Влияние фреона на экологию окружающей среды
04.01.2015
Для начала хотелось бы дать определение фреону. Его ещё называют хлорфторуглеродом. Это газ, который не имеет ни цвета, ни запаха. Он хорошо растворяется в органических растворителях и почти что не растворяется в воде. Фреоны – это смесь метана и этана, в которых атомы водорода замещаются атомами фтора и хлора.
В 1987 и 1997 годах были заключены два международных соглашения, Монреальский и Киотский протоколы, направленные на защиту климата, в частности – на защиту от разрушения озонового слоя земли. Как следствия этого разрушения можно наблюдать парниковый эффект и глобальное потепление.
Названные соглашения были призваны сократить выбросы в атмосферу галогенов, таких как бром и хлор, что в свою очередь поможет остановить нагревание планеты.
Известно, что в процессе человеческой деятельности происходит высвобождение этих опасных элементов в атмосферу, они медленно поднимаются вверх в течении нескольких лет и постепенно достигают азонового слоя. В результате определённых химических реакций при взаимодействии с галогенами происходит его разрушение.
На сегодняшний день наибольшие озоновые дыры находятся над Антарктидой, Уралом и Сахалином.
Нужно отметить, что одним из пунктов климатических соглашений было уменьшение производства хлорсодержащих разновидностей фреона. Наиболее опасными являются R-12 и R-22. Также вышеупомянутые протоколы настаивали на постепенный переход на холодильную технику, которая не использует данные виды фреонов.
Нельзя не вспомнить и про влияние фреонов на человека.
По шкале “вредности” фреонов Хладон 22 (Фреон 22) относится к веществам 4‑го класса опасности. Эти вещества обладают наркотическим действием, вызывает слабость, переходящую в возбуждение, спутанность сознания, сонливость, при больших концентрациях ‑ удушье. При попадании на кожу жидкий фреон может вызвать “обморожение” (пузыри, некроз).
Фреоны очень инертны в химическом отношении, поэтому они не горят на воздухе, взрывобезопасны даже при контакте с открытым пламенем. Однако при нагревании фреонов свыше 250 °C образуются весьма ядовитые продукты, например фосген СОСl2, который в годы первой мировой войны использовался как боевое отравляющее вещество.
Просмотров: 2187
aloha-system.com
Значение качественного фреона для экологии
В настоящее время одним из самых лучших хладагентов является R134a. Как это ни удивительно, он имеет нулевой потенциал разрушения озонового слоя. Это большое достижение в мире хладагентов – вещество, которое абсолютно не вредит экологии. Трудно переоценить всю важность этого достижения науки, ведь сегодня функционируют миллионы производственных площадок, очень плохо сказывающихся на здоровье окружающей среды. Есть столько установок и аппаратов, которых трудно назвать безвредными. Но ученые стараются усовершенствовать уже существующие изобретения таким образом, чтобы те вещи, без которых жизнь в данный момент невозможна, были безопасными.
Применение фреона R134a очень тесно связано с нашей обыденной жизнью. Он активно участвует в работе транспортных систем кондиционирования воздуха, причем, подразумевается не только коммерческие автомобили, но и частные транспортные средства. Фреон R134a является активным работником самых обычных холодильников, которые принято называть бытовыми. Тех холодильников, что стоят у нас с вами дома. Продажа фреона R404a осуществляется практически для любых систем кондиционирования воздуха. Такой надежный элемент работы систем пригодится везде.
Очень важно, чтобы был не только хороший фреон, но и компрессорное масло. Фреон R134a не содержит хлор и для него нужно специальное масло. Качественные компрессорные масла не должны входить в конфликт с фреоном на химическом уровне. В противном случае, холодильная установка не будет функционировать так, как следует. На сайтах нередко предлагают минеральные масла, но нужно понимать, что они подходят не для любого фреона. Для хладагентов, не разрушающих озоновый слой, очень хорошо подходят холодильные масла, что были разработаны на основе особых синтетических эфиров.
Теперь вы понимаете, что фреон R134a представляет собой отличный выбор для производителей. Его антагонистом является фреон R22. Это пример устаревшего фреона, который весьма вреден для окружающей среды. Поскольку в Европе и США его производство было прекращено, фреон R22 – цена больших перемен в мире фреонов. Он стоит весьма недорого, так как пытается задержаться на рынке за счет удобного для покупателя ценника. Надо сказать, что данный хладагент до сих пор изготавливается в России, хотя холодильное оборудование с этим фреоном перестало ввозится в РФ с 2011 года.
hladogaz.ru
Фреоны
В 1928 году американский химик корпорации “Дженерал Моторс” (“General Motors Research”) Томас Мидглей младший (Thomas Midgley, Jr.) впервые выделил и синтезировал в своей лаборатории химическое соединение, названное впоследствии “фреон” (от латинского frigor – холод). Позже была синтезирована целая группа подобных соединений; для их обозначения использовалась латинская буква R и цифровой код.
Фреоны (другое их название – хлорфторуглероды)представляет собой бесцветные газы или жидкости, без запаха, как правило, хорошо растворимые в органических растворителях, а также во многих смазочных маслах и практически нерастворимые в воде.
Фреоны – это смесь метана и этана, в которых атомы водорода замещаются атомами фтора и хлора.Известно более 40 различных фреонов, большинство из которых выпускается промышленностью. Среди них существует несколько типов фреона, отличающихся химическими формулами и физическими свойствами.
Наиболее распространены следующие соединения:
трихлорфторметан (t кипения – 23,8°C) – Фреон R-11;
дифтордихлорметан (t кипения – 29,8°C) – Фреон R-12
трифторхлорметан (t кипения – 81,5°C) – Фреон R-13;
тетрафторметан (t кипения – 128°C) – Фреон R-14;
дифторхлорметан ( t кипения – 40,8°C) – Фреон R-22;
хлорофторокарбонат (t кипения – 51,4°C) – Фреон R-410A.
Благодаря своим термодинамическим свойствам, фреоны нашли широкое практическое применение как хладоносители в холодильных машинах, в кондиционерах, в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей. Все хладагенты, используемые в бытовых приборах, являются негорючими и безвредными для людей веществами. Помимо использования в качестве хладоносителей, фреоны применяют в качестве пропиленов, для тушения пожаров (например, фреон 13В1). В промышленности чаще всего используются фреоны R-12, R-22, R-134a, R-407C, R-410A.
По шкале “вредности” фреонов Хладон 22 (Фреон 22) относится к веществам 4-го класса опасности. Эти вещества обладают наркотическим действием, вызывает слабость, переходящую в возбуждение, спутанность сознания, сонливость, при больших концентрациях –удушье. При попадании на кожу жидкий фреон может вызвать“обморожение” (пузыри, некроз).
Фреоны очень инертны в химическом отношении, поэтому они не горят на воздухе, взрывобезопасны даже при контакте с открытым пламенем. Однако при нагревании фреонов свыше 250 °C образуются весьма ядовитые продукты, например фосген СОСl2
, который в годы первой мировой войны использовался как боевое отравляющее вещество.Под действием температур свыше 400 °C фреон может разлагаться с образованием высокотоксичных продуктов: тетрафторэтилена (4-ый класс опасности), хлористого водорода (2-ой класс опасности), фтористого водорода (1-ый класс опасности).
При определении токсической опасности хладонов учитываются два основных аспекта: токсичность самого хладона и токсичность продуктов его разложения. Степень разложения хладонов при тушении пожара в значительной мере зависит от фазы развития пожара и времени подачи хладона. Использование хладонов при тушении пожаров практически безопасно, так как огнетушащие концентрации по хладонам 23, 318 и 218 на порядок меньше смертельных концентраций при длительности воздействия до 4 часов.
Термическому разложению подвергаются примерно 5% массы хладона, поданного на тушение пожара. Поэтому токсичность среды, образующейся при тушении пожара хладонами, будет намного ниже токсичности продуктов пиролиза и разложения.
Токсичность существенно зависит также от степени очистки фреонов от примесей химических веществ, загрязняющих основное вещество при производственных процессах, которые представляют наибольшую опасность. При температурах 180-380°С и выше за счет термоокислительной деструкции фреонов в окружающую среду выделяются сопутствующие примеси: фтороводород, тетрафторэтилен, 2-трифторметил, пентафторпропен и пр., которые определяют картину интоксикации.
По токсикокинетике хладоны аналогичны инертным газам. Лишь при длительном вдыхании хладоны низких концентраций могут оказывать неблагоприятное влияние на сердечно-сосудистую, центральную нервную системы, легкие. При ингаляционном воздействии высоких концентраций хладонов токсический эффект – кислородное голодание– развивается в результате вытеснения кислорода. Время безопасного воздействия хладонов R-125, R-227еа и др. при концентрациях в атмосфере закрытых помещений 9-10.5% составляет 5 минут.
ЯВЛЯЮТСЯ ОЗОНРАЗРУШАЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ-о влиянии см. презентацию…
studfiles.net
что это такое, их применение и виды
Фреоны или хладоны – это особые углеводороды, содержащие фтор, способные как поглощать тепло извне, так и выделять его, что является их главным свойством. Данное вещество получило свою популярность главным образом за счёт этой способности. Фреон может являться как жидкостью, так и газом, в зависимости от внешних условий. Хладоны не имеют цвета или запаха, кроме этого, они обладают практически нулевой растворимостью в воде. Точно не известен год открытия фреона, так как одни источники утверждают, что данное вещество было открыто в 1928-м году, в то время, как другие говорят о 1932 годе. Фреон был синтезирован известным химиком Томасом Мидглеем.
1) За счёт своего свойства забирать тепло при испарении и отдавать при конденсации, фреоны обрели широкое применение в холодильниках, кондиционерах и другом подобном оборудовании как хладагент.
2) Взрыво- и огнеопасность фреона равны нулю, он закрывает доступ кислорода к огню, поэтому это вещество используется при тушении пожаров.
3) Фреон также подходит для изготовления аэрозолей в парфюмерии и медицине, а также как выталкивающий газ в баллончиках.
4) Вещество для вспенивания в производстве пенопласта и подобных ему материалов.
Основные виды фреонов
В настоящее время известно более 40-ка видов этого вещества. Перечислим три из них, которые наиболее часто применяются в холодильной технике.
– В первой половине 20-го века самым популярным фреоном был R22. На этом типе хладагента в те времена работало практически всё оборудование, однако и сейчас им часто заправляют кондиционеры.
– Вторым фреоном, заменившим предыдущий, стал R410. Используется при заправке климатического оборудования. Его особенностью является то, что при утечке более чем на одну треть, необходима полная перезаправка системы.
– Еще один фреон с названием R407 является конгломератом сразу нескольких составляющих, каждая из которых отвечает за определённую функцию/свойство хладагента. Важно также то, что нельзя осуществлять дозаправку оборудования этим видом фреона. Требуется сначала до конца слить старый.
Как правильно заправить фреоном оборудование?
- Перед началом работы, очистите вашу технику от пыли, влаги и воздуха (если заправляете кондиционер), предварительно отключив её от сети.
- Очень важна герметичность всей системы, иначе может случиться утечка хладагента.
- Соберите по инструкции комплекс для заправки фреоном, после чего подсоедините его к устройству.
- Открывая клапан, всегда включайте оборудование в охлаждающий режим.
- Следите за процессом заправки. Лучше всего осуществлять подачу фреона в оборудование порциями, постоянно проверяя, сколько хладагента заправилось; ведь если в систему попадёт слишком много вещества, она впоследствии может плохо работать.
- По завершении процесса, отключите баллон с фреоном от системы, после чего закройте отверстие низкого давления в коллекторе.
- Дождитесь заполнения хладагентом всех трубочек в оборудовании; преждевременное его включение может привести к последующей неправильной работе.
- Когда весь процесс заполнения фреоном закончится, подключите оборудование к сети в целях проверить, хорошо ли прошла заправка. Проследите, не появились ли новые, настораживающие Вас параметры в его работе.
- В процессе последующей эксплуатации, регулярно проверяйте количество хладагента в системе.
В целом, если разобраться в нюансах заправки фреоном оборудования, данную работу вполне можно осуществить самому в домашних условиях. Кроме того, такой вид хладагента, как фреон, обладает высокой степенью пожаробезопасности, в то время, как его токсичность довольно низка (до температуры вещества 250 градусов Цельсия, когда начинают выделяться очень вредные вещества). Однако, несмотря на относительную безопасность для человека, фреон губительно действует на озоновый слой Земли. Главной причиной образования озоновых дыр являются ионы брома и хлора, содержащиеся в хладоне. Именно поэтому, важно следить за герметичностью и не допускать утечки.
hladogaz.ru
Экологическая безопасность фреонов
На саммите 1992 года в Рио-де-Жанейро глобальное потепление было признано главной опасностью для человечества. Не случайно проблеме озоновых дыр и парниковых эффектов уделяется такое пристальное внимание. По мнению О.Б. Цветкова, ученогохолодильщика, для решения этих проблем необходимо учесть все первопричины возникновения данной проблемы [1]. С 1997 года в штате Оригон было запрещено использование пропеллентов в парфюмерии и фармакологии. По опубликованным метеорологами в 70-е и 80-е годы прошлого столетия материалам, количество озона в Антарктиде снизилось на треть. Концентрация окиси хлора в стратосфере составляла на два порядка выше в Антарктиде, чем в средних широтах. Было подтверждено также предположение химиков М. Молины и Ф. Роуленда, что в стратосфере хлор из молекулы фреона окисляется, превращая озон в кислород. Были учтены и носители атомов хлора – фреоны. В конце 1980-х ходов было подписано Монреальское соглашение о регулировании выбросов хлорфторуглеводородов (ХФУ).
С развитием производства персональных компьютеров появились миниатюрные
микросхемы и микрочипы, для очистки которых использовались фреоны, в основном фреон
113. Кроме того, газообразные фреоны использовались в домашних холодильниках, в
контейнерах для пищевых продуктов, в системах быстрого питания, в химчистках. Военные использовали фреоны как средство пожаротушения и т.д. Для сравнения: холодильная техника на этом фоне потребляла лишь 5-6% всех фреонов. Только в 1986 году было произведено 1 млн. 300 тыс. тонн фреонов, львиная доля которых приходилась на хлорфторуглероды (ХФУ (CFC) и ГХФУ(HCFC). Из них 75% шло на устранение потерь хладоагентов.
К озоноразрушающим веществам (ОРВ) относятся фреоны, содержащие хлор и бром: R11, R12, R21, R21, R22, R13, R113, R114, R115, R502, R142b, R12B2, R114B2, R114B2, R141b, и др. Все эти фреоны обладают в разной степени озоноразрушающим действием. Например, для R11, R12 потенциал разрушения озонового слоя (ОDP) составляет 1,00 и
0,055 соответственно, а у бромированных фреонов ОDP в десять и более раз выше. Таким образом, если один атом хлора превращает в кислород 105 молекул озона, то атом брома – миллион.
Вместе с тем, озоносберегающие холодильные агенты, синтезированные в последнее
десятилетие 20-го века, имеют нулевое значение ОDP. К ним относятся: R134a, R125, их смеси с озонобезопасными фреонами R32, R143a, R23, R152a. Среди смесей особое значение имеют R404A, R407C, R410A, R507, R508.
В качестве переходных хладоагентов, в некоторой степени заменяющих ОРВ в
существующих холодильных машинах, можно отнести отечественные смеси: С1, СМ1, С10М1, Экохол, С10М1, С10М1В (За рубежом они известны как R401A, R401B, R402A, R406A.
В настоящее время новые перспективы появились у диоксида углерода. Конечно, цикл
на СО2 является не самым лучшим с позиций термодинамики. Однако, он не имеет конкурентов по эколого-энергетическим показателям: не горюч, взрывобезопасен, экологичен и компактен. При грамотном учете пожарои взрывобезопасности большое будущее принадлежит углеводородам: смесям изобутана с пропаном, изобутана.
Другим направлением, позволяющим снизить выбросы хладагентов а атмосферу, является использование природных хладагентов. Аммиак является лучшим природным хладагентом по своим теплофизическим параметрам. Конкурентов аммиаку в области промышленного применения не было даже в годы «победного шествия» фреонов. Сегодня аммиак широко используется в транспортных установках, в том числе на флоте, в коммерческих холодильных установках, в тепловых насосах. Аммиачные холодильные системы, разработанные в последнее десятилетие, соответствуют самым высоким стандартам безопасности [2]. В.И. Позняком и др. изучалась возможность создания взрывобезопасных смесевых хладагентов на основе аммиака. Исследовалась флегматизация аммиака с фреонами, изучались свойства таких смесей как: аммиак/вохдух/R 125; аммиак/вохдух/R
227еа; аммиак/вохдух/ R 134а. Потери аммиака составляют менее 1% в год (сравните – в старых системах – 5-10%). Объем ежегодного оборота аммиака составляет более 3 миллиардов тонн. Человек в процессе жизнедеятельности производит около 17 граммов аммиака в сутки, корова – 1 тонну в год. Промышленным способом получают около 150 миллионов тонн аммиака, из которых в качестве хладагента используется только полмиллиона тонн.
Хорошие перспективы также у комбинированного варианта с использованием аммиака и углекислого газа. Также очевидно, что прекрасным хладагентом в системах кондиционирования воздуха является вода.
По прогнозам Всемирной метеорологической организации, наша атмосфера нагреется на 2 градуса до конца этого столетия. Сегодня следует более взвешенно относиться к имеющимся хладоагентам и системам, снижая их эмиссию, повышая энергетическую эффективность, осваивая новые поколения холодильных установок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цветков, О.Б. Холодильные агенты: ХХ век и великая холодильная революция./
О.Б. Цветков // Холодильная техника. 2000. С. 7-9.
2. Гидрофторуглероды в индустрии холода после 2012 года / Позняк В.И. [и др.] Холодильная техника. — 2012. № 3. С.32-34.
Материал взят из книги Инженерное дело
studik.net
Что такое хладагент: виды, свойства, применимость
Процесс охлаждения в холодильных установках происходит в результате кипения фреона — газообразного вещества, который выполняет функцию хладагента (теплообменника). Этот материал не только является основным функциональным элементом, но и выполняет роль смазочного состава для компрессора устройства.
Температура кипения фреона напрямую зависит от давления окружающей среды. Чтобы в холодильнике или кондиционере сохранялся цикл конденсации и испарения вещества, нужно поддерживать в системе установленный уровень давления.
В холодильных установках применяются разные виды фреона, имеющие свой химический состав и особенности. Чаще всего применяются хладагенты следующих типов:
- R-22.
- R-134a.
- R-407.
- R-410a.
Температура кипения у хладагентов различается, её можно определить по специальным техническим таблицам. Для заправки того или иного холодильного устройства, нужно учитывать тип фреона, который оно использует в работе. При необходимости, фреон можно заменять хладагентом со сходными показателями давления и температурой кипения.
Зависимость температуры кипения от давления
Схема холодильного цикла
Охлаждение воздуха в кондиционере и другом холодильном оборудовании обеспечивается циркуляцией, кипением и конденсацией фреона в замкнутой системе. Кипение происходит при низком давлении и температуре, а конденсация при высоком давлении и температуре.
Такой способ работы называется холодильным циклом компрессионного типа, так как для движения хладагента и повышения давления в системе используется компрессор. Рассмотрим схему компрессионного цикла поэтапно:
- При выходе из испарителя вещество пребывает в состоянии пара с низким давлением и температурой (участок 1-1).
- Затем пар поступает в компрессионную установку, которая повышает его давление до 15–25 атмосфер и температуру в среднем до 80 °C (участок 1-2).
- В конденсаторе хладагент охлаждается и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние. Конденсация производится с воздушным или водяным охлаждением в зависимости от вида установки (участок 2-3).
- При выходе из конденсатора, фреон попадает в испаритель (участок 3-4), где, в результате снижения давления, начинает кипеть и переходит в газообразное состояние. В испарителе фреон забирает тепло из воздуха, благодаря чему воздух охлаждается (участок 4-1).
- Затем хладагент движется в компрессор и цикл возобновляется (участок 1-1).
Все холодильные циклы состоят из двух областей — с низким и высоким уровнем давления. За счёт разницы давления происходит преобразование фреона и его движение по системе. При этом чем выше уровень давления, тем выше температура кипения.
Компрессионный цикл охлаждения используется при работе многих холодильных систем. Хотя кондиционеры и холодильники различаются по конструкции и назначению, они работают по единственному принципу.
Признаки утечки фреона
Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве. Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом.
Основные признаки утечки фреона:
- Плохое охлаждение помещения.
- Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
- Подтеки масла под кранами.
- Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
- Появление неприятного запаха при работе кондиционера.
Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.
Способы заправки кондиционера
Заправку кондиционеров фреоном рекомендуют производить не реже, чем раз в 1.5-2 года. За это время происходит естественная утечка значительной части хладагента, которую необходимо восполнить. Эксплуатация охладителей без дозаправки в течение 2 лет и более может привести к поломке устройства из-за перегрева и износа деталей, а также утечки масла.
Дозаправкой устройств кондиционирования занимаются специализированные службы. Однако если есть необходимые инструменты, эту процедуру можно провести самостоятельно.
Как правило, кондиционер не требует полной заправки, а нуждается лишь в восполнении того количества хладагента, которое испарилось в результате утечки. Поэтому важнейшим этапом работ является определение уровня утечки вещества.
Новичок может сделать эту процедуру двумя способами:
- По давлению. Чтобы узнать количество фреона, нужно посмотреть в инструкцию кондиционера — там будет указан уровень давления в системе. Затем необходимо присоединить к устройству коллектор — он покажет реальный уровень давления в охладителе. Путём вычитания полученной величины из параметров, указанных в документах, несложно узнать необходимое количество вещества для дозаправки.
- По массе. При полной заправке кондиционера, можно узнать необходимый объем по массе. Для этого также нужно обратиться к документации. При заполнении устройства фреоном, баллон с хладагентом для кондиционера ставится на точные весы. В процессе перекачивания, нужно внимательно следить за весом баллона и при восполнении недостатка вещества, сразу отключать систему.
Заправка кондиционера: алгоритм действий
Перед тем как заправить систему кондиционирования фреоном, нужно подобрать необходимые инструменты и материалы. Для этого потребуется манометр, баллон с фреоном, вакуумный насос, а также весы, по которым будет определяться объем хладагента в кондиционере.
Алгоритм действий при заправке кондиционера:
- Сначала нужно отключить охладитель от электричества и определить необходимое для заправки количество фреона по весу или давлению в системе.
- А также нужно «продуть» трубки с помощью азота, чтобы удалить из системы лишние примеси и убедиться в герметичности системы. Это важно сделать в том случае, если существует подозрение на утечку хладагента из-за повреждения системы.
- Затем нужно закрыть трехходовой клапан по часовой стрелке.
- Чтобы определить уровень давления и совершить дозаправку, нужно присоединить к штуцеру манометрический коллектор.
- После этого трехходовой клапан снова открывается, к коллектору присоединяется баллон с хладагентом и перекачивается в систему.
Сравнительная таблица хладагентов
Ранее при производстве холодильных установок использовали аммиак, как хладагент. Однако это вещество губительно влияет на экологию и разрушает озоновый слой, а в больших количествах может создавать проблемы со здоровьем у людей. Поэтому учёные и производители начали разрабатывать другие виды охлаждающих веществ.
Современные виды хладагентов безопасны для экологии и людей. Они представляют собой различные типы фреонов. Фреон — это вещество, которое содержит фтор и насыщенные углеводороды, отвечающее за теплообмен. На сегодняшний день существует более сорока видов таких веществ.
Фреоны активно используются в бытовых и промышленных приборах, работающих на охлаждение воздуха и жидкостей:
- В качестве хладагента в холодильнике.
- Для охлаждения морозильной камеры.
- Как хладагенты для сумок-холодильников.
- Для охлаждения воздуха в кондиционере.
Таблица свойств позволяет выбрать оптимальный вид хладагента. Она отражает основные свойства фреонов: температуру кипения, теплоту парообразования, плотность.
При заправке кондиционера могут понадобиться и сравнительные таблицы фреонов. Они определяют вещества, которыми можно заменить тот или иной хладагент, если его не удалось найти в продаже. Ниже представлена упрощённая версия такой таблицы с наиболее распространёнными типами охладителей.
ХФУ — хлорфторуглероды, ГХФУ — гидрохлорфторуглероды, ГФУ — гидрофторуглероды
ventinginfo.ru
Откуда взялся холодильник и фреон в нем
Все когда-то было кем-то изобретено, и этот процесс иногда длится веками. Вот так и привычного уже нам холодильника не существовало пару веков назад.
Как и зачем изобрели холодильник
Люди пользовались снегом и льдом для сохранения свежести продуктов, но такой способ был актуален в северных широтах. В странах с теплым климатом приходилось пользоваться особыми шкафами для льда, доставка которого была довольно дорогостоящим процессом. Поэтому люди просто хранили продукты в другом виде – солили, квасили, мариновали… И так продолжалось вплоть до XIX века, пока американец Перкинс не создал первую компрессионную холодильную машину. Толчком к этому послужило то, что несколько лет назад ученые научились сжижать газ. Тогда-то люди впервые в истории и встретились с хладагентами.
Как хладагент в самых первых холодильных шкафах использовали вещества очень ядовитые для живого организма: различные эфиры и аммиак. К концу XIX века назревала необходимость в домашних холодильных аппаратах, но любая утечка жидкости несла большую опасность для здоровья людей.
Что такое фреон и откуда он взялся
В тридцатых годах XX века компания из Соединенных Штатов KineticChemicalsInc. впервые синтезировала фреон. Фреон – химически безопасное для человека соединение, на базе метана и этана, газ без цвета и запаха. В дальнейшем применение хладагента фреона стало повсеместно в холодильных установках. На сегодняшний день люди научились синтезировать более четырехсот разновидностей.
Эта же американская компания и назвала этот химической состав. Было принято обозначение первой буквой от английского слова Refrigerant, а цифровой код обозначал свойства. Самым первым использовался фреон марки R12. Существовали также фреоны из чистого метана и этана – R-50 и К-70 соответственно.
Основные требования, предъявляемые к фреонам, кроме низкой стоимости, были высокая теплопередача и теплопроводность, а также температура кипения ниже ноля в условиях атмосферного давления, и, конечно, высокая хладопроизводительность.
Фреоны и природа
И все бы ничего, если бы в конце прошлого века не стала актуальна проблема экологии и считалось, что именно фреоны наносят значительный вред. Тогда начали искать и запрещать использование некоторых. На замену им пришли фреоны R407c, безопасные для озонового слоя, R410A или хладагент R134, работающий в среднетемпературном диапазоне.
К сожалению, решая проблему безопасности для экологии, современные аналоги не имеют таких термодинамических физических свойств, как, например, фреон 134. К тому же стоимость их намного выше. Чтобы купить недорого фреон R410, сейчас его придется поискать. Обычно килограмм фреона R410 стоит в 7 раз дороже, чем купить такой же объем фреона R22.
Озоновый слой планеты все еще под угрозой, поэтому поиски и изобретение альтернатив все еще продолжаются. В нынешних бытовых холодильниках наиболее частотно эксплуатируют хладагенты на основе углеводорода, диоксида углерода и азота. Применение фреона марки R134a в дорогих и в дешевых холодильниках – вещь почти сама собой разумеющееся. А в промышленных целях все еще употребляются хладагенты R507, фреоны разновидностей R717 и R407C и их аналоги. Эти хладоны тоже доставляют немалый вред атмосфере и по прогнозу к 2015 году от фреона с обозначением R134a эмиссия составит 500 тысяч тонн в год, но это в разы меньше, чем от фреона под маркой R12.
К сожалению, пока что хладагента с идеальными параметрами по своим свойствам еще не изобрели, но уже не мало то, что они безопасны для людей и окружающей среды. Поэтому мы без страха можем пользоваться нашими домашними холодильниками и кондиционерами. А остальное – дело времени.
hladogaz.ru