Клапан терморегулятор – Терморегулятор для радиатора отопления: виды, установка

Содержание

Термостат: устройство, принцип работы, неисправности

Термостат является элементом системы охлаждения автомобиля, отвечающим за распределение теплового баланса охлаждающей жидкости. В статье подробно рассмотрим принцип работы, устройство, а также виды механизмов, использующихся в конструкции современных автомобилей.

Принцип работы термостата

Простейшая система охлаждения двигателя состоит из малого и большого кругов циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ). Циркуляция в малом кругу, именуемом рубашкой охлаждения двигателя, способствует быстрому выходу двигателя в режим рабочей температуры. При повышении температуры термостат соединяет «рубашку» с основным радиатором системы охлаждения, при этом антифриз начинает циркулировать по большому кругу, поступая в бачок ОЖ уже охлажденной.

Термостат отвечает за перераспределение потока охлаждающей жидкости, что позволяет ускорить прогрев двигателя и дальнейшее поддержание оптимального температурного диапазона.

Термостат является термочувствительным клапаном, так как его принцип работы основан на свойстве изменения линейных размеров формы тела при изменении его температуры. В качестве наполнителя, расширяющегося при нагреве, использует смесь гранулированного воска и меди. Именно «твердый» наполнитель используется в конструкции современных механических термостатов.

Устройство

Конструктивно механизм состоит из следующих элементов.

В начале работы двигателя клапан термостата находится в закрытом положении – тарелка основного клапана плотно прижата к корпусу возвратной пружиной. Забор ОЖ через радиатор перекрыт, открытый перепускной клапан позволяет жидкости циркулировать по малому контору. При повышении температуры термоэлемент начинает расплавляться. Увеличение в объеме создает давление на корпус основного клапана, заставляя его преодолевать усилие возвратной пружины и перемещаться в направлении входного патрубка. Перемещения провоцирует закрытие перепускным клапаном магистрали от двигателя и открытия магистрали от радиатора. Таким образом, выходной патрубок (к насосу) сочленяется с входным патрубком №7 (от радиатора).

Температура открытия термостата зависит от состава наполнителя. В среднем термостат начинает открываться при температуре 80-90ºС, полное открытие достигается при температуре 95-105ºС. Точные показатели можно узнать в технической документации к автомобилю; часто температура открытия указывается непосредственно на корпусе изделия. Для наглядного представления принципа работы предлагаем посмотреть видео работы термочувствительного клапана.

Виды

  • Двухклапанный. Именно принцип работы двухклапанного термостата был рассмотрен выше. Такой вид термочувствительных клапанов популярен у производителей отечественной грузовой и легковой техники.
  • Одноклапанный. Имеет наиболее простую конструкцию, в которой не предусмотрен перепускной клапан. Именно такой вид чаще всего можно встретить на авто иностранного производства.
  • Одноклапанный двухступенчатый. Из-за высокого давления в контуре охлаждения некоторых двигателей клапану достаточно сложно открыться, что увеличивает инерционность при срабатывании. Для лучшей работы конструкция одноклапанного двухступенчатого термостата предполагает наличие двух тарелок разных размеров. Первоначально открывается малая тарелка, освобождая доступ небольшой части потока охлаждающей жидкости, после чего открывается основная тарелка.
Термостат с электронным управлением

Электронные термостаты устанавливаются на современные двигатели для более точного регулирования температурного режима в тех либо иных условиях работы двигателя.

Для получения наибольшего КПД температура двигателя должна поддерживаться примерно на отметке в 110 ºС. Поскольку обычный механический термостат пропускает жидкость к большому контуру уже при температуре около 95ºС, то двигатель так и не выходит в режим оптимальной температуры и максимальной эффективности. Механизм с электронным управлением позволяет уменьшить инерционность срабатывания, что позволяет двигателю больше времени работать в высокотемпературном диапазоне. Электронное управление помогает повысить эффективность мотора, уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

В целом конструкция напоминает обычный механический термостат, в который дополнительно вмонтирован нагревательный элемент. Электронный термостат рассчитан на большую температуру двигателя. В момент пиковых нагрузок для предотвращения перегрева в работу включается нагревательный элемент. Ускоренный нагрев твердого наполнителя позволяется уменьшить время открытия клапана. Нагревательным элементом управляет ЭБУ двигателя, который с датчиковой аппаратуры считывает количество оборотов коленчатого вала, температуру поступающего воздуха, степень нажатия педали акселератора и другие необходимые данные.

Неисправности

Устранения последствий перегрева двигателя часто требуют немалых финансовых вложений. У механического термостата может быть всего 2 поломки:

  • движение клапана с подклиниванием. В таком случае замедляется его быстродействие. Причина может быть в механическом износе элементов либо образовании на поверхности штока налета. К образованию налета, продуктов коррозии приводит некачественный антифриз, использование в качестве ОЖ воды, смешивание несовместимых по составу жидкостей;
  • заклинивание термостата в одном из положений. Если клапан замирает в открытом положении, ОЖ постоянно циркулирует по большому кругу, что значительно увеличивает время прогрева двигателя и салона автомобиля. Заклинивание в закрытом положении обязательно приведет к перегреву двигателя, так как ОЖ не охлаждается в радиаторе набегающим потоком воздуха.

Кроме неисправностей, характерных для механических термочувствительных клапанов, в электронных термостатах возможны проблемы с питанием нагревательного элемента, подтекание ОЖ в месте прилегания корпуса к блоку двигателя. Учитывая специфику каждого из видов механизмов и условий эксплуатации, предречь ресурс термостата довольно сложно. Можно встретить утверждения о необходимости профилактической замены каждые 100 тыс.км. либо 5 лет эксплуатации, но в то же время практика знает случаи, когда механические термостаты служили более 10 лет.

autolirika.ru

по другому термостат или термостатический клапан, о том как происходит регулирование температуры теплоносителя

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники


Водяной теплый пол работает по принципу теплового обмена.

Он осуществляется между теплоносителем — жидкостью, циркулирующей в длинной тонкой трубе — и материалом напольного покрытия, являющегося конечным излучателем тепловой энергии.

Поэтому для регулировки режима работы может быть использован только один способ — изменение температуры теплоносителя в нужных пределах, что возможно лишь при физических воздействиях.

При этом специфика работы водяных систем теплого пола не предусматривает циркуляции прямого горячего потока. Рабочая температура колеблется в пределах 45-50 градусов, чего вполне достаточно для комфортного самочувствия. Как только теплоноситель нагреется буквально на несколько градусов, это сразу станет заметно, вызовет необходимость регулировки. При остывании контуров, напротив, станет заметно холоднее.

Такая чувствительность вызвана большой площадью излучения, при которой изменение в минимальных размерах температуры многократно усиливается из-за размеров излучающей поверхности. Поэтому для правильной работы системы требуется либо подача носителя нужной температуры, либо наличие чувствительного надежного регулятора. Рассмотрим его конструктивные особенности.

Общая информация

Терморегулятор для водяного теплого пола — механическое устройство, регулирующее режим работы пола. Термостат для теплого пола — это устройство, автоматически регулирующее температуру теплоносителя и поддерживающее ее на заданном уровне.

Таким образом, оба механизма выполняют сходные задачи, но их отличие в том, что терморегулятор может быть автоматическим или только осуществлять ручную настройку, тогда как термостат для водяного теплого пола всегда действует автоматически.

Важно! Современные системы управления теплыми полами ручного регулирования практически не требуют, за исключением первоначальной настройки, поскольку автоматика удобнее и надежнее.

Термостатический клапан для теплого пола — это и есть термостат. Разночтения вызываются отсутствием единой терминологии, отчего возникает путаница в названиях узлов и элементов. Решением проблемы становится подробное изучение принципа работы смесительного узла, когда нестандартные наименования становятся интуитивно понятными.

Назначение


Регулятор водяного теплого пола служит для настройки и поддержания заданного режима температуры носителя в контурах водяного теплого пола. Для понимания его функционирования следует рассмотреть систему целиком.

Горячий поток (прямой или подача) имеет температуру, которую обеспечивает котел (например, электрический или газовый) или сеть ЦО. Для работы системы такой поток чрезмерно горяч, его нельзя пускать по контурам как рабочую смесь.

Решением вопроса становится смешивание остывшего потока — обратки — со свежим горячим в нужной пропорции.

Такую функцию выполняет узел смешения, основой которого и является терморегулятор, регулирующий количество прямого и обратного потоков в рабочей смеси.

Необходимость в терморегуляторе имеется практически всегда. Если в систему сразу поступает готовый теплоноситель с нужной температурой, то можно обойтись без терморегулятора, но такая ситуация возможна далеко не всегда. Например, если имеется подача с одинаковой производительностью, а длина контуров невелика, можно использовать двухходовой клапан (по сути, обычный кран), настроить подачу на определенную величину и этим ограничиться.

Но любое колебание температуры сетевого носителя или на улице потребует ручной регулировки, что не всегда удобно, не сразу становится заметно.

Расположение в смесительном узле

При использовании трехходового клапана его положение всегда одинаково — на месте разрыва прямого потока и присоединения байпаса.

То есть, вход и выход его направлены на разрыв, а на третий патрубок подключается байпас с обраткой. Выход клапана соединяется с подающим коллектором, а третий вход — с выходом обратного (нижнего) коллектора.

При использовании двухходового клапана можно устанавливать его в любой точке перед смесительным узлом, но на практике всегда монтируют его сразу перед ним для удобства регулировки и сосредоточения всей арматуры в одном месте.

Принцип работы


Работа терморегулятора заключается в создании смеси нужной температуры из исходного прямого потока и обратного остывшего. Для этого имеется заслонка, перекрывающая просвет прямого потока и одновременно открывающая проход для обратки (и наоборот). На выход подается смесь с большим содержанием горячего или холодного потока, то есть более теплый или холодный состав.

Виды


Имеется два основных вида терморегуляторов:

  • трехходовой;
  • двухходовой.

Разница между ними в том, что двухходовой регулирует подачу прямого потока в узел смешивания, в котором теплоноситель перемешивается и приобретает нужные параметры.

Трехходовой клапан осуществляет смешивание внутри себя, сам регулирует объемы подачи или обратки и является более самостоятельным устройством.

Внимание! Часто встречаются упоминания об электронных термостатах для водяных теплых полов. В данном случае имеется путаница — электронным может быть только блок управления термостатом, сам по себе он всегда механический.

Устройство

Трехходовой терморегулятор имеет корпус с тремя штуцерами — два входных и один выходной.

Кроме того, устройство оборудуется термоголовкой, осуществляющей автоматическое изменение подачи при смене температуры носителя.

Входные штуцера подключаются к разрыву прямого трубопровода и на байпас (обратку). Выходной — выдает готовую смесь на вход коллектора водяного теплого пола.

Принцип работы заключается в воздействии термоголовки на шток клапана, перекрывающий проход горячего потока и открывающий просвет для остывшего (или наоборот).

Двухходовой терморегулятор — это обычный кран, регулирующий поступление в систему прямого потока. Может регулироваться при помощи сервопривода, или не иметь автоматической регулировки.

Регулировка температуры

Рабочая температура теплоносителя теплого пола может изменяться в зависимости от количества, длины контуров и общих условий эксплуатации системы. Основным значением является температура в контурах, ее значение принято как наиболее комфортное в диапазоне 35-45 градусов (до 55, если длина петель велика).

При подаче из сети температура носителя слишком велика, такие величины недопустимы для трубопроводов и наличие качественной регулировки просто необходимо. В некоторых случаях приходится устанавливать промежуточный теплообменник, который осуществляет нагрев отдельного теплоносителя в системе теплого пола до приемлемых величин.

При питании системы от собственного котла имеется возможность изначальной настройки температуры подачи, упрощающей работу узла смешения и делающей режим работы системы менее агрессивным.

Постоянный контроль температуры теплоносителя — прерогатива датчиков, работающих в паре с блоком управления системой (его часто ошибочно называют терморегулятором, что не совсем верно). Теплый пол — весьма инертная система, которая реагирует на любое воздействие с задержкой. Поэтому нужен постоянный контроль за небольшими колебаниями с незамедлительной коррекцией температуры для исключения значительных изменений режима работы.

Регулировка может осуществляться на простом механическом принципе — наподобие термоголовки — до сложной системы датчиков температуры, расположенных непосредственно возле труб теплого пола и собирающих информацию на общий управляющий блок, который при помощи сервоприводов регулирует рабочие параметры системы и выводит данные на дисплей.

Процесс монтажа

Установка терморегулятора производится до заливки стяжки, во время монтажа всей системы.

Важно! К моменту заливки стяжки вся система теплого пола должна быть полностью укомплектована, опрессована и готова к работе.

Подключение терморегулятора осуществляется путем присоединения определенных входов клапана к соответствующим трубопроводам. Процесс несложен, для подключения используются обычные фитинги (в основном применяются накидные гайки). Главным условием становится внимательность и присоединение нужных трубопроводов без ошибок. Одновременно с этим надо разместить все датчики температуры возле труб теплого пола, поскольку после заливки стяжки такое действие станет невозможным.

Заливка стяжки производится при наполненных контурах, находящихся под давлением. Поэтому перед началом заливки требуется проверка системы по всем параметрам и, в особенности, работоспособность управляющего блока. Если этого не сделать, последующие исправления могут оказаться невозможными или неэффективными.

Полезное видео

Ознакомьтесь визуально с основными принципами установки терморегулятора для водяного теплого пола и всей системы управления на видео ниже:

Выводы

Использование водяного теплого пола без надежной системы регулировки температуры маловероятно, так как вместо ожидаемого уюта и комфорта в помещении создастся что-то наподобие сауны. Монтаж и настройка системы регулирования температуры сможет обеспечить необходимый режим работы системы, наиболее экономичный, комфортный и способствующий долговечности водяного теплого пола.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

ochag.online

термостатический клапан для радиатора, как настроить регулятор тепла, термостат, вентиль, как правильно установить, как работает, как снять

Содержание:

Для управления теплоотдачей используется специальное устройство – терморегулятор для батарей отопления. Он устанавливается на радиаторы и позволяет настраивать их температуру. У терморегуляторов есть два нюанса – во-первых, их нельзя использовать с чугунными батареями, а во-вторых, терморегулятор способен менять только в пределах мощности отопительной системы, т.е. повысить температуру не получится. В данной статье будут рассмотрены терморегуляторы для батарей отопления.


Устройство терморегулятора

В конструкцию терморегулятора для отопительных батарей входит два элемента – термоклапан и термостатическая головка. Оба элемента имеют несколько параметров, позволяющих подбирать детали в зависимости от размеров труб и типа отопительной системы, на которую они будут устанавливаться. Регулируемый термостат на отопление выполнен в съемном формате, а на один и тот же клапан можно устанавливать разные головки, что обеспечивается стандартизацией посадочного места.

Учитывая разнообразие клапанов и регуляторов, нужно рассмотреть их особенности подробнее перед тем, как поставить регулятор тепла на батарею.

Различия и назначение термоклапана

Конструктивно термостатический клапан для радиатора отопления очень сильно напоминает стандартный вентиль. Устройство термоклапана включает в себя седло и запорный конус, позволяющий открывать или закрывать просвет, через который перемещается теплоноситель. Именно этот принцип лежит в основе работы клапана – регулируя количество теплоносителя, можно влиять на теплоотдачу радиатора.

Клапаны, устанавливаемые на однотрубную и двухтрубную разводку, имеют некоторые отличия:

  • Термостатический вентиль для радиаторов однотрубной системы имеет более низкое гидравлическое сопротивление (обычно разница этой величины двукратная), которое позволяет сбалансировать систему;
  • В системах с естественной циркуляцией теплоносителя обычно устанавливаются те же клапаны, что и для однотрубных систем – гидравлическое сопротивление в результате повысится, но нарушения работоспособности системы за этим не последует;
  • Для двухтрубного отопления, соответственно, используются клапаны с увеличенным гидравлическим сопротивлением.


Использование неправильного типа клапана просто не позволит системе обеспечивать теплоотдачу, поэтому впоследствии придется думать о том, как снять терморегулятор с батареи. Кроме того, выбранный клапан нужно установить правильно – на каждом таком устройстве есть небольшая стрелка, указывающая направление тока теплоносителя.

Для изготовления клапанов могут использоваться следующие материалы:

  • Бронза с покрытием из хрома и никеля;
  • Латунь с никелевым покрытием;
  • Нержавеющая сталь.

Все эти металлы защищены от воздействия коррозии, поэтому их и используют в отопительных системах. Самым выгодным вариантом является нержавейка – она отлично выдерживает заданные условия эксплуатации. Единственным недостатком нержавеющих клапанов является их высокая стоимость.

Клапаны из латуни и бронзы более распространены и доступны, а срок их службы находится почти на одинаковом уровне. При выборе таких клапанов стоит обращать внимание на производителя – компании с хорошей репутацией следят за качеством используемых сплавов, в отличие от неизвестных фирм, выпускающих изделия откровенно сомнительного качества.

Последнее отличие клапанов – тип исполнения. Существуют прямые и угловые клапаны, и выбор подходящего типа осуществляется в зависимости от того, как в системе устанавливаются радиаторы.

Виды термостатических клапанов для радиаторов отопления

В терморегуляторах может использоваться три типа термостатических головок:

  • Ручные;
  • Механические;
  • Электронные.

Любой регулятор тепла на батарею используется для решения одних и тех же задач, но отличий в их использовании довольно много, поэтому стоит рассмотреть каждый из них подробнее, и разобраться, как убавить батарею отопления с помощью того или иного устройства.


Ручные головки

Термостатические головки с ручным управлением по принципу действия полностью повторяют обычный кран – поворот регулятора напрямую влияет на количество проходящего через устройство теплоносителя. Как правило, такие регуляторы устанавливаются с двух сторон от радиатора вместо шаровых кранов. Изменение температуры теплоносителя осуществляется вручную.

Ручные термостатические головки – это самые простые и надежные устройства, отличающиеся в первую очередь небольшой стоимостью. Недостаток всего лишь один – настраивать термостатический кран радиаторов приходится в ручном режиме, ориентируясь лишь на ощущения.

Механические регуляторы тепла на батарее

Данный вид головок отличается от предыдущих тем, что здесь уже появляется возможность регулировки температуры в автоматическом режиме. Главным элементом конструкции является сильфон – эластичный элемент цилиндрической формы, заполненный температурным агентом. Температурный агент – это жидкость или газ с большим коэффициентом температурного расширения.

Процесс регулирования температуры при использовании механического регулятора происходит следующим образом:

  • Сильфон подпирает шток, который закрывает просвет клапана;
  • При увеличении температуры вещества в сильфоне начинается давления на шток, и он постепенно опускается, закрывая проходное сечение;
  • Проходящий через радиатор объем теплоносителя уменьшается, что провоцирует его остывание;
  • Температурный агент тоже остывает и возвращается в исходное состояние, поднимая шток;
  • При поднятом штоке теплоноситель снова поступает в радиатор в полном объеме, и после этого цикл повторяется.


В качестве температурного агента может использоваться газ или жидкость, в зависимости от чего и выделяют два вида сильфонов:

  1. Газовые. Характеризуются более высокой скоростью реакции на температурные изменения, но на порядок сложнее в производстве.
  2. Жидкостные. Жидкость изменяет свой объем несколько медленнее, но такой сильфон легче создавать.

Учитывая то, что при использовании любого регулятора температура поддерживается в пределах 1 градуса, то на выбор этот параметр практически не влияет. Гораздо важнее то, что жидкостные регуляторы более доступны, поэтому их используют гораздо чаще.

Механические термостатические головки устанавливаются по направлению к центру комнаты – такое расположение повысит точность измерения температуры. Конечно, из-за крупных размеров установить головку подобным образом не всегда получается, и для этих ситуаций отлично подходят выносные датчики.

Выносной датчик подключается к регулятору посредством небольшой трубки, которая и будет передавать устройству информацию об изменениях температуры в выбранной точке комнаты. При таком контроле достигается высокая точность поддержания температурного режима, но у выносных датчиков есть заметный недостаток – они обходятся довольно дорого.

Электронные регуляторы

Последний вид терморегуляторов – электронные. Такие регуляторы тепла на батареи отопления имеют наибольший размер, поэтому с их размещением в некоторых ситуациях придется повозиться. Помимо непосредственно электронных элементов, таким регуляторам требуется еще и питание (для стандартных изделий обычно хватает двух небольших батареек).


Все действия штока в клапане контролируются находящимся в регуляторе микропроцессором – а электронные изделия всегда имеют максимальную точность контроля и некоторые дополнительные возможности. Одной из самых популярных опций является возможность настраивать теплоотдачу радиаторов в зависимости от времени суток. Например, электронный терморегулятор для радиатора отопления можно настроить так, чтобы ночью температура опускалась на несколько градусов для более комфортного сна, а днем – возвращалась к исходному значению.

Из достоинств электронных терморегуляторов можно отметить предельно точный контроль и наличие дополнительных возможностей. Недостатки – довольно крупные размеры, высокая стоимость и необходимость периодически менять батарейки (впрочем, обычно пары батареек хватает на несколько лет бесперебойной службы регулятора).

Установка вентиля

Терморегуляторы могут устанавливаться как на входном патрубке радиатора, так и на выходе – на эффективность устройства это никак не повлияет. Тем не менее, перед установкой устройства нужно узнать, как работает терморегулятор на батарее, и изучить ряд параметров, которые влияют на функциональность и работоспособность устройства.

В частности, при установке нужно подумать о том, на какой высоте будет располагаться устройство – этот параметр является одной из основных характеристик терморегуляторов. Все устройства данного типа настраиваются еще на заводе, причем этот процесс выполняется с расчетом на то, что терморегулятор будет подключаться к верхнему коллектору радиатора – а это высота около 60-80 см над уровнем пола.

Разумеется, такой вариант невозможно использовать в том случае, если радиаторы устанавливались методом нижнего подключения. Для решения этой проблемы существует три решения – найти для радиаторов кран с терморегулятором, монтируемым снизу, установить выносной датчик или же самостоятельно выполнить настройки термостатической головки. Настройка регулятора не отличается особой сложностью, а технология этого процесса обычно описывается в приложенной к прибору документации.


Термостат на батарею устанавливается по стандартной технологии – под резьбу, имеющуюся на клапане, нужно подобрать соответствующие фитинги, или же попросту нарезать подходящую резьбу на самой трубе. Главное – продумать эти нюансы перед тем, как установить терморегулятор на отопительные батареи.

Особым пунктом стоит вопрос о том, как правильно установить терморегулятор на батарею в многоквартирном доме. При однотрубной разводке обязательным элементом системы будет являться байпас – конструктивный элемент, расположенный до батареи и соединяющий две трубы между собой. При отсутствии байпаса получится очень неприятный момент – терморегулятор будет менять температуру всего стояка. Разумеется, это не та цель, которую преследует установка терморегулятора, да и величина возможного штрафа за такое воздействие на отопление весьма значительна.

Настройка термостата – как правильно настроить

Как уже говорилось выше, каждый терморегулятор проходит этап заводской настройки. Конечно, таким устройством можно пользоваться сразу после установки, но его параметры с большой вероятностью не будут соответствовать желаемым. Разумеется, в таком случае нужно заняться настройкой регулятора. Перед тем, как настроить терморегулятор, нужно запустить отопительную систему и повесить термометр в точке помещения, где будет измеряться его температура.

Процесс настройки сводится к следующим операциям:

  1. Двери и окна в помещение нужно закрыть. Головка термостата устанавливается в положение, соответствующее полному открытию просвета. Помещение начнет прогреваться. Далее нужно подождать до того момента, пока температура не станет превышать желаемую примерно на 5 градусов, после чего регулятор необходимо перевести в закрытое положение.
  2. При закрытом регуляторе батарея начнет постепенно остывать. В какой-то момент температура в помещении дойдет до кажущегося максимально комфортным уровня. Именно на этом этапе нужно начать постепенно поворачивать, чтобы теплоноситель постепенно поступал в радиатор. Когда из отопительного прибора донесется шум теплоносителя, а радиатор начнет греться, нужно остановиться и запомнить, в каком положении находится регулятор в данный момент. Вот и все – чтобы создать нужную температуру в помещении, достаточно будет выставить терморегулятор именно в такое положение.


Регулировку батарей можно провести несколько раз – например, в разное время года. Запомнив все положения регулятора, процесс каждой последующей настройки можно упростить до предела.

Заключение

Термостат для радиатора отопления – это немаловажный элемент отопительной системы, позволяющий настраивать теплоотдачу батарей в индивидуальном порядке. Выбор и монтаж терморегуляторов не отличаются особой сложностью, поэтому, грамотно подойдя к этим вопросам, вполне можно сделать всю работу своими руками. 


teplospec.com

Термостатический клапан для радиатора отопления: принцип работы

В современных конструкциях радиаторов отопления  используют специальные механизмы и элементы для регулировки требуемых параметров работы. В зависимости от типа батареи отопления, от варианта используемого теплоносителя необходимы разные регуляторы комфортной температуры в помещении. Чаще всего для этого используют термостаты.

Термостатические регуляторы устанавливают по нескольким причинам:

  • установлено большее количество секций радиатора, чем требуется для помещения;
  • экономия на отоплении, когда температура за окном нестабильна;
  • вне зависимости от температуры теплоносителя можно отрегулировать нужную температуру в сторону уменьшения или увеличения показателя;

Устройство термостата

Устройство терморегулятора батареи отопления состоит из двух частей: клапана и термостатической головки. Термостатический клапан обычно изготавливают из латуни, его основание перекрывает трубу, а верхняя часть – продолжение нажимного штока с пружиной. Процесс нажатия на шток осуществляет термостатическая головка. Чем большее давление на пружину она оказывает, тем сильнее перекрывается клапан.

В строении термостатической головки выделяют чувствительный элемент, который находится в полости, заполненной газом или жидкостью. При нагревании термочувствительная среда расширяется и выталкивает чувствительный элемент вперед, он оказывает давление на шток с пружиной, а затем на перекрывающий клапан.

Дополнительными элементами термостатической головки являются рукоятка (заглушка), на которой нанесена шкала режимов работы. Для точной установки значений имеются электронные регуляторы температуры.

Принцип работы

Принцип работы автоматического терморегулятора основан на схеме: когда происходит изменение температуры воздуха в помещении или теплоносителя, среда, в которой находится чувствительный элемент в термостатической головке, реагирует на этот процесс. Чувствительный элемент оказывает давление на нажимной шток, и он либо опускается, либо поднимается, в зависимости от показателя температуры.

При опускании клапан перекрывает поток теплоносителя, поэтому в радиаторе уменьшается скорость циркуляции и притока тепла. Уменьшая работу термостатического клапана и головки, количество теплоносителя в системе понижается, как и теплоотдача батареи инфракрасного излучения в помещении.

Принцип работы механического клапана для батареи тот же, только владелец помещения сам регулирует процесс подачи и снижения потока теплоносителя.

При повороте регулятора или установке необходимого значение на электронной панели устанавливается исходное значение давления на чувствительный элемент в термостатической головке.

Принцип работы прост, но требует соблюдения многих нюансов: правильной установки, регулировки автоматической работы, соблюдения техники безопасности.

Виды терморегуляторов

В зависимости от способа регулировки термостаты бывают механические (ручные) и автоматические. Ручные модели требуют вмешательства в работу: проворачивания механизма сужения диаметра протока в трубе для достижения требуемой температуры. Автоматические модели имеют более совершенную конструкцию и не требуют постоянной ручной регулировки, они фиксируют понижение температуры теплоносителя или воздуха и сами увеличивают или уменьшают поток теплоносителя.

По типу наполнителя сильфона терморегуляторы делят на жидкостные и газонаполненные. Жидкостные считаются чувствительными на отклонение от установленной нормы и быстро передают импульс на механизм работы термостатической головки. Газонаполненные – более современные, работают за счет давления  газа, который располагается в наиболее дальней части от горячего теплоносителя и клапана, поэтому наиболее точно улавливает значения температуры в помещении.

По форме исполнения бывают прямые, угловые, в составе гарнитуры (термостат плюс перемычка для трубы).

Установка и подключение клапана для радиатора для отопления

В зависимости от схемы отопительной системы трубы подачи горячей воды к радиатору подводят по-разному, и заглушки и регулировочные клапаны устанавливают в разных местах. Перед монтажом необходимо перекрыть подачу теплоносителя к батарее отопления и слить воду.

Если используется однотрубная система, где горячая вода идет по одной трубе, и последовательно подключаются отопительные приборы, в верхнюю часть батареи заходит труба и подводит теплоноситель. Он проходит через установку, выходит снизу на той же стороне и идет в главную магистраль. Термостат в таком случае устанавливают на байпас – трубу перемычку. Данная перемычка соединяет прямую и обратную трубу отопительного прибора, позволяет перемещаться горячей воде после перекрытия напора клапаном.

Сделать перемычку можно своими руками, приварив к стальным трубам трубу небольшого диаметра (до 8 см), предварительно подготовив отверстия в нужных местах.

На двухтрубной системе, где для притока теплоносителя – одна труба, а для отвода – другая, не требуется установка перемычки, термостат крепят на трубу подачи воды.

Установка регулировочного клапана для радиатора особенно эффективна в индивидуальной системе отопления. В централизованной она также дает значительный эффект экономии при условии, что есть счетчик горячей воды.

Как настроить регулятор температуры

Настраивают термостат отопления после изоляции помещения от утечек тепла, закрыв плотно двери и окна. После этого включается отопление, клапан должен быть полностью в поднятом состоянии (максимальная теплоотдача), замеряется температура воздуха. Когда она увеличится на 5 градусов, клапан закрывают. После небольшого перерыва регулятор постепенно открывают до момента, когда пойдет вода, и нагреется клапан, положение запоминается.

poluchi-teplo.ru

Трехходовой клапан для отопления с терморегулятором


Трехходовой клапан для отопления с терморегулятором и с электроприводом

Существует один из элементов запорной арматуры, который довольно часто используется в системах обогрева помещений. Обойтись без него при проектировании в любом случае не удастся. Это трехходовой клапан для отопления с терморегулятором. Устройство имеет форму тройника и предназначается для соединения или разделения потоков воды.

Смесительные клапаны

Контролировать нагревание выходящих потоков довольно просто. Для этого достаточно определить температуру входящей холодной и горячей жидкостей и регулировать их подачу в нужных пропорциях. По принципу работы трехходовые клапаны для систем отопления функционируют, как разделительные и смесительные. Как действует каждый вид устройства, можно понять по названию.

В смесительном клапане предусмотрены два входа и один выход. Такое устройство предназначено для объединения потоков, например, горячей и холодной воды, что необходимо для регулировки нагрева теплоносителя. Эти приборы идеально подходят для создания необходимой температуры в оборудованных системах теплых полов. Устройства такого типа могут также выполнять функцию разделения потоков, если установить их соответственно.

Разделительные клапаны

Трехходовой клапан для отопления с терморегулятором разделительного действия разводит на две части основной поток. Такие устройства чаще всего используются для подачи горячей воды в нескольких направлениях. Довольно часто специалисты монтируют эти клапаны в обвязках воздухонагревателей.

Отличие смесительных устройств от разделительных

Оба устройства ничем между собой не отличаются по внешнему виду. Если рассматривать схемы клапанов разного функционального назначения, можно легко заметить существенную разницу. В смесительных приборах устанавливается шток с единственным шаровым клапаном. Он размещен в центре для того, чтобы перекрывать седло входного отверстия. В разделительных устройствах на одном штоке таких клапанов целых два, и они монтируются в выходных патрубках. Когда первый открывает один проход, отодвигаясь от седла, второй в это время блокирует поступление воды по магистрали.

Способы управления

С каждым днем все большей популярностью у покупателей пользуется трехходовой клапан для отопления с электроприводом. Ручные устройства предпочитают покупать только в целях экономии. Автоматические электрические системы довольно часто используются в работе систем распределения тепла в частных домах.

Например, температура в комнатах может регулироваться отдельно, с учетом отдаленности от котла. Такие клапаны легко совместимы с системами теплого пола. На теплопроводе между зданиями часто устанавливаются приборы с увеличенной проходимостью.

Выбор клапана

Как и все остальные приборы, трехходовые клапаны различаются по давлению теплоносителя и диаметру подводящей трубы. Эти характеристики обуславливают создание ГОСТа, позволяющего проводить сертификацию. Несоблюдение государственных стандартов производителями является грубейшим нарушением потому, что вопрос может касаться давления внутри трубопроводов.

Функциональные преимущества

Нужно понимать, что трехходовые термостатические клапаны для отопления смесительного типа не меняют напора теплоносителя, а только регулируют соотношение подачи холодной и горячей воды в системе. Шток всегда оснащен двойным кольцевым уплотнителем, внешняя часть которого может быть заменена без необходимости дренирования всей конструкции. Корпус клапанов выполняется только из материалов, устойчивых к коррозии. На нержавеющем стоке предусмотрено двойное кольцевое уплотнение. Соединения выполняются при помощи паянного, резьбового или сварного фитинга.

Автоматические системы

Трехходовой клапан для отопления с терморегулятором Valtec может в автоматическом режиме корректировать температуру жидкости. Чтобы это было возможно, устройства оснащаются специальной системой привода, получающей импульсы от различных датчиков. Различают гидравлические, пневматические, электрические и другие приспособления.

Электроприводы

Наиболее распространенными считаются устройства с электроприводом, способные осуществлять самую точную регулировку температуры теплоносителей. Пусковым механизмом в такой системе могут служить электромагниты (соленоиды) или сложные сервоприводы, построенные на системах передач или электродвигателях малой мощности. Трехходовой клапан для отопления с терморегулятором может управляться при помощи температурных детекторов иди датчиков давления, которые монтируются в соответствующих частях узлов обвязки.

Кроме электрического, на клапанах может быть одновременно установлен другой тип привода. Комплектация такого вида расширит возможность выбора и монтажа регулирующей системы, способной наиболее оптимально обеспечивать качественную работу в каждом конкретном случае.

Техническая информация

Трехходовой регулируемый клапан для отопления является одной из разновидностей запорной арматуры и создается большей частью из нержавейки, латуни или чугуна. По способу затвора или форме такие механизмы разделяются на шаровые, цилиндрические и конусные. Возможна натяжная или сальниковая посадка затвора. Регулировка производится с нижней стороны устройства при помощи гайки или сверху с применением сальника.

Выбор устройства

Если нужно выбрать трехходовой клапан для отопления с терморегулятором, лучше предварительно определить тип системы, в которой он будет применяться. Следует обратить внимание на тип привода, а также регулирующее устройство механизма. Это может быть шар, вращающийся вокруг оси или шток, выполненный по какому-то конкретному принципу. Регулирующие элементы распределяют потоки жидкости, а не перекрывают их. Такие устройства очень эффективны и вполне надежны. Многие покупатели рекомендуют трехходовой клапан для отопления с терморегулятором Esbe.

Цены на трехходовые клапаны

Стоимость клапанов на отечественном рынке имеет весьма широкий диапазон и может зависеть от определенных факторов. Эта особенность характерна для большей части теплового оборудования. Главным отличительным качеством является материал, из которого сделано устройство. Чугунные и стальные клапаны большей частью используются в системах отопления и трубопроводах с большим потоком. Поэтому цена на такие устройства будет выше, чем на латунные, размеры которых значительно меньше.

Сегодня еще не придумана альтернатива трехходовым клапанам, поэтому только благодаря этим устройствам возможна регулировка температуры при подаче теплоносителя в систему отопления. Технология производства отточена до мельчайших нюансов, поэтому с выбором устройства, соответствующего конкретным требованиям, никогда не возникнет трудностей. Сегодня на отечественном рынке можно приобрести трехходовой клапан для отопления передовых европейских производителей. Качество этих устройств проверено несколькими десятками лет исправной работы.

Особенности применения устройств с электроприводом

Такие клапаны часто используются при смешивании или разделении потоков горячей, холодной воды или воздуха. Приборы функционируют вместе с приводными механизмами с регулируемой характеристикой. Регулирующие устройства нельзя устанавливать в положениях, допускающих попадание воды. В некоторых приборах при сборке необходимости в юстировке не возникает. Для этого предусмотрены специальные смесительно-распределительные клапаны.

Монтаж

Смешивающий или разделяющий трехходовой клапан для отопления необходимо устанавливать соответственно назначению с использованием обычных резьбовых соединений с плоскими уплотнителями. Обязательно необх

www.teplo-ltd.ru

Клапаны терморегулятора RA-G

В конце прошлого века модельный ряд радиаторных клапанов известного бренда «Danfoss» пополнился версией RTD-G, адаптированной к российским однотрубным системам отопления. Результатом обобщения наиболее удачных вариантов его применения стала новая модификация клапана терморегулятора RA-G, которую сегодня компания предлагает к использованию во всем мире.
Примером перманентного обновления клапанов этой серии стало появление на рынке с мая 2011 года обновленного комплекта оборудования по терморегулированию в блистерной упаковке. Он состоит из термоголовки типа RA2940 со встроенным газонаполненным датчиком температуры и прямого термостатического клапана RA-G20.

Клапаны терморегулятора RA-G: основные технические и эксплуатационные характеристики.

Вся линейка терморегулирующих клапанов RA-G имеет никелированный корпус и внутреннюю резьбу. Производители предлагают модели в прямом и угловом исполнении с условным диаметром от 15 до 25 мм. Клапаны серии RA-G предназначены для однотрубных насосных отопительных систем с верхним/нижним розливом. Их можно также применять и в двухтрубных гравитационных системах отопления. Они сочетаются с любыми термоэлементами серии RA.

Клапаны терморегулятора RA-G характеризуются повышенной пропускной способностью. Диапазон регулирования температурного режима составляет от 0°С до 26°С. Имеется возможность полного перекрытия подачи теплоносителя.

Они отличаются высокой прочностью, которая при максимальной температуре 120 °С позволяет выдерживать рабочее давление 16 бар. А это значит, что даже при нестабильной работе систем теплоснабжения гарантируется исключение создания ситуации аварийности.

Идентифицировать клапаны RA-G можно по колпачкам серого цвета, которые выполняют только защитную функцию и не предназначаются для ограничения движения теплоносителя.

Устройство клапанов терморегулятора RA-G.

Последние конструкции клапанов терморегулятора RA-G состоят из таких компонентов:
1. никелированного корпуса
2. сальника
3. кольцевого уплотнения
4. тарелки
5. седла
6. нажимного штифта из хромированной стали
7. возвратной пружины
8. штока
9. накидной гайки
10. присоединительного ниппеля

Особенности выбора клапана терморегулятора RA-G и его присоединения

Выбирая терморегулирующий клапан этой серии для однотрубных систем отопления, следует обращать внимание на наличие замыкающего участка между подводками подачи и «обратки» к радиатору. При этом диаметр клапана RA-G подбирается соответственно диаметру подводки, а диаметр этого участка – на один типоразмер меньше по сравнению с диаметром подводки.

В условиях одинакового диаметра подводок и замыкающего участка целесообразно применять байпасный дроссель типа RTD-BR. А при полностью закрытом клапане для снижения остаточной отдачи тепла радиатора рекомендуется на обратной подводке между ним и замыкающим участком установить дроссель обратного потока RTD-CB. Выполнение этих рекомендаций позволит обеспечить разницу между расходом теплоносителя через радиатор и в стояке не менее 30 %.

Присоединение к трубопроводам осуществляется через муфтовый штуцер, а к отопительным приборам – при помощи резьбовых хвостовиков с накидной гайкой.

В чем преимущества клапанов терморегулятора RA-G?

Общепризнанное преимущество – это единственные клапаны, имеющие такие высокие показатели пропускной способности. Этого удалось достичь благодаря увеличению диаметра седла, профилирования внутренней поверхности, что оказывает влияние на увеличение коэффициента затекания в радиатор, а также на уменьшение риска засорения клапана.

Неоспоримым достоинством клапанов типа RA-G является применение современных высококачественных технологий для изготовления всех регулирующих компонентов, а также использование специальных материалов, исключающих угрозу механического износа, повреждения коррозией

Наряду с этим, они обладают уникальными эксплуатационными возможностями замены на месте кран-буксы, седла, конуса конструкции без остановки работы системы отопления.

Все это делает клапаны терморегулятора RA-G лидерами обеспечения самого высокого уровня энергоэффективности среди существующих на мировом рынке теплотехники аналогов.

termo-danfoss.blogspot.com

Термостат: принцип работы, устройство, неисправности и проверка

Принцип работы термостата кроется в небольшом цилиндре, внутри которого находится воск. Звучит необычно, но каждому автолюбителю, который занимается самостоятельным обслуживанием своей машины, необходимо знать особенности работы и основные неисправности. Ознакомившись с данным материалом, читатели получат ответы на все вопросы, касающиеся термостата.

Принцип работы термостата

Принцип работы термостата

Итак, термостат представляет собой регулятор температуры антифриза (охлаждающей жидкости) в системе охлаждения мотора. Некоторые автомобилисты по этой причине называет этот агрегат терморегулятором, что не является ошибкой. Его основные задачи:

  • Поддерживать необходимый для двигателя тепловой режим;
  • Ускорять прогрев силовой установки.

Работа у него достаточно сложная. При первом пуске двигателя показатели температуры антифриза и окружающей среды не отличаются. Чтобы сделать время прогрева мотора минимальным, агрегат направляет охлаждающую жидкость по малому кругу: через помпу, рубашку и радиатор салона. При этом терморегулятор закрывает поток антифриза к радиатору двигателя.

Через некоторое время температура силовой установки начинает расти, тогда термостат открывает клапан и запускает поток антифриза по большому кругу, который проходит через помпу, рубашку, радиатор салона и основной радиатор. На основе этих знаний можно прийти к выводу, что термостат автомобильный работает в двух положениях:

  1. В закрытом при малом круге.
  2. В открытом при большом круге.

Большой и малый контур системы охлаждения

Регулирование температуры двигателя

Аналогичным образом термостат функционирует в обратном порядке: антифриз начинает циркулировать по малому кругу, если температура снижается – клапан в этот момент закрывается. Для примера можно взять автомобильный режим «start-stop», когда машина с горячим мотором выезжает из пробки на свободную трассу. Подходит для примера и включение отопителя салона.

Если температура антифриза составляет 80-95°C, то клапан терморегулятора остается в промежуточном состоянии, как результат – основной радиатора получает лишь часть антифриза. Чем больше поднимается клапан, тем выше количество поступающей охлаждающей жидкости в область основного радиатора. При помощи клапана и происходит регулировка температурного режима, за счет которой значительно снижается токсичность выхлопных газов, выполняется полное сгорание топлива.

Устройство термостата

С тем, как работает термостат мы разобрались. Теперь стоит рассмотреть его устройство. Современный термостат для автомобилей изготовлен из меди и латуни. Все процессы в агрегате выполняются при помощи небольшого цилиндра – термоэлемента. Внутри этого цилиндра есть твердое вещество, в котором находится смесь алюминия, графита, гранулированного воска и различных порошков меди.

Устройство термостата

При 82°С твердое вещество начинает плавиться, а если быть точнее – то плавится в основном гранулированный воск. При разработке агрегата воск был выбран из-за моментального расширения под действием тепла. После перехода в жидкое состояние под действием высоких температур он может точно также быстро застыть при понижении градусов.

Термоэлемент (цилиндр) соединен с клапаном при помощи штыря. При повышении температуры воск внутри твердого вещества расширяется и поднимает клапан за счет штыря. Принцип работы терморегулятора мы уже знаем – большой круг начинает функционировать при открытом клапане термостата. Когда водитель глушит мотор, он остывает, а воск снова переходит в твердое состояние.

Проверка работы термостата

В «домашних» условиях мы можем узнать, функционирует ли его клапан, датчик, в порядке ли само железо термостата. При этом снимать устройство с двигателя не обязательно. Наша задача заключается в поиске неисправностей и в проверке клапана: реагирует ли он на повышение температуры, в каком положении находится, открыт или закрыт. Зная, что такое термостат в машине, автомобилист сможет самостоятельно определить возможную неисправность.

Перед тем, как проверить термостат, нам нужно отыскать его под капотом и потрогать патрубки, которые отходят от устройства. Проходит работа по следующей схеме:

  1. Заводим мотор и ждем около 3 минут.
  2. Теперь трогаем шланг термостата, который идет к основному радиатору охлаждения.
  3. Этого времени не должно хватить для открытия клапана термостата. То есть если клапан холодный, то заслонка находится в закрытом положении. Если клапан нагревается, значит нарушена нормальная работа датчика – неисправность удалить можно заменой.
  4. Проверив закрытую заслонку, переходим к открытию. Для этого ждем уже 5 минут и снова трогаем шланг, идущий к радиатору. При нормальной работе он станет горячим, значит термостат направил охлаждающую жидкость по большому кругу – устройство работает.

Как проверить работу термостата под капотом мы уже знаем. Но существует ещё один метод проверки, который можно провести в домашних условиях. Для этого необходимо полностью отсоединить устройство и поместить в кастрюлю (подойдет и другая емкость) с водой. Теперь включаем газ и ждем полного кипения. Изначально клапан должен быть закрыт, но после кипения он откроется. Этот метод не только покажет, функционирует ли агрегат или нет, но и наглядно продемонстрирует принцип работы терморегулятора.

Неисправности

Если клапан термостата заклинило в открытом положении, то мотор очень долго будет прогреваться до рабочей температуры. В холодное время года нужный температурный режим и вовсе не будет достигнут. Если все элементы системы охлаждения находятся в исправном состоянии, то прогрев мотора проходит за 5-10 минут.

Также термостат может «зависнуть» в закрытом положении. Такая неисправность входит в причины перегрева двигателя. При закрытом клапане перегрев будет в любом режиме эксплуатации и даже в мороз. Что касается неполного открытия, то здесь может быть два варианта: мотор не наберет необходимую температуру или перегреется.

blog-mycar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *