Латунь кран – Латунные шаровые краны. Особенности конструкций

Содержание

Латунные шаровые краны. Особенности конструкций

Предшественники

Латунные шаровые краны в настоящее время почти полностью вытеснили во внутридомовых сетях таких морально и физически устаревших «мастодонтов», как пробковые конусные краны, которые господствовали в зданиях советской эпохи (рис. 1).

Рис. 1. Кран пробковый проходной конусный сальниковый муфтовый 11Б6бк

Пробковые конусные краны имели крайне низкие паспортные эксплуатационные характеристики: срок службы – 8 лет, ресурс – 1500 циклов, наработка на отказ – 400 циклов. Фактические показатели этой дешевой и массовой арматуры были гораздо хуже: притертая пробка крана уже через несколько циклов открытия–закрытия теряла герметичность из-за абразивного воздействия нерастворимых механических примесей в рабочей среде. К тому же пробковые краны обладали весьма значительным гидравлическим сопротивлением. Их коэффициенты местных сопротивлений лежали в пределах от 3,5 до 6,0. Поэтому неудивительно, что при ремонте или демонтаже старых трубопроводных систем нередко встречаются пробковые краны, у которых пробка просто отсутствует, а под прижимную сальниковую гайку проложен подходящего размера «пятак». Сантехники тех времен зачастую просто обозначали наличие запорной арматуры, превращая ее в чисто декоративный элемент системы.

Шаровые краны в советское время, конечно, тоже были хорошо известны, но производились они в чугунном корпусе и выпускались с диаметрами условного прохода свыше двух дюймов. Поэтому когда на рынке трубопроводной арматуры появились дешевые, удобные в монтаже и эксплуатации латунные шаровые краны для внутренних инженерных систем, спрос на них лавинообразно возрос и продолжает расти по настоящее время.

Возросший спрос инициировал появление в продаже кроме действительно добротной продукции и массу изделий весьма сомнительного качества. Этой статьей хотелось бы дать ряд практических советов, которыми предлагается пользоваться при выборе латунного шарового крана.

Материал корпуса

Самое главное, на что следует обратить внимание при приобретении крана, – материал корпуса. Это должна быть действительно латунь, а не цинково-алюминиевый сплав (ЦАМ), который частенько используют некоторые недобросовестные производители. ЦАМ представляет собой сплав, содержащий порядка 96–98 % цинка, 2–3 % алюминия и до 1 % меди. Такие сплавы широко применяются в автомобильной промышленности (корпуса карбюраторов), но использование их для изготовления трубопроводной арматуры ограничивается временными дачными кранами. Если кран из ЦАМ будет установлен в инженерной системе многоквартирного дома, то уже через год–два он просто рассыплется на куски (рис. 2).

Рис. 2. Кран из цинково-алюминиевого сплава через два года эксплуатации

Отличить кран из латуни от крана из ЦАМ можно по весу: последний значительно легче, т.к. удельный вес ЦАМ составляет 6,7 г/см3, а у латуни – 8,4–8,7 г/см

3. Если слегка снять шкуркой или надфилем гальванопокрытие на корпусе крана, то латунь обнаруживается по чуть приметной желтизне, которая через два дня окислится до характерного «латунного» цвета. Цвет ЦАМ – серебристый, не меняющийся при окислении. Безопасней всего приобретать кран, у которого естественный цвет латуни обнажен из-под гальванопокрытия на каком-либо участке (рис. 3).

Рис. 3. Естественный цвет латуни крана VALTEC BASE виден на резьбовом патрубке

Основная масса представленных на рынке латунных шаровых кранов изготавливается методом горячей объемной штамповки. Для такого способа производства трубопроводной арматуры наиболее оптимальной по составу является свинцовистая латунь марки CW617N по EN 12165, которая примерно соответствует российской марке ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Латунные детали кранов, вытачиваемые из прутка (шаровой затвор, шток, сальниковая гайка), как правило, делаются из латуни марки CW614N (ЛС 58-3). Состав применяемых в арматуростроении латуней показан на

табл. 2.

Таблица 1. Состав латуней для производства шаровых кранов

Марка

Содержание элементов, %

Cu

Sn

Fe

Al

Pb

Ni

Zn

CW617N

57–59

0,3

0,3

0,05

1,6–2,6

0,3

Остальное

ЛС59-2

57–59

0,3

0,4

0,1

1,5–2,5

0,4

CW614N

57–59

0,3

0,3

0,05

2,6–3,5

0,3

ЛС 58-3

57–59

0,4

0,5

0,1

2,5–3,5

0,5

Если взять два однотипных крана разных производителей, то вес у них будет различным. В среде монтажников считается, что чем тяжелее кран, тем толще у него стенки и тем он прочнее. Зная такой способ оценки качества, отдельные производители кранов идут на интересную уловку: они снабжают изделие массивной стальной рукояткой, увеличивающей общий вес крана. Поэтому, сравнивать краны по весу рекомендуется только при снятой рукоятке и гайке крепления.

Сальниковые узлы

Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность по отношению к внешней среде. Конструктивные решения этих узлов могут быть различными (табл. 2).

Таблица 2. Распространенные конструкции сальниковых узлов шаровых кранов

Эскиз

Описание

Недостатки узла

1

Шток 1 вставлен изнутри. Два одинаковых сальниковых кольца 4 из эластомера. Самый простой и дешевый узел

Узел неремонтопригоден. Температурная стойкость крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. Течь по штоку требует замены всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками

2

Шток 1 вставлен изнутри. Два сальниковых кольца: нижнее – из FPM и верхнее из NBR

Узел неремонтопригоден. Температурная стойкость крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. Течь по штоку требует замены всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками

3

Шток 1 вставлен изнутри. Сальниковая гайка 3 имеет внутреннюю резьбу, что потребовало установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника

2 и резинового кольца 4

Узел условно ремонтопригоден, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой

4

Шток 1 вставлен изнутри. В роли сальниковой выступает обычная гайка 3 с внутренней резьбой. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2 и резинового кольца 4

Узел условно ремонтопригоден, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой

5

Шток 1 вставлен изнутри. Сальниковая гайка

3 имеет внутреннюю резьбу. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2

Узел ремонтопригоден. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки

6

Шток 1 вставлен снаружи и имеет прижимной буртик 6. Сальниковая гайка 3 с наружной резьбой имеет выборку под буртик штока. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2

Узел ремонтопригоден. Возможно выбивание штока давлением рабочей среды. После нескольких подтягиваний сальниковой гайки шток может заклиниться об шаровой затвор

Самым надежным и практичным на сегодняшний день признан сальниковый узел с тефлоновым сальниковым кольцом 2 высотой не менее 40 % диаметра штока, прижимной сальниковой гайкой с наружной резьбой 3 и со штоком 1, вставленным изнутри (

рис. 4).

Рис. 4. Сальниковый узел крана VALTEC BASE

При выборе крана следует учитывать, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами прослужат до первой протечки по штоку, после чего весь кран подлежит замене.

Еще одна опасность подстерегает тех, кто выберет кран, у которого шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса. С одной стороны, такое решение делает кран ремонтопригодным, но с другой стороны оно несет в себе опасность выбивания штока давлением рабочей среды. Надеяться на то, что сальниковая гайка удержит шток от выдавливания, особенно не приходится, т.к. любое незакрепленное (незаконтренное) резьбовое соединение под действием продольной силы стремится к раскручиванию. Это вызвано тем, что продольная сила F на винтовой плоскости раскладывается на две взаимоперпендикулярные силы (рис. 5) – Fp и Fn.

Рис. 5. Взаимодействие продольной силы с наклонной плоскостью

Сила Fn нормальна к винтовой плоскости и взаимодействует на направляющую винтовую плоскость. То есть она задает прочность винтового соединения. Сила

Fp направлена вдоль винтовой плоскости. Именно она стремится раскрутить соединение. Препятствием к раскручиванию является сила трения. При вибрационных нагрузках сила трения существенно ослабевает, что ведет к самопроизвольному раскручиванию. Такая же проблема возникает в накидных гайках обжимных фитингов. Именно поэтому их полагается время от времени довинчивать. На эффекте подобного взаимодействия винтовых плоскостей основана детская юла.

Сила, вызванная давлением рабочей среды, стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. Если шток вставлен изнутри, эту выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана (рис. 6).

Рис. 6. Схема работы штока, вставленного изнутри корпуса

Когда шток вставлен снаружи, выталкивающую силу приходится воспринимать сальниковой гайке (рис. 7

). Здесь и начинает проявляться «эффект юлы». Вибрации крана и знакопеременные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки и появлению течи. При отсутствии должного контроля гайка может частично выйти из резьбового зацепления. В этом случае, при малейшем скачке давления, оставшаяся в зацеплении часть резьбы будет смята, и шток будет выбит из крана.

Рис. 7. Схема работы штока, вставленного снаружи

Самым неудачным вариантом сальникового узла является такой, при котором опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой (рис. 8). В этом случае, по замыслу конструкторов, сальниковая гайка одновременно выполняет функцию ограничителя хода штока и прижимного элемента для сальникового уплотнителя. Кроме возможного выбивания штока по описанной ранее схеме в данной конструкции добавляется опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти уже после нескольких поджатий сальниковой гайки.

Рис. 8. Схема работы штока со смещенным буртиком

Шаровой затвор

В большинстве внутридомовых латунных шаровых кранов шаровой затвор представляет собой действительно шар (рис. 9А). Ряд производителей для экономии материала делают снизу затвора круговую проточку (рис. 9Б). При этом в нижней части крана создается «отстойник», куда неизбежно будет скапливаться шлам рабочей среды. Если в кране с обычным шаром расстояние от поверхности затвора до стенки корпуса везде примерно одинаковое, то в шаре с проточкой появляется зона малых скоростей потока, что и приведет к осаждению нерастворимых частиц. Самые экономные фирмы превращают шар в квадрат, протачивая еще и его боковые стороны (рис. 9В). Последнее решение видится весьма неоднозначным, поскольку воздействие краёв боковых проточек на седельные кольца существенно сокращают срок службы уплотнителя.

Под флагом борьбы с пресловутой «сальмонеллой», западные производители в последнее время стали выпускать краны со сквозным отверстием в нижней части шарового затвора (рис. 9Г). Как это должно повлиять на жуткую бактерию пока непонятно, но то, что в этом случае сальниковый узел при открытом кране будет испытывать все «прелести» гидравлических ударов – можно утверждать точно.  

Рис. 9. Сечения шаровых затворов

В качестве седельных уплотнений большинства внутридомовых шаровых кранов используется тефлон (политетрафторэтилен, фторопласт, PTFE), имеющий упрощенную химическую формулу (CF2-CF2)n. Открытый в 30-е годы прошлого века в компании DuPont (Рой Планкетт), этот материал оказался необыкновенно скользким и термостойким. Первое время тефлон применялся только в военной и космической отраслях, однако по мере открытия новых технологий получения, он широко внедрился и в остальные сферы.

Изделия из тефлона получаются путем спекания и полимеризации тетрафторэтиленового порошка при температуре порядка 80 °С и давлении до 100 атм. Решающее влияние на физически, химические и механические характеристики тефлона оказывают добавляемые в него присадки. Прочность, твердость, пластичность, электропроводность, антифрикционность, термостойкость, химическая стойкость – этими и множеством других свойств можно варьировать в тефлоне, если использовать различные комбинации добавок (табл. 3).

Таблица 3. Влияние добавок на свойства тефлона

Присадка

Свойства, придаваемые тефлону

Стекловолокно

Прочность, износостойкость, теплостойкость, химическая стойкость

Уголь (сажа)

Прочность на сжатие, антифрикционность, теплопроводность, химическая стойкость

Графит

Электропроводность, теплопроводность

Углеволокно

Низкая деформативность, износостойкость, электропроводность, химическая стойкость

Бронза

Низкая текучесть в холодном состоянии, понижает химическую стойкость

Дисульфат молибдена

Износостойкость, прочность при сжатии, низкая химическая стойкость

Термопласты

Суперантифрикционность, износостойкость, химическая устойчивость, исчезает абразивность

Как идеальный материал для сальниковых уплотнений шаровых кранов тефлон почти полностью вытеснил остальные материалы. Однако, рынок есть рынок, и в погоне за снижением себестоимости, отдельные производители находят различные лазейки, чтобы сэкономить на достаточно дорогостоящем, но качественном тефлоне.

Толщина тефлоновых колец в седлах крана может быть настолько мала, что при повышении температуры тефлон из кольца превратится в какую-то волнообразную фигуру, совершенно не способную выполнять свою уплотняющую функцию.

Чаще же всего встречаются уплотнительные элементы из тефлона дешевых марок. Их отличает заметная невооруженным глазом зернистость и шероховатость. Обладая слабыми антифрикционными свойствами и весьма низкой прочностью, такой тефлон служит недолго, так как выкрашивается под воздействием кромок шарового затвора.

Следует отметить, что тефлоновые седельные кольца при сборке должны получить строго определенное усилие предварительного обжатия. Рабочая кромка кольца при этом деформируется, принимая сферическую форму. В связи с этим, шаровой кран должен открываться и закрываться с приложением некоторого усилия. Если кран открывается совершенно свободно, это свидетельствует либо о недостаточном усилии предварительного обжатия, либо о том, что под седельные кольца установлены «демпферы» из эластомера. Такое решение резко снижает температурную стойкость и долговечность крана, т.к. эластомер с начальным весьма высоким напряжением резко теряет свои эксплуатационные свойства с течением времени.

Шаровой затвор постоянно находится под воздействием потока рабочей среды, в которой могут присутствовать нерастворимые абразивные частицы, «бомбардирующие» поверхность затвора (рис. 10).

Рис. 10. Шаровой затвор крана после года интенсивной эксплуатации

Для снижения такого воздействия поверхность затвора, как правило, имеет гальванопокрытие из хрома. Хром гораздо тверже никеля и прекрасно противостоит шламовым «атакам». Однако есть следующая тонкость: хром не может наноситься непосредственно на латунь шара, под ним должна присутствовать медная или никелевая подложка. Ее отсутствие резко снижает срок службы крана. При гальванизации хром в силу своей большой твердости осаждается островками, между которыми находится сеть микротрещин. В условиях электролита эти микротрещины заполняются продуктами коррозии слоя подложки (это медь или никель). Таким образом, получается монолитное прочное покрытие. При отсутствии подложки микротрещины остаются незаполненными, а защитное покрытие становится неполноценным.

В последнее время появились шаровые краны, имеющие тефлоновое покрытие шарового затвора. Даже кратковременная пробная эксплуатация таких кранов выявляет крайне низкую стойкость такого покрытия в условиях потока рабочей среды с механическими включениями (рис. 11).

Рис. 11. Шаровой затвор с тефлоновым покрытием

Ответственные элементы конструкции

Несмотря на свою кажущуюся простоту, шаровой кран имеет ряд конструктивных особенностей, о которых потребителю неплохо знать, чтобы выбрать такое изделие, которое прослужило бы долго и безотказно. Эти особенности показаны на продольном распиле большого полукорпуса шарового крана (рис. 12).

Рис. 12. Продольный распил полукорпуса крана.

Расстояния на рис. 12:

a резьба, соединяющая два полукорпуса крана, должна иметь не менее трех ниток. Как правило, это метрическая резьба с шагом 1,25 мм;

b – длина присоединительной резьбы должна соответствовать требованиям ГОСТ 6527. Для кранов из горячепрессованной латуни допускается снижать нормативную длину резьбы на 10 %. В частности, для кранов с номинальным диаметром 1/2″ размер b должен составлять не менее 11 мм;

с – минимальная ширина буртика, ограничивающего заход присоединяемой трубы в муфтовый патрубок крана, определяется из расчета его на срез под воздействием силы, вызванной монтажным усилием ввинчивания.

B = K · Mз / (b · h · DN · σл),

где К – коэффициент запаса прочности по материалу, h – шаг присоединительной резьбы, м, Мз – момент завинчивания при монтаже, Н · м; DN – номинальный диаметр трубы, мм; σл– предел прочности латуни, МПа.

В случае несоблюдения этого размера, возможно смятие буртика и заклинивание шарового затвора.

Минимальная толщина стенки корпуса d для заявленного номинального давления (PN) должна быть не менее определенной по расчету:

Здесь Dк – наружный диаметр расчетного сечения корпуса крана, мм, σл – предел прочности латуни, МПа, К – коэффициент запаса прочности конструкции.

Регулирование потока шаровым краном

Шаровой кран относится к запорной арматуре, поэтому на него распространяется действия п. 4.44 СП 41-101: «Принимать запорную арматуру в качестве регулирующей не допускается». Большинство европейских производителей безоговорочно снимают гарантию со своих кранов, если будет доказано, что ими пытались регулировать количество проходящей рабочей среды. Дело в том, что современные шаровые краны имеют весьма тонкую стенку корпуса. Она способно выдержать заявленные в паспорте давления и температуру, но противостоять длительному воздействию абразивных частиц дросселированного потока и кавитации не в состоянии (рис. 13). Именно эти явления проявляются при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа.

Рис. 13. Регулирование потока шаровым краном

Крепление рукоятки

Даже такая незначительная конструктивная особенность, как способ крепления рукоятки шарового крана, может сказаться на его долговечности и безопасной эксплуатации.

На рис. 14 представлены наиболее распространенные конструктивные решения этого узла.

Рис. 14. Узлы крепления рукоятки шарового крана

Самым надежным является узел с самоконтрящейся гайкой (рис. 14В). Интегрированное в гайку полиэтиленовое кольцо с внутренним диаметром, меньшим диаметра штока, предотвращает самопроизвольное откручивание гайки в результате продольных усилий и вибрации трубопровода. Крепление рукоятки обычной гайкой (рис. 14Б) требует обслуживания: время от времени гайку приходится подтягивать. Слабая затяжка гайки превращает рукоятку в рычаг, которым можно сломать шток. Наименее удачным является узел, в котором рукоятка крепится винтом. Внутренняя продольная резьба в штоке значительно ослабляет его. К тому же винт в условиях влажного режима эксплуатации быстро ломается, т.к. его живое сечение (по резьбе) чрезвычайно мало (рис. 15).

Рис. 15. Излом штока по внутренней резьбе

Разнообразие шаровых кранов

Компании, производящие шаровые краны для внутренних инженерных систем, обычно имеют несколько серий кранов, каждая из которых предназначена для строго определенных условий эксплуатации. В табл. 4 приводится перечень типов шаровых кранов торговой марки VALTEC, которые уже более 10 лет успешно эксплуатируются в России.

Таблица 4. Серии шаровых кранов VALTEC

C полным ассортиментом, подробными описаниями и техническими характеристиками шаровых кранов VALTEC можно познакомиться в каталоге. 

Автор: В.И. Поляков

© Правообладатель ООО «Веста Регионы», 2010
Все авторские права защищены. При копировании статьи ссылка на правообладателя и/или на сайт www.valtec.ru обязательна.

valtec.ru

Шаровые краны из латуни: параметры, плюсы и минусы

Для оборудования местных водопроводных систем, систем отопления и газоснабжения применяются не только специальные виды запорной арматуры. Сегодня наряду со специальными кранами, затворами и задвижками применяются краны, имеющие универсальное назначение, такие которые благодаря своим свойствам находят применение в самых разных конструкциях.

 

Одним из таких универсальных видов запорной арматуры выступает шаровые краны из латуни, компактные, надежные и недорогие. Впрочем, и они, как и большинство видов оборудования, претендующего на звание универсального, имеют не только положительные стороны, но и недостатки, которые обязательно нужно учитывать при выборе.

Металлические шаровые краны особенность конструкции и возможности установки

Технические особенности запорной арматуры, устанавливаемой в системах трубопроводов, предлагают несколько решений перекрытия потока. Это могут быть клиновые задвижки, шиберные конструкции, клапанные устройства. При этом большую роль в установке играет компактность корпуса крана и способы управления.


Для кранов, в конструкции которых предусмотрен шток с резьбой основным недостатком выступает размеры, при установке в качестве сливного крана в радиатор батареи отопления это имеет первоочередное значение. Использование шиберных задвижек также не всегда оправдано — их нельзя установить в качестве конечной точки системы водопровода. Именно поэтому конструкция корпуса крана с минимальными размерами и шаровым запирающим элементом нашла такое большое применение именно в бытовых трубопроводах.


Шаровый кран имеет так же, как и остальные виды запорной арматуры корпус, который мо;но разобрать. Правда, при современных технологиях, производства ремонт такого вида приборов нецелесообразен, проще и дешевле просто купить новую деталь. 

 

Устройство состоит:

  1. Из центральной цилиндрической части корпуса с резьбовой внутренней частью;
  2. Соединительных штуцеров, имеющих одинаковую резьбу для установки в центральную часть и специальную резьбу для подсоединения к трубопроводу;
  3. Уплотнительные седла, предназначенные для установки шарового запорного элемента;
  4. Шаровой запорный элемент со сквозным отверстием и штоком для установки рукоятки управления;
  5. Сальниковый узел, уплотнительные кольца и фиксирующую гайку;
  6. Ручка управления и ограничитель поворота.

Особенностью современных латунных кранов выступает использование в качестве запорного элемента полированной шарообразной втулки со сквозным отверстием из нержавеющей стали или латуни. Что касается корпуса, то здесь применяется латунь специальных марок сплавов.

Материалы, используемые в деталях крана

Для получения высококачественного продукта производители используют две основные технологии изготовления корпусов и шаровых втулок. Сегодня это:

  1. Технология литья металла с последующей механической обработкой;
  2. Ковка металла.

Латунь как очень податливый, но и одновременно вязкий материал в процессе литья может образовывать микроскопические полости, что после обработки сказывается на герметичности и качестве продукта. Но это более дешевый способ обработки, по сравнению с ковкой, поэтому, такой способ применяют небольшие производства. Для более качественного изделия применяется ковка, в результате, обработки такие корпуса и шаровые сердечники приборов имеют монолитную структуру и не подвержены образованию микрополостей.


Резьбовые соединения выполняются при токарной обработке. Формовка резьбы литьем с последующим нарезанием резьбы к повышению качества сборки не приводит, хотя и удешевляет производство.


В качестве уплотнителей шарового узла латунного корпуса и штуцеров осуществляется пластиковыми фторопластовыми кольцами и резиновыми прокладками. Пластик, используемый в качестве уплотнителя, выдерживает высокие температуры, не подвержен деформации под давлением и плотно прилегает к шарообразной сердцевине. Такое плотное прилегание и обеспечивает герметичность перекрытия потока.


Но все-таки основным качественным показателем конструкции выступает латунный корпус. Латунь относится к семейству инертных сплавов, не вступающих в химическую реакцию с большинством веществ, присутствующих в воде, что немаловажно для воды имеющую повышенную жесткость. К тому же латунь отлично поддается обработке и выдерживает большие нагрузки.

Виды латунных шаровых кранов и принципы их работы

Принципиально схема работы всех шаровых устройств основана на вращении шарообразного затворного элемента вокруг оси и сужения полости прохода рабочей жидкости через отверстие в затворе. В качестве иллюстрации достаточно представить следующий алгоритм работы крана:

  1. В открытом положении рабочее вещество в системе трубопровода из трубы через штуцер поступает в полость корпуса крана;
  2. Шаровый затвор находится в открытом положении — отверстие в затворе соответствует параллельному направлению движения среды;
  3. При повороте рукоятки шар начинает поворачиваться относительно оси, при этом отверстие начинает смещаться и сужать проход;
  4. Изменение положения рукоятки приводит к одновременному сужению прохода как со стороны подачи вещества в корпус, так и на выходном проходе;
  5. При приложении усилий и повороте шара на 90 градусов относительно направления потока среды шар, поворачивается сплошной стороной полностью перекрывая поток.
  6. Фторопластовые прокладки плотно прилегают к шлифованному корпусу затвора обеспечивая надежное перекрытие потока.

Сегодня распространение получили два вида шаровых запорных устройств для систем низкого давления. Первый, это кран прямого действия, применяемый для перекрытия потока. Второй вид арматуры кран, оснащенный спускным устройством. Устройства, применяемые для переключения направления потока, встречаются в бытовых целях довольно редко, в основном в системах распределения отопления для регулирования потока теплоносителям между отдельными направлениями.


Обычный кран не имеет дополнительных ответвлений, его назначение перекрытие трубопровода или снижение пропускаемого потока. Для спускных устройств в конструкции предусматривается промежуточная камера и второй шаровый запорный узел с отдельным оводом меньшего диаметра.

Где применяются шаровые латунные краны

Небольшие размеры корпуса, простота устройства и надежность герметизации трубопровода позволили найти следующие варианты применения крана:

  1. Бытовые водопроводные системы центрального, локального и индивидуального водоснабжения;
  2. Безнапорные резервуары и емкости для воды или водных растворов с низким содержанием химически активных веществ;
  3. Бытовые системы отопления, системы центрального отопления;
  4. Системы централизованного газоснабжения природным газом;
  5. Индивидуальные бытовые газобаллонные установки с нефтяным газом, используемым для бытовых газовых приборов — плит, бойлеров, отопительных котлов;
  6. Системы индивидуального полива;
  7. В системах, использующих сжатый воздух.
  8. В промышленных установках и системах низкого и среднего давления в трубопроводах;

Как видно, шаровые латунные виды запорной арматуры обеспечивают в основном работу трубопроводов и систем, имеющих небольшое давление. Правда, если учесть, что именно такие системы занимают около 90% бытовых трубопроводных конструкций то становится понятно, что именно этот вид арматуры, наиболее востребованный в современных условиях.

Преимущества латунных шаровых кранов

 

Рассматривая преимущества латунных шаровых конструкций перед обычными штоковыми кранами первое что бросается в глаза так это небольшой корпус изделия. Дело в том, что по сравнению с массивными штоковыми устройствами, имеющим переход от впускного патрубка к рабочему проходу у шаровых конструкций он имеет минимальный размер — всего на несколько миллиметров больше наружного диаметра трубы.


Положительные стороны крана:

  1. Простоту конструкции;
  2. Надежность и герметичность перекрытия потока;
  3. Отсутствие риска самостоятельного открытия крана под давлением внутри трубопровода;
  4. Небольшой участок металла, имеющего контакт с рабочей средой;
  5. Инертность латуни и возможность использования ее как с жидкостями, так и с газообразными веществами;
  6. Удобство управления;
  7. Большой ресурс использования в самом высоком режиме эксплуатации;
  8. Малый вес и размеры;
  9. Доступная цена и привлекательный дизайн;
  10. Отсутствие необходимости постоянного обслуживания и ремонта.

На что нужно обратить внимание при выборе, установке и эксплуатации

 

Хотя шаровый латунный кран и практически не имеет отрицательных сторон, процесс выбора, установки и эксплуатации подобного рода устройства имеет свои специфические моменты.

 

При выборе крана нужно обратить внимание на массивность наружной или внутренней резьбы штуцеров, наличия на корпусе формовки под гаечный или газовый ключ. Дело в том, что штуцера к корпусу крепятся посредством 5-6 оборотов резьбы с мелким шагом. И хотя латунь и вязкий металл, но применять избыточное усилие для зажима корпуса или штуцера не стоит.


На рынке часто под видом латунных изделий предлагается алюминиевые сплавы. Такие изделия можно отличить, взяв в руку и сравнив вес, латунные кажутся более массивными, даже когда в силуминовые корпуса вставляется стальные шары. Срок службы таких устройств в 3-4 раза меньше.


Установка изделия осуществляется на фом ленту. Применение традиционной пакли и силиконового герметика не рекомендуется. Это может привести к чрезмерному затягиванию резьбы, что при пуске рабочего давления может привести к усилению напряжения металла и разрыву корпуса. Ну а в процессе эксплуатации нельзя допускать перегрева изделия свыше 150-185 градусов и гидравлических ударов.

www.admiral-omsk.ru

Краны шаровые латунные | Сфера применения, преимущества, модификации, конструкция – на промышленном портале Myfta.Ru

Любая трубопроводная система должна отличаться высокой степенью надежности. И одним из главных ее критериев является качество используемой запорной арматуры.

В промышленности и коммунальном хозяйстве для запуска и остановки потока в трубопроводе чаще всего используется кран с шаровым запорным элементом, по центру которого имеется отверстие для прохождения потока какой-либо среды. Его функция ограничивается только пуском и запиранием потока, без его регулировки.

Краны шаровые латунные используются для таких сред, как газ, пар, вода, спирт и нефтепродукты. В качестве запорной арматуры они применяются в трубопроводах питьевых, технологических, отопительных и горячего водоснабжения. Корпус этой детали и соединительные муфты изготавливаются из латуни и могут быть покрыты электролитическим никелем.

Шар также изготавливается из латуни и покрывается электролитическим никелем (зеркальная поверхность), что значительно уменьшает трение и увеличивает срок его эксплуатации. Уплотнители шаровых пробок производят из термостойкого тефлона, а шток – из латуни.

Применение латуни дало конструкции этой запорной арматуры ряд преимуществ:


  • высокая износостойкость, в том числе при повышенной нагрузке;
  • высокая стойкость против коррозии;
  • низкие гидравлические потери;
  • содержащиеся в проходящей среде примеси и включения не оказывают негативного влияния на ее функционирование;
  • практически нет необходимости в техническом обслуживании.

Применение специального состава латуни дает возможность исключить произвольное появление в корпусе трещин и изломов как в процессе установки, так и при его длительной эксплуатации.

В настоящий момент большую популярность приобрели краны шаровые латунные муфтовые из-за их высокой степени надежности, прочности и возможности бесперебойной эксплуатации не один десяток лет. Их применяют в газовых, водных, отопительных трубопроводах и других видах коммуникаций. Выпускаются конструкции как с ручкой-рычагом (см. рисунок выше), так и с ручкой-бабочкой:

Особенности конструкции такого крана:

  • он является полнопроходным, что уменьшает гидравлические потери;
  • отличается увеличенной длиной и толщиной корпуса по сравнению с подобными конструкциями;
  • конструкция шпинделя позволяет избежать его выбиваемости под давлением проходящей среды.
Краны шаровые латунные полнопроходные предназначаются для запирания холодной, горячей воды, различных технологических сред, не являющихся агрессивными по отношению к материалу, из которого они изготовлены. Обычно они имеют только два рабочих положения рукоятки: «полностью открыт» и «полностью закрыт». Их корпус и штуцеры приварены друг к другу и снабжены прокладками из тефлона и седельными кольцами, которые повышают износостойкость и снижают негативное химическое воздействие различных проходящих сред.

По типу присоединения различают краны «муфта-муфта» (см. рис. выше) и «муфта-штуцер».

Также есть различные модификации этой запорной арматуры в зависимости от материалов изготовления рукоятки – из стали или силумина.

Особенность конструкции такого крана состоит в том, что диаметр отверстия запирающей шаровой пробки соответствует внутреннему диаметру трубопровода. Это обеспечивает хорошую пропускную способность и низкий уровень гидравлического сопротивления. Такая конструкция обладает хорошей пропускной способностью для различных сред, и в случае резких перепадов давления не наблюдается образование пустот.

Кроме того, устройство шара и его материал исключают образование накипи и появление отстойных загрязнений, что могло бы нарушить герметичность устройства. Пуск или остановка потока среды осуществляется простым поворотом ручки на 90˚.

В случае необходимости дистанционного управления краном имеется возможность установить электропривод даже на уже вмонтированную деталь.

Такой вид арматуры не нуждается в подтягивании и другом дополнительном уходе, является простой в установке и замене. Он отличается высокой надежностью, износостойкостью, хорошей стойкостью к температурам, длительностью использования и простотой эксплуатации.

myfta.ru

Латунные смесители – стоит ли выбирать по качеству

Десятилетия эксплуатации сантехнических систем показали, что самым лучшим материалом для изделия, работающего в переменном тепловом режиме, является латунь, латунные смесители состоящие на 60-80% из меди и на 20-40% из цинка. Для улучшения качества латунного сплава при его изготовлении может добавляться незначительное количество олова, марганца, никеля или другого металла.

Латунные смесители и их преимущества

При сравнении с арматурой из меди или бронзы, к основным преимуществам латунных изделий следует отнести:

  • более высокую прочность;
  • большую устойчивость к окислению;
  • повышенную устойчивость к поверхностным механическим повреждениям;
  • меньшие тепловые расширения в случае резких перепадов температур;
  • надежность и долговечность.

Поэтому если вы хотите найти хорошую сантехническую арматуру для своей квартиры, обратите внимание на латунные смесители под бронзу для ванной и остановите свой выбор на них, а чисто бронзовые смесители для ванной (про устройство смесителя)берите , только если они отличаются особенным дизайном, который вам понравился.

Если же сравнивать латунные изделия с более надежной арматурой из высоколегированных нержавеющих сталей, то здесь у латуни очевидный выигрыш в цене, при относительно небольшой уступке в качестве. Стальные нержавеющие изделия очень хороши, но и очень дороги.

Типы покрытий

Для улучшения внешнего вида и повышения долговечности на поверхность латунных смесителей может быть нанесено гальваническое покрытие из тонкого слоя никеля, хрома, бронзы или меди. Также выпускаются и очень дорогие модели с серебряным и даже золотым покрытием. В результате латунные смесители для ванной с душем, имеющие такие покрытия, выглядят очень эффектно и отличаются повышенной надежностью.

Изделия с гальваническими покрытиями широко представлены на современном сантехническом рынке, и можно легко подобрать изделие, подходящее к любому интерьеру. Например, при оформлении в классическом стиль можно рекомендовать смесители под бронзу для кухни или модель с медным нанесением. А в современный стиль отлично впишутся никелированные изделия.

В последнее время в продаже можно все чаще увидеть цветные конструкции с эмалевым или порошковым покрытием. Такая сантехника, как латунные смесители может выглядеть даже более эстетично, чем гальванизированные модели, но ее долговечность в этом случае пока вызывает большие сомнения.

К сожалению, эти виды покрытий несут только эстетическую нагрузку и не являются защитными. Даже в случае не очень сильного удара эмаль легко может быть повреждена, в то время, как латунный смеситель для ванны с гальваническим нанесением такие удары выдерживает.

Конструкции

Благодаря своим высоким эксплуатационным качествам смесители из латуни сегодня являются самым распространенным видом запорной арматуры для ванных комнат, кухонь, общественных умывальных и туалетных комнат. Поэтому разнообразие конструкций здесь очень велико и все виды можно разделить в зависимости от:

  • функционального назначения;
  • способа открывания воды и регулировки температуры;
  • формы и высоты излива;
  • способа и места установки.

По функциональному назначению можно выделить латунный смеситель для кухни, ванной (вкладышем или акриловой), душа и умывальника. Все они имеют определенные отличия.

Так, например, смесители под бронзу для ванной оборудованы одновременно изливом и душевой лейкой, а у душевых конструкций излив отсутствует. Смеситель на кухню может иметь излив поворотной конструкции, а модель для умывальника фиксированный.

Способ открытия воды предусматривает три конструкции:

  • двухвентильную, оснащенную двумя поворотными кранами для раздельного открытия холодной и горячей воды;
  • однорычажную, с управлением при помощи одного подъемно-поворотного рычага;
  • бесконтактную, в которой открытие воды регулировка температуры происходит при помощи клапанов, управляемых через электронные сенсоры.

Более долговечными являются двухвентильные конструкции. Однорычажные латунные смесители отличаются удобством и простотой использования. Бесконтактные модели удобны, в основном очень надежны, но не сильно распространены из-за высокой стоимости и сложного обслуживания.

Говоря о способах и местах установки, следует отметить, что краны ванных комнат могут быть подключены со стены или установлены прямо на борту самой ванны. Так же и на кухне. Бронзовый смеситель на кухню может устанавливаться на мойку или подключаться к водорозетке установленной в стене. Если модель для умывальника или кухни имеет нижнее подключение, и будет устанавливаться на раковину, то следует заранее убедиться, что в ней есть установочное отверстие.

О подделках

Любое качественное изделие имеет достаточно высокую цену, определяемую стоимостью материала и затратами на его изготовление. Это относится и к латунным изделиям. Хорошая и качественная модель не будет стоить очень дешево. Скорее всего, вам предлагают подделку из латуни низкого качества или вообще из другого металла.

При покупке смесителя обратите внимание на вес излива, который обычно легко снимается. Именно эту часть недобросовестные изготовители чаще всего делают из силумина или тонкой стали. Латунный излив достаточно тяжелый. Кроме этого, не рекомендуется покупать модели с пластиковыми ручками или рычагом. Они так же стоят дешевле, но само применение пластмасс говорить о желании производителя экономить на всем, а значит и на качестве.

prosmesiteli.ru

Как делают шаровые краны из латуни – ZAVODFOTO.RU

Мы уже прекрасно знаем, что именно в Челябинске находится ведущее российское предприятие со сложным названием ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой», которое специализируется на производстве стальных цельносварных шаровых кранов. Они их выпускают под брендом LD (где L – Левин, а D – Дмитрий – это инициалы основателя компании, который просто фанат этой темы). Я где-то два года назад был у них в гостях и сделал подробный репортаж про их производство. И знаете, они продолжают расти и открывать для себя новые ниши. Так, в прошлом году эти ребята запустили производство и латунных шаровых кранов, предназначенных для газо- или водопроводов. Как их делают я сейчас и покажу.


Вкратце, напомню, что Группа LD – это крупнейший в России производитель стальных цельносварных шаровых кранов. В этой теме они с 2003 года. Эти ребята выпускают шаровые краны LD диаметром (DN) от 15 до 700 мм и номинальным давлением (PN) до 4,0 МПа, предназначенные для монтажа в трубопроводах для транспортировки нефти и газа, системах тепловодоснабжения и других различных агрегатах. Сегодня их продукция хорошо известна, как в России, так и отправляется в ближнее, а иногда и в очень дальнее зарубежье. Важно отметить, что они у себя в Челябинске всё делают именно сами, в этом их и ценность, т.е. от заготовок до конечной сборки, поэтому по качеству к ним вопросов просто нет. Когда в прошлый раз я у них был, они пытались бороться со стереотипами, что в нашей стране если и есть подобное производство, то в большинстве своём это просто сборка из китайских комплектующих. Сегодня же у них совсем другая, более амбициозная задача, вытеснить весь этот хлам с нашего рынка, ведь Россия реально достойна только лучшего.

2.

3.

4. Итак, идём по производственному процессу. На соседнем Фланцевом заводе (тоже входит в Группу LD) льются вот такие латунные прутки, которые здесь пилятся, и уже из них делают заготовку для кранов.

5. После чего они нагреваются и штампуются

6.

7. Далее заготовки моют, снимают облой (излишки материала, остающиеся на детали после обработки), они проходят через дробемётный душ. Короче, делают их чистыми и красивыми, и отправляют с богом на расточку.

8.

9. Обрабатывающие центры на любой вкус. Здесь и проходит механическая обработка деталей.

10.

11.

12. Производство шариков проходит на отдельном участке. Там тоже всё просто, если ты профи, конечно :). Они делаются также из мерных заготовок, потом идёт расточка отверстия, далее сферотокарная обработка, потом фрезеровка паза под штревель, и они также уходят на гальванику (покрытие) и ,наконец, завершающая стадия – это сборка.

13.

14.

15.

16.

17. После механической обработки идёт процесс электрохимического нанесения никелем для улучшения коррозионных свойств изделия.

18.

19. Окраска ручек

20. И последняя стадия – сборка.

21.

22. Номенклатура шаровых кранов LD Pride включает условные диаметры, DN от 15 до 50 мм и номинальное давление PN до 4,0 МПа.

23.

24.

25.

26. А вот и их новая готовая продукция. Шаровые краны LD Pride изготавливаются из латуни марки ЛС59-1 согласно ГОСТ 15527-2004. Корпусные детали и шаровая пробка покрыты никелем, что обеспечивает дополнительную коррозионную стойкость и долговечность. Ручка с монтажными проушинами изготовлена из алюминиевого сплава с порошковой окраской.

27.

28.

29.

30.

31.

32. Более того, у них не только работа кипит уже на действующих производствах, так и ещё и новую стройку затеяли. Вот заеду через годик-два и опять удивлюсь. Молодцы, так держать!

33. Итак, запомните только эти две буквы – LD, а свои краны они обычно красят в серо-желтые цвета. Рекомендую, они классные! Кстати, их продукцию я частенько встречаю на наших предприятиях и вам рекомендую присмотреться именно к ним, а не покупать какую-нибудь китайскую фигню или из Европы за большие деньги…Большое спасибо Группе LD за мой промдосуг!

Ещё по теме:

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать – “Как это делается и почему именно так!”, мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 250 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO – Шагает по стране! – ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край – Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Лучшие Корпоративные музеи России и другие промрепортажи: http://zavodfoto.livejournal.com/5338699.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/

zavodfoto.livejournal.com

Чем свойственны смесители из латуни

Современный рынок сантехники отличается воистину огромным ассортиментом, но смесители из латуни занимают на нем особенное положение. Латунь сама по себе относится к дорогостоящим металлам, исходя из этого цена таковой сантехники традиционно высока. Данный материал выбирают люди желающие обустроить свое жилище в стиле классицизма, в большинстве случаев, под старину. Сейчас мы решили побеседовать о разновидностях таких смесителей и альтернативных вариантах под латунь.

Типы медных смесителей

Сходу направляться подчернуть, что если не трогать изделия из драгоценных металлов, таких как серебро и золото в дизайнерском оформлении, то латунь есть самым надежным и долговечным материалом для производства сантехники. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что прижимистые европейцы, при мельчайшей возможности, предпочитают ставить как раз латунь.

Но, не обращая внимания на кажущуюся патриархальность, разновидностей таковой сантехники выпускается никак не меньше чем у ее современных соперников. Плюс, с технической точки зрения все новомодные механизмы подачи воды в равной степени распространяются и на медные смесители.

Джойстиковый механизм

Медные смесители для ванной либо кухни с джойстиковым либо рычажным механизмом регулировки подачи воды сейчас заслужено считаются самыми популярными.

Данный вид регулировки занимает не меньше 50% современного рынка, вызвано это несколькими факторами:

  • В первую очередь, это удобство. Как на кухне, так и в ванной комнате руки довольно часто или в мыле, или нечистые, крутить барашки регуляторов при таком стечении событий не весьма комфортно, значительно легче развернуть одним движением регулировочный рычаг.
  • Отсюда вытекает следующее преимущество для того чтобы механизма. При отключённом кране, рычагом привести его в рабочее положение возможно в разы стремительнее. Обладатели таких кранов четко, на уровне интуиции смогут за долю секунды установить необходимый для себя напор и температуру потока.
  • Благодаря конструктивным изюминкам для того чтобы крана, вода при прохождении через него фактически не снижает давления. Иными словами, в случае если в вашей водопроводной системе низкое давление в трубах не есть уникальностью, то вам лучше устанавливать как раз рычажный механизм.
  • И наконец, устанавливать такую систему своими руками существенно проще. Каких или особенных навыков тут не нужно.

Совет: бытует вывод о том, что рычажный медный смеситель для раковины не подходят под ретро дизайн. Не смотря на то, что ретро и относится к строгому классическому направлению, в последнее время и оно претерпело кое-какие трансформации. Сейчас выпускается целая линейка рычажных кранов хорошо соответствующих с классикой.

uchebniksantehnika.ru

Шаровый латунный кран – Учебник сантехника

Монтаж любых трубопроводов неосуществим без применения специализированной запорной арматуры. Конструкции из бронзы в качестве запорных устройств употребляются уже более 100 лет, но шаровый водоразборный латунный кран начал применятся в массовом порядке лишь последние 15 – 20 лет. О его преимуществах, и о тонкостях выбора мы и будем говорить потом.

Основные параметры

На сегодня латунный шаровый кран устанавливается на водопроводные, газовые и другие конструкции трубопроводов более чем в 50% случаев. Естественно ассортимент для того чтобы оборудования достаточно широк. При монтаже своими руками нужно знать основные характеристики и сферу применения таких кранов.

Изначально подобные конструкции делятся на 4 основных направления: это фланцевые, штуцерные, муфтовые и приварные. Коль нас больше интересует бытовое использование, мы будем разглядывать латунный шаровый муфтовый кран, потому как именно он употребляется в муниципальных и бытовых водопроводах.

Что касается остальных направлений, то фланцевая конструкция больше распространена в газовом хозяйстве, а штуцерная и приварная конструкции употребляются в нефтехимической индустрии.

Принцип действия крана

Любой грамотный инженер вам скажет, что чем несложнее конструкция, тем выше возможность ее долговременной надежной работы. Шаровый муфтовый проходной кран в этом случае есть совершенным подтверждением этого закона.

Принцип действия тут несложнее некуда. Сам клапан перекрывающий движение проходящей субстанции представляет собой полый шар со сквозным боковым отверстием. Сечение этого отверстия, в большинстве случаев, равняется сечению трубы.

Тело крана четко подогнано по размерам сферы клапана. В следствии достаточно развернуть шар на 90? и движение в трубе будет всецело перекрыто. Такую конструкцию еще время от времени именуют полуповоротной.

Принципиально важно: по похожему принципу может работать и латунный декоративный кран с джойстиковым регулятором. Лишь там, в шаре сделано 2 входных отверстия, для холодной и тёплой воды. И одно выходное, через которое смешанная жидкость подается потребителю.

Неспециализированные характеристики и преимущества

  • Согласно точки зрения большинства экспертов, главным преимуществом таких конструкций, непременно, есть их большой уровень герметичности. В частности латунные шаровые муфтовые проходные краны по ГОСТу 9544-93, всецело соответствуют классу герметичности «А», что говорит об их надежности и отличном качестве.
  • Что касается применения таких кранов в быту, то по сравнению со своими соперниками латунные краны для водопровода заслужено считаются самыми прочными и легкими.

Совет: все изделия смогут изготавливаться двумя методами, это литьем и ковкой либо прессованием. Так вот предпочтение лучше дать как раз прессованным либо кованным кранам, поскольку по окончании обжатия в теле крана не остается микро полостей и уровень качества изделия вырастает в разы.

  • Латунь имеет свои особенности, одной из которых являются твёрдые

uchebniksantehnika.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *