлопы, трубы заводов, ТЭЦ и даже сжигание бытового мусора загрязняют атмосферу парниковыми газами уже не одно десятилетие, парниковый эффект усиливается и последствием его может стать опасное для человечества глобальное потепление климата Земли.

Задание: Составьте логическую цепочку следственных событий.

1. сокращение площади суши

2. глобальное потепление климата

3. сжигание топлива

4. таяние ледников

5. увеличение углекислого газа в атмосфере

6. парниковый эффект

7. смещение мест обитания животных

8. вымирание некоторых видов животных.

Ответ: 3-5-6-2-4-1-7-8

Вторичное сырье

Учитель: Многие материалы после их использования можно перерабатывать и потом опять использовать (такое сырье называют вторичным). Из старых бутылок, пластиковых игрушек или металлических обручей можно произвести точно такие же новые изделия и значит не надо тратить природные богатства.

Интересные факты:

– 54кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяют сохранить одно дерево

– В Швеции жители накапливают банки, а затем в супермаркетах сдают их в автоматы за деньги. В результате, шведы стали чемпионами мира по сдаче легкометаллической тары: в 1984 году было сдано 63 % всех использованных банок, спустя пять лет – 82, а через 10 лет – 91,5 %! Это действительно мировой рекорд. На втором месте Швейцария – 80 %, на третьем с 50 % – Австрия. В итоге шведы убивают даже не двух, а трех зайцев. Потребитель получает деньги назад; не наносится ущерб окружающей среде; промышленности поставляется вторичное сырье, которое идет на переплавку и изготовление новых банок.

Решите задачу: В сутки человек потребляет 0,8 кг кислорода. Среднее дерево выделяет за сутки 0,2 кг кислорода. Сколько деревьев надо на одного человека, чтобы нам легко дышалось?

Ответ: 4

Учитель: Вода – очень ценный ресурс, который следует расходовать бережно. Об использовании воды нам расскажет

Использование воды

Знаете ли вы, что через кран, из которого капает вода (10 капель в минуту), вытекает до 2000 л воды в год?

Казалось бы, экономия холодной воды — это проблема, не относящаяся к энергосбережению. На самом же деле, экономя воду, мы экономим электроэнергию, так как воду на нужную высоту в вашу квартиру поднимают мощные насосы, приводимые в движение электрическими моторами. Этот расход энергии не отражается на наших электросчетчиках, но величина его весьма ощутима.

Для нагрева воды необходимо много энергии. В большинстве многоквартирных домов в России пользование горячей водой было почти «бесплатным», и уровень потребления стал выше, чем в других европейских странах.

Снижение потребления является вопросом не столько технологии, сколько осведомленности и мотивации снижения напрасного расхода энергии. Кроме использования горячей воды из крана мы греем воду при приготовлении пищи. Большинство посудомоечных и стиральных машин обычно самостоятельно нагревает воду с помощью электронагревателей.

Решите еще одну задачу: Школа собрала за год 15 тонн макулатуры. Сколько воды и электроэнергии можно сэкономить, если 1 т макулатуры экономит 200м3 воды и 1000 кВт/ч электроэнергии?

Ответ:

200 м³*15 = 3000 м³ воды

1000 кВт/ч *15 =15 000 кВт/ч электроэнергии

Экономия электроэнергии

Учитель: Электричество тоже очень ценный, важный и дорогой ресурс. Поэтому наша задача сделать так, чтобы расходовать его как можно меньше.

Вопрос: Какой класс энергоэффективности бытовой техники является наиболее экономичным?

1.«А»

2.«1»

3.«эконом»

4.«С»

Ответ: Приобретая бытовую технику, обращайте внимание на класс ее энергоэффективности. Найти данную информацию можно на этикетке. Наиболее энергоэффективным является класс «А» (уже появились «А+», «А++»), далее по убыванию: B, C, D, E, F, G. Это европейская система маркировки.

Вопрос: Какая лампа наиболее энергоэффективная?

1.Светодиодная

2.Лампа накаливания

3.Керосиновая

4.Люминисцентная

5.Паяльная

Ответ: Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа.

Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение.

Вопрос: У какого бытового прибора среднестатистический расход электроэнергии за месяц больше, чем у других?

1.Компьютер

2.Холодильник

3.Телевизор

4.Стиральная машина

Ответ: В среднестатистической семье больше всего энергии расходует холодильник. Этот бытовой прибор работает непрерывно. Регулярно размораживайте холодильник. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты.

Учитель: Чтобы обогреть жилище требуется немало энергии, а потому так важно уметь ее сохранять.

Сохраняем тепло дома

Обогрев помещений стал очень энергоемким и дорогим. В энергосбережении проблема не в том, как доставить достаточно тепла, а в том, как сохранить это тепло. Например, помещение было однажды нагрето. Теперь оно стало холодным. Куда ушло тепло?

Если помещение хорошо изолировано, энергия, или температура, будет сохраняться там очень долго, но оно вряд ли будет годиться для жилья. В помещении для жилья есть окна и двери. Нам необходима вентиляция для доступа свежего воздуха. Все это приводит к потерям тепла, и необходима постоянная подача дополнительного тепла для их компенсации.

Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом является применение утепления, которое затрудняет проникновение тепла через поверхности. К тому же необходимо избегать сквозняков.

Вопрос: Примерно 40% потерь тепла в домах происходит через …

1.Вентиляцию

2.Дверные щели

3.Окна

4.Стены

Ответ: По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление.

III. Поведение итогов семинара

Работа с картинкой: Рассмотрите схему жилого дома. Какие электроприборы находятся в каждой комнате? Какие действительно необходимы, а от каких приборов мы можем отказаться? Выбираете только те электрические приборы, которые необходимы человеку. От чего вы сами могли бы отказаться в пользу экономии электроэнергии?

Вопрос: Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?

1.0%

2.65%

3.95%

Ответ: Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно

V. Рефлексия

Продолжите фразу «Сегодня на уроке я …»

– Ребята, мы думаем, вы запомнили, как нужно экономить энергию. Расскажите своим мамам и папам, родственникам и друзьям. Теперь дело за вами!

VI. Домашнее задание:

Придумайте рекламу для энергосберегающих лампочек для разных групп населения:

  1. нерешительные,

  2. экономные,

  3. недостаточно информированные

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *