10 ошибок при проектировании VRF систем кондиционирования воздуха
Автор: Брух Сергей Викторович.
Группа компаний «МЭЛ» – оптовый поставщик систем кондиционирования Mitsubishi Heavy Industries.
www.mhi-systems.ru Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Проектирование системы кондиционирования на первый взгляд достаточно просто: нужно соблюдать ограничения, накладываемые на конкретную систему производителем. Максимальный перепад высот, максимальная длина трубопроводов, расстояние от первого тройника до последнего внутреннего блока и т.д. Но, тем не менее, достаточно часто допускаются однотипные ошибки, которые приводят либо к недостаточной производительности систем, либо к необоснованно завышенной стоимости.
1. Заниженная производительность внутреннего блока.
Ошибочный подход: Тут все просто – знаем нужную холодопроизводительность, смотрим в каталог и выбираем внутренний блок с ближайшей производительностью. Это не правильно.
Дело в том, что производительность внутренних блоков VRF систем приводятся при стандартных условиях, обычных для Японии (ISO5151), но нестандартных для России (ГОСТ30494). Это в первую очередь температура внутреннего воздуха.
Стандартные параметры испытания кондиционеров VRF.
Параметры |
В Японии (ISO5151) |
В России (ГОСТ30494) |
1. Температура внутреннего воздуха по сухому термометру в режиме охлаждения |
27 °С |
20-22 °С |
2. Относительная влажность воздуха |
50% |
30-60% |
Как видно из таблицы, российские нормативные параметры внутреннего воздуха отличаются от номинальных параметров, установленных для испытания кондиционеров. Очевидно, что производительность мультизональных систем VRF при изменившихся расчетных параметрах также измениться.
Фактическая производительность внутренних блоков будет меньше указанной в каталоге ни 15-25%.
2. Подбор наружного блока «с запасом».
Ошибочный подход: Суммируем производительность внутренних блоков и подбираем наружный блок по каталогу с небольшим запасом. Это не правильно.
Дело в том, что фактическая производительность наружного блока VRF систем будет больше указанной в каталоге за счет низкой расчетной температуры наружного воздуха. Если в Японии считается расчетной +35С, то у нас это +30С и ниже для большинства городов страны. Второй фактор, позволяющий уменьшить производительность наружного блока VRF системы, это неодновременность теплоизбытков на внутренних блоках. Только за счет этого фактора производительность наружного блока снижается на величину от 10% до 30% от суммарной мощности внутренних блоков.
Таким образом, запас наружного блока по мощности никогда не будет использован при фактической эксплуатации.
3. Случайный выбор типоразмера наружного блока.
Наружные блоки VRF системы бывают очень разной производительности. Мини VRF от 11 до 28 кВт. Моноблочные системы от 22 до 56 кВт. Комбинированные системы от 45 до 256 кВт. Например, нам на объекте требуется 200 кВт холода. Мы можем их «набрать» разными блоками.
Вариант 1: 10 наружных блоков мини серии по 20 кВт.
Вариант 2: 5 наружных блоков моноблочной серии по 40 кВт.
Вариант 3: 2 наружных блока комбинированной серии по 100 кВт.
И т.д.
Какой именно вариант правильный? Если все эти варианты возможны с технической точки зрения, то тогда мы их должны сравнить по цене. Ниже представлена таблица со стоимостью 1 кВт холода для разных наружных блоков VRF на примере систем кондиционирования зданий Mitsubishi Heavy Industries:
Серия Micro-VRV |
|
Цена, $ |
Цена 1 кВт, $ |
FDC112KXE6N/S (1ф; 220 В/3ф; 380 В) |
11,20kW. |
7 774 |
694 |
FDC140KXE6N/S (1ф; 220 В/3ф; 380 В) |
14,00kW. |
8 361 |
597 |
FDC155KXE6N/S (1ф; 220 В/3ф; 380 В) |
15,50kW. |
8 941 |
577 |
Двухтрубная система, серия KXZP |
|
|
|
FDC224KXZРE1 |
22,40kW. |
11 689 |
522 |
FDC280KXZРE1 |
28,00kW. |
13 023 |
465 |
Двухтрубная система, серия KXZ |
|
|
|
FDC280KXZE1 |
28,00kW. |
18 176 |
649 |
FDC335KXZE1 |
33,50kW. |
20 655 |
617 |
FDC400KXZE1 |
40,00kW. |
23 537 |
588 |
FDC450KXZE1 |
45,00kW. |
26 896 |
598 |
FDC475KXZE1 |
47,50kW. |
27 979 |
589 |
FDC504KXZE1 |
52,40kW. |
29 947 |
572 |
FDC560KXZE1 |
56,00kW. |
33 954 |
606 |
Итого стоимость холода по вариантам:
Вариант 1: 10*11 684=116 840 долл.
Вариант 2: 5 *23 537=117 685 долл.
Вариант 3: 2*29 947*2=119 788 долл.
Глядя на эту таблицу, становится понятно, что 200 кВт холода дешевле подобрать с помощью наружных блоков VRF Mitsubishi FDC280KXZРE1 в количестве 7 шт.
Вариант 4: 7*13 023=91 161 долл.
4. Все системы кондиционирования на объекте – VRF.
С точки зрения режима функционирования, VRF – это мультизональная система. Т.е. она предназначена для обслуживания большого количества относительно небольших помещений. Но часто в проектах встречается использование мультизональной системы кондиционирования для больших помещений, кинотеатров, залов совещаний и т.д. Принципиально система работать будет, но функция независимого регулирования производительности каждого внутреннего блока окажется не востребованной, а значит нерационально оплаченной заказчиком. Намного эффективнее использовать комбинацию между VRF системами и большими мульти-сплит системами – V Multi. Ниже в таблице приведена стоимость оборудования для кондиционирования зала на 28 кВт холода.
Зал совещаний |
VRF KXZ |
V MULTI |
1. Наружные блоки |
FDC224KXZРE1 |
FDC250VS |
2. Максимальная длина трубопроводов |
120 метров |
70 метров |
3. Внутренние блоки |
|
FDT125VF – 2 шт |
4. Цена итого, долл. |
11 689 + 3 179*2=18 047 |
8 961 + 2 033*2=13 027 |
Примечания: цена – розница; подкассетницы, тройники и пульты управления одинаковы.
Очевидно, что при одинаковой производительности кондиционирование больших помещений с помощью однозональных кондиционеров V-MULTI обойдется дешевле. Поэтому на практике часто встречаются проекты с комбинированным применением VRF систем и больших полупромышленных сплит систем. Экономически это оправдано.
5. Вертикальная компоновка системы.
Так как VRF системы допускают перепад высот между внутренними блоками до 15-18 метров, возможна вертикальная компоновка систем. Это не желательно.
Сравнивая конфигурацию систем VRF с более простыми и понятными системами водяного отопления, нужно отметить разный подход к обвязке трубопроводами внутренних блоков.
Рис. Горизонтальная (рекомендуемая) обвязка внутренних блоков систем VRF.
Для мультизональной системы VRF характерна горизонтальная обвязка внутренних блоков, а для систем водяного отопления – преимущественно вертикальные коллекторные трубопроводы. Эта разница объясняется разным фазовым составом энергоносителя. Вода в системах отопления – это всегда жидкость с примерно одинаковой плотностью. А фреон на входе во внутренний блок – это жидкость (а на больших длинах трубопроводов – смесь жидкости и газа), на выходе из внутреннего блока – газ. Поэтому для мультизональных систем VRF критично равномерное поступление потоков во внутренние блоки.
В случае большой разницы по высоте между внутренними блоками возникает неравномерное поступление хладагента к ним, и может провоцироваться ситуация, когда нижние внутренние блоки будут работать значительно лучше на холод, чем верхние. Особенно это критично в случае недоразмеренных наружных блоков. Принципиально делать большой перепад между внутренними блоками возможно (более 15 метров), но тогда принимать производительность наружного блока VRF нужно равной производительности внутренних.
6. Объединение наружных блоков в один фреоновый контур.
Современные VRF системы кондиционирования позволяют комбинировать наружные блоки VRF в единый фреоновый контур до суммарной мощности 200 кВт и более. И при проектировании часто возникает желание сделать одну большую систему на все здание или весь этаж. Это не правильно.
Дело в том, что в случае аварийной разгерметизации фреонового контура может произойти попадание хладагента в зону дыхания людей обслуживаемых помещений. Фреон R410A тяжелее воздуха, не является токсичным веществом и в небольших концентрациях безвреден для человеческого организма. Однако R410A не поддерживает дыхание, в случае попадания человека в зону заполнения фреоном происходит удушье и потеря сознания. Если в течение 15 минут человека не эвакуировать из данного помещения, помочь ему будет уже невозможно.
Если для некомбинированных фреоновых систем кондиционирования количество хладагента в пределах одного контура не превышало 20 кг, то для комбинированных VRF систем эта цифра уже значительно больше и доходит до 80 кг. Обязательным условием при проектировании систем кондиционирования должна быть проверка на аварийную концентрацию хладагента в обслуживаемых помещениях.
Аварийные концентрации хладагента в помещениях
R22 |
R134A |
R407C |
R410A |
300 гр./м3 |
250 гр./м3 |
310 гр./м3 |
420 гр./м3 |
Какие существуют варианты выхода из сложившейся ситуации?
Необходимо разбить комбинированную систему на несколько независимых таким образом, чтобы количество фреона в одной системе не могло привести к превышению аварийной концентрации даже в самом маленьком помещении. Для этого удобно пользоваться следующей таблицей.
Площадь самого маленького помещения, м2 |
15 |
20 |
25 |
30 |
50 |
Максимальная мощность системы VRF, кВт |
37 |
49 |
61 |
74 |
121 |
7. Не учитывается тип внутренних блоков.
Практическое рассмотрение данного вопроса было получено на конкретном примере: в 2000-м году я работал в службе эксплуатации большого административного здания. Здание состояло из двух одинаковых корпусов, в которых были смонтированы системы кондиционирования VRF. И при их эксплуатации из первого корпуса поступали каждый день звонки с жалобами: «из кондиционера дует», «сквозняк», «поверните жалюзи в другую сторону» и т.д. Попытки повернуть жалюзи и отрегулировать направление воздушного потока по сути ни к чему не приводили – в новом направлении также сидели люди и жалобы уже стали поступать от них. Парадокс ситуации был в том, что во втором корпусе, где также были установлены VRF системы, жалоб на «сквозняк» не было! Почему это происходило? – потому что в первом корпусе были установлены настенные внутренние блоки, а во втором – четырех-поточные кассеты.
Настенный тип местного кондиционера. Режим охлаждения.
Кассетный тип местного кондиционера. Режим охлаждения.
В отличие от настенных кондиционеров, классические кассетные блоки распределяют воздух в четырех направлениях, а не в одном. При одинаковой высоте помещения уровень раздачи кондиционированного воздуха в кассетных моделях максимально приближен к плоскости потолка и значительно выше, чем, например, у настенных кондиционеров. Благодаря этому при одинаковой мощности внутренних блоков кассетные блоки обеспечивают более равномерную обработку внутреннего воздуха и меньшие градиенты температур в помещении.
8. Не учитывается уровень шума внутренних блоков.
Внутренние блоки подбираются, как правило, только по требуемой мощности. Уровень шума при этом, почему то не учитывается.
Системы кондиционирования воздуха максимально приближены к человеку, находятся рядом с ним во время его работы и отдыха. Поэтому такой немаловажный фактор, как шум от них оказывает колоссальное воздействие на состояние эмоционального и физического комфорта человека. Неудивительно, что шумовые характеристики окружающей человека среды – в том числе шум от систем кондиционирования воздуха – нормируются (табл).
Назначение помещений или территорий |
Уровень звукового давления (эквивалентный уровень звукового давления) Lр, дБ |
Lp, дБА |
|||||||
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||
Номера гостиниц категории А с 7.00 до 23.00 |
59 |
48 |
40 |
34 |
30 |
27 |
25 |
23 |
35 |
Номера гостиниц категории А с 23.00 до 7.00 |
51 |
39 |
31 |
24 |
20 |
17 |
14 |
13 |
25 |
Жилые комнаты квартир, с 7.00 до 23.00 |
63 |
52 |
45 |
39 |
35 |
32 |
30 |
28 |
40 |
Жилые комнаты квартир, с 23.00 до 7.00 |
55 |
44 |
35 |
29 |
25 |
22 |
20 |
18 |
30 |
Залы совещаний |
63 |
52 |
45 |
39 |
35 |
32 |
30 |
28 |
40 |
Офисные помещения |
71 |
61 |
54 |
49 |
45 |
42 |
40 |
38 |
50 |
Залы кафе, ресторанов |
75 |
66 |
59 |
54 |
50 |
47 |
45 |
43 |
55 |
Торговые залы магазинов, вокзалов, спортзалы |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
52 |
50 |
49 |
60 |
Территории жилых зданий с 7.00 до 23.00 |
75 |
66 |
59 |
54 |
50 |
47 |
45 |
44 |
55 |
Территории жилых зданий с 23.00 до 7.00 |
67 |
57 |
49 |
44 |
40 |
37 |
35 |
33 |
45 |
Как видно из таблицы, значения максимального уровня шума значительно отличаются по времени (день и ночь). В дневное время использования систем кондиционирования воздуха наблюдаются максимальные теплоизбытки в большинстве помещений. Поэтому расчетная (максимальная) мощность кондиционера подбирается исходя из дневных теплоизбытков.
С точки зрения теплотехнических характеристик кондиционера максимальная мощность охлаждения наблюдается при максимальных скоростях вращения вентилятора внутреннего блока. Следовательно, расчетным режимом в дневное время является режим максимальной скорости вращения вентилятора внутреннего блока. Чем больше скорость вентилятора, тем больше уровень шума от кондиционера, но тем больше его производительность по холоду.
С другой стороны в ночное время в спальнях гостиниц и квартир теплоизбытки значительно меньше, чем в дневное время, за счет отсутствия главным образом солнечной радиации. Поэтому для поддержания требуемой температуры достаточно минимальной производительности кондиционера на низкой скорости вентилятора внутреннего блока.
К примеру, для гостиниц категории А оптимальными являются только внутренние блоки канального типа низконапорные FDUT.
9. Проектирование систем кондиционирования с частичной нагрузкой.
Часто требуется этапный ввод в эксплуатацию систем. Например, наружный блок обеспечивает холодом одну часть помещений, которые уже введены в эксплуатацию и к нему планируется также подключить другую часть внутренних блоков, которые будут смонтированы позже. Чтобы меньше переделывать системы, проектировщик заранее закладывает все трубопроводы под 100% блоков, но на первом этапе будут смонтированы 60%. На первый взгляд все правильно, т.к. большинство систем позволяют проектировать загрузку наружного блока от 50 до 130%. Неиспользуемые трубопроводы предварительно запаиваются.
На первый взгляд все нормально. Коэффициент загрузки смонтированной системы выше минимально возможной – 50%. Система может работать при такой загрузке. Нарушений документации нет. Но по факту так делать нельзя.
Что происходит при запуске системы: наружный блок нормально запускается, работает одну – две недели, а затем выходит из строя компрессор. Причина этого как раз в частичной загрузке наружного блока, а точнее в неиспользуемых трубопроводах. Дело в том, что с фреоном циркулирует также масло. Система периодически (раз в 12 часов) включает режим сбора масла, при котором все внутренние блоки открывают максимально регулирующие клапана, наружный блок включает максимальную производительность и жидкий фреон смывает масло с трубопроводов и внутренних блоков, возвращая масло в наружный блок. Неиспользуемые трубопроводы заглушены, движения фреона там нет, поэтому они срабатывают как своеобразные аккумуляторы масла. И фреоновое масло постепенно уходит из компрессоров и накапливается в трубопроводах. Финал печален – от недостатка масла компрессоры заклинивает.
Как решить эту проблему? Очень просто. Нужно заранее заложить запорные клапана на жидкостных и газовых трубопроводах сразу после тройников. Неиспользуемые трубопроводы отсечь клапанами от остальной системы. Для удобства запуска желательно также заложить клапана Шредера, чтобы можно было вакуумировать и заправлять фреоном ответвления не останавливая всю систему.
10. Охлаждение только с помощью VRF.
Тепловой баланс помещения складывается из внутренних теплоизбытков (от людей, компьютеров, бытовой техники и т.д.) и внешних источников тепла (солнечной радиации, вентиляционного воздуха). VRF системы в принципе могут снять тепловую нагрузку от всех источников, но мы опять же должны посмотреть на стоимость холода. Стоимость 1 кВт холода от систем VRF составляет около 700-900 долл. А для компрессорно-конденсаторных блоков значительно ниже – от 150 до 300 долл за 1 кВт.
ККБ снимают теплопоступления от приточного воздуха, что составляют до 30 до 50% от всего потребления холода объекта. Т.е. в случае комплексного решения систем вентиляции и кондиционирования на объекте значительно дешевле использовать комбинацию VRF + ККБ, чем снимать теплоизбытки только с помощью VRF систем.
www.mhi-systems.ru
Мультизональные VRF и VRV системы
При всех достоинствах, традиционные сплит и мульти-сплит системы имеют ряд недостатков, ограничивающих их использования. Это, в основном, небольшая длина межблочных коммуникаций, обычно не превышающая 25 метров, ограниченное количество внутренних блоков. До недавнего времени из этой ситуации был единственный выход — установить канальный кондиционер с раздачей охлажденного воздуха по системе воздуховодов, расположенных за подвесным потолком. Помимо уменьшения полезной высоты комнат на 15–20 см, такое решение имело существенный недостаток — регулировать температуру воздуха можно было только в целом по всем помещениям, поскольку один внутренний блок не может установить в каждой комнате свою температуру. Проблема была решена в 1982 году, когда компания Daikin представила первую в мире VRV систему кондиционирования.
Характеристики и особенности VRV и VRF систем
VRV система по сути является улучшенным вариантом традиционной мульти-сплит системы:
- к одному наружному блоку может быть подключено несколько внутренних, однако у VRV их число может достигать нескольких десятков
- внутренние блоки VRV могут быть разных типов (настенный, канальный, кассетный и т. п.) и иметь разную мощность.
Но имеются и принципиальные отличия:
- В обычных мульти-сплит системах между внешним и внутренним блоками прокладывается отдельная фреоновая трасса. В системах VRV все блоки подключаются к единой системе трубопроводов — к общей трассе из двух или трех медных труб подключается до 30 внутренних и 3 внешних блоков. Такое решение позволяет упростить, удешевить и ускорить монтажные работы, а так же возможность наращивать систему в будущем.
- Максимальное расстояние между внутренним и наружным блоком (длина трубопровода) составляет более 100 метров. Перепад высот между наружным и внутренним блоком (расстояние между блоками по вертикали) более 50 метров. Таким образом возможно размещать наружный блок кондиционера в любом удобном месте — на крыше, в подвале или возле дома.
- Управление внутренними блоками может производится как с помощью индивидуальных пультов (как и в обычных мульти-сплит системах), так и с помощью централизованного пульта управления. VRV система может также управляться с помощью персонального компьютера.
- Внутренние блоки VRV поддерживают заданную температуру с более высокой точностью — до ±0,5°С.
Название VRV (Variable Refrigerant Volume) переводится как «Переменный объем хладагента» и отражает главное отличие VRV от остальных систем кондиционирования — использование общей системы трубопроводов. В системах VRV каждый внутренний блок имеет вентиль, регулирующий объем поступающего хладагента из общей трассы в зависимости от тепловой нагрузки на этот блок. Благодаря этому, VRV система более точно поддерживает заданную температуру. Перепады температуры, свойственные обычным кондиционерам, обусловлены их периодическим включением и выключением.
В настоящее время VRV системы, помимо Daikin, производят также Mitsubishi, Sanyo, Toshiba, Fujitsu и другие. Поскольку название VRV является зарегистрированной торговой маркой компании Daikin, то для обозначения подобных систем других производителей было выбрано название VRF (Variable Refrigerant Flow — «Переменный поток хладагента». Это тоже самое, что и VRV. Разница между VRF системами разных производителей не значительна и определяется количеством подключаемых блоков, максимальной длиной трассы, удобством управления, надежностью и сроком службы.
Системы кондиционирования Daikin VRV Plus и Hi-VRV
Инверторная система VRV Plus была разработана для небольших зданий, коттеджей, квартир общей площадью до 700 м2. Эта система позволяет подключать к общей системе фреоновых трубопроводов до 3 внешних и 30 внутренних блоков, общей мощностью до 90 кВт. Использование трех внешних блоков, один из которых имеет инверторный тип, позволяет, во-первых, плавно регулировать мощность всей системы в зависимости от температуры наружного воздуха, а во-вторых, увеличивает надежность — при выходе из строя одного из наружных блоков система не теряет работоспособности. Объединение системы вентиляции HRV c системой кондиционирования VRV Plus и подключение их к персональному компьютеру, даёт интеллектуальную систему управления климатом Hi-VRV.
Интеллектуальная система Hi-VRV
- VRV — внешний и внутренние блоки системы кондиционирования VRV Plus
- HRV — система приточно-вытяжной вентиляции с утилизацией тепла (рекуператором), объединяемая в единое целое с VRV Plus
- D-BACS — система управления на базе PC компьютера для контроля и управления системами вентиляции и кондиционирования
Для централизованного управления системами VRV Plus и HRV разработано специальное программное обеспечение. Система управления D-BACS позволяет контролировать и управлять работой установок VRV, системами вентиляции c регенерацией тепла HRV и другими исполнительными устройствами. Управление с одного компьютера, даёт полный контроль над климатом внутри всего здания. Возможности системы D-BACS:
- Общее количество управляемых блоков VRV и HRV — 256 штук
- Объединение внутренних блоков в логические группы для удобства управления
- Индикация состояния каждого внутреннего блока
- Индикация состояния внешних блоков
- Установка режимов работы внутренних блоков
- Оптимизация работы системы с помощью таймеров
- Оптимизация и подсчет затрат на электроэнергию по многотарифным планам
Недостаток VRV систем — высока цена. Минимальная стоимость оборудования для комплектации полноценной VRV системы доходит до 20 тысяч долларов. Поэтому применять VRV для кондиционирования 4–5 комнатной квартиры нецелесообразно — традиционная система кондиционирования обойдется в разы дешевле. Для «небольших» помещений была разработана система Super Multi Plus, занимающая промежуточное положение между VRV и мульт-сплит системами и имеющая цену, сопоставимую с ценой традиционных мульти-сплит систем.
Система кондиционирования Daikin Super Multi Plus
В 2001 году компания Daikin представила новую инверторную VRV систему, предназначенную для кондиционирования небольших офисов и квартир общей площадью до 150 м2. Благодаря характеристикам и конструкции (однофазное питание, компактный внешний блок с низким уровнем шума, приемлемой цене), она стала альтернативой традиционным мульти-сплит системам:
- К одному внешнему блоку, мощностью 14,5 кВт может подключаться до 7 внутренних.
- Внутренние блоки могут быть разных типов и иметь мощность от 2,5 до 7,1 кВт.
- Максимальная суммарная длина трасс достигает 115 м.
- Система имеет однофазное питание (220В) и максимальный потребляемый ток не более 30А
- Возможность полного управления и контроля с помощью персонального компьютера.
В VRV Plus терморегулирующие вентили, регулирующие расход фреона из общей трассы, встроены во внутренние блоки. В Super Multi Plus используются стандартные внутренние блоки, а терморегулирующие вентили вынесены в отдельные модули, так называемые BP блоки (Branch Provider Unit), к которым подключаются по два или три внутренних блока. У такого решения есть достоинства и недостатки. Недостатком является более сложная конфигурация системы и необходимость размещения между внешним и внутренним блоками дополнительного устройства — ВР модуля. Достоинство — возможность использования стандартных внутренних блоков, которые имеют меньшие размеры и меньший уровень шума по сравнению с блоками VRV систем (из-за встроенных в последние терморегулирующих вентилей).
sth.ru
Мультизональные системы VRV и VRF
Главная страница – Мультизональные системы VRV и VRF
Мультизональная система VRV – это усовершенствованная мульти-сплит система
Мультизональная система VRV – это ничто иное, как усовершенствованная мульти-сплит система, которая позволяет к одному наружному блоку подключать несколько десятков внутренних блоков самых разных типов, суммарной мощностью до 150 кВт.
Впервые система типа VRV была произведена компанией Daikin с целью решения ряда технических вопросов кондиционирования, поскольку обычная традиционная мультисплит-система имеет ограниченные возможности в ее использовании.
Во-первых – это ограниченное количество внутренних блоков, во-вторых – небольшая и ограниченная длинна трас (межблочных коммуникаций), которая, к тому же, влияет на производительность системы кондиционирования – с увеличением длинны трасы, уменьшается мощность кондиционера.
VRV (Variable Refrigerant Volume) переводится как «переменный объем хладагента», в этом названии и заключена основная особенность VRV систем – использование общей системы трубопроводов. В мультизональных системах VRV каждый внутренний блок имеет отдельный электронный терморегулирующий вентиль, который регулирует объем поступающего хладагента к этому блоку из общей трассы в зависимости от тепловой нагрузки на этот блок. Как следствие, система VRV точнее и более плавно поддерживает заданную температуру воздуха в кондиционируемом помещении. Сейчас подобные мультизональные промышленные системы кондиционирования выпускают и другие производители, такие как Mitsubishi Heavy, Fujitsu General и т.д., под названием VRF (Variable Refrigerant Flow), что переводится как «переменный поток хладагента», поскольку VRV – это зарегистрированная торговая марка компании Daikin. По сути же системы VRV и VRF практически не отличаются друг от друга, они разнятся количеством блоков, максимальной длиной межблочных соединений, энергоеффективностью, сроком службы, надежностью и удобством в управлении.
Классификация мультизональных VRV и VRF систем:
Существует два вида VRV и VRF систем, которые выделяют по количеству подключенных к наружному блоку трубопроводов:
1. двухтрубные: все двухтрубные системы могут работать либо на охлаждение, либо на нагрев, поскольку во все внутренние блоки подаётся одновременно либо охлаждённый, либо нагретый хладагент;
2. трёхтрубные: в трехтрубных системах режим охлаждение и обогрева регулируются отдельно, то есть один блок может охлаждать, в то время как другой – обогревать помещение.
Функционирование мультизональных VRV и VRF систем:
Наружные блоки мультизональной системы
Основой мультизональной системы является наружный модуль, который состоит из одного или нескольких наружных блоков в зависимости от производительности системы. Наружный блок оснащен несколькими стандартными компрессорами и одним инверторным, который регулирует обороты компрессора и изменяет его производительность.
Внутренние блоки подключаются к наружным при помощи фреонопроводов и тройников, иногда могут применяться распределительный коллектор или же использоваться комбинированная схема соединения. Каждый внутренний блок оснащен электронным расширительным клапаном, который регулирует подачу хладагента к теплообменнику внутреннего блока. Количество хладагента определяется разницей температур между заданными параметрами и температурой воздуха в обслуживаемом помещении.
Внутренние блоки мультизональной системы
В традиционных мультизональных системах, когда все блоки работают либо на охлаждение, либо на обогрев, функционирование системы не отличается от обычных кондиционеров или же мульти-сплит систем. В мультизональных VRV и VRF с рекуперацией тепла пар высокого давления поступает на блоки, работающие на обогрев, а жидкость высокого давления подается на блоки, работающие на охлаждение. Управление VRV и VRF осуществляется сложной системой управления, в которую связанны все элементы. Эта система собирает информацию об условиях работы всех внутренних и наружных блоков, пультов управления и обеспечивает синхронное регулирование производительности блоков, изменение задания, поиск и запоминание ошибок. Обычно к одному внутреннему блоку подключается свой пульт управления, при этом пульт может управлять и группой блоков. В этом случае все блоки дано группы будут получать с пульта одинаковые команды.
При большом количестве внутренних блоков удобнее использовать центральный пульт управления, с которого можно устанавливать график работы для всех блоков на год вперед и смотреть историю ошибок, которые возникали в процессе работы. В качестве центрального пульта можно использовать компьютер или же подключить мультизональную систему к единой системе управлением здания (BMS – Building Monitoring System).
Основные особенности и преимущества мультизональных VRV и VRF систем:
- Возможность подключения большого количества внутренних блоков (больше 5), разного типа и разной мощности (от 2 до 25 кВт), что позволяет использовать систему с одним наружным блоком для кондиционирования больших площадей.
- Возможность управлять внутренними блоками как централизованно (с помощью централизованного пульта управления), так и раздельно (с помощью индивидуальных беспроводных пультов). А так же существует возможность управлять системой с помощью ПК, что позволяет осуществлять более гибкое управление и контроль системой кондиционирования.
- Возможность поддержания более точной температуры воздуха, что позволяет избежать больших перепадов температур по сравнению с обычными сплит-системами.
- Подключение всех блоков к общей трассе (к единой системе трубопроводов), что позволяет расширять систему в будущем и значительно упрощает, удешевляет и ускоряет монтажные работы.
- Значительно увеличена максимальная длина трассы (суммарная длина трасс между наружным и внутренними блоками может достигать 1000 метров), что позволяет размещать внутренние блоки практически в любом удобном месте.
- Значительно увеличен перепад высот (расстояние между блоками по вертикали может достигать 100 метров), что позволяет размещать наружные блоки в любом месте – на крыше, в подвале или же на расстоянии нескольких десятков метров от кондиционируемого здания.
www.tehnoclimate.com.ua
Мультизональные системы VRV-VRF
VRV-VRF – Variable Refrigerant Volume (Variable Refrigerant Flow) — переменный расход хладогента (переменный поток хладогента). VRV и VRF по принципу работы ничем не отличается, просто бренд VRV был занят компанией Daikin и всем остальным фирмам пришлось ислользовать обозначение VRF чтобы не нарушать авторских прав. Назначение таких систем – кондиционирование больших площадей или множества малых жилых, или офисных помещений с значительной
экономией пространства под внешние блоки. Собственно отсюда и название – мультизональные системы.
Переменный поток достигается за счет использования одного инверторного компрессора, имеющего плавное регулирование скорости вращения, и одного, двух, трех обычных старт-стоп компрессоров, которые подключаются при достижении максимальных оборотов инвертора. Грубо говоря, инвертор это маленькие ступеньки в приросте производительности системы, а фиксированные компрессора – большие ступеньки.
Вы можете спросить: “А нафига?!” – а такой метод регулирования загрузки компрессоров системой, позволяет системе работать от самой маленькой ступени инвертора, до максимальной ступени + пару тройку обычных компрессоров. Благодаря этому если будет работать один внутренний блок из двадцати, или все двадцать при максимальной загруженности – система в целом будет чувствовать себя отлично. И таких вещей как недоразмеренный испаритель или переразмеренный компрессор наблюдаться не будет.
Плюс ко всему компрессора потребляют именно столько тока, сколько это необходимо, так что побочным явлением является экономия электроэнергии. Правда для России это не актуально.
Разумеется все производители VRV-VRF стремятся удовлетворить все запросы по модельному ряду внутренних блоков, цветовой раскраски, конфигурации монтажа и т.д., вплоть до художественного оформления лицевых панелей. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже и порой заказчику приходится жалеть, что внутренние блоки, например, от мицубиси не подходят к внешнему блоку других фирм. В итоге выбор только за будущим собственником системы.
Кстати говоря, дросселирующий клапан ТРВ, а так же вся автоматика им управляющая, находится непосредственно во внутреннем блоке, поэтому внутренний блок для системы VRV будет стоить дороже чем внутренний блок для простой сплит системы, и по этой же причине внутрянки от сплитов никогда не используются в монтаже VRV. Даже не смотря на то что они очень сильно похожи внешне.
Как видно из текста выше, мультизональные системы очень сложны в устройстве. Следовательно их стабильная и бесперебойная работа в значительной мере, в очень значительной мере, зависит от правильного и качественного монтажа оборудования, от грамотного подбора составляющих и квалифицированной разработки проекта. Соответственно поручать такие важные работы первому встречному – смерти подобно.
Из лично моей практики уже есть больше одного примера, когда заказчик в целях экономии покупал оборудование у одних, на монтаж приглашал других и если эти другие хоть когда-то видели горелку то это уже счастье… Ну а проект рисовал на коленке, или просто ходил и показывал пальцем. Результат такой деятельности стабильно плачевный, и никакие откаты, взятки, скандалы, угрозы уже не спасут. Умерла так умерла – как говорится.
После монтажа и пусконаладки в жизни VRV наступает пора эксплуатации. Если хозяин будет любить и ценить то что имеет, скрупулезно следовать всем рекомендациям в паспорте на установку, а главное – проводить регулярное техническое обслуживание, то драгоценная VRV-шка прослужит долго и счастливо.
Что можно отнести к ТО?
Этим вопросом в первую очередь задается любой заказчик и очень удивляется когда узнает, что ТО VRV практически не отличается от ТО обычной сплит системы, да и вообще любой кондиционерной установки. А с какой стати они должны отличаться?Те же компрессора, те же конденсаторы, те же испарители, те же фильтры, трубы, вентили… Все это надо содержать в чистоте, особенно фильтра(воздушные) и теплообменники.
Внешний блок надо мыть только керхером, знавал я оного заказчика, так он из лейки поливал и щеткой шеркал, и был вполне доволен собой пока система не начала циклить по высокому давлению. Конденсатор потом конечно отмыли, но пришлось применять дорогую химию.
К ТО можно отнести даже простой осмотр без использования приборов, иногда достаточно просто пощупать руками и посмотреть чтобы вынести приговор на ремонт, и в этом нет ничего сверхестественного – это элементарный опыт, и у нас он есть 🙂
Далее к сервисному обслуживанию можно отнести прозвонку электрических цепей, протяжку разболтавшихся соединений, косвенную оценку заправки фреоном, замеры температурных параметров и т.д. Полный перечень работ обычно указывается в договоре на техническое обслуживание.
Ну и финальным штрихом ТО является запуск и мониторинг работы, собственно поэтому сервис надо заказывать когда погода этому способствует т.е. не зимой, не поздней осенью и не ранней весной, короче не в отопительный период. Если температурные условия окружающей среды будут отличаться от рекомендованных для работы данного “железа”, то система будет работать со сбоями или вообще сломается. А зачем это надо?
Всех вам благ и грамотных подрядчиков! 🙂
service.mac-group.ru
Проектирование мультизональных (vrf и vrv) систем: цена
Проектирование мультизональных (vrf и vrv) систем Вы можете заказать с монтажом “под ключ”, позвонив по телефону в Москве: +7 (495) 241-17-30. Проектирование и поставка мультизональных систем по России.
Отправьте быструю заявкуМультизональная система – это один из вариантов решения задачи по кондиционированию нескольких помещений сразу. К одному внешнему блоку подключают несколько внутренних блоков, причём количество последних может достигать нескольких десятков, а тип их может быть разным: кассетные, канальные, потолочные, настенные. Таким образом каждое помещение получает свою систему поддержания микроклимата, подобранную специально для неё. Мощные наружные блоки способны осуществлять перекачку хладагента на расстояние более 100 м и при перепадах высоты до 50 м. Благодаря этому наружные блоки можно устанавливать в любом удобном месте.
“Инвест Строй” – профессиональная климатическая компания, готовая реализовать решения любых задач по климатическому и другому инженерному оборудованию “под ключ”. Выполним полный цикл работ: подбор оборудования, проектирование, монтаж, поставка и обслуживание.
Звоните сейчас: 8 (495) 241-17-30. Отправьте заявку
Проектирование VRF-систем кондиционирования составляет значительную часть общего строительного проекта в разделе ОВ (отопление и вентиляция), так как в проектируемых и реконструируемых зданиях необходимо обеспечивать комфортный микроклимат для пребывания людей в любой части здания. Поддержание оптимальных параметров воздуха особенно важно в жаркий и переходный периоды года.
Компании – производители оборудования VRF – систем кондиционирования не ограничиваются только его изготовлением. С целью упрощения монтажа, производства пуско-наладочных работ и последующей эксплуатации VRF – систем производители разрабатывают и поставляют программное обеспечение, облегчающее проектирование мультизональных систем кондиционирования и их внедрение на тех или других объектах.
При проектировании мультизональных VRF – систем кондиционирования решается ряд стандартных задач: выбор количества и моделей наружных и внутренних блоков, расчет диаметров подводящих фреонопроводов, подбор дополнительных опций и аксессуаров системы.
Роль инженера – проектировщика сводится к изучению поэтажных планировок здания, к рациональному размещению оборудования в помещениях, к разработке вместе с заказчиком качественного грамотно составленного технического задания (ТЗ). От того, насколько правильно будут сформулированы задачи в ТЗ, насколько полно будут охвачены и учтены все требования СНиП и пожарной безопасности, будет зависеть эффективность и надежность работы проектируемой VRF – системы.
На основании выбранных инженерных решений, выбранных заказчиком необходимых опций VRF – системы, производятся технические расчеты, создаются аксонометрические схемы, изготавливаются рабочие чертежи, составляются спецификации оборудования и материалов. Эту трудоемкую часть проектных работ могут выполнять компьютерные программы, разработанные производителями VRF – систем.
Проектирование VRF – систем начинается с изучения поэтажной планировки помещений и выполнения замеров объекта для оценки необходимой тепловой мощности для обогрева или охлаждения воздуха. Определяется также необходимая мощность для подвода электропитания устанавливаемого оборудования.
Проектирование мультизональных VRF – систем кондиционирования выполняется в следующей последовательности:
- расчет тепловых выделений в кондиционируемые помещения;
- выбор мощности, типа и количества систем;
- выбор мощности, типа и месторасположения внутренних блоков системы;
- выбор места установки наружных блоков VRF – системы;
- определение трассы и гидравлический расчет фреонопроводов;
- определение длины трассы дренажных трубопроводов;
- согласование проекта VRF – системы с совместно работающей системой вентиляции;
- расчет и проектирование системы электроснабжения;
- разработка системы управления оборудованием, прокладка трасс управляющих кабелей.
Приведенный перечень проектных работ включает обязательный стандартный набор необходимых пунктов проекта. Каждый конкретный проект может быть дополнен другими необходимыми пунктами.
Расчетные параметры наружного воздуха.
Выбор системы кондиционирования воздуха и ее функционирование во многом зависит от внешней среды. Такие факторы, как температура, влажность (либо энтальпия) воздуха, интенсивность солнечной радиации, скорость и направление ветра, количество выпадающих осадков (дождя, снега, тумана и т.п.), наряду с факторами внутренней среды зданий и сооружений, влияют на тепловлажностный баланс помещений. От них существенно зависят поступления или потери тепла и влаги через ограждающие конструкции. Кроме того, от них, в первую очередь от температуры и влажности, зависит сам процесс кондиционирования, выбор способов обработки приточного воздуха, установочная мощность СКВ и ее энергопотребление, выбор систем управления и автоматического регулирования СКВ.
Расчетные внешние метеорологические условия для зимнего и летнего времени года выбираем согласно СНиП2. 04.05-91*.
На холодный период года для СКВ всех классов в качестве расчетных следует принимать параметры воздуха “Б”.
На теплый период года:
- для СКВ 1-го класса — параметры “Б”;
- для СКВ 2-го класса — параметры “Б”, сниженные на 2°С;
- для СКВ 3-го класса — параметры “А”.
Параметры наружного воздуха для жилых, общественных, административно-бытовых и производственных помещений для систем вентиляции следует принимать:
- для теплого периода года — параметры “А”;
- для холодного периода — параметры “Б”.
На основе исходных данных проводятся расчеты тепло- и влаговыделений в помещении. На основании тепловлажностного баланса производим расчет воздухообмена, т.е. определяем количество воздуха, необходимое для ассимиляции избытков тепла и влаги в помещении и создания оптимальных или допустимых параметров воздуха.
Этапы проектных работ
Проектирование мультизональных систем кондиционирования ведется в основном в два этапа.
I-й этап — так называемый проект ТЭО (технико-экономическое обоснование). На этой стадии проектирования по укрупненным показателям производят выбор и технико-экономическое обоснование типа системы, определяют технические площади для установки этого оборудования, а также определение в первом приближении ее основных характеристик: производительности по воздуху, холоду и теплу, типа и числа центральных или автономных кондиционеров, их расположения, типа и расхода тепло и хладоносителей, типа и числа холодильных машин, насосов, установленной мощности электрооборудования, массы системы. При этом устанавливают предварительную стоимость системы. Разрабатывают принципиальную (предварительную) схему системы. Ранее в практике проектирования за этапом ТЭО следовал технический проект. С появлением блочного оборудования эти две стадии проектирования объединены и теперь в практике проектных организаций это ТЭО. В коммерческих фирмах — это технический проект. После утверждения заказчиком ТЭО разрабатывают рабочий проект — это наиболее ответственная стадия проектирования.
2-й этап — рабочий проект разрабатывается на основании строительных планировок, теплотехнических характеристик строительных конструкций и технологического (подробного со спецификацией) задания. Производят расчет тепловлаговыделений и на его основании расчет воздухообмена для каждого помещения, обеспечивающий требуемые параметры. Подбирают оборудование (с определением всех его характеристик), обеспечивающее необходимый воздухообмен и потери напора в сети. Окончательно выбирают тип и принципиальную схему системы и определяют ее характеристики, количество воздухораспределителей и т.д.
Вычерчивают планы с нанесением оборудования и разводкой сетей воздуховодов и трубопроводов.
Далее чертят аксонометрические схемы сетей воздуховодов и трубопроводов. Выполняют аэродинамические и гидравлические расчеты. Определяют уровень шума. Заполняют спецификации по оборудованию, материалам, арматуре и т.д. с указанием фирмы-изготовителя и стоимости. После согласования заказчиком проекта в СЭС и пожарной инспекции, если есть замечания по проекту, вносят коррективы. На основе этой документации производят заказ оборудования.
Ошибки при проектировании
Заниженная производительность внутреннего блока.
Ошибочный подход: Тут все просто – знаем нужную холодопроизводительность, смотрим в каталог и выбираем внутренний блок с ближайшей производительностью. Это не правильно.
Дело в том, что производительность внутренних блоков VRF систем приводятся при стандартных условиях, обычных для Японии (ISO5151), но нестандартных для России (ГОСТ30494). Это в первую очередь температура внутреннего воздуха.
Стандартные параметры испытания кондиционеров VRF.
Параметры |
В Японии(ISO5151) |
В России(ГОСТ30494) |
1. Температура внутреннего воздуха по сухому термометру в режиме охлаждения |
27 °С |
20-22 °С |
2. Относительная влажность воздуха |
50% |
30-60% |
Как видно из таблицы, российские нормативные параметры внутреннего воздуха отличаются от номинальных параметров, установленных для испытания кондиционеров. Очевидно, что производительность мультизональных систем VRF при изменившихся расчетных параметрах также измениться.
Фактическая производительность внутренних блоков будет меньше указанной в каталоге ни 15-25%.
Подбор наружного блока «с запасом».
Ошибочный подход: Суммируем производительность внутренних блоков и подбираем наружный блок по каталогу с небольшим запасом. Это не правильно.
Дело в том, что фактическая производительность наружного блока VRF систем будет больше указанной в каталоге за счет низкой расчетной температуры наружного воздуха. Если в Японии считается расчетной +35С, то у нас это +30С и ниже для большинства городов страны. Второй фактор, позволяющий уменьшить производительность наружного блока VRF системы, это неодновременность теплоизбытков на внутренних блоках. Только за счет этого фактора производительность наружного блока снижается на величину от 10% до 30% от суммарной мощности внутренних блоков.
Таким образом, запас наружного блока по мощности никогда не будет использован при фактической эксплуатации.
Все системы кондиционирования на объекте – VRF.
С точки зрения режима функционирования, VRF – это мультизональная система. Т.е. она предназначена для обслуживания большого количества относительно небольших помещений. Но часто в проектах встречается использование мультизональной системы кондиционирования для больших помещений, кинотеатров, залов совещаний и т.д. Принципиально система работать будет, но функция независимого регулирования производительности каждого внутреннего блока окажется не востребованной, а значит нерационально оплаченной заказчиком. Намного эффективнее использовать комбинацию между VRF системами и большими мульти-сплит системами – V Multi. Ниже в таблице приведена стоимость оборудования для кондиционирования зала на 28 кВт холода.
Зал совещаний |
VRF KXZ |
V MULTI |
1. Наружные блоки |
FDC224KXZРE1 |
FDC250VS |
2. Максимальная длина трубопроводов |
120 метров |
70 метров |
3. Внутренние блоки |
FDT112KXE6F – 2 шт |
FDT125VF – 2 шт |
4. Цена итого, долл. |
11 689 + 3 179*2=18 047 |
8 961 + 2 033*2=13 027 |
Примечания: цена – розница; подкассетницы, тройники и пульты управления одинаковы.
Очевидно, что при одинаковой производительности кондиционирование больших помещений с помощью однозональных кондиционеров V-MULTI обойдется дешевле. Поэтому на практике часто встречаются проекты с комбинированным применением VRF систем и больших полупромышленных сплит систем. Экономически это оправдано.
Вертикальная компоновка системы.
Так как VRF системы допускают перепад высот между внутренними блоками до 15-18 метров, возможна вертикальная компоновка систем. Это не желательно.
Сравнивая конфигурацию систем VRF с более простыми и понятными системами водяного отопления, нужно отметить разный подход к обвязке трубопроводами внутренних блоков.
Для мультизональной системы VRF характерна горизонтальная обвязка внутренних блоков, а для систем водяного отопления – преимущественно вертикальные коллекторные трубопроводы. Эта разница объясняется разным фазовым составом энергоносителя. Вода в системах отопления – это всегда жидкость с примерно одинаковой плотностью. А фреон на входе во внутренний блок – это жидкость (а на больших длинах трубопроводов – смесь жидкости и газа), на выходе из внутреннего блока – газ. Поэтому для мультизональных систем VRF критично равномерное поступление потоков во внутренние блоки.
В случае большой разницы по высоте между внутренними блоками возникает неравномерное поступление хладагента к ним, и может провоцироваться ситуация, когда нижние внутренние блоки будут работать значительно лучше на холод, чем верхние. Особенно это критично в случае недоразмеренных наружных блоков. Принципиально делать большой перепад между внутренними блоками возможно (более 15 метров), но тогда принимать производительность наружного блока VRF нужно равной производительности внутренних.
Объединение наружных блоков в один фреоновый контур.
Современные VRF системы кондиционирования позволяют комбинировать наружные блоки VRF в единый фреоновый контур до суммарной мощности 200 кВт и более. И при проектировании часто возникает желание сделать одну большую систему на все здание или весь этаж. Это не правильно.
Дело в том, что в случае аварийной разгерметизации фреонового контура может произойти попадание хладагента в зону дыхания людей обслуживаемых помещений. Фреон R410A тяжелее воздуха, не является токсичным веществом и в небольших концентрациях безвреден для человеческого организма. Однако R410A не поддерживает дыхание, в случае попадания человека в зону заполнения фреоном происходит удушье и потеря сознания. Если в течение 15 минут человека не эвакуировать из данного помещения, помочь ему будет уже невозможно.
Если для некомбинированных фреоновых систем кондиционирования количество хладагента в пределах одного контура не превышало 20 кг, то для комбинированных VRF систем эта цифра уже значительно больше и доходит до 80 кг. Обязательным условием при проектировании систем кондиционирования должна быть проверка на аварийную концентрацию хладагента в обслуживаемых помещениях.
Аварийные концентрации хладагента в помещениях
R22 |
R134A |
R407C |
R410A |
300 гр./м3 |
250 гр./м3 |
310 гр./м3 |
420 гр./м3 |
Какие существуют варианты выхода из сложившейся ситуации?
Необходимо разбить комбинированную систему на несколько независимых таким образом, чтобы количество фреона в одной системе не могло привести к превышению аварийной концентрации даже в самом маленьком помещении. Для этого удобно пользоваться следующей таблицей.
Площадь самого маленького помещения, м2 |
15 |
20 |
25 |
30 |
50 |
Максимальная мощность системы VRF, кВт |
37 |
49 |
61 |
74 |
121 |
Не учитывается тип внутренних блоков.
Практическое рассмотрение данного вопроса было получено на конкретном примере: в 2000-м году я работал в службе эксплуатации большого административного здания. Здание состояло из двух одинаковых корпусов, в которых были смонтированы системы кондиционирования VRF. И при их эксплуатации из первого корпуса поступали каждый день звонки с жалобами: «из кондиционера дует», «сквозняк», «поверните жалюзи в другую сторону» и т.д. Попытки повернуть жалюзи и отрегулировать направление воздушного потока по сути ни к чему не приводили – в новом направлении также сидели люди и жалобы уже стали поступать от них. Парадокс ситуации был в том, что во втором корпусе, где также были установлены VRF системы, жалоб на «сквозняк» не было! Почему это происходило? – потому что в первом корпусе были установлены настенные внутренние блоки, а во втором – четырех-поточные кассеты.
Настенный тип местного кондиционера. Режим охлаждения.
Кассетный тип местного кондиционера. Режим охлаждения.
В отличие от настенных кондиционеров, классические кассетные блоки распределяют воздух в четырех направлениях, а не в одном. При одинаковой высоте помещения уровень раздачи кондиционированного воздуха в кассетных моделях максимально приближен к плоскости потолка и значительно выше, чем, например, у настенных кондиционеров. Благодаря этому при одинаковой мощности внутренних блоков кассетные блоки обеспечивают более равномерную обработку внутреннего воздуха и меньшие градиенты температур в помещении.
Не учитывается уровень шума внутренних блоков.
Внутренние блоки подбираются, как правило, только по требуемой мощности. Уровень шума при этом, почему то не учитывается.
Системы кондиционирования воздуха максимально приближены к человеку, находятся рядом с ним во время его работы и отдыха. Поэтому такой немаловажный фактор, как шум от них оказывает колоссальное воздействие на состояние эмоционального и физического комфорта человека. Неудивительно, что шумовые характеристики окружающей человека среды – в том числе шум от систем кондиционирования воздуха – нормируются (табл).
Назначение помещений или территорий |
Уровень звукового давления (эквивалентный уровень звукового давления) Lр, дБ |
Lp, дБА |
|||||||
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||
Номера гостиниц категории А с 7.00 до 23.00 |
59 |
48 |
40 |
34 |
30 |
27 |
25 |
23 |
35 |
Номера гостиниц категории А с 23.00 до 7.00 |
51 |
39 |
31 |
24 |
20 |
17 |
14 |
13 |
25 |
Жилые комнаты квартир, с 7.00 до 23.00 |
63 |
52 |
45 |
39 |
35 |
32 |
30 |
28 |
40 |
Жилые комнаты квартир, с 23.00 до 7.00 |
55 |
44 |
35 |
29 |
25 |
22 |
20 |
18 |
30 |
Залы совещаний |
63 |
52 |
45 |
39 |
35 |
32 |
30 |
28 |
40 |
Офисные помещения |
71 |
61 |
54 |
49 |
45 |
42 |
40 |
38 |
50 |
Залы кафе, ресторанов |
75 |
66 |
59 |
54 |
50 |
47 |
45 |
43 |
55 |
Торговые залы магазинов, вокзалов, спортзалы |
79 |
70 |
63 |
58 |
55 |
52 |
50 |
49 |
60 |
Территории жилых зданий с 7.00 до 23.00 |
75 |
66 |
59 |
54 |
50 |
47 |
45 |
44 |
55 |
Территории жилых зданий с 23.00 до 7.00 |
67 |
57 |
49 |
44 |
40 |
37 |
35 |
33 |
45 |
Как видно из таблицы, значения максимального уровня шума значительно отличаются по времени (день и ночь). В дневное время использования систем кондиционирования воздуха наблюдаются максимальные теплоизбытки в большинстве помещений. Поэтому расчетная (максимальная) мощность кондиционера подбирается исходя из дневных теплоизбытков.
С точки зрения теплотехнических характеристик кондиционера максимальная мощность охлаждения наблюдается при максимальных скоростях вращения вентилятора внутреннего блока. Следовательно, расчетным режимом в дневное время является режим максимальной скорости вращения вентилятора внутреннего блока. Чем больше скорость вентилятора, тем больше уровень шума от кондиционера, но тем больше его производительность по холоду.
С другой стороны в ночное время в спальнях гостиниц и квартир теплоизбытки значительно меньше, чем в дневное время, за счет отсутствия главным образом солнечной радиации. Поэтому для поддержания требуемой температуры достаточно минимальной производительности кондиционера на низкой скорости вентилятора внутреннего блока.
К примеру, для гостиниц категории А оптимальными являются только внутренние блоки канального типа низконапорные FDUT.
Проектирование систем кондиционирования с частичной нагрузкой.
Часто требуется этапный ввод в эксплуатацию систем. Например, наружный блок обеспечивает холодом одну часть помещений, которые уже введены в эксплуатацию и к нему планируется также подключить другую часть внутренних блоков, которые будут смонтированы позже. Чтобы меньше переделывать системы, проектировщик заранее закладывает все трубопроводы под 100% блоков, но на первом этапе будут смонтированы 60%. На первый взгляд все правильно, т.к. большинство систем позволяют проектировать загрузку наружного блока от 50 до 130%. Неиспользуемые трубопроводы предварительно запаиваются.
На первый взгляд все нормально. Коэффициент загрузки смонтированной системы выше минимально возможной – 50%. Система может работать при такой загрузке. Нарушений документации нет. Но по факту так делать нельзя.
Что происходит при запуске системы: наружный блок нормально запускается, работает одну – две недели, а затем выходит из строя компрессор. Причина этого как раз в частичной загрузке наружного блока, а точнее в неиспользуемых трубопроводах. Дело в том, что с фреоном циркулирует также масло. Система периодически (раз в 12 часов) включает режим сбора масла, при котором все внутренние блоки открывают максимально регулирующие клапана, наружный блок включает максимальную производительность и жидкий фреон смывает масло с трубопроводов и внутренних блоков, возвращая масло в наружный блок. Неиспользуемые трубопроводы заглушены, движения фреона там нет, поэтому они срабатывают как своеобразные аккумуляторы масла. И фреоновое масло постепенно уходит из компрессоров и накапливается в трубопроводах. Финал печален – от недостатка масла компрессоры заклинивает.
Как решить эту проблему? Очень просто. Нужно заранее заложить запорные клапана на жидкостных и газовых трубопроводах сразу после тройников. Неиспользуемые трубопроводы отсечь клапанами от остальной системы. Для удобства запуска желательно также заложить клапана Шредера, чтобы можно было вакуумировать и заправлять фреоном ответвления не останавливая всю систему.
Отправьте заявку и получите КП
Подберем оборудование, удешевим смету, проверим проект, доставим и смонтируем в срок.
www.airclimat.ru
VRV (VRF) системы: монтаж и обслуживание
VRV (VRF) системы предназначены для создания благоприятной обстановки в многоэтажных административных и промышленных зданиях. Аббревиатуру «Variable Refregerant Volume» придумала и запатентовала компания Daikin. Эти мощнейшие климатические установки по принципу работы схожи с традиционными сплитами. Главное отличие заключается в количестве внутренних блоков. В VRV системах число внутренних модулей достигает нескольких десятков или даже сотен.
Особенности мультизональных систем
VRV (VRF) комплексы обладают всеми стандартными опциями промышленных кондиционеров, но значительно превосходят их по техническим параметрам. Представляют собой установки, состоящие из одного наружного блока и множества внутренних. Каждый блок, существующий автономно от других, способен с максимальной точностью поддерживать заданные температурные параметры.
Модули объединяет общая, состоящая из нескольких труб, фреоновая трасса. Протяженность магистрали по вертикали может достигать 50 метров, по горизонтали – 150 метров, что позволяет располагать наружный блок в отдалении от здания и при этом с легкостью обеспечивать его эффективное кондиционирование.
Плюсы и минусы VRV (VRF) комплексов
Популярность мультизональных систем объясняется множеством преимуществ. Основные из них:
• надежность. VRV (VRF) системы способны функционировать как в лютый мороз, так и в невыносимую жару. Если один или нескольких внутренних модулей выйдут из строя, на работе всей системы это никак не отразится;
• несложная установка. Небольшой вес внутренних модулей позволяет осуществить монтаж силами бригады из 4-5 человек;
• гибкость управления. Настраивать внутренние блоки можно посредством централизованной панели дистанционного управления, беспроводного пульта или через компьютер;
• экономичность. Оптимизация процесса эксплуатации помогает исключить работу вхолостую и сэкономить потери электроэнергии.
Из недостатков следует упомянуть высокую стоимость оборудования и последующего технического обслуживания, а также повышенную шумность.
Нюансы монтажа
Схема установки должна разрабатываться профессионалами. Важно учесть расположение каждого компонента – контроллеров, предохранителей, источников питания и многого другого.
Особое внимание необходимо уделить размещению наружного модуля, отличающегося высокой степенью шумности. Чем мощнее модель, тем дальше от здания монтируется наружный блок. Чаще всего местом его «жительства» становится подвал или крыша.
При выборе подходящей локации следует учитывать наличие расположенных неподалеку жилых домов и конструктивные особенности здания.
Сервисное обслуживание мультизональных систем
ВРВ (ВРФ) системы требуют регулярного профессионального обслуживания, в ходе которого проводится чистка фильтров и помпы, калибровка узлов, замена расходных материалов, ревизия компрессорно-конденсаторных блоков, проверка работы в разных режимах.
Компания Server Service производит монтаж, запуск и техническое обслуживание VRV (VRF) систем. Мы не только делаем все быстро и качественно, но и предоставляем гарантию на все виды работ.
Звоните в любое удобное для вас время и узнавайте интересующую вас информацию. «Контакты«
server-service.uz
Расчет стоимости и подбор мультизональных VRV и VRF систем кондиционирования
Наиболее высокоинтеллектуальной и экономной системой кондиционирования, с инженерной точки зрения, являются системы на основе оборудования VRV и VRF. Это мультизональные системы которые проектируются в основном для кондиционирования офисных зданий, торговых центров и других помещений с постоянным или временным пребыванием людей, для создания наиболее комфортных условий. За счет инверторных компрессоров и фреона в качестве основного холодоносителя эти системы потребляют меньше электроэнергии на квадратный метр в сравнении, как с другими фреоновыми системами, так и с системой чиллер-фанкойл. Это достигается за счет более точного регулирования производительности внутренних блоков, а в некоторых модификациях, например, с рекуперацией, можно добиться значительно большей экономии.
Виды мультизональных систем кондиционирования воздуха на основе оборудования VRV и VRF
Линейка наружных блоков VRV и VRF систем очень широка по мощности, но существует ряд различных наружных блоков специально ориентированных для решения не только задач кондиционирования, но и отопления, рекуперации тепла, ГВС и других целей. Это все предназначено для повышения эффективности использования электричества и снижения затрат на другие климатические и инженерные системы. При комплексном проектировании, которое предлагают специалисты нашей проектной организации по кондиционированию в Украине и Грузии, мы можем спроектировать кондиционирование таким образом, что оно будет частично замещать другие инженерные и климатические системы вашего здания. Наиболее распространенными видами наружных блоков и систем кондиционирования на основе оборудования VRV и VRF, являются:
Традиционная или классическая VRV или VRF система
Самая простая двухтрубная система кондиционирования, работающая либо на нагрев, либо охлаждение помещений. Эффективно охлаждает помещения в летнее время и с хорошими коэффициентами работает на отопление в среднем -7ºС (точные данные о эффективной температуре колеблются и зависят от производителя), и до этой же температуры в среднем полностью покрывают теплопотери здания.
Системы VRV и VRF с рекуперацией тепла
Более эффективная система с возможностью работать на перенос тепла из помещений, где жарко в помещения, где холодно и наоборот. Система трехтрубная, благодаря чему есть возможность рекуперации тепла. Наибольший эффект достигается в переходной период года, когда солнце активно нагревает одну сторону здания и в ней необходимо кондиционирование, а с противоположной стороны наоборот прохладно и требуется нагрев. В этом режиме VRV и VRF система работает практически на естественной циркуляции, компрессор практически не включается, благодаря чему и достигается максимальная эффективность. Система является крайне эффективной для зданий, в которых есть помещения с постоянным выделением тепла, таких как серверные и небольшие дата центры, теплом от этих помещений можно греть все остальное здание. В остальном температурные режимы сходны с традиционной системой.
Системы VRV и VRF для ГВС (горячее водоснабжение)
Данные системы при работе охлаждение может нагревать воду для системы горячего водоснабжения, возможен вариант просто нагрева воды даже в переходной период, но в этом случае необходимо считать эффективность. Если другими источниками тепла греть воду дешевле, то останавливаться желательно на них, а в режиме кондиционирования горячая вода получается как побочный продукт и чем сбрасывает лишнее тепло в атмосферу эффективней потратить его именно на нагрев воды. В данному случае также удобен комплексный подход к проектированию от специалистов OVK-Group, мы можем посчитать насколько эффективен тот или иной вариант и спроектировать не только кондиционирование, но и ГВС и другие системы вашего здания. Единственное что стоит отметить, что температура нагрева у VRV и VRF систем ограничена, в среднем большинство производителей догревают воду до +60 ºС – 65ºС в базовой комплектации при положительных температурах на улице, при отрицательных температура падает и необходим другой источник для догрева. Но производители также поставляют свои бойлеры с вмонтированными электрическим ТЭНами для достижения требуемой температуры, но это снижает общую эффективность мультизональной системы.
Системы VRV и VRF для холодных регионов
Для регионов с расчетными зимними температурами ниже -10ºС – -15ºС производители разработали специализированные системы VRV и VRF, позволяющие им работать до температур -25 ºС – -30 ºС. Конструктивно применяется несколько вариантов, первый это оптимизация холодильного контура, за счет дополнительной газовой линии, но эффективность падает из за двойного сжатия одного и того же объема. Другим вариантом является установка дополнительного холодильного контура, это решение более надежно, но за счет установки второго компрессора также значительно снижает эффективность оборудования для кондиционирования VRV и VRF системы. Если подвести итог то такая система будет эффективной, если на объекте нет других энергоресурсов на отопление кроме электричества, но, к сожалению, проиграет в экономичности газовому котлу, В случае если и то и то использовать как основной источник тепла, без комбинации.
Системы VRV и VRF для охлаждения воды
Еще одной специальной модификацией VRV и VRF систем является система для охлаждения воды. Мультизональные фреоновые системы ограничены по перепаду высоты и длине трубопровода, так как основным устройством для принудительной циркуляции является компрессор. Переразмеривать мощность компрессора не имеет смысла, так как увеличатся потребление электроэнергии, поэтому для высотных зданий разработана система для охлаждения воды, наружный блок используется, как от традиционной системы, а вместо внутренних устанавливаются поэтажные гидроблоки, в которых фреон охлаждает воду и при помощи насосов подает ее уже к конечным потребителям – фанкойлам. Данная система по эффективности сравнима с чиллером, но более удобна в эксплуатации и не требует больших аккумулирующих емкостей для воды.
Пример расчета мультизональных систем кондиционирования на основе оборудования VRV и VRF
Все производители мультизональных систем кондиционирования используют программы подбора собственной разработки. При этом не все производители предоставляют их даже своим дилерам, подбирая системы самостоятельно, все это связанно даже не с конкуренцией, а с высокой сложностью подбора VRV и VRF систем. Система очень сложная для проектирования и необходимо учесть множество мелочей, вплоть до каждого поворота, но при этом в результате можно получить полностью готовую спецификацию, включающую не только оборудование, но и все материалы и характеристики. Производитель несет ответственность за очень длительную, надежную и безаварийную работу системы, и для этого необходимо очень точно все рассчитать, тем более что производитель в отличие даже от своих дилеров знает абсолютно все возможности своего оборудования и необходимую комплектацию опциями. Информация из программы подбора это практически проект мультизональной системы кондиционирования, остальное это его привязка к архитектуре. Для примера мы покажем расчет мультизональной VRV системы кондиционирования выполненный в программе подбора оборудования от производителя DAIKIN.
Для правильного расчета ВРВ и ВРФ системы необходимо точные данные о теплопотерях в помещении, для этого составляется специальная таблица для каждого помещения, включающая все возможные источники теплопоступлений, такие как:
- – теплопередача через ограждающие конструкции
- – теплопередача от солнечной радиации
- – теплопередача от установленного оборудувания (компьютеры и даже принтеры влияют на на правильный расчет мощности системы кондиционирования)
- – теплопоступления от людей
- – расход и температуру приточного воздуха системы вентиляции
- – теплопоступления от освещения
- – теплопоступления от источников скрытого тепла (например, готовые блюда в зале ресторана)
- – и другие источники тепла
Что необходимо для покупки и подбора мультизональной VRV и VRF системы кондиционирования воздуха
Для правильного расчета и подбора оборудования требуется оставить заявку на нашем сайте или позвонить нам, и наши специалисты по климатическим системам выяснят у вас всю требующуюся информацию. Самыми важными данными для расчета и подбора мультизональной системы являются архитектурные планировки, количество человек и ориентация по сторонам света.
ovk-group.com