Карел про – , — «»

Содержание

народ, история, традиции, культура, религия, язык

КАРЕЛЫ (общее самоназвание карелов – карьялайзет, собственно карелов – карьялани, приладожских карелов – ливгиляйне, ливвикёй, прионежских карелов – лююдилайне, лююдикёй), коренное население Карелии.

По данным Переписи населения 2002 года в России живет 93 тысячи карелов, из них в Карелии 66 тысяч человек. Расселены также в Тверской области (тверские или верхневолжские Карелы), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине, в Белоруссии и Эстонии. По данным Переписи 2010 года в России живут 60815 карел.

Язык карельский финно-угорской группы уральской семьи.

Религия – Православные.

Традиционные занятия Карелов – трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, на севере – оленеводство. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, на юге Карелии – свиней. Важную роль играло рыболовство. Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дёгтя.

Со средних веков развито железоделательное производство. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, медно-литейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.

Традиционные ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений.

Источник:

Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

nazaccent.ru

Земли сельхозназначения в Приозерском районе и Карелии

В этом разделе представлены большие участки от 1 га (1га = 100 соток). Эти земли на заре перестройки колхозы раздавали крестьянам в надежде, что те начнут, наконец, пахать и сеять по-капиталистически и выведут российский агропром в мировые лидеры производителей съедобного. Что-то не срослось…

 

Сегодня бывшие колхозники пытаются продавать эти свои наделы – иногда за бесценок, иногда выставляя неадекватные цены. Участки сильно разнятся по “качеству”, здесь принципиально важны расположение, “привязаны” ли границы, уровень подготовки документов, близость инфраструктуры.

 

Если повезёт – можно стать хозяином большого участка в красивом месте по цене в разы меньшей, чем покупка участка ИЖС или ЛПХ. У нас Вы найдете только привлекательные земли и только полностью готовые документы.

А теперь – главное: что можно делать с такими участками?

 

1. Да! Стать ближе к земле, удариться оземь и обратиться в фермеры, сеять пшеницу (не советуем), пасти тривиальный (коровки, козы) или нетривиальный (племенные лошадки, например) скот (а вот сорняки на корм животинке здесь хорошо растут), разводить гусей, медовых пчёлок, фазанов, расфуфыристых на хвост павлинов или кусачих нутрий – в общем, использовать землю по её прямому “сельхозназначению”, как “крестьянско-фермерское хозяйство”.

 

2. Перевести в другую категорию и вид земель, нашинковать по 10 соток и продать задорого. Это другой бизнес, это стоит денег, занимает время, тратит нервы, часто ни к чему хорошему не приводит, иногда – в принципе невозможно. Но иногда, если повезёт, делает Вас сильно богаче…

 

3. Есть категории и виды земель, на которых разрешено строительство домов (или это можно юридически оформить), поэтому, если Вас окончательно достали люди – можно купить 1-10 гектаров у озера, построить там дом и счастливо жить в уверенности, что НИКТО и НИКОГДА не возведет у Вас под боком свой курятник и не помешает Вашему уединению.

 

Есть и другие виды земель – под ДНП, малоэтажную застройку, есть действующие базы отдыха и пансионаты. Это уже чистые бизнес-инвестиции либо сбыча смелых мечт: если у Вас есть определенная сумма на покупку такой земли плюс сумма на превращение одного объекта-товара в другой, более дорогой, либо Вы озарены благородной мыслью открыть дом престарелых или детский оздоровительный центр – тогда смотрите варианты в соседнем разделе.

 

Мы не знаем, какие еще постановления и законы придут в больную голову и будут приняты нашей Государственной Ду, но земля – это всегда земля, это своё место под солнцем, это (при правильном юридическом оформлении!) уже никто не отнимет. Это – базовая ценность, землей надо владеть! И чем больше её у Вас будет – тем лучше!

Расскажите о нас в соцсетях:

www.karelian.pro

Карелы – это… Что такое Карелы?

У этого термина существуют и другие значения, см. Карелы (значения).

Карелы

Флаг Ухтинской Республики. 1920-е годы.
Самоназвание

карьяла, карьялайсет (карельск. karjalaižet)

Современный ареал расселения и численность

 Россия:
60815 чел. (перепись 2010)[1][2][3]

 Финляндия:
25 000 чел.[4][5]
 Украина:
 1 522 чел. (перепись 2001)[6]
 Казахстан:
    518 чел. (перепись 2009)[7]
 Эстония:
    430 чел. (перепись 2000)[8]
 Белоруссия:
    302 чел. (перепись 2009)[9]
 Латвия:

    263 чел. (оценка 2009)[10]

Язык

карельский, русский, финский

Религия

православие, лютеранство

Расовый тип

Европеоидная раса

Родственные народы

ижора, вепсы, финны, финны-ингерманландцы, водь, эстонцы, ливы, сету

Этнические группы

людики,
ливвики,
лаппи (сегозерские карелы),
тверские карелы,
финские карелы

Каре́лы (общее самоназвание — карельск. karjalaižet[11]) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области, Тверской области; и в восточной Финляндии. Язык — карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Верующие в России — в большинстве своем православные, в Финляндии — лютеране и православные.

Происхождение

Этногенез карел достоверно не изучен. Существует гипотеза, что карелы сформировались на основе аборигенных племён современных южной Карелии и юго-восточной Финляндии, откуда и расселились в направлении Беломорского Поморья и Заонежья. Считается общепризнанным, что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековой корелы с весью и лопью, в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры.

Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карельск. liügilaizet) и людиков (карельск. lüüdilaizet), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии, людики — в Прионежской Карелии. Тверские карелы (карельск. tiverin karielaizet) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом.

Также в составе карельского этноса существует субэтнос

лаппи или сегозерских карел, проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи или лаппалайзет проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта.

Западные карелы, или как их ещё иногда называют карело-финны, вошли в состав финского этноса. В 1940 г. в результате Зимней войны большая часть финской Южной Карелии отошла к СССР; местное карело-финское население было переселено и заменено русскоязычным.

История

Первое достоверное письменное упоминание о карелах обнаружено в новгородской берестяной грамоте № 590, датируемой 1066 годом, в которой говорится о нападении литовцев на корелу (карел). Существуют западные источники XII—XIII века, которые упоминают о карелах, описывая более ранние события. Например, к событиям последнего десятилетия VII века, упоминаемых в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «Саге об Инглингах», относится сообщение, что конунгом данов Иваром Широкие Объятья потерпел поражение и был убит в местности, именуемой

«Карельские заливы» (возможно, имелись ввиду шхеры побережья Карельского перешейка). К началу XI века относится упоминание о Карелии в «Саге об Олафе Святом», норвежском короле.

Возможно, первым из письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi, то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа «лууд-аана», в русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины, без соотнесения с карелами (корелой). Существенно ранее, при основании Новгорода один из его концов был назван «Людин», однако, считать эти упоминания достоверными не представляется возможным из-за многозначности термина «люди» на различных языках.

На протяжении средневековья за контроль над территорией, населенной карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью (затем Великим Новгородом, Московией), в результате которых несколько раз изменялись границы, и часть карельских земель оказалась в составе Швеции. Карелы русской части были обращены в православие, карелы шведской части — в католицизм (затем лютеранство). После того как по Плюсскому перемирию и Столбовскому мирным договорам 1583 и 1617 гг. земли вокруг Ладожского озера и в устье Невы отошли от России к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своем вынуждено было переселиться под Тверь, в район городов Лихославль, Бежецк, Максатиха, Весьегонск. В результате этого произошёл раскол ареала расселения карел на три разобщённых ареала: наиболее крупный располагался на тверских землях, хотя до XX века карелы встречались и в других районах Центральной России; второй локализовался в Карелии, на землях, оставшихся в составе России после Столбовского договора и третий — на территории Кексгольмского лена, перешедшего к Швеции. После Северной войны барьер, разделявший карел на Севере, исчез, но после передачи Выборгской губернии в состав Великого княжества Финляндского он фактически восстановился. Карелы, оказавшиеся в пределах Великого княжества (в Выборгской и Куопиоской губерниях), подверглись аккультурации и в XX столетии в основном вошли в состав финского этноса.

Численность российских карел была определена академиком П. И. Кёппеном в середине XIX века по данным VIII ревизии. По его подсчётам, в Олонецкой губернии на тот момент насчитывалось 43810 карел, в Архангельской — 11288. Потомков переселенцев XVII века оказалось значительно больше: в Тверской губернии проживало 84638 карел, в Новгородской — 27076, в Ярославской — 1283[12]. Таким образом, лишь треть от общей численности карел проживала в современной Карелии. «Диаспора» преобладала в численности и в дальнейшем — вплоть до середины XX века.

В 1937 году районы Калининской области, заселённые карелами, образовали Карельский национальный округ, просуществовавший до 1939 года. Обстоятельства роспуска округа неизвестны. Предположительно, планируемое в 1939 присоединение Финляндии (Финская война).

Антропологический тип

Карелы в большинстве своём относятся к европеоидной большой расе, её беломоро-балтийскому типу, который характеризуется минимальной монголоидной примесью. Исключение составляют лаппи, относящиеся к лапоноидной группе уральского типа.

  • Олонецкий карел

Язык и письменность

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык.

В 1930-х годах была введена карельская письменность на основе латиницы.

Признано возможным создание Карельской википедии.

Динамика численности карел в СССР/России

Расселение

Карелы в Республике Карелия (2008).
  • Россия: 60 815 чел. (Данные всероссийской переписи населения 2010 года)[1]
  • Финляндия: Множество людей с карельскими корнями. Достоверно же определить численность карелов в Финляндии не представляется возможным, так как карелы в Финляндии рассматриваются как часть финской нации. Примерно 25 000 человек понимают карельский язык, около 5 000 на нём говорят[13].
  • Украина: 1 522[14]
  • Казахстан: 753[15]
  • Белоруссия: 524[16]
  • Эстония: 430[17]
  • Латвия: 416[15]

Культура

Неофициальным гимном карельского народа является песня «Jo Karjalan kumbužil».

Известные карелы

Спортсмены

  • Лео Комаров (Комаров Леонид Александрович)[18] — финский и российский хоккеист. Нападающий сборной Финляндии. Чемпион мира 2011 года. Обладатель Кубка Гагарина 2011-12 в составе московского Динамо. Капитан сборной Финляндии по хоккею на молодежном Чемпионате Мира 2007 в Швеции. С сезона 2009—2010 играет в ОХК Динамо (Москва). С 2010 года входит в состав сборной Финляндии по хоккею.
  • Медведева-Арбузова Евгения Владимировна — Лыжница. Бронзовый призёр XX зимних Олимпийских игр в Турине-2006. Олимпийская чемпионка в женской эстафете 4х5 км.
  • Федор Тероев (Федор Михайлович Терентьев) — Знаменитый советский лыжник. Заслуженный мастер спорта (1956). Чемпион зимних олимпийских игр 1956 в эстафете 4 × 10 км. Бронзовый призёр зимних олимпийских игр 1956 в гонке на 50 км. Серебряный призёр чемпионата мира 1954 и 1958 в эстафете 4 × 10 км. Чемпион в гонках на 15 км (1954, 1955), 30 км (1954), 50 км (1954, 1962) в эстафете 4 × 10 км (1951—1953, 1955, 1956, 1960).
  • Назаров Константин Васильевич — Гребец на байдарках и каноэ, девятикратный чемпион СССР, мастер спорта международного класса. Заслуженный работник физической культуры Карельской АССР, заслуженный мастер спорта России.

Политики, общественные и церковные деятели

  • Пааво Прокконен (Прокофьев Павел Степанович) — советский политический деятель, председатель СНК-СМ Карело-Финской ССР (1940—1947, 1950—1956), председатель Президиума ВС Карельской АССР (1957—1979).
  • Сенькин Иван Ильич — 1958—1984 гг. — первый секретарь Карельского обкома партии, в 1984—1986 гг. — Председатель Президиума Верховного Совета КАССР. Был членом ЦК КПСС. За успехи в развитии народного хозяйства республика была награждена (в 1965 и 1970 г.) орденами Ленина и Октябрьской Революции.
  • Степанов, Виктор Николаевич — 1-й Председатель Правительства Республики Карелия (пост Главы республики).
  • Григорьев, Анатолий Семёнович — председатель Карельской региональной общественной организации «Карельский конгресс». Родился в карельской семье 2 марта 1946 г. в посёлке Пряжа Карело-Финской ССР. В 1972 г. окончил истфак Петрозаводского госуниверситета. В 1990 г. стал учредителем «Карельского движения», оформившегося затем в ряд национальных организаций. Стал лидером наиболее радикальной из них — общественного объединения «Карельский конгресс». Член Союза журналистов России.
  • Богданов, Виктор Егорович — председатель Совета уполномоченных республиканского съезда карелов, заместитель председателя Совета представителей карелов, вепсов, финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия.
  • Пекка Зайков (Зайков Пётр Мефодьевич) — заведующий кафедрой карельского и вепсского языков ПетрГУ, доктор филологических наук, профессор. Первый председатель Карельской региональной общественной организации «Союз карельского народа».
  • Лев Макконен — глава Православной церкви Финляндии. Архиепископ Карельский и Финляндский, предстоятель Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата.
  • Павел Гусев (Юрьё Олмари) — епископ Константинопольского Патриархата; с 1960 по 1988 года — предстоятель Финляндской Архиепископии с титулом архиепископ Карельский и всея Финляндии.
  • Василий Левонен (Сидоров Василий Леонтьевич) — «Укки Вяйнямёйнен». Карельский и финский общественный деятель. В 1921 году возглавил Карельское восстание против Советской России.

Писатели и поэты[19]

  • Яакко Ругоев (Ругоев Яков Васильевич) — карельский поэт, писатель и публицист.
  • Брендоев, Владимир Егорович — карельский поэт, писавший на ливвиковском диалекте карельского языка.
  • Ортьё Степанов (Степанов Артем Михайлович) — Народный писатель Карелии. Писал на финском языке.
  • Антти Тимонен — видный карельский писатель, известен советским и зарубежным читателям.
  • Пекка Пертту[fi] (Пертту Петр Алексеевич) — известный карельский писатель.
  • Яккола Николай Матвеевич — Писатель, переводчик, литературный критик, один из организаторов Союза писателей Карелии.
  • Николай Лайне (Гиппиев Николай Григорьевич) — Поэт, переводчик; писал на карельском и финском языках.
  • Виртанен, Ялмари Эрикович — карельский советский поэт.
  • Семёнов, Пётр Михайлович — карельский писатель, переводчик. Член Союза писателей Карелии. Член Союза писателей России.
  • Волков, Александр Лукич — карельский поэт, переводчик. Член Союза писателей Карелии. Член Союза писателей России.
  • Дубинина, Зинаида Тимофеевна — карельская поэтесса, переводчик. Член Союза писателей Карелии.
  • Иванов, Василий Савельевич (Вейкки) — карельский поэт, писатель. Член Союза писателей Карелии.

Деятели культуры

  • Дарья Кузьминична Карпова — Народная артистка России. Была первым председателем Карельского отделения Всероссийского театрального общества. Награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, многими медалями. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР и Карелии. Почетный гражданин Петрозаводска. Одноа из основательниц Национального театра Карелии.
  • Пекка Микшиев (Микшиев Пётр Григорьевич) — Народный артист России. Заслуженный артист КАССР. Один из ведущих актёров Национального театра Карелии. Участник вокального ансамбля «Манок». Один из создателей карельского хора Омиа Пайо. Активный член правления Союза карельского народа.
  • Левкин Иван Иванович — Заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный артист Карельской АССР. Основатель старейших народных хоров Карелии: Петровского, Ведлоозерского. Поэт и композитор.
  • Лео Севец (Севец Леонид Иванович) — карельский фолк-музыкант. Бывший участник группы Myllärit.
  • Сантту Карху (Александр Медведев) — лидер карельской этно-рок-группы Santtu Karhu & Talvisovat, исполняющей песни на ливвиковском диалекте карельского языка.
  • Юрий Алексеевич Малинин — Заслуженный работник культуры УССР, оперный и эстрадный певец.

Художники

  • Осмо Бородкин — карельский художник, иллюстратор эпоса «Калевала».
  • Добрынин Виталий Федорович — Карельский художник. Основные темы работ — это карельская мифология, культура, быт и традиционное мировоззрение карелов.

Рунопевцы

  • Архиппа Перттунен (Перттунен, Архип Иванович) — знаменитый карельский рунопевец. Отец Миихкали Перттунена.
  • Петри Шемейкка (Шемейкка Пётр Иванович) — карельский рунопевец, родоначальник рунопевческой династии.
  • Воассила Киэлевяйнен — знаменитый карельский рунопевец.
  • Онтрей Малинен — знаменитый карельский рунопевец.

Деятели науки

  • Макаров, Григорий Николаевич — составитель карельско-русского словаря.
  • Власова, Мария Николаевна — с 1965 по 1988 возглавляла Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.
  • Евсеев, Виктор Яковлевич — талантливый фольклорист, исследователь карело-финского народного эпоса.
  • Новожилов, Игорь Васильевич — профессор кафедры прикладной механики и управления механико-математического факультета МГУ. Доктор физико-математических наук.

Военные деятели

См. также

Примечания

Литература

  • Карелы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. Под ред.: Рыбакова Б. А. — М., 1987 г.
  • Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура — 2-е издание. Петрозаводск, 2005. — 208 с.
  • Финны в Европе. В 2-х томах. — М., 1990
  • Бубрих Д. В. Догосударственный период истории балтийско-беломорского севера.
  • Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. С-Пб., 1899.
  • Иордан. О происхождении и деяниях гетов — СПб., Алетейя, 1997.
  • Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг — Харьков. 1956
  • Saxo Grammaticus. Gesta Danorum // На сайте Ульвдалир
  • Сага об Инглингах
  • Кочкуркина С. И. Прибалтийско-финские народы России — М.: Наука, 2003
  • Кочкуркина С. И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья- Петрозаводск, 2010. — 262 с.
  • Карелы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8
  • Koltat, karjalaiset ja setukaiset: Pienet kansat maailmojen rajoilla («Колтты, карелы, сету: маленькие народы на краю Земли») / Tuija Saarinen, Seppo Suhonen (toim.). — Snellman-Instituutti, 1995. — 277 p. — (A-sarja, 19/1995). — ISBN 951-842-167-6 — ISBN 978-951-842-167-5
  • «Oma Mua» («Родная земля») — общественно-политическая газета на ливвиковском наречии карельского языка.

Ссылки

Портал о Карелии — Карелия на страницах Википедии
  Финно-угорские племена и народы
Волжские
Пермские
Прибалтийские
Саамы
Угры
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.     2Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

dic.academic.ru

Карелы Коренные народы севера

«Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего».

Древнегреческий философ Платон.

Карелы (финно-угорский народ) не многочисленная этническая группа, сосредоточенная в Карелии, Тверской, Ленинградской, Архангельской областях. Так же небольшая часть карел проживает в Финляндии и исповедует лютеранство. Карелы проживающие в России, большей частью придерживаются православной веры. Батюшка Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович самолично крестил карел во время военного похода 1227 году.

 

До этого у этого древнего народа была языческая религия, они поклонялись природе и огню. Хотя по свидетельству кандидата исторических наук Б. Детчуева истоки православной истории Карелии уходят в X век, когда 988 году при Киевском великом князе Владимире состоялось крещение Руси.  Родная речь (язык) карелов относится к группе финно-угорских языков, и разделяется на ряд наречий и диалектов, говоров, характерных для той или иной местности.

 

Это собственно карельский язык на котором общались лаппи, северные или беломорские карелы (сегозерские, ухтинские, кестеньгские).  Разные диалекты имеют карелы ливвики проживающие в Олонецком, Сямозерском, в восточном и северном Приладожье и людики живущие на северном и восточном побережье Онежского озера. На формирование их языков имело близкое соседство вепсов.

 

Советский историк, доктор исторических наук И.П. Шаскольский писал в своей книге, что изначально карельское племя сформировалось на Карельском перешейке и землях северо-западного Приладожья, примерно в 6—7 вв. Уже оттуда карелы начали осваивать новые земли, потеснив с Беломорья саамские племена и частично смешавшись с ними, о чем свидетельствует саамская песня Пяйве-пойка (Парень из Пяйвелы). На востоке (Олонецкий перешеек) сливаются с занимающими эти земли вепсами (весь).

Постепенно на территории Карелии обозначились три основных района проживания карельских племен.

  • Карельский перешеек и северо-западное Приладожье, где проживала большая часть карелов.
  • Северная Карелия (Беломорье и Ботнический залив Баренцева моря).
  • И собственно Обонежье, то есть территория примыкающая к Онежскому озеру.

 

Карелы населявшие Приладожье уже с XII столетия занимались хлебопашеством, охота и рыбалка имели меньшее значение. Здесь были более плодородные земли на которых выращивали овес, рожь, ячмень, лен, коноплю. Сажали овощные культуры, репу и редьку, было развито собирательство лесных даров. Земледелие привело к строительству долговременных поселений, уже в XIII веке здесь возникает город Корела. После похода новгородской дружины князя Дмитрия Александровича, город становится центром Корельской земли.

 

В Обонежье земледелие пришло позднее, здесь карелы занимались охотой и рыбалкой наравне с обработкой земли. Держали скотину, как и Приладожские карелы, торговали рыбой, мехами, карабейничили, то есть торговали вразнос, ходили на отхожие промыслы.

 

Болотистая и каменистая северная Карелия не располагала к земледелию, основным промыслом были охота и рыболовство, добыча морского зверя, собирательство, что не способствовало оседлой размеренной жизни. Сначала здесь жили только племена кочевников саамов. Когда карелы нашли удобный путь из Ладоги до Белого моря и Ботнического залива, началось постепенное осваивание земель богатых пушным и морским зверем. Шла оживленная торговля в основном через Новгород, мехом пушного зверя которого на севере водилось в изобилии, солью поморкой…

 

Жизнь карелов была трудная, голодные годы, постоянные набеги шведов, литовцев, финнов. Потом были экспансия и притеснения Новгорода, поборы монастырей и бояр. 1470 году Московским государством были захвачены все земли новгородские и монастырские, в том числе карельские вместе с коренным населением. Хотя в Карелии не было крепостного права, опричники, репрессии, непосильные налоги все больше усложняли жизнь карелов. В конце 18 в северная Карелия стала » яблоком раздора» между Швецией и Московским государством. Карелов стали теснить с юга и запада шведы, с юга финны, народ вынужден был покидать поселения, что сказывалось на динамике численности карелов.

 

Приход к власти большевиков, которые силой забирали нажитое и хлеб, лишили коренное население политических и экономических прав, все это вызвало протест. Вспыхнувшее и подавленное в 1921-22 годах Карельское восстание, вызвало массовое бегство карелов в Суоми.  Родную Карелию покинуло около 30 тысяч карелов.  Численность этого самобытного народа неуклонно снижается, перепись населения 1926 года зафиксировала 100,8 тысяч, в 2010 год 45,540 человек, то есть на родовой земле карелов осталось всего 7,4 % от всех жителей.

 

Традиционное жилище карел

Дома которые строили карелы по своему уникальные, рубленные из круглых брёвен они не имели фундамента. Перед строительством избы в землю клали монетки, это считалось выкупом. Учитывая, что под одной крышей жило не одно поколение карельской семьи строили большие дома двух типов, брус или кошель. Они совмещали жилое и хозяйственное помещения. Суровые условия Карелии не особо располагали к прогулкам в зимнее время.

 

Особо зажиточные карелы строили двухэтажные хоромы с верхней (летней) горницей. В ней не было печки, поэтому жить можно было только в теплое время.  Пороги в старых карельских избах были высокие, считалось, что пороги не пускают в жилище нечистую силу. Также типичное карельское жилище имело низкие дверные проёмы и небольшие окна. Хозяева не имеющие скотины строили небольшие избушки, непременно с подклетами и сенями. Жилище старались украшать ажурными причелинами, и наличниками, резными столбиками на крыльце, балкончиками на фронтонах и большими балконами которые называли гульбище.

 


Печь была главным предметом интерьера в доме, ставили печку, конструкцию которой позаимствовали у новгородцев. До их появления пища готовилась на открытом очаге. Обстановка жилища карелов незатейливая, стол, лавки, шкафчики — посудники, светец для лучины, полки-воронцы, ткацкие станки, прялки, глиняный рукомойник и лохань под ним. Предметом гордости карелки являлся сундук, не каждая женщина могла иметь этого прародителя современного платяного шкафа. На специально вкрученное в потолок кольцо подвешивали детскую люльку. Кухонная утварь и посуда была разных материалов: глиняная, деревянная, медная, берестяная.

 

Чем питались карелы

1894 год Фото Инто Конрад

Кухня древних карел похожа на финскую, но имела свои особенности. Например на питание северных карел повлияла саамская и финская кухни, на южных русская. В древности основу питания составляла рыба, мясо убитых животных, лесные ягоды и грибы. Когда карелы научились сажать зерновые и уходу за скотиной питание значительно улучшилось. Преобладала рыба которую солили, сушили, вялили, варили, тушили, но никогда не жарили, в языке карел нет слова жарить. Кушали много репы, продуктов земледелия из которых варили каши, выпекали хлеб, рыбники, пироги, калитки, в этом карелки большие искусницы.

 

 

Мясо было на столе редко, его вялили или сушили приберегая до полевых, лесных работ и дальней дороги. Постоянно употребляли молоко и продукты из него. Обычным блюдом были соленые грибы, ягодные морсы, квасы, компоты. Калевальские и частично лоухские карелы любили рыбу с душком. Выловленная во время весенней путины рыба солилась и выдерживалась лето в прохладном месте, и хотя была хорошо просолена издавала неприятный запах. В большинстве своем карелы не были набожными, но посты соблюдали строго, а их насчитывалось почти 200 дней.

 

Одежда карел


Одежда карел была проста и незатейлива, южные карелы повседневную одежду шили из домотканого льняного холста. На севере условия не позволяли выращивать лен и тамошним карелам приходилось его покупать. Также карелки пряли овечью шерсть. На изготовление праздничной одежды использовали покупную ткань, в основном ситец, сатин, гарус. Традиционной обувью были лапти из бересты, реже лыка. Сапоги шились из кож домашней выделки. В эпоху Петра Первого появились валенки, по карельским деревням стали ходить мастера владевшие этим искусством.

1927 год фото Л. Капицы. Карелы.

Стоило это дорого и не каждый карел мог их иметь. Обычно в морозы на сапоги натягивали специальный вязанный из грубой шерсти чехол. Зимой и осенью карелы носили полушубки, кафтаны, армяки. Женщины карелки имели в своем гардеробе сарафаны и юбки, которые одевали с рубашкой, передник. Голова замужних женщин покрывалась платком или повойником, девушки носили ленты. Традиционной одеждой мужчин были штаны заправленные в сапоги, подпоясанная длинная рубаха на выпуск, полукафтан и мягкая шляпа.

Карельская баня


Слова немытая Россия к Карелии не относятся, каждая карельская семья имела собственную баню. Рубили баньки непременно на берегу реки или озера, чтобы не носить далеко воду. Часто она располагалась на значительном расстоянии от избы. Карелы хотя уже не были язычниками считали, что в доме живет домовой, в бане банник который не любит шум и беспорядок. Баньку любили и летом парились очень часто, но никогда вечером и по праздникам. Разговаривали в бане вполголоса и не стирали белье.  Топились баньки по «по-чёрному», то есть стояла каменка без дымохода. Воду в деревянных колодах нагревали с помощью разогретых камней на печке. Всласть хлестали себя березовыми вениками, оставляя в баньке грязь и усталость. Строили бани маленькими и без предбанника. Про свадебные обряды читаем здесь, внешность тут.

rybachka-iz-karelii.org

Про карел и медную проволоку

Хороша рубашка свата:
Чуть выглядывает ворот,
Словно дочь Луны соткала,
Всюду оловом украсив.                                     
                                   (“Калевала”).

У карел существовал интересный способ декорирования одежды тонкой бронзовой проволокой. Нашла упоминания о том, что это может быть характерно для всех народов Европы, но, в любом случае, карельский костюм здесь явно выделяется частотой употребления подобной отделки и ее сложностью.

Наиболее ранние из известных образцов – XII век, но сама традиция гораздо более древняя. Орнамент выполнялся спиральной медно-бронзовой проволокой по плотной шерстяной четырехниточной ткани. Спиральки изгибались в виде крестов с загнутыми под прямым углом концами. Этот орнамент шел широкой полосой по подолу передника, отделанного по низу бахромой. Проволокой украшались наплечные накидки и иногда головные повязки из бересты, обшитой тканью (погребение Леппясенмаки-4). Примерно так : 


(С иллюстрациями вообще беда: в библиотеке не дают ксерить, в сети ничего нет). 

Один передник из могилы Тууккала был украшен спиральками не только по подолу: тот же узор дугообразно располагался по всему переднику. 

На Карельском перешейке для прикрепления спиралек к переднику использовался способ аппликации: короткие спиральки (длиной 1—1.5 см) нанизывались на нить (в новгородской Карелии чаще всего применяли ссученные вместе конскую и шерстяную нити), пришивались к полосе ткани, которая затем прикреплялась к подолу передника. Такой орнамент был виден только с лицевой стороны. Известны сложные композиции в виде крестообразных фигур. В Тууккале для прикрепления спиралек употреблялась конопляная или льняная нить, а в месте перекрестья нитей помещалась короткая спиралька. В западно-финских передниках орнамент создавался в процессе изготовления ткани: в нити основы вдевались более толстые спиральки, и тогда орнамент был виден с обеих сторон. Кроме того, на передниках имелись поясная кайма и орнамент в углах, а в месте перекрестья выпрямленные нити спиралек образовывали крест. Отличие от изделий первых двух регионов прослеживается и в оформлении наплечных накидок: в Западной Финляндии они украшались орнаментом из спиралек в виде звездочек, квадратов, четырехлистников и т. д.; в Северо-Западном Приладожье, как и в Миккели — Тууккале, края накидок отделывались тесьмой или каймой с бахромой, сотканной вместе с материей. 

Широкое применение спиралек также явилось предпосылкой к выделению определенной отрасли ювелирного ремесла (волочилы для протягивания проволоки были найдены в Паасо и Ховинсаари).

Видимо, подобная отделка имеется в виду, когда говорится об “одеяниях с медными краями”, “медных платьях”, “золотых накидках” и т. д.

antique-fashion.livejournal.com

Чапек Карел. Про Фокса

   Карел Чапек
   Про Фокса
   Когда она родилась, была это просто-напросто беленькая чепуховинка, умещавшаяся на ладошке, но, поскольку у неё имелась пара чёрненьких ушек, а сзади хвостик, мы признали её собачкой, и так как мы обязательно хотели щенёнка-девочку, то и дали ей имя Дашенька…
   Посиди минуточку смирно, Дашенька, а я расскажу тебе сказку про Фокса.
   Фоксик был самым великим фокстерьером в мировой истории, но он был не первым фокстерьером на свете. Самого первого фокстерьера звали Фоксом, и был тот Фокс чисто белый, без единого пятнышка. Да и как же он мог не быть белым, словно голубок, раз он был создан для того, чтобы жить в раю и веселиться с ангелами? Спрашиваешь, что он в раю ел? Ну, сметану, сырники… Мяса он, конечно, не видел – ведь ангелы все вегетарианцы.
   А Фокс был игрун и непоседа, как и все фокстерьеры, и когда он выходил из рая… Фу, как тебе не стыдно! В раю ведь он не мог лужицы делать, это не годится. В комнате этого делать тоже нельзя – заруби-ка себе это на носу и бери пример с Фокса, который всегда царапался в райские ворота, когда ему нужно было выйти по делам… Погоди-ка, на чём, бишь, я остановился?.. Ага, на том, как Фокс несколько раз в день выходил из рая.
   И вот за дверями рая он, по своему легкомыслию, играл с чертями. Скорее всего он думал, что это какие-нибудь собачки: ведь у них тоже есть хвосты, а у ангелов – только крылья. Как он с ними играл? Бегал с ними наперегонки по лужайке, кусал их за хвосты, кувыркался с ними на земле и тому подобное. И когда он снова залаял у райских врат, чтобы его впустили обратно, на нём уже были бурые земляные пятна и чёрные пятна на тех местах, где он прикасался к чертям. С тех пор у всех фокстерьеров есть бурые и чёрные пятна. Понятно?
   Однажды сказал Фоксу один из его друзей-чертей, такой малюсенький чёртик, карлик-чёртик, чертёнок:
   – Слушай, Фокс, мне бы хотелось хоть на минуту заглянуть в рай, поглядеть, как там и что. Возьми-ка меня с собой!
   – Ничего не выйдет, – отвечал Фокс. – Тебя туда не впустят.
   – Так знаешь что, – сказал чёрт, – возьми меня в пасть и пронеси! Туда ведь тебе никто заглядывать не станет.
   Фокс по своей доброте в конце концов согласился, взял чертёнка в пасть и пробрался с ним в рай; и,чтобы никто ни о чём не догадался, весело вертел хвостом. Но от создателя, понятное дело, ничего не утаишь.
   – Дети, дети, – сказал он, – сдаётся мне, что в ком-то из вас чёрт сидит.
   – Не во мне, не во мне! – закричали ангелы.
   Один только Фокс ничего не сказал, чтобы у него чёрт изо рта не выскочил. Он только выпалил от неожиданности: “Гав!” – и поскорее опять закрыл рот.
   – Всё напрасно, Фокс, – сказал создатель. – Раз в тебе чёрт сидит, ты не можешь жить с ангелами. Отправляйся на землю и служи человеку!
   С того случая, Дашенька, во всех фокстерьерах сидит чёртик, а во рту, на нёбе, у них есть чёрное пятнышко. Так-то! Можешь бежать по своим делам.

thelib.ru

Карелы — Википедия

Карелы

Неофициальный национальный флаг карел[1]
Самоназвание

карьяла, карьялайзет (карел. karjalaižet)

Численность и ареал

Всего: 88 850 чел.
Россия Россия:
60 815 чел. (перепись 2010)[2][3][4]

Финляндия Финляндия:
 25 000 чел.[5][6]
Украина Украина:
001522 чел. (перепись 2001)[7]
Казахстан Казахстан:
000518 чел. (перепись 2009)[8]
Эстония Эстония:
000430 чел. (перепись 2000)[9]
Белоруссия Белоруссия:
000302 чел. (перепись 2009)[10]
Латвия Латвия:
000263 чел. (оценка 2009)[11]

Язык

карельский, русский, финский

Религия

православие, лютеранство

Расовый тип

Европеоидная раса

Родственные народы

ижора, вепсы, финны, финны-ингерманландцы, водь, эстонцы, ливы, сету

Этнические группы

людики,
ливвики,
лаппи (сегозерские карелы),
тверские карелы,
финские карелы

Каре́лы (общее самоназвание — карел. karjalaižet) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области, Тверской области, а также на востоке Финляндии.

Антропологический тип[править]

Карелы в большинстве своём относятся к европеоидным народам беломоро-балтийского типа[12]. Беломоро-балтийский тип распространён на северо-востоке Европы от восточного и южного побережья Балтийского моря до Урала (литовцы, латыши, карелы, вепсы, часть коми, северные группы русских и белорусов)[13].

  • Олонецкий карел. 1906 г.

Происхождение[править]

Этногенез карел достоверно не изучен. Существует гипотеза[Чья?], что карелы сформировались на основе аборигенных племён современных южной Карелии и юго-восточной Финляндии, откуда и расселились в направлении Беломорского Поморья и Заонежья. Считается[кем?], что современные карелы представляют собой результат этнического контакта средневековых племён корелы с весью и лопью, в процессе которого последние были в значительной степени ассимилированы, а карелы восприняли многие особенности их языка и культуры.

Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карел. liygilaizet) и людиков (карел. lyydilaizet), отличающихся, в основном, диалектом карельского языка. Ливвики в большинстве своём проживают в Олонецкой Карелии, людики — в прионежской Карелии. Тверские карелы (карел. tiverin karielaizet) также отличаются диалектом и этнической традицией, исследователи-этнологи признают тверских карелов отдельным субэтносом.

Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или лаппалайзет (сегозерских карел), проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших своё самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта. Западные карелы (карело-финны) вошли в состав финского этноса.

Возможно, первым из известных письменных источников о людиках упоминает датируемый первой половиной IX века Баварский аноним под именем племени лиуди или люди (лат. liudi, то есть практически воспроизводит самоназвание в латинской фонетике). Несколько позднее о карелах-людиках упоминает Ахмед ибн Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу в 921—922 годах под названием народа «лууд-аана».

Период Новгородской республики[править]

Первое достоверное письменное упоминание о карелах обнаружено в новгородской берестяной грамоте (№ 590), датируемой 1075— 1100 годами, в которой говорится о нападении литовцев на корелу (карел). Существуют западные источники XII—XIII века, которые упоминают о карелах, описывая более ранние события. Например, к событиям последнего десятилетия VII века, упоминаемых в «Деяниях данов» Саксона Грамматика и «саге об Инглингах», относится сообщение, что конунг данов Ивар Широкие Объятья потерпел поражение и был убит в местности, именуемой Кирьялаботнар или «Карельские заливы» (возможно, имелось в виду побережье Балтийского моря или Финский залив)[14] (возможно, имелись ввиду Ладожские шхеры Карельского перешейка), наибольшее количество находок того периода обнаружено археологами в районе современного Куркиёки. К началу XI века относится упоминание о Карелии в «саге об Олафе Святом», норвежском короле.

 В 1178 году карельское войско захватило центр контролируемой шведами части Финляндии город Ноуси. При этом был взят в плен епископ Рудольф, являвшийся не только духовным, но и светским главой шведских владений. В результате епископ был увезён в Карелию и там убит, Ноуси пришёл в упадок, а епископская резиденция была перенесена в город Або (Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. С.66–71).
В 1187   Сигтунский поход карел, разрушивших древнюю столицу Швеции.

В русских средневековых источниках карелы-людики зачастую упоминались под названием людины, без соотнесения с карелами (корелой). Существенно ранее, при основании Новгорода один из его районов был назван «Людин конец», однако, считать эти упоминания достоверными не представляется возможным из-за многозначности термина «люди» на различных языках.

До начала XVII века центром Корельской земли (Корельского уезда Водской пятины) являлся город Корела.

В первой половине XIV века существовало, по словам С. И. Кочкуркиной, своеобразное «Карельское княжество», созданное Новгородом в целях укрепления северо-западных рубежей[15].

В настоящее время в Финляндии имеются провинции Северная Карелия (с 1960) и Южная Карелия.

На протяжении средневековья за контроль над территорией, населённой карелами, шли затяжные войны между Швецией и Киевской Русью, затем с Великим Новгородом, Великим княжеством Московским, Русским царством.

Период Русского царства и Российской империи[править]

В результате русско-шведских войн менялись границы и часть карельских земель перешла в состав Швеции. Карелы русской части были обращены в православие, карелы шведской части — в католицизм (затем лютеранство). После того как по Плюсскому перемирию 1583 года и Столбовскому мирному договору 1617 года земли вокруг Ладожского озера и устья Невы отошли к Швеции, местное православное карельское население в большинстве своём вынуждено было переселиться под Тверь, в район городов Лихославль, Бежецк, Максатиха, Весьегонск. В результате этого произошёл раскол ареала расселения карел на три разобщённых ареала: наиболее крупный располагался на тверских землях, второй — в Карельском уезде, на землях, оставшихся в составе России после Столбовского договора, третий — на территории Кексгольмского лена, перешедшей к Швеции. После Северной войны барьер, разделявший карел на Севере, исчез, но после передачи Выборгской губернии в состав Великого княжества Финляндского он опять восстановился. Карелы, оказавшиеся в пределах Великого княжества Финляндского (в Выборгской и Куопиоской губерниях), подверглись аккультурации и в XX веке в основном вошли в состав финского этноса.

Численность карел в Российской империи была определена академиком П. И. Кёппеном в середине XIX века. По данным VIII ревизии, в Олонецкой губернии насчитывалось 43 810 карел, в Архангельской — 11 288. Потомков карел-переселенцев XVII века оказалось значительно больше: в Тверской губернии проживало 84 638 карел, в Новгородской — 27 076, в Ярославской — 1283[16]. Таким образом, лишь треть от общей численности карел проживала на территории исторической родины — современной Карелии. Это соотношение существовало до середины XX века. В 1897 году в Российской Империи насчитывалось примерно 208 тысяч человек, которые указывали родным языком карельский [17]

Советский период[править]

В период иностранной военной интервенции существовали непризнанные карельские государственные образования на севере Олонецкой губернии:

8 июня 1920 декретом ВЦИК из населённых карелами местностей Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна[18], правоприемником которой в настоящее время является Республика Карелия.

8 июля 1937 года решением Политбюро ЦК ВКП(б) в составе районов Калининской области, заселённых карелами, был образован Карельский национальный округ. 7 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ № 696/86 «О ликвидации Карельского национального округа»[19].

В результате Советско-финской войны по Московскому мирному договору (1940) Карельский перешеек был присоединен к СССР и вошёл в состав вновь образованной Карело-Финской ССР. Перед заключением договора финское и карельское население практически полностью было эвакуировано в Финляндию. Но уже через год, летом 1941 года, после того как Финляндия вернула себе Карельский перешеек в ходе Великой отечественной войны, часть коренного населения вернулась на прежнее место жительства. Летом 1944 года, когда Карельский перешеек был занят советскими войсками, им пришлось вторично эвакуироваться.

Волна послевоенных переселенцев из центральных областей РСФСР, Белоруссии и Украины сформировала современный этнический облик Карелии.

Динамика численности карел в Российской империи/СССР/Российской Федерации[править]

Карелы в Республике Карелия (2008).
  • Россия — 60 815 чел. (Данные всероссийской переписи населения 2010 года)[2]
  • Финляндия — множество людей с карельскими корнями. Достоверно определить численность карелов в Финляндии не представляется возможным, так как карелы в Финляндии рассматриваются как часть финской нации. Примерно 25 000 человек понимают карельский язык, около 5000 на нём говорят[20].
  • Украина000— 1522[21]
  • Казахстан00— 753[22]
  • Белоруссия — 524[23]
  • Эстония000 — 430[24]
  • Латвия0000 — 416[22]

Доля карел по районам и городам России (по переписи 2010 года)[править]

(указаны муниципальные образования, где доля карел в численности населения превышает 5 %):

Доля карел по районам и городам России
муниципальный район, городской округСубъект РФ% карел
Олонецкий МРКарелия52,2
Калевальский МРКарелия35,5
Пряжинский МРКарелия31,9
Лоухский МРКарелия12,6
Муезерский МРКарелия10,9
Лихославльский МРТверская8,6
Суоярвский МРКарелия8,1
Спировский МРТверская8
Питкярантский МРКарелия6,6
ГО г. КостомукшаКарелия6,4
Рамешковский МРТверская6,1
Кондопожский МРКарелия5,8
Максатихинский МРТверская5,3

Традиционные занятия — охота, рыболовство, собирательство, земледелие, животноводство, рубка и сплав леса. Северные карелы занимались оленеводством. Издревле добывали железо из озёрных и болотных руд, освоили ковку, медное литьё, изготовление украшений из бронзы и меди.

Карелы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, репу, редьку, капусту, морковь. Орудиями труда служили бесподошвенная соха колового типа, соха с отвалом, мотыги, серп, коса-литовка. Молотили цепом с берёзовым билом, зерно мололи на ручных жерновах и водяных мельницах. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец и в небольших количествах — кур.

Для рыбной ловли использовали сети, мерёжи, дорожки, невода и удочки. Охотились с помощью лука и стрел, самодельных ружей, ловушек. Охотничьи и рыболовецкие угодья передавались по наследству.

Основные средства передвижения — лодки, плоты, сани, лыжи, волокуши и дровни. Колёсный транспорт практически не применялся.

Поселения располагались по берегам рек и озёр. Основные виды селения — погост и деревня. Погост объединял группу деревень. Планировка деревни, в основном, была прибрежно-рядовой. В жилых домах под одной крышей располагались постройки для скота. Продукты сельскохозяйственного труда хранились в отдельно стоящих амбарах. Каждая семья имела баню, топившуюся по-чёрному.

Карельская семья состояла из двух—трёх поколений родственников, совместно владевших имуществом. Главой семьи являлся один из старших мужчин. Вопрос о вступлении в брак решался родителями, но наряду со сватовством повсеместно бытовал брак уводом.

Традиционная карельская пища — уха, рыбник, калитки. Хлеб пекли из кислого теста. Значительное место в питании занимали молочные продукты. На зиму заготавливали бруснику, клюкву, морошку, солили и сушили грибы. Из напитков предпочитали ягодные морсы. Крепкие напитки практически не употребляли.

Все главные события бытовой жизни сопровождались обрядами, которые были насыщены исполнением различных магических действий. Памятным был «день Кёгри» — дата окончания осенних полевых работ, начало обработки льна и шерсти.

Прозаический фольклор представлен гаданиями, легендами, былинами. В сказочной традиции — волшебные сказки, сказки о животных и бытовые сказки. Народная хореография представлена множеством игр и танцев: кадриль, ристу-кондра, крууга, пайккакиса, пийрилейки, шинка, шулилуйкка, хумахус и других. Важнейшая особенность карельской хореографии — обязательная импровизация. К национальным инструментам относятся диатонические и хроматические кантеле, йоухикко, вирсиканнель, лиру.

Неофициальным гимном карельского народа является песня «Jo Karjalan kumbužil».[уточнить]

  • Реконструкция костюмов XII–XIV веков

  • Образец вышивки

  • Кузов из бересты

  • Пастушечьи рожки

  • Детали невода

Язык и письменность[править]

Карельский язык относится к прибалтийско-финской ветви финно-угорской группы языков и классифицируется как агглютинативный язык.

В 1930-х годах была введена карельская письменность на основе латиницы.

Религия[править]

Верующие карелы в России в большинстве своём — православные, в Финляндии — лютеране и православные. Массовое крещение карел согласно Лаврентьевскому списку Новгородской летописи происходило в 1227 году, когда князь Ярослав Всеволодович «послав кристи множество Корел, мало не все люди»[25].

Известные карелы[править]

Герои Великой Отечественной войны[править]
  • Артамонов, Иван Ильич — командир дивизиона, Герой Советского Союза (18.11.1944).
  • Артемьев, Тимофей Никифорович — Герой Советского Союза (23.10.1943), гвардии подполковник.
  • Архипов, Ананий Семёнович — старший сержант, полный кавалер Ордена Славы[26].
  • Афанасьев, Алексей Николаевич — командир танка, Герой Советского Союза (22.08.1944).
  • Бочин, Пётр Антонович — лётчик, гвардии подполковник, Герой Советского Союза. Тверской карел.
  • Григорьев, Иван Антонович — один из организаторов и руководителей партизанского движения в Карелии в годы Великой Отечественной войны, командир партизанской бригады.
  • Дорофеев, Александр Петрович — командир дивизии, Герой Советского Союза (19.03.1944).
  • Звездина, Анастасия Михайловна — подпольщица, связная штаба Карельского фронта.
  • Лазарев, Василий Иванович — гвардии старшина, полный кавалер Ордена Славы.
  • Мелентьева, Мария Владимировна — партизанка, Герой Советского Союза. Награждена орденом Ленина, орденом Красной Звезды.
  • Омелин, Николай Титович — гвардии капитан, Герой Советского Союза (16.10.1943).
  • Смирнов, Алексей Семёнович — лётчик, дважды Герой Советского Союза. Тверской карел.
  • Смирнова, Мария Васильевна — Герой Советского Союза, командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. Тверская карелка.
  • Торнев, Иван Петрович — старшина, Герой Советского Союза (13.09.1944).
  • Филиппов, Василий Макарович — капитан, Герой Советского Союза (24.03.1945).
Герои труда[править]
Государственные и общественные деятели[править]
  • Аверкиев, Василий Петрович — советский партийный и государственный деятель.
  • Архипов, Николай Васильевич — советский партийный и государственный деятель.
  • Беляев, Иван Степанович — советский государственный деятель.
  • Богданов, Виктор Егорович — председатель Совета уполномоченных республиканского съезда карелов.
  • Бушуев, Павел Иванович — советский партийный и государственный деятель.
  • Григорьев, Анатолий Семёнович — председатель Карельской региональной общественной организации «Карельский конгресс».
  • Гусев Павел(Юрьё Олмари) — епископ Константинопольского Патриархата; с 1960 по 1988 года — предстоятель Финляндской Архиепископии с титулом архиепископ Карельский и всея Финляндии.
  • Егоров, Филипп Иванович — советский военачальник, бригадный комиссар, полковник. В 1954—1958 гг. — директор Карельского краеведческого музея.
  • Зайков, Пётр Мефодьевич — доктор филологических наук, профессор. Один из организаторов Карельской региональной общественной организации «Союз карельского народа».
  • Исаков, Андрей Александрович — Председатель Исполкома Петрозаводского городского Совета народных депутатов, первый заместитель Председателя Совета министров Карельской АССР.
  • Куджиев, Василий Михайлович — советский партийный и государственный деятель.
  • Макконен Лев — глава Православной церкви Финляндии. Архиепископ Карельский и Финляндский, предстоятель Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата.
  • Никольский, Михаил Николаевич — советский партийный деятель.
  • Прокофьев (Прокконен) Павел Степанович — председатель Совета Министров Карело-Финской ССР (1940—1947, 1950—1956), председатель Президиума ВС Карельской АССР (1957—1979).
  • Рокаччу, Иван — крестьянин, предводитель партизанского движения, противостоявшего шведской оккупации северной Карелии на рубеже ХVI—XVII веков.
  • Семёнов, Яков Фёдорович — ветеран спецслужб СССР[27].
  • Сенькин, Иван Ильич — первый секретарь Карельского обкома КПСС (1958—1984), Председатель Президиума Верховного Совета КАССР (1984—1986).
  • Степанов, Виктор Николаевич — 1-й Председатель Правительства Республики Карелия.
  • Сидоров Василий Леонтьевич — общественный деятель, в 1921 году возглавил сопротивление против советской власти в Карелии.
  • Филатов, Кузьма Филиппович — советский партийный и государственный деятель.
  • Ющиев, Николай Александрович — советский партийный и государственный деятель.
Деятели науки, культуры и спорта[править]
  • Бородкин, Осмо Павлович — карельский художник, иллюстратор эпоса «Калевала».
  • Брендоев, Владимир Егорович — карельский поэт, писавший на ливвиковском диалекте карельского языка.
  • Виртанен, Ялмари Эрикович — карельский советский поэт.
  • Власова, Мария Николаевна — с 1965 по 1988 возглавляла Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.
  • Волков, Александр Лукич — карельский поэт, переводчик. Член Союза писателей Карелии.
  • Николай Лайне (Гиппиев, Николай Григорьевич) — поэт, переводчик; писал на карельском и финском языках.
  • Годарев, Григорий Иванович — заслуженный артист Карельской АССР, Народный артист Республики Карелия.
  • Добрынин, Виталий Федорович — карельский художник. Основные темы работ — карельская мифология, культура, быт.
  • Дубинина, Зинаида Тимофеевна — карельская поэтесса, переводчик. Член Союза писателей Карелии.
  • Евсеев, Виктор Яковлевич — учёный-финно-угровед, профессор.
  • Иванов Василий Савельевич (Вася Вейкки) — карельский поэт, писатель. Член Союза писателей России, член Союза журналистов России.
  • Карпова, Дарья Кузьминична — народная артистка России. Была первым председателем Карельского отделения Всероссийского театрального общества. Награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, многими медалями. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР и Карелии. Почётный гражданин Петрозаводска. Одна из основательниц Национального театра Карелии.
  • Киелевяйнен, Ваассила — знаменитый карельский рунопевец.
  • Комаров, Леонид Александрович[28] — финский и российский хоккеист. С 2010 года играет нападающим в составе сборной Финляндии по хоккею с шайбой. Чемпион мира 2011 года. Обладатель Кубка Гагарина 2012 и 2013 годов в составе московского «Динамо».
  • Левкин, Иван Иванович — заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный артист Карельской АССР. Основатель народных хоров Карелии: Петровского, Ведлоозерского. Поэт и композитор.
  • Макаров, Григорий Николаевич — составитель карельско-русского словаря.
  • Малинин, Юрий Алексеевич — заслуженный работник культуры УССР, оперный и эстрадный певец.
  • Медведева-Арбузова, Евгения Владимировна — лыжница. Бронзовый призёр XX зимних Олимпийских игр в Турине 2006 года. Олимпийская чемпионка в женской эстафете 4×5 км.
  • Медведев Александр (Сантту Карху) — лидер карельской этно-рок-группы Santtu Karhu & Talvisovat.
  • Микшиев, Пётр Григорьевич — народный артист России, заслуженный артист КАССР. Член правления Союза карельского народа.
  • Назаров, Константин Васильевич — спортсмен, девятикратный чемпион СССР по гребле на байдарке, мастер спорта международного класса, заслуженный работник физической культуры Карельской АССР, заслуженный мастер спорта СССР.
  • Новожилов, Игорь Васильевич — профессор кафедры прикладной механики и управления механико-математического факультета МГУ. Доктор физико-математических наук.
  • Пертту Пекка — прозаик, поэт, переводчик, заслуженный работник культуры Карелии.
  • Перттунен, Архип Иванович — знаменитый карельский рунопевец. Отец Миихкали Перттунена.
  • Прилукин, Николай Григорьевич — заслуженный работник культуры Карельской АССР, основатель и первый директор Олонецкого национального музея карелов-ливвиков.
  • Ругоев, Яакко Васильевич — карельский поэт, писатель и публицист.
  • Савельев, Пётр Ефимович — заслуженный учитель школы Карело-Финской ССР, ректор Карельского педагогического института (1932—1935).
  • Севец, Леонид Иванович (Лео Севец) — карельский фолк-музыкант. Бывший участник группы Myllärit.
  • Семёнов, Пётр Михайлович — карельский писатель, переводчик.
  • Степанов, Ортьё (Степанов Артём Михайлович) — народный писатель Карелии. Писал на финском языке.
  • Терентьев, Фёдор Михайлович — знаменитый советский лыжник. Заслуженный мастер спорта (1956). Чемпион зимних олимпийских игр 1956 в эстафете 4×10 км. Бронзовый призёр зимних Олимпийских игр 1956 в гонке на 50 км. Серебряный призёр Чемпионата мира 1954 и 1958 в эстафете 4×10 км.
  • Тимонен, Антти Николаевич — прозаик и драматург, писал на финском языке.
  • Трофимов, Фёдор Алексеевич — народный писатель Карелии.
  • Хрисанфов, Николай Васильевич — карельский поэт, переводчик, архивист.
  • Шемейкка, Пётр Иванович — карельский рунопевец, родоначальник рунопевческой династии.
  • Яккола, Николай Матвеевич — писатель, переводчик, литературный критик, один из организаторов Союза писателей Карелии.
  • Соколов Вячеслав Петрович — тверской карел, сценограф массовых представлений, Заслуженный художник Российской Федерации

{{#categorytree:История Карелии|mode=pages|depth={{{2}}}}}

  1. ↑ Национальный флаг карел. // Карельский язык в России. Отчет ELDIA по исследованию конкретной (социолингвистической) ситуации, стр. 16, ISSN 2192-2403
  2. 2,02,12,22,32,42,52,62,72,8 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  3. 3,03,13,23,3 Всероссийская перепись населения 2010 года. Проверено 27 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  4. ↑ По переписи 1989 г. в РСФСР было 124 921 карел ([1])
  5. ↑ Сайт Финской Карелии. О карелах в Финляндии
  6. ↑ Сайт Финской Карелии. О карельском языке в Финляндии
  7. ↑ Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
  8. ↑ Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  9. ↑ Статкомитет Эстонии Национальный состав населения Перепись 2000 г. ([2])
  10. ↑ Национальный состав населения Белоруссии, её областей и районов. Перепись 2009
  11. ↑ Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2009.  (латыш.)
  12. ↑ Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. — 464 с. : ил.,карт. — стр. 26 ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)
  13. ↑ Советский энциклопедический словарь. — 4-изд.. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 123. — 1632 с. — 2 500 000 экз.
  14. ↑ Старинное слово «кириа»
  15. Кочкуркина С. И. Археологические памятники корелы (V—XV вв.). — Л.: Наука, 1981. — 158 с.
  16. Кёппен П. И. Об этнографической карте Европейской России. — СПб., 1853.
  17. ↑ Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г.
  18. ↑ Об образовании Корельской Трудовой Коммуны : Декрет ВЦИК от 8 июня 1920 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. М., 1920 г. № 53, ст. 232
  19. ↑ А. Н. Головкин «Карельский национальный округ»
  20. ↑ Uusi kotimaa — Новая родина
  21. ↑ Государственный комитет статистики Украины. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и языку.
  22. 22,022,1 Коми народ / Online-газета / Статьи
  23. ↑ Национальный состав населения Республики Беларусь
  24. ↑ POPULATION BY ETHNIC NATIONALITY, MOTHER TONGUE AND CITIZENSHIP
  25. ↑ Карелия официальная. Духовные и светские власти Карелии отметили 775-летие крещения карел
  26. ↑ Архипов А. С.
  27. ↑ Я — карел.
  28. ↑ Газета «Молодежь Эстонии»
  • Карелы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карелы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Бубрих Д. В. Происхождение карельского народа. — Петрозаводск, 1947
  • Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР. Под ред.: Б. А. Рыбакова — М., 1987
  • Кочкуркина С. И. Народы Карелии: история и культура — 2-е издание. Петрозаводск, 2005. — 208 с.
  • Финны в Европе. В 2-х томах. — М., 1990
  • Бубрих Д. В. Догосударственный период истории балтийско-беломорского севера. Проверено 17 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  • Бубрих Д. В. Государственный период истории балтийско-беломорского севера. Проверено 17 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  • Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. — С-Пб., 1899.
  • Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Восточная литература. — СПб.: Алетейя, 1997. Проверено 17 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  • Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Восточная литература. — Ковалевский А. П., Харьков, 1956. Проверено 17 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  • Saxo Grammaticus. Gesta Danorum. (Саксон Грамматик. Деяния данов). Ульвдалир. Проверено 17 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  • Сага об Инглингах. Ульвдалир. Проверено 17 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  • Карельский этнос: история и перспективы развития — Петрозаводск: «Периодика», 1996. — 46 с.
  • Киркинен Х. и др. История карельского народа / Авториз. пер. с фин. Л. В. Суни; Отв. ред. И. А. Чернякова. — Петрозаводск: «Барс», 1998. — 322 с.
  • Кочкуркина С. И. Прибалтийско-финские народы России — М.: Наука, 2003
  • Кочкуркина С. И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья — Петрозаводск, 2010. — 262 с.
  • Карелы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Koltat, karjalaiset ja setukaiset: Pienet kansat maailmojen rajoilla («Колтты, карелы, сету: маленькие народы на краю Земли») / Tuija Saarinen, Seppo Suhonen (toim.). — Snellman-Instituutti, 1995. — 277 p. — (A-sarja, 19/1995). — ISBN 951-842-167-6 ISBN 978-951-842-167-5.
  • «Oma Mua» («Родная земля») — общественно-политическая газета на ливвиковском наречии карельского языка.
  • Григорий Салтуп. Финская националистическая провокация за русский счет (22 июня 2006). — Размышления о русофобской книге историка С.И.Кочкуриной «Народы Карелии». Проверено 17 января 2013. Архивировано из первоисточника 20 января 2013.
  • Клементьев Е. И. Этнографический очерк «Карелы». — Петрозаводск, 1991.
  • Косменко А. П. Карельское народное искусство. — Петрозаводск, 1977.
  • Народы России: Энциклопедия. — М., 1994.
  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М., 2003.
  • Степанова А. С. Устная поэзия тунгудских карел. — Петрозаводск, 2000.
  • Сурхаско Ю. Ю. Семейные обряды и верования карел: Конец ХIХ — начало ХХ в. — Л.: «Наука», 1985. — 172 с.
  • Uurali keelte sonastik. — Tallinn, 2004.
  • Финно-угорские и самодийские народы России: Статистический сборник. — Сыктывкар, 2006.
  • Что такое Карелия: Союз Карелии. — Helsinki, 1997.
  Финно-угорские племена и народы
Волжские
Пермские
Прибалтийские
Саамы
Угры
1Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной.     2Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками.

wp.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *