Окраска труб теплового узла – Часто задаваемые вопросы по маркировке трубопроводов — ТАРГИС

Содержание

Часто задаваемые вопросы по маркировке трубопроводов — ТАРГИС

Ниже представлены ответы на самые распространенные вопросы по маркировке трубопроводов промышленных и гражданских объектов.

В какой цвет необходимо окрашивать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

Согласно ГОСТ 14202 маркировка трубопроводов не зависит от объекта, а зависит от вещества в трубопроводе.

Трубопроводы с транспортируемым веществом ВОДА окрашиваются в зеленый цвет, ПАР – красный, ВОЗДУХ – синий, ГАЗ – желтый, КИСЛОТЫ – оранжевый, ЩЕЛОЧЬ – фиолетовый, ЖИДКОСТИ – коричневый, ПРОЧИЕ – серый.

Читать подробнее про опознавательную окраску трубопроводов.

Как маркировать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

В трубопроводах ЦТП/ИТП/котельных наиболее распространенные вещества – вода, пар, газ.

Трубопровод с водой следует окрасить в зеленый цвет, с паром – в красный цвет, с газом – в желтый цвет. Опознавательную окраску допускается наносить участками.

Также необходимо указать наименование и направление движения вещества с помощью маркировочных щитков или самоклеющихся маркеров. Их цвет должен быть такой же, как и цвет опознавательной окраски. Места расположения щитков регламентированы нормативной документацией.

Скачать иллюстрированное руководство по маркировке трубопроводов.

Каким цветом окрашивать трубопроводы горячей/холодной воды/теплоносителя?

Все трубопроводы, транспортирующие вещества, основным компонентом которых является вода, окрашиваются в зеленый цвет в соответствии с ГОСТ 14202.

Как согласно нормативной документации отличать цветом подающий трубопровод от обратного в ЦТП, ИТП, котельной?

Если маркировать трубопроводы в соответствии с ГОСТ 14202, то подающий и обратный трубопровод окрашиваются в зеленый цвет (если теплоносителем является вода).

Для идентификации подающего и обратного трубопровода следует применять соответствующие обозначения с направлением движения и надписью, например “ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ПОДАЧА”

Правильно ли маркировать трубопроводы подачи/обратки теплоносителя желтым и коричневым кольцами на зеленом фоне?

Такой способ противоречит ГОСТ 14202 – основному документу, регламентирующему маркировку трубопроводов.

По правилам на подающий и обратный трубопровод необходимо наносить щитки следующего типа с наименованиями “ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ПОДАЧА” и “ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ОБРАТНЫЙ”.

Кольца же на подающем и обратном трубопроводах наносятся только желтого цвета и в случае, если температура теплоносителя свыше 120°С

Ознакомиться с остальными нормативными документами по маркировке трубопроводов на объектах теплоснабжения можно здесь.

Требование маркировать подающий трубопровод тепловой сети желтым кольцом на зеленом фоне, а обратный – коричневым кольцом на зеленом фоне, позаимствовано из недействующей сейчас “Типовой инструкции по эксплуатации, ремонту и контролю стационарных трубопроводов сетевой воды РД 34.39.501, ТИ 34-70-042-85” и было действительно лишь для трубопроводов сетевой воды, находящихся на балансе электростанций.

Действующая на сегодняшний день нормативная документация по маркировке трубопроводов с теплоносителем ссылается исключительно на требования ГОСТ 14202.

Как правильно маркировать газопроводы?

Трубопроводы, транспортирующие любые газы, окрашиваются в желтый цвет в соответствии с ГОСТ 14202.

Следует указать наименование газа и направление движения посредством маркировочных щитков или самоклеющихся маркеров.

Также необходимо в зависимости от параметров газа нанести предупреждающие кольца красного или желтого цвета (таблица 3, ГОСТ 14202), а если газ имеет опасное свойство (легковоспламеняемость, ядовитость, окислитель), то необходимо нанести соответствующий знак опасности.

Как маркировать воздуховоды вентиляции и трубопроводы сжатого воздуха?

Как маркировать трубопроводы пара?

Трубопроводы с паром необходимо окрасить в красный цвет и нанести красный щиток с наименованием и направлением его движения следующего типа.

Если давление в трубопроводе пара более 1 кгс/см² и температура св. 120С, то необходимо нанести желтое предупреждающее кольцо поверх окраски. При увеличении параметров пара увеличивается количество наносимых колец (см. табл.3 ГОСТ 14202)

Как маркировать трубопроводы пожаротушения?

Окраска и цифровое обозначение трубопроводов пожаротушения следующие:

– водозаполненные трубопроводы – зеленый цвет или цифра “1”;

– воздушные трубопроводы – синий цвет или цифра “3”;

– незаполненные трубопроводы и “сухотрубы” – голубой цвет или цифровой код “3с”;

– трубопроводы с пенообразователем или раствором пенообразователя, – коричневый цвет или цифра “9”.

Цвет маркировочных щитков, указывающих направление движения огнетушащего вещества, – красный.

Просмотреть краткий обзор нормативной документации по маркировке трубопроводов пожаротушения.

Действует ли ГОСТ 14202-69 “Трубопроводы промышленных предприятий. Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки”?

ГОСТ 14202-69 имеет статус действующего документа.

Какие материалы необходимо применять при маркировке трубопроводов по ГОСТ 14202-69?

ГОСТ 14202-69 не дает однозначных рекомендаций к материалам для маркировки трубопроводов, а лишь указывает на то, что в случае маркировки при помощи лакокрасочных материалов необходимо их соответствие действующим стандартам.

Также нет документов запрещающих маркировку при помощи самоклеющихся лент и маркеров на основе ПВХ.

Более того использования самоклеющихся материалов целесообразнее (общепринято во всем мире) – удобнее, быстрее, аккуратнее, позволяет точнее соблюсти важные требования ГОСТ к цвету, размеру, шрифту и форме.

www.targis.ru

Опознавательная окраска трубопроводов — ТАРГИС

Защитная окраска трубопроводов является основным способом предотвращения коррозии и агрессивных воздействий среды на материал трубы. Основная задача защитной окраски — предотвратить контакт трубопровода с окружающей средой во всём диапазоне рабочих параметров трубопровода.

Совершенно иную, но не менее важную функцию выполняет обязательный элемент маркировки трубопроводов — опознавательная окраска трубопроводов. Она предназначена для быстрой идентификации вещества, транспортируемого по трубопроводу и степени его опаcности.

Нормативная документация по опознавательной окраске трубопроводов

В каждой отрасли существует ряд нормативной документации, регламентирующей вопросы опознавательной окраски трубопроводов, однако все эти документы либо ссылаются, либо повторяют требования основного стандарта по идентификации трубопроводов в Российской Федерации — ГОСТ 14202.

Такая унификация маркировки позволяет однозначно определить содержимое трубопровода на любом объекте — от небольшой модульной котельной до атомной электростанции и нефтеперерабатывающего завода.

Исключениями, на которые не распространяются требования ГОСТ 14202, являются трубопроводы с медицинскими газами, судовые и авиационные трубопроводы.

Основные требования к опознавательной окраске трубопроводов

Опознавательная окраска трубопроводов предусматривает цветовую идентификацию в зависимости от транспортируемой среды, а также нанесение предупреждающих колец, которые определяют степень опасности содержимого трубопровода.

Существует десять укрупненных групп веществ, каждой из которых соответствует определенный цвет (таблица 1):

Таблица 1 — Цвета опознавательной окраски трубопроводов
Транспортируемое веществоОбразцы и наименование цветов опознавательной окраски
Цифровое обозначение группыНаименование
1ВодаЗеленый
2ПарКрасный
3ВоздухСиний
4
5
Газы горючие
Газы негорючие
Желтый
6КислотыОранжевый
7ЩелочиФиолетовый
8
9
Жидкости горючие
Жидкости негорючие
Коричневый
10Прочие веществаСерый

Часто опознавательную и защитную окраску совмещают — наносят на трубопровод покрытие того цвета, который характеризует транспортируемую среду.

Однако, во многих случаях это не возможно, например:

  • – необходимое в конкретных условиях защитное покрытие имеет цвет, отличный от требуемого по ГОСТ 14202;
  • – на трубопровод монтируется теплоизоляционная конструкция;
  • – трубопровод уже имеет заводское защитное покрытие;
  • – трубопровод выполнен из цветного металла и его окраска не требуется.

В этих случаях стандарт позволяет выполнять защитную окраску не по всей длине трубопровода, а участками.

При таком способе намного эффективнее применение маркировочных лент различных цветов. Их проще и быстрее нанести на трубопровод, а долговечность и презентабельность такой маркировки значительно выше.

Ширина цветных участков для трубопроводов диаметром (включая тепловую изоляцию) до 300 мм должна быть не менее четырех диаметров, а для трубопроводов диаметром более 300 мм — не менее двух диаметров. На трубопроводах больших диаметров допускается окраску наносить в виде полос высотой не менее ¼ длины окружности трубопровода.

Интервалы нанесения опознавательной окраски трубопроводов должны быть не более 10 метров в помещениях, а также на наружных установках, и не более 60 метров на наружных магистральных трубопроводах.

Элементы опознавательной окраски должны быть нанесены у прохода трубопроводов через стены и перекрытия, в местах установки запорной арматуры, на вводах и выводах в зданиях и установках.

Подробнее с требованиями по опознавательной окраске трубопроводов можно ознакомиться в ГОСТ 14202.

Обязательным также является нанесение предупреждающих колец, несущих информацию о степени опасности среды, находящейся в трубопроводе. Цвет и количество колец приведены в таблицах 2-3, а схема нанесения на чертеже 1.

Таблица 2 — Цвета предупреждающих колец
Образцы сигнальных цветовНаименование сигнальных цветовСвойство транспортируемого вещества
КрасныйЛегковоспламеняемость, огнеопасность и взрывоопасность
ЖелтыйОпасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, термические или химические ожоги, радиоактивность, высокое давление или глубокий вакуум и др.)
ЗеленыйБезопасность или нейтральность
Таблица 3 — Количество предупреждающих колец
ГруппаКоличество предупреждающих колецТранспортируемое веществоДавление в кгс/см²Температура в °С
1ОдноПерегретый парДо 22От 250 до 350
Горячая вода, насыщенный парОт 16 до 80Св. 120
Перегретый и насыщенный пар, горячая водаОт 1 до 16От 120 до 250
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)До 25От минус 70 до 250
Негорючие жидкости и пары, инертные газыДо 64От минус 70 до 350
2ДваПерегретый парДо 39От 350 до 450
Горячая вода, насыщенный парОт 80 до 184Св. 120
Продукты с токсическими свойствами (кроме сильнодействующих ядовитых веществ и дымящихся кислот)До 16От минус 70 до 350
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)От 25 до 64От 250 до 350 и от минус 70 до 0
Негорючие жидкости и пары, инертные газыОт 64 до 100От 340 до 450 и от минус 70 до 0
3ТриПерегретый парНезависимо от давленияОт 450 до 660
Горячая вода, насыщенный парСв. 184Св. 120
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и дымящиеся кислотыНезависимо от давленияОт минус 70 до 700
Прочие продукты с токсическими свойствамиСв. 16От минус 70 до 700
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)Независимо от давленияОт 350 до 750
Негорючие жидкости и пары, инертные газыНезависимо от давленияОт 450 до 700

Черт. 1

При необходимости нанесения колец желтого цвета на трубы с газом (желтые) или с кислотами (оранжевые) их читаемость будет затруднена. Для этого случая ГОСТ 14202 предусматривает выполнение на предупреждающих кольцах каемки черного цвета шириной не менее 10 мм.

Аналогичное требование распространяется в случае нанесения колец зеленого цвета на трубопровод с водой (также зеленый) — по краям колец наносятся каемки белого цвета шириной не менее 10 мм.

Упростить работу по нанесению цветных предупреждающих колец на трубопроводы могут самоклеющиеся маркировочные ленты, которые при необходимости уже могут содержать каемки необходимого цвета.

Однако, ещё более эффективным является применение лент, которые одновременно имеют цвет фона, соответствующего группе транспортируемого вещества и необходимые предупреждающие кольца. В этом случае стоимость и скорость нанесения опознавательной окраски трубопроводов значительно снижается.

Пример маркировки трубопроводов самоклеющимися лентами

Обязательным элементом опознавательной окраски является размещение в доступных местах помещений или площадки предприятия схем и плакатов с указанием соответствующих требований ГОСТ 14202.

Для конкретизации веществ, транспортируемых по трубопроводам и их параметров, необходимо применение маркировочных надписей или щитков согласно требований ГОСТ 14202. Щитки должны содержать наименование вещества, направление его движения, а также соответствующие знаки опасности. Цвет, форма, размер и шрифт надписи должен соответствовать требованиям вышеупомянутого стандарта.

Ознакомиться с ассортиментом маркировочной продукции для трубопроводов.

www.targis.ru

Окраска трубопроводов. Как красить трубы в соответствии с ГОСТ14202-69

Как известно, по современным инженерным, промышленным, городским и прочим коммуникациям транспортируются различные вещества, способные нанести вред здоровью человека, а также окружающей среде. Ввиду этого, ещё в эпоху СССР применялась окраска трубопроводов для оповещения обслуживающего персонала о содержимом магистрали, с которой придётся работать. Цветовая маркировка и ныне регламентируется специальным документом ГОСТ 14202 69.

Окрашивание трубопроводов во многих случаях является необходимой мерой — по цвету труб определяют назначение магистрали

Назначение окраски

Стоит отметить, что требование по покраске труб отнюдь не из категории рекомендательных. Более того, невыполнение или несоблюдение требований СНиП в соответствующем порядке преследуется по закону.

Происходит это не потому, что кто-то захотел преобразить окружающий мир, выкрасив его свежими новыми красками. Ведь, как и любые другие технологические объекты, трубопроводы необходимо обслуживать, ремонтировать, кроме того, с ними могут случаться аварии.

А МЧС, службы спасения и другие организации данного профиля должны иметь информацию, с какими субстанциями им придётся контактировать, на основе которой они смогут разработать комплекс мер по устранению или локализации опасности.

Нелишним будет напомнить, что по трубопроводам транспортируется не только водопроводная вода, отопительные субстраты и стоки канализации. Современное производство и в частности химическая промышленность давно использует в своих технологических процессах такие вещества, как:

  • взрывоопасные и горючие газы и жидкости различного происхождения;
  • токсичные газы и жидкости;
  • насыщенный пар;
  • перегретый пар;
  • вещества с повышенным давлением;
  • негорючие жидкости и газы;
  • щелочи различного состава;
  • кислоты, в том числе концентрированные и дымящиеся;
  • опасные органические соединения;
  • воздушный вакуум;
  • прочие особо важные или опасные вещества.

По цвету трубопровода можно понять, насколько опасна его рабочая среда и как с ней работать в случае аварии

На заметку! Помимо непосредственной опасности, обусловленной химическим составом перемещаемой субстанции, важную роль играют давление и объём, а также температура, как низкая, так и высокая.

Окраска промышленных труб актуальна потому, что незнание, с каким веществом придётся иметь дело при аварии на крупном производственном объекте может привести к катастрофическим последствиям не только регионального, но и общегосударственного масштаба.

Как красить трубы в соответствии с ГОСТ14202-69

Сразу необходимо сказать, что данный документ выдвигает к опознавательной окраске пожарных трубопроводов особое требование. Обусловлено это тем, что для тушения пожаров могут применяться вещества в различных агрегатных состояниях. То есть не только вода, но и пар, пена, а также другие субстанции. Формулируется вышеуказанное требование так: при любом содержимом пожарные трубопроводы окрашиваются в красный цвет.

В общем случае, опознавательная окраска инженерных коммуникаций в зависимости от вида транспортируемого вещества указана в ниже размещённой таблице.

Таблица 1

Цвет опознавательной окраски

Транспортируемое вещество
ЗелёныйВода
КрасныйПар
СинийВоздух
ЖёлтыйГазы горючие и негорючие
ОранжевыйКислоты
ФиолетовыйЩелочи
КоричневыйЖидкости горючие и негорючие
СерыйПрочие вещества

 

Часто опознавательную окраску совмещают с защитной – на трубопровод наносят покрытие цвета, характеризующего транспортируемую среду. Вместе с тем, такой подход реализовать иногда невозможно. Например, опознавательная покраска труб отопления, прокладываемых в подвале частного дома, не имеет смысла, поскольку они покрываются слоем теплоизоляции.

Окраска труб в разные цвета имеет смысл только в том случае, если магистраль не требует теплоизоляции

К таким случаям также относят:

  • когда конкретные условия требуют, чтобы цвет защитного покрытия отличался от необходимого по ГОСТ14202-69;
  • на трубопровод уже нанесено заводское защитное покрытие;
  • трубопровод изготовлен из цветного металла. Тогда окраска его не требуется.

В этих случаях ГОСТ14202-69 позволяет осуществлять опознавательною окраску участками трубопровода, а не по все его длине. Для веток инженерных коммуникаций диаметром до 300 миллиметров (включая тепловую изоляцию) ширина цветных участков должна быть равной либо превышать 4 диаметра, а для трубопроводов с сечением, большим 300 миллиметров — не меньше удвоенного значения данного показателя.

Полосы наносятся с интервалом не более 60 м на магистральных наружных трубопроводах, а в помещениях и наружных установках – не более 10м.

Способы нанесения маркировочной краски

Выбор метода нанесения краски осуществляется с учётом следующих факторов:

  • длина магистрали;
  • диаметр труб;
  • расположение объекта;
  • количество линий, расположенных совместно;
  • требований производственной санитарии;
  • требований правил безопасности жизнедеятельности и техники производственной безопасности в данной отрасли;
  • удобства обслуживающего персонала;
  • условий освещённости объекта;
  • условий прозрачности воздушной среды и видимости на объекте;
  • ансамбля местности или общего архитектурного решения.

Метод нанесения цветного покрытия может быть разным, в зависимости от типа краски, расположения труб и прочих факторов

На заметку! В цехах с большой протяжённостью коммуникаций и с их большим количеством, а также, если по определённой причине концентрация ярких цветов недопустима, маркировочная окраска наносится участками. При малой протяжённости коммуникаций, их небольшом числе, и если это не приведёт к ухудшению работы в производственных помещениях, окраска выполняется сплошной.

На наружные объекты наносится сплошной слой с учётом воздействия солнечной радиации и других погодных факторов на покрытие.

Если покрытие наносится в производственных помещениях и цехах участками, тогда остальную поверхность трубы обычно окрашивают в тот же цвет, что и у стен помещения. При этом для заполнения промежутков использовать иные маркировочные оттенки строго запрещено.

Другое важное правило звучит так: нанесение участков маркировочного покрытия должно выполняться с учётом особенностей конкретного региона: солнечная активность, погода, видимость, климат. Располагают их при этом в наиболее ответственных местах. К таковым относятся соединения, ответвления, места отбора и КИП, точки прохождения трубопроводов сквозь стены, перегородки, перекрытия, а также вводы и выводы производственных объектов.

Как рассчитать количество краски

Прежде всего, следует сказать, что общих норм расхода краски на окраску труб не существует.  Причина заключается в том, что каждый красящий материал характеризуется своей плотностью, вязкостью, перечнем ингредиентов и другими свойствами. Однако ориентировочный расход краски на 1 кв. метр поверхности указывается на ёмкости, в которой он продаётся. Необходимо помнить, что потребуется 2 слоя.

Расход краски будет зависеть о ее вида, площади труб и способа нанесения

Таким образом, расчёт сводится к решению простой математической задачи по определению площади поверхности трубы.

Из курса стереометрии средней школы известно, что значение этого параметра цилиндра каковым, по сути, является любое трубное изделие, вычисляется по следующей формуле:

S= π×D×L, где

π – математическая константа; D – диаметр трубы; L – длина трубы.

В качестве примера выполним расчёт, сколько потребуется краски с расходом 250 г/м2 на два слоя при внешнем диаметре трубы 30 мм и её длине 10 метров.

Площадь поверхности трубы будет такой: 3,14×0,03×10=0,942 м2.

На каждый слой потребуется 0,25×0,942=0,2355 кг краски. А на два ориентировочно уйдёт 0,471 кг красящего материала.

Безусловно, пример надуманный. Ведь зная, как можно покрасить трубу внутри помещения, хозяин не станет тратить время на высчитывание тысячных долей грамма. Тем не менее, такой подход пригоден для больших трубопроводов.

Покраска газовых труб

Прежде всего, стоит помнить, что краска для окрашивания газовых труб служит в качестве их антикоррозионной защиты.

Совет! Поэтому, рассчитав вышеуказанным способом её необходимое количество, приобретайте с запасом, поскольку экономить в данном случае не стоит. Тем более что нормативы по расходу красящего материала отсутствуют.

И ещё один момент. Современная краска, используемая для газовых труб, обычно имеет специфическое название. Простому обывателю порой его не понять. Дело в том, что на этикетке единицы данной продукции слово «краска», как правило, отсутствует. Чтобы вы имели представление, о чём идёт речь, ниже размещены наиболее популярные на сегодняшний день красящие материалы, которыми можно покрасить газовую трубу.

Для покраски металлических труб используются специальные составы с добавками, предотвращающими коррозию

  1. Цинконол. Это — грунт для металла полиуретановый однокомпонентный, наполненный цинком.
  2. Эпостат – эпоксидная химически стойкая  грунт-эмаль.
  3. Полиуретол – полиуретановая маслобензостойкая грунт-эмаль.
  4. «Нержахим» — химически стойкая грунт-эмаль.

Возвращаясь к разговору о том, как красится газовая труба, следует отметить, что процедура эта не отличается от окрашивания любой другой металлической трубы. Но здесь есть один нюанс: при удалении старого слоя красящего материала применять обогревательные приборы запрещено.

Независимо от того, какая краска используется для газовых труб, этапы окрашивания идентичны:

  • обрабатываемый участок заверните в предварительно пропитанную смывкой ветошь. Удалите через 20 минут размягчённую краску с помощью шпателя;
  • очистите газовую трубу металлической щёткой от старого слоя и ржавых скоплений;
  • нанесите поверх трубы обезжириватель. Информация о его нормах расхода на 1 кв. м указана на этикетке флакона;
  • окрасьте трубу.

При этом соблюдайте незыблемое правило для газовых труб: наносится краска на них в два слоя с промежуточной просушкой. Так вы обеспечите трубопровод долгосрочным покрытием.

И в заключение немного информации о том, как красится труба с конденсатом. Здесь возможны два варианта.

  1. Если «потеет» тупиковая ветка от центрального стояка, по которой подаётся вода на раковину или ванну, просто перекройте на стояке кран и дождитесь, пока труба прогреется. После этого высушите её поверхность, и, убедившись в отсутствии конденсата, покрасьте трубу по вышеуказанной технологии.
  2. С транзитной веткой дело обстоит посложнее. Здесь нужно прислушаться к советам домашних мастеров. Если конденсат особо не беспокоит, можно дождаться перекрытия воды во всём доме и, не теряя времени, предварительно просушив трубу, быстро покрасить её быстросохнущей краской.

Красить трубы необходимо с учётом их типа, материала изготовления, предназначения и т.д. А сама краска должна соответствовать характеристикам обрабатываемой инженерной коммуникации.

trubamaster.ru

Цветовая маркировка / кодировка / окраска общепромышленных трубопроводов (труб). Нормативная документация по опознавательной окраске трубопроводов ГОСТ 1402

Цветовая маркировка / кодировка / окраска общепромышленных трубопроводов (труб). Нормативная документация по опознавательной окраске трубопроводов ГОСТ 1402

В каждой отрасли существует ряд нормативной документации, регламентирующей вопросы опознавательной окраски трубопроводов, однако все эти документы либо ссылаются, либо повторяют требования основного стандарта по идентификации трубопроводов в Российской Федерации — ГОСТ 14202. Такая унификация маркировки позволяет однозначно определить содержимое трубопровода на любом объекте — от небольшой модульной котельной до атомной электростанции и нефтеперерабатывающего завода. Исключениями, на которые не распространяются требования ГОСТ 14202, являются трубопроводы с медицинскими газами, судовые и авиационные трубопроводы.

Основные требования к опознавательной окраске трубопроводов

Опознавательная окраска трубопроводов предусматривает цветовую идентификацию в зависимости от транспортируемой среды, а также нанесение предупреждающих колец, которые определяют степень опасности содержимого трубопровода.Существует десять укрупненных групп веществ, каждой из которых соответствует определенный цвет (таблица 1):

Таблица 1 — Цвета опознавательной окраски / маркировки / кодировки трубопроводов в зависимости от рабочей среды в трубопроводе

Транспортируемое вещество

Образцы и наименование цветов опознавательной окраски

Цифровое обозначение группы

Наименование

1 Вода Зеленый
2 Пар Красный
3 Воздух Синий
4
5
Газы горючие
Газы негорючие
Желтый
6 Кислоты Оранжевый
7 Щелочи Фиолетовый
8
9
Жидкости горючие
Жидкости негорючие
Коричневый
10 Прочие вещества Серый

Часто опознавательную и защитную окраску совмещают — наносят на трубопровод покрытие того цвета, который характеризует транспортируемую среду. Однако, во многих случаях это не возможно, например:

  • необходимое в конкретных условиях защитное покрытие имеет цвет, отличный от требуемого по ГОСТ 14202;
  • на трубопровод монтируется теплоизоляционная конструкция;
  • трубопровод уже имеет заводское защитное покрытие;
  • трубопровод выполнен из цветного металла и его окраска не требуется.

В этих случаях стандарт позволяет выполнять защитную окраску не по всей длине трубопровода, а участками. Ширина цветных участков для трубопроводов диаметром (включая тепловую изоляцию) до 300 мм должна быть не менее четырех диаметров, а для трубопроводов диаметром более 300 мм — не менее двух диаметров. На трубопроводах больших диаметров допускается окраску наносить в виде полос высотой не менее1/4 длины окружности трубопровода. Интервалы нанесения опознавательной окраски трубопроводов должны быть не более 10 метров в помещениях, а также на наружных установках, и не более 60 метров на наружных магистральных трубопроводах. Элементы опознавательной окраски должны быть нанесены у прохода трубопроводов через стены и перекрытия, в местах установки запорной арматуры, на вводах и выводах в зданиях и установках. Подробнее с требованиями по опознавательной окраске трубопроводов можно ознакомиться в ГОСТ 14202.

Обязательным также является нанесение предупреждающих колец, несущих информацию о степени опасности среды, находящейся в трубопроводе. Цвет и количество колец приведены в таблицах 2-3, а схема нанесения на чертеже 1.

Таблица 2 — Цвета предупреждающих колец опознавательной окраски / маркировки / кодировки трубопроводов в зависимости от типа опасности рабочей среды в трубопроводе

Образцы сигнальных цветов

Наименование сигнальных цветов

Свойство транспортируемого вещества

Красный

Легковоспламеняемость, огнеопасность и взрывоопасность

Желтый

Опасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, термические или химические ожоги, радиоактивность, высокое давление или глубокий вакуум и др.)

Зеленый

Безопасность или нейтральность

Теперь о количестве колец:

Таблица 3 — Количество предупреждающих колец от давления и температуры рабочей среды в трубопроводе

Группа

Количество предупреждающих колец

Транспортируемое вещество

Давление в кгс/см2

Температура в °С

1

Одно

Перегретый пар До 22 От 250 до 350
Горячая вода, насыщенный пар От 16 до 80 Св. 120
Перегретый и насыщенный пар, горячая вода От 1 до 16 От 120 до 250
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости) До 25 От минус 70 до 250
Негорючие жидкости и пары, инертные газы До 64 От минус 70 до 350

2

Два

Перегретый пар До 39 От 350 до 450
Горячая вода, насыщенный пар От 80 до 184 Св. 120
Продукты с токсическими свойствами (кроме сильнодействующих ядовитых веществ и дымящихся кислот) До 16 От минус 70 до 350
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости) От 25 до 64 От 250 до 350 и от минус 70 до 0
Негорючие жидкости и пары, инертные газы От 64 до 100 От 340 до 450 и от минус 70 до 0

3

Три

Перегретый пар Независимо от давления От 450 до 660
Горячая вода, насыщенный пар Св. 184 Св. 120
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и дымящиеся кислоты Независимо от давления От минус 70 до 700
Прочие продукты с токсическими свойствами Св. 16 От минус 70 до 700
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости) Независимо от давления От 350 до 750
Негорючие жидкости и пары, инертные газы Независимо от давления От 450 до 700

Черт. 1

При необходимости нанесения колец желтого цвета на трубы с газом (желтые) или с кислотами (оранжевые) их читаемость будет затруднена. Для этого случая ГОСТ 14202 предусматривает выполнение на предупреждающих кольцах каемки черного цвета шириной не менее 10 мм. Аналогичное требование распространяется в случае нанесения колец зеленого цвета на трубопровод с водой (также зеленый) — по краям колец наносятся каемки белого цвета шириной не менее 10 мм.

tehtab.ru

Тепловая изоляция и окраска трубопроводов

    Ремонт трубопроводов. В процессе эксплуатации трубопроводы изнашиваются от механического (в основном эрозионного), теплового и коррозионного воздействия. При ремонте выполняются следуюш,ие основные работы 1) замена износившихся деталей и узлов или исправление их до соответствующих норм, допусков и размеров 2) выверка трубопроводов, а в случае необходимости подгонка опор и подвесок 3) модернизация или реконструкция трубопроводов с возможной унификацией сменных частей 4) изоляция трубопроводов 5) испытание на прочность и плотность 6) окраска трубопроводов. [c.248]
    Защитной окраске подлежат все надземные трубопроводы из углеродистой стали, с тепловой изоляцией, покрытой кожухами, или без нее, прокладываемые как на открытом воздухе, так и в помещениях. [c.244]

    ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ОКРАСКА ТРУБОПРОВОДОВ [c.204]

    Наземные трубопроводы газовой фазы рекомендуется покрывать тепловой изоляцией, которую в процессе эксплуатации следует поддерживать в исправном состоянии, жидкой фазы — окрашивать светлой краской для отражения солнечных лучей. В процессе эксплуатации необходимо следить за состоянием окраски. Один раз в год следует заново окрашивать в необходимый цвет наружные трубопроводы, один раз в три года — [c.190]

    Теплообменная установка, трубопроводы и вспомогательное оборудование после наложения тепловой изоляции должны быть окрашены лаком или краской, стойкими против паров и газов, выделяющихся в помещении. Окраску следует производить не реже 1 раза в 2 года. [c.196]

    ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И ОКРАСКА ТРУБОПРОВОДОВ. ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ НАДПИСИ [c.65]

    Износ трубопроводов, арматуры, фланцевых и резьбовых соединений под воздействием механических нагрузок, температурных и атмосферных изменений, коррозии и эрозии может привести к серьезным авариям, поэтому на каждой КБ (ГНС) графиком должны предусматриваться планово-предупредительные ремонты, осмотры, средние и капитальные ремонты трубопроводов и арматуры. При осмотрах следует обращать внимание на плотность фланцевых, резьбовых и сальниковых уплотнений сварных швов, на состояние креплений, подвижность и проседание опор, провисание и вибрацию трубопроводов. Дефекты, не требующие замены трубопроводов и арматуры, следует устранять при текущем ремонте. При среднем ремонте производят очистку газопровода, проверку его состояния, замену поврежденных участков газопровода (до 20 % общей длины), крепежа на фланцах, подвесок и опор, тепловой изоляции, антикоррозионной окраски и дефектной арматуры. При капитальном ремонте помимо работ, предусмотренных при среднем ремонте, заменяют участки газопровода (до 50 % их длины и более), линий газопровода между цехами, фланцы, прокладывают новые (дополнительно к бывшим в эксплуатации) газопроводы. [c.192]

    При сборке трубопроводных блоков на монтажной площадке, а также во всех случаях при сборке блоков строительных конструкций и комбинированных блоков качество их изготовления должно быть проконтролировано при промежуточных и заключительных проверках. При промежуточном контроле качества проверяют изделия, входящие в состав блока. При заключительной проверке блоков производится внешний осмотр блока для определения его комплектности и степени заверщения сборочно-сварочных и других операций, а также наличия крепления трубопроводных блоков и элементов жесткости, контроль качества сварных соединений проверка основных размеров блока проверка качества очистки внутренней поверхности трубопроводов, окраски наружной поверхности, тепловой изоляции, противокоррозийной защиты и т. п. [c.150]

    Проведение на химических установках реакций при повышенных температурах и применение высокотемпературных теплоносителей, а также использование охлаждающих агентов с температурой ниже 0° С требует тепловой изоляции аппаратуры, оборудования и трубопроводов. Защита химического оборудования осуществляется следующими способами нанесением покрытий (эмаль, резина и т. п.), футеровкой, окраской и изоляцией. [c.55]

    Окраска трубопроводов и аппаратов. В зависимости от места прокладки, наличия тепловой изоляции, а также от температуры транспортируемой среды в проекте предусматривается защитная окраска аппаратов и трубопроводов от атмосферной коррозии. Кроме защитной окраски, трубопроводы холодильных станций должны иметь отличительную цветовую окраску, которая выполняется в соответствии с ГОСТ 14202—69. На трубопроводах стрелкой указывают направление движения продукта. [c.290]

    Наружную поверхность трубопроводов окрашивают для защиты от коррозии. Окраска бывает различной в зависимости от места прокладки, наличия тепловой изоляции и температуры транспортируемого продукта. [c.212]

    Защитной окраске подлежат все надземные трубопроводы из углеродистой стали с тепловой изоляцией, покрытой кожухами, или без нее, прокладываемые как на открытом воздухе, так и в помещениях. Исключение составляют изолированные трубопроводы, покрытые асбестоцементной штукатуркой, асбестоцементными формованными изделиями, а также имеющие кожух из коррозионно-стойких металлов (алюминия, оцинкованного железа и др.). [c.212]


www.chem21.info

Подготовка к отопительному сезону. Требования к опрессовке.

Опрессовка — это не просто гидравлическое испытание системы. Это целый ряд мероприятий, направленных на подготовку системы к отопительному сезону. Это и ремонт аварийных участков, и замена (ремонт) задвижек, и поверка манометров, прочистка фильтров и многое другое.

В этой статье опишу основные моменты, на которые обращают внимание представители контролирующих органов. Нижеописанное не является истиной в последней инстанции, у каждого инспектора свои тараканы в голове. Но необходимый минимум работ нужно выполнить в любом случае.

Итак, поехали…

Граница разграничения ответственности

Для начала давайте разберёмся, что мы будем опрессовывать. Существует несколько вариантов подключения здания к теплосети. Первый, самый распространённый вариант, когда рядом со стеной на входе из города установлены вводные задвижки. При таком варианте границей разграничения ответственности считается фланец вводной задвижки, за всё, что дальше (включая вводную задвижку), отвечает собственник здания. Соответственно, опрессовывается тепловой узел и система отопления здания.

Второй вариант, когда тепловой узел находится внутри здания, и к нему от вводных задвижек по зданию проходит внутренняя теплотрасса. При таком варианте подключения нужно уточнять, где проходит граница разграничения. В этом нам поможет «Договор на теплоснабжение», который заключается между собственником и теплоснабжающей компанией. В этом договоре есть приложение, в котором и указывается, где проходит граница разграничения.

Если границей разграничения считаются вводные задвижки, мы прессуем три элемента системы: внутреннюю теплотрассу, тепловой узел и систему отопления. Если граница разграничения ответственности проходит по задвижкам на тепловом узле, естественно, мы опрессовываем только элеваторный (тепловой) узел и систему отопления.

Манометры

Пожалуй, первое, на что обращает свое внимание инспектор при приемке опрессовки — это манометры.

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

1. Месяц года (1, 2, 3 и т.д.), квартал (I, II, III, IV).
2. Знак Госстандарта.
3. Последние цифры года (здесь 2002).
4. Индивидуальный знак поверителя.
5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

По поводу места установки манометров есть целая кипа стандартов (ДБН В.2.5-39 — Тепловые сети, СНиП 2.04.01 — Внутренний водопровод и канализация зданий, СНиП 2.04.05 Отопление вентиляция и кондиционирование, СНиП II-35 Котельные установки). Простыми словами скажу так: манометры должны стоять до и после любого оборудования, которое может повлиять на изменение давления: на всех отходящих и проходящих трубопроводах до и после запорной арматуры, до и после регулирующего оборудования, до и после грязевиков (для контроля его состояния) и т.д.

Ещё один нюанс, на который может обратить внимание инспектор, — это номинал манометра. В тепловых пунктах должны стоять манометры номиналом до 1.6 МПа (16 бар).

Термометры

Гильза (карман) термометра должна заходить на 2/3 в трубопровод, так, чтобы погружаемая часть находилась в центре потока.

Здесь показано неправильное подключение манометра.

Для обеспечения хорошего термоконтакта гильза термометра должна быть заполнена минеральным маслом (ГОСТ 8.586.5-2005 п.6.3.9.).

Промывка фильтров и грязевиков

Чистка фильтров и грязевиков — обязательная процедура в процессе подготовки отопления к отопительному сезону. Процесс промывки грязевика довольно прост: раскручивается фланец, и из отстойника вычищается вся грязь. То же самое и с косым фильтром.

Элеватор

Принцип работы элеваторного узла.

Главное требование к элеваторному узлу — это промывка конуса (сопла). Диаметр отверстия в конусе 5-7 мм (рассчитывается индивидуально для каждого здания), если конус забьётся, на здание не будет поступать требуемое количество тепла.

Элеватор должен быть опломбирован. Для промывки сопла пломбу нужно снять, но, чтобы не возникло лишних вопросов, это нужно предварительно согласовать с инспектором, который будет принимать у вас опрессовку. После промывки элеватор снова пломбируется.

Часто инспектор требуют, чтобы на элеваторе висела бирочка с указанным на ней диаметром отверстия в конусе.

Изоляция и предупреждающие цветные кольца на трубопроводах

Все трубопроводы в ИТП (ЦТП) должны быть окрашены и изолированы. Изоляция не должна висеть лохмотьями, всё должно быть аккуратно. Также изолируются узлы учета и элеваторы.

На трубопроводе должно маркерами указываться направление движения теплоносителя. Для идентификации содержимого труб на них наносятся предупреждающие цветные кольца. Для отопления используется кольца зелёного (основной цвет) и желтого цвета на подающей, зелёного и коричневого на обратке. Такая же маркировка используется для ГВС. Дренаж и ХВС обозначаются кольцами зелёного цвета.

Запорная арматура

Запорная арматура должна выполнять свою основную функцию — перекрывать поток теплоносителя. Если на тепловом узле есть задвижки, которые «не держат», их нужно заменить. Разные участки системы опрессовываются под разным давлением, и если в схеме присутствует неработающая задвижка, она себя обязательно проявит.

Маркировка арматуры

В идеале всё должно выглядеть так: в тепловом пункте должна находиться схема, отображающая пронумерованные и обозначенные подводящие и отводящие трубопроводы, запорную и регулирующую арматуру, спускные и дренажные устройства. Схема должна соответствовать состоянию системы на настоящий момент, то есть, если в системе были внесены изменения, они должны быть отображены на схеме.

На всех вышеперечисленных устройствах должны быть бирочки с обозначениями, соответствующими обозначениям в схеме (1,2 — запорная арматура на подающем и отводящем трубопроводе, t1 и t2 — термометры, P1 и Р2 — манометры, и т.д.).

На практике в небольших тепловых пунктах инспекторы не всегда на этом акцентируют внимание. Главное, чтобы было понятно, что куда идёт, например: «подача на левое крыло», «обратка с правого крыла», «подача на вентиляцию» и т.п. Но если всё будет «по феншую» — это дополнительный плюс.

Ревизия клиновых задвижек

Клиновые задвижки старого образца требуют дополнительного внимания в процессе эксплуатации.

 

Устройство клиновой задвижки: 1 — клин, 2 — крышка, 3 — маховик, 4 — седло, 5 — корпус, 6 — кольцо уплотнительное, 7 — шпиндель, 8 — втулка резьбовая, 9 — втулка, 10 — стойка, 11 — фланец сальника, 12 — сальниковое уплотнение из терморасширенного графита.

В таких задвижках в обязательном порядке каждый год нужно производить набивку сальника. И в течение года, при возникновении течи из сальника, необходимо поджимать фланец. Если этого не делать задвижка придёт в негодность.

Для замены сальниковой набивки нужно раскрутить гайки на накидных болтах, поднять фланец, извлечь старое сальниковое уплотнение и набить новое. Уплотнение наматывается кольцами вокруг шпинделя и прижимается фланцем.

При затягивании фланца нужно быть осторожным: если переусердствовать, чугунный фланец может лопнуть, а его замена весьма проблематична, на практике легче поменять задвижку полностью.

На задвижке не должно быть признаков ржавчины. Корпус должен быть выкрашен в чёрный цвет, маховик в красный, а выдвижной шпиндель должен быть смазан солидолом.

Дренаж

Тепловые пункты снабжаются трапом для самотечного отведения воды, а при невозможности реализации — дренажным приямком с насосом (СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 п.14.20). Приямок закрывается съемной решеткой. Последнее нововведение — край приямка должен быть окрашен желтыми и черными полосами.

Если в ТП имеется предохранительный клапан, то он должен быть снабжен дренажным трубопроводом, чтобы в случае сработки никто (или ничто) не пострадал(о).

Итог

Были случаи, когда инспектор прямым текстом говорил, что на двух метрах теплового узла найдет десять замечаний. И неважно, что в прошлом году этих замечаний не было. В глазах контролирующих органов идеальной системы не существует. Но это тема другого разговора…

santech-info.ru

Продукция для маркировки трубопроводов — ТАРГИС

Производство и поставка маркировки трубопроводов по ГОСТ
для безопасности на вашем предприятии

Знакомые ситуации?

Необходимо маркировать трубопроводы

Нормативные документы различных отраслей промышленности
предписывают маркировать трубопроводы по ГОСТ 14202.

ГОСТ 14202 регламентирует цвет и форму маркировки,
размер и шрифт надписей, знаки опасности и множество других характеристик.

Есть готовое решение

Мы производим продукцию для маркировки трубопроводов и воздуховодов
в соответствии со стандартами РФ.

  • Самоклеющиеся маркеры
  • Маркировочные ленты
  • Комбинированные маркировочные ленты
  • Опознавательная окраска с кольцами
Смотреть весь ассортимент

Качественная и долговечная продукция

Маркировочная продукция «Таргис» служит до 20 лет при использовании
внутри помещений и до 7 лет на открытом воздухе.

Специальный клей позволяет наносить маркировку даже на сложные для оклеивания
поверхности, такие как стеклоткань, полиэтилен и полипропилен.

Быстрая и аккуратная маркировка трубопроводов

Готовая маркировочная продукция намного удобнее в нанесении, чем любой другой способ маркировки. Персоналу не придется пользоваться краской и трафаретами, вырезать и приклеивать скотчем надписи, напечатанные на офисном принтере.

Нас выбрали

Для безопасной и эффективной эксплуатации

В первую очередь маркировка обеспечивает безопасность персонала при эксплуатации трубопроводов.
Она содержит информацию об опасных свойствах вещества в трубопроводе.

От небольшого ИТП до огромного завода

Отсутствие минимального заказа позволит приобрести маркировку даже для небольшого ИТП.
Для крупных заказчиков предусмотрены специальные предложения и гибкие системы оплаты.

Напрямую от производителя без наценок

Компания “Таргис” реализует маркировочную продукцию напрямую конечным потребителям,
чтобы исключить посреднические наценки.

Консультации квалифицированных специалистов

Наши сотрудники имеют многолетний опыт работы в строительстве и маркировке инженерных коммуникаций.

Благодаря этому мы оказываем качественную информационную поддержку нашим клиентам в вопросах маркировки.

Дополнительные преимущества

  • Доставка по всей России
    и странам СНГ

  • Мультиязычное исполнение
    маркировки при необходимости

  • Специальный очиститель
    поверхности трубопроводов

  • Разработка проектов маркировки
    и индивидуальных решений

Ассортимент продукции Нормативная документация

www.targis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *