О внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя , Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 года №137
О внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 “О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6114).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Изменения, которые вносятся в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 февраля 2019 года N 137
1. Абзац первый пункта 34 дополнить предложением следующего содержания: “При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе.”.
2. Пункт 39 изложить в следующей редакции:
“39. Проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании:
а) технических условий;
б) требований настоящих Правил и методики;
3. Дополнить пунктом 39_1 следующего содержания:
“39_1. Если изготовителем в составе технической документации на теплосчетчик предоставляется проектная документация на узел учета тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее – типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах “д” – “з”, “м”, “н” пункта 44 настоящих Правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах “а” – “г”, “и” – “л” пункта 44 настоящих Правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.”.
4. В пункте 114 слова “осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – методика)” исключить.
Электронный текст документа
подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 15.02.2019,
N 0001201902150001
docs.cntd.ru
Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 137 “О внесении изменений в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя” / Правовые вопросы / РосТепло.ру
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСкачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 февраля 2019 г. №137
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6114).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 февраля 2019 г. N 137
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ
1. Абзац первый пункта 34 дополнить предложением следующего содержания: «При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе.».
2. Пункт 39 изложить в следующей редакции:
а) технических условий;
б) требований настоящих Правил и методики;
в) технической документации на применяемые средства измерений.».
3. Дополнить пунктом 39(1) следующего содержания:
«39(1). Если изготовителем в составе технической документации на теплосчетчик предоставляется проектная документация на узел учета тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее — типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах „д“ — »з”, «м», «н» пункта 44 настоящих Правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах «а» — «г», «и» — «л» пункта 44 настоящих Правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.”.
4. В пункте 114 слова «осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — методика)» исключить.
www.rosteplo.ru
137 постановление. Изменения в Правила учета тепловой энергии
О главном:
1. При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе;
2. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются;
3. Установлены специальные требования к содержанию технической документации на теплосчетчик, если в ее составе производителем предоставляется проектная документация, разработанная на основании унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (типовое проектное решение).
_____________________
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 февраля 2019 г. № 137
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034 “О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6114).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
_____________________
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 февраля 2019 г. № 137
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ
В ПРАВИЛА КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ
ЭНЕРГИИ,
ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ
1. Абзац первый пункта 34 дополнить предложением следующего содержания: “При подключении теплопотребляющих установок потребителя к закрытым водяным системам теплоснабжения по независимой схеме, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, допускается отсутствие в составе узла учета расходомера теплоносителя в обратном трубопроводе при наличии расходомера (водосчетчика) на подпиточном трубопроводе.”.
2. Пункт 39 изложить в следующей редакции:
“39. Проект узла учета, кроме точек учета на источнике тепловой энергии, разрабатывается на основании:
а) технических условий;
б) требований настоящих Правил и методики;
в) технической документации на применяемые средства измерений.”.
3. Дополнить пунктом 39(1) следующего содержания:
“39(1). Если изготовителем в составе технической документации на теплосчетчик предоставляется проектная документация на узел учета тепловой энергии, теплоносителя, разработанная на основе унификации и типизации конструктивно-технических и технологических решений и предназначенная для многократного применения (далее – типовое проектное решение), соответствующая требованиям, указанным в подпунктах “д” – “з”, “м”, “н” пункта 44 настоящих Правил, и типоразмер расходомеров соответствует техническим условиям, то достаточно дополнить типовое проектное решение документацией, содержащей сведения, указанные в подпунктах “а” – “г”, “и” – “л” пункта 44 настоящих Правил. Для теплопотребляющих установок, максимальная тепловая нагрузка которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, при использовании типового проектного решения от изготовителя теплосчетчика разработка проекта узла учета и его согласование не требуются.”.
4. В пункте 114 слова “осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – методика)” исключить.
___________________________
xn--80almfnfiqx.xn--p1ai
первичный документ и термины, обновления нормативов и порядка
Первые Правила учёта тепловой энергии и теплоносителя (ПУТЭТ) были приняты в 1995 году и заложили основы политики энергосбережения, определили терминологию. Система теплоснабжения — сложный комплекс с разными носителями жары и учётными приборами. В 2013 году правительство обновило исходный документ нормативом 1034 о коммерческом учёте тепла, а Минстрой РФ письмом от 25.12.2017 разъяснил порядок расчёта энергии в горячем водоснабжении.

Содержание исходного документа
Назначение ПУТЭТ — регулирование отношений между энергоснабжающими организациями и пользователями тепла вне зависимости от потребляемой нагрузки и мощности источника. Цели регистрации показателей расхода ресурсов:
- финансовые взаимоотношения между сторонами участниками;
- контроль над гидравлическим и тепловым режимами работы систем обеспечения, обоснованным расходованием ресурсов;
- фиксирование количественных и качественных показателей носителя (температуры, давления, объёма).
Правила состоят из 9 разделов, основные из них:
- главы об учёте тепла на энергоблоке, в паровых и водяных системах горячего потребления;
- требования к приборам регистрирования характеристик рабочей среды отопления и метрологическому сопровождению градусников, манометров и счётчиков;
- порядок ввода в эксплуатацию узлов учёта теплоэнергии на источнике ресурса и у потребителя, использование в процессе работы и уход.
О коммерческом учете тепловой энергии вы сможете посмотреть в данном видео:
К нормативным положениям правил прилагаются справочные материалы в виде приложений: № 1 — переводные коэффициенты и размерность величин технической системы вычислений МКГСС в международную классификацию СИ. Под номерами 2 и 4 приведены формы актов допуска в работу, а 3 и 5 — в повторную эксплуатацию учётного узла на энергоблоке и у теплопотребителя.

Рекомендуемые образцы журналов для записей параметров вырабатываемого ресурса на источниках снабжения горячим носителем приложены по формам П6.1, П6.2, П6.3. №№ 7 и 8 — прототипы тех же книг для внесения показателей работы в водяных и паровых системах теплопотребления.
Терминология правил
В каждой области знаний и производственной деятельности существуют речевые обороты и понятия, присущие именно определённому роду занятий. Терминология для правил учёта теплоносителя и энергии включает много выражений. Здесь перечислены лишь некоторые:
- Виды тепловых нагрузок — горячее водоснабжение, кондиционирование воздуха, отопление и проветривание.
- Пуск в эксплуатацию узла учёта — определение готовности к работе и документальное оформление соответствия требованиям посредством составления акта.
Схематическое изображение теплопотерь частного дома
- Граница балансового размежевания тепловых сетей — линия раздела составляющих частей оборудования и коммуникаций системы по признаку собственности, пользования или аренды.
- Приборы учёта — могут выполнять измерение и накопление сведений о параметрах энергоносителя в совокупности или раздельно по каждому показателю.
- Система теплоснабжения — комплекс из трубопроводов, оборудования и технических устройств по передаче горячего носителя к приёмникам пользователей.
- Узел учёта — совокупность приборов и приспособлений, обеспечивающих регистрацию параметров отопительной системы.
Здесь же приводится такое понятие, как потребитель тепловой энергии. Это физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющий в пользовании, владении теплопотребляющее оборудование, присоединённое к системе энергообеспечивающего предприятия.
Обновление первоисточника
Прогресс не стоит на месте, технологии и оснащение производства совершенствуются, подключаются новые термины и методики регистрации и обработки информации, в том числе и по энергетической отрасли. Обновлённые Правила коммерческого учёта тепла утверждены правительством РФ в 2013 году. С этого времени прежний регламент устарел, а действующим считается документ, утверждённый постановлением 1034.

Основные положения новых правил:
- характеристики и показатели, измерение и текущий надзор за которыми является обязательным, требования к приборам учёта;
- обеспечение непрерывного контроля качества обслуживания, параметры и нормативы, применяемые для осуществления деятельности системы;
- порядок и методики определения количества потребного и фактического объёмов поставок горячего ресурса;
- потери теплоресурса и энергии — их распределение при отсутствии приборов учёта на границах расчленения смежных климатических систем.
Новые правила рекомендуют обустройство узловых комплексов по контролю и регистрации параметров сети в местах, максимально близко расположенных к установленным границам балансового раздела. Обязательно учитываются особенности и реальные потребности, возможности конкретного объекта.
Выдача технических условий на монтаж приборов осуществляется в назначенном порядке, а по завершении установки счётчиков их непременно пломбируют. В отношении учёта на источниках тепловой энергии указывается, что на каждом выходе трубопроводной сети располагают регистрирующие приборы, показания с которых снимают через определённый правилами период.
Свежий документ
В декабре 2017 Минстрой своим Письмом об учёте теплоэнергии разъяснил порядок расчёта нагрузки, расходуемой в системе горячего водоснабжения. Методика предусматривает регистрацию перемены массы носителя в зависимости от нагрева подаваемой и возращённой жидкости при исчислении объёма тепловой энергии. А также документом разъяснено положение пункта 97 Правил 2013, что на узле учёта системы посредством приборов определяются:
- масса носителя, полученного по прямому каналу и обратным трубам в общем количестве и за каждые 60 минут;
- температура воды — среднечасовая и зарегистрированная за сутки на тех же магистралях.
В соответствии с пунктом 100, дополнительно для открытых систем теплопотребления определяют объём водозабора и среднечасовое давление носителя в подающей и обратной трубах узла учёта. По Жилищному кодексу РФ, при расхождении норм законодательства федерального уровня с правовыми актами местного самоуправления приоритет отдаётся положениям ЖК РФ.
‘; blockSettingArray[0][“setting_type”] = 1; blockSettingArray[0][“element”] = “h2”; blockSettingArray[0][“elementPosition”] = 1; blockSettingArray[0][“elementPlace”] = 1; blockSettingArray[4] = []; blockSettingArray[4][“minSymbols”] = 0; blockSettingArray[4][“minHeaders”] = 0; blockSettingArray[4][“text”] = ‘
‘; blockSettingArray[4][“setting_type”] = 5; blockSettingArray[9] = []; blockSettingArray[9][“minSymbols”] = 0; blockSettingArray[9][“minHeaders”] = 0; blockSettingArray[9][“text”] = ‘
‘; blockSettingArray[9][“setting_type”] = 6; blockSettingArray[9][“elementPlace”] = 90; var jsInputerLaunch = 15;
kaminguru.com
ИГРА ПО-НОВОМУ. Новые правила учета тепловой энергии
ИГРА ПО-НОВОМУ. Новые правила учета тепловой энергии

Заместитель начальника отдела теплотехнических измерений ФГУ «Тест-Санкт-Петербург»
Параллельно развитию готовящегося ФЗ «О теплоснабжении» опубликован и утвержден проект методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, который в настоящее время активно обсуждается участниками рынка и всеми заинтересованными сторонами.
Трудно создать документ, который устроил бы всех, особенно если речь идет о противоположных сторонах – поставщиках и потребителях. Для каждого потребителя поставщик тепловой энергии – это монополист, и изменить это невозможно. А там, где монополия, потребитель не защищен от правил, устанавливаемых поставщиком. Поэтому так необходим документ, определяющий права обеих сторон.
Притом что у специалистов много замечаний и вопросов к новым правилам, эксперты отмечают положительные изменения и попытку упорядочить в этом документе взаимоотношения теплоснабжающих организаций и потребителей, на что, собственно, и нацелены новые правила учета.
Общие положения
В правилах четко сказано (п. 6): «Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета». Значит, много узлов учета ломать не придется, так как в соответствии с правилами их можно продолжать эксплуатировать. Определено время внедрения новых правил (п. 7) – только по истечении трех лет нельзя будет применять теплосчетчики, которые не соответствуют правилам.
Это говорит о том, что изготовителям теплосчетчиков не придется мгновенно менять производство. Теплоснабжающим организациям запрещено требовать оснащать узлы учета потребителей дополнительными устройствами, которые не предусмотрены в правилах. Теперь только по желанию владельцы узлов учета имеют право совершенствовать свои узлы, то есть устанавливать дополнительные приборы для контроля режимов теплопотребления и дистанционной передачи показаний.
Замечателен пункт 18. Наконец выдача технических условий и приемка узлов учета в эксплуатацию будут осуществляться «без взимания с потребителя тепловой энергии платы». В прежние времена узлы учета тепловой энергии трудно было сдать за одно посещение инспектора, а каждый дополнительный вызов стоил немалых денег. Инспектора требовали все, что им вздумается, без ссылок на пункты каких-либо правил и не принимали узлы учета в эксплуатацию, а владельцы узлов учета были вынуждены оплачивать их дополнительные визиты.
Согласно действовавшему до этого документу нельзя было устанавливать приборы без согласования с теплоснабжающей организацией. Это зачастую вызывало много споров и конфликтов. Например, в нашем городе, в Санкт-Петербурге, две крупные теплоснабжающие организации диктовали потребителям, какие приборы следует использовать для коммерческого учета тепловой энергии. Причем то, что нравилось, например, ГУП ТЭК, совершенно не подходило ОАО «ТГК-1» («Ленэнерго»). В этих спорах мы участвовали неоднократно, составляли отчеты, писали письма, проводили внеочередные поверки приборов, хотя приборы были здесь ни при чем, так как принимаемые этими организациями решения мотивировались совершенно другой логикой и на другом уровне, что исключало действовавшие тогда правила. Нельзя не вспомнить и случаи навязывания в виде жесткой и безальтернативной рекомендации установки определенного производителя приборов, которые в результате опытной эксплуатации оказались совершенно непригодными для коммерческого учета и вскоре были заменены другими.
В п. 40 новых правил четко указано, что теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, вправе давать только рекомендации.
Новые правила запрещают ввод новых источников тепловой энергии, не оборудованных узлами учета тепловой энергии. Здесь, правда, стоит напомнить, что сегодня еще далеко не все источники оснащены узлами учета, соответствующими метрологическим нормам. Например, в ГУП ТЭК СПб эксплуатируются узлы учета тепловой энергии и теплоносителя на тепломагистралях с большими диаметрами трубопроводов, которые не соответствуют ГОСТ 8.586.1-5-2005 из-за недостатка длин прямых участков. Действующие узлы учета на городских ТЭЦ часто оснащены устаревшими типами приборов. И при возникновении разговоров о сведении балансов для начала необходимо знать, сколько тепловой энергии отпущено в тепломагистраль. В правилах указывается, что можно устанавливать контрольные (параллельные) приборы учета, позволяющие обеспечить коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя, поставленных потребителю теплоснабжающей организацией. Теоретически современные средства измерений позволяют это выполнить. Вот только не очень ясно, как это делать на практике на трубопроводах в условиях эксплуатации.
Следует отдельно сказать об информационно-измерительных системах (ИИС), которые в настоящее время активно внедряются на многих ТЭЦ.
Современные приборы и контроллеры позволяют создать ИИС на достаточно высоком техническом уровне. Однако создается впечатление, что проектные и монтажные организации, которые занимаются разработкой проектной документации, монтажом и наладкой таких систем, не знакомы с метрологическими документами, да и Правилами учета тоже. В качестве примера можно назвать Юго-Западную ТЭЦ. Документы, разработанные по измерительным системам автоматизированного управления газотурбинной и паротурбинной установок предприятием ОАО «Южный инженерный центр энергетики» (г. Краснодар), не соответствуют действующим нормативным актам, даже в ссылках на нормативно-техническую документацию указаны устаревшие, недействующие и отмененные ГОСТы. Документация представлена не в полном объеме: нет руководства по эксплуатации, не указаны алгоритмы обработки результатов измерения, приборы не поверены перед вводом в эксплуатацию.
Новые правила сохраняют преемственность по отношению к старым. Сохранена терминология, условные обозначения и даже расчетные формулы, которые указаны в проекте методики. Соответственно программы вычисления количества тепловой энергии, заложенные в существующих теплосчетчиках, могут успешно работать, не нарушая требований новых правил. Но стоит вспомнить, что именно по формулам расчета тепловой энергии было больше всего споров, может быть, поэтому методика до сих пор не утверждена. Много было предложений, например, по измерению температуры холодной воды.

Физика, математика, экономика и здравый смысл
В п. 112 правил указано, что «допускается введение температуры холодной воды в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды или введение нулевого значения температуры холодной воды в течение всего года». Большинство потребителей давно согласны на нулевую температуру холодной воды, потому что измерить ее у потребителя невозможно. Это лишь усложняет процесс вычисления и не дает практической экономии, а значит, и эффекта. Надо ли измерять у поставщика, тоже вопрос. Ведь не указывается точно место, где следует измерять температуру холодной воды, особенно в случаях смешения холодной воды от разных вводов на источниках теплоснабжения. Проще отказаться от измерения температуры холодной воды, чтобы избавиться от путаницы. Ноль, он и есть ноль.
Принципиальные схемы размещения точек измерения параметров теплоносителя, схемы учета при разных системах теплоснабжения – закрытых, открытых, зависимых или независимых – многим метрологам малопонятны, это должны знать специалисты-теплотехники, а вот уравнения измерения тепловой энергии и способы расчета погрешности измерения по этим уравнениям метрологу известны.
Много раз обсуждалось, при каких системах теплоснабжения какие уравнения целесообразно использовать, чтобы избавиться от значительной методической погрешности измерения разности расходов теплоносителя. В Санкт-Петербурге открытые системы теплоснабжения, а потому требование поставщика измерять утечку теплоносителя и несанкционированного водоразбора за узлом учета потребителя привело к тому, что большинство теплосчетчиков работают именно по формуле разности полученной и возвращенной тепловой энергии. Другими словами, пытаются измерять утечку. О некорректности таких измерений писали многие специалисты, а главный метролог ОАО «ТГК-1» даже приводил убедительные расчеты убытков теплоснабжающей организации при использовании формул разности расходов и предлагал применять другие формулы расчета тепловой энергии, а утечку оплачивать по нормативам.
Попытки пристроить импортные теплосчетчики к нашим открытым системам теплоснабжения приводят к удорожанию узлов учета тепловой энергии и увеличению погрешности измерения и при этом не решают проблему. В импортных теплосчетчиках реализовано всего два уравнения измерения тепловой энергии, которые указаны в ЕН 1434: расходомер устанавливается только в один трубопровод, как правило, в обратный, а погрешность теплосчетчика рассчитывается арифметически и не должна превышать 5%. А в отечественных теплосчетчиках реализовано более десятка уравнений, и в их состав входит в два раза больше приборов. Открытая система водоразбора днем становится ночью закрытой (то есть расчет погрешности измерения теплосчетчика зависит от режимов работы системы теплоснабжения), а погрешность измерения хочется получить тоже 5%. Объект измерения в нашем случае достаточно сложный, поэтому следует точно определить привязку уравнения вычисления тепловой энергии к объекту измерения. В настоящее время разрабатывается новая схема теплоснабжения Санкт-Петербурга, и предусматривается к 2022 году переход Санкт-Петербурга на закрытую систему теплоснабжения с разделением на два контура – горячей воды и отопления. И, возможно, тогда многие проблемы решатся.
Узел не рубить, не развязывать – применять
Узлы измерения тепловой энергии относятся к сложным измерениям, которые необходимо выполнять по точно предписанной процедуре, чтобы получить результат с минимальной погрешностью. Например, измерения объема и количества газа выполняются в соответствии с методиками, изложенными в нормативных документах в ранге ГОСТов. На каждом узле учета газа проверяется реализация методики измерения на месте эксплуатации, расчет погрешности измерения объема газа, приведенного к стандартным условиям, и соответствие рассчитанной погрешности той, которая указана в ГОСТ Р 8.741-2011, где показатели точности установлены в зависимости от количества потребляемого газа (чем больше потребление, тем точнее надо измерять). Такая проверка реализации методики измерения необходима и для узлов учета тепловой энергии, так как погрешность измерения тепловой энергии зависит не только от комплекта установленных приборов, но и от правильности выбора уравнения измерения тепловой энергии, привязки к схеме теплоснабжения и режимов потребления тепловой энергии в течение суток. Эталона единицы измерения тепловой энергии нет, есть эталоны единиц измерения объемного и массового расхода жидкости, температуры и давления. Количество тепловой энергии вычисляется по измеряемым параметрам теплоносителя, и для оценки работы узла учета тепловой энергии и теплоносителя требуется оценить погрешность измерения всей этой сложной системы по действующим нормативным документам.
Большую роль в обеспечении точности измерения тепловой энергии играют расходомеры и счетчики жидкости, которые входят в состав теплосчетчиков. Любой расходомер имеет нормированные метрологические характеристики, которые определены при проведения испытаний и контролируются при первичной и периодической поверках в нормальных условиях поверочной лаборатории. Но при измерении расхода реальных сред наибольшее влияние на расходомеры оказывают характеристики измеряемой среды, условия монтажа и эксплуатации приборов. К сожалению, исследования расходомеров в реальных условиях работы никем не проводятся, так как воспроизведение расходов с изменяющимися скоростями потоков, с учетом различных влияющих факторов, которые возникают в реальных условиях эксплуатации теплосчетчиков, довольно сложная задача. Испытания и поверка осуществляются на эталонных установках, которые создают расход среды, приближенный к идеальным условиям, поэтому о качестве расходомеров можно судить только по рекомендациям изготовителя. Кроме того, давно назрела необходимость провести сличение эталонных проливных установок. Сличение установок должно быть обязательной и регулярной процедурой не только для центров метрологии, но и для всех владельцев проливных установок.
Хочется верить, что новые правила учета тепловой энергии помогут совершенствовать коммерческий учет, а замечания специалистов будут учтены в методике осуществления коммерческого учета новых правил.

Поверку доверили «Теплокому»
Холдинг «Теплоком» получил в федеральной службе «Росаккредитация» право поверять измерительные приборы. Для российского рынка это уникальная ситуация.
По данным Федеральной службы «Росаккредитация» (находится в ведении Минэкономразвития России, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по аккредитации, формированию единой национальной системы аккредитации и контролю за деятельностью аккредитованных лиц), на сегодняшний день аккредитацию на оказание услуг по поверке средств измерений имеет порядка 4,5 тыс. организаций. При этом производителей приборов учета среди них единицы.
«Законодательство предъявляет серьезные требования к предприятиям, которые занимаются производством приборов учета. Это требования и к структуре бизнеса, и к финансовой отчетности, и к ведению учета», – комментируют в федеральной службе. Чтобы получить право осуществлять поверку, предприятие провело масштабную работу: были спроектированы и построены проливочный и поверочные стенды, закуплено оборудование высокого класса точности, подготовлены высококвалифицированные специалисты, получившие аттестат экспертов по метрологии.
«Аккредитация, полученная «Теплокомом», подтверждает высокий уровень доверия государственных органов к нашей деятельности, в том числе доверия к внутренним процессам в компании, к объективности и честности результатов работы наших специалистов, – комментирует генеральный директор Холдинга «Теплоком» Андрей Липатов. – Мы ведем себя открыто и с рынком, и с сотрудниками, и с государственными системами. Мы предпочитаем прямые пути, непрерывное развитие и честное партнерство».
Оцени новость:
Также смотрите:
energynews.su
Готовимся к работе по Новым правилам учета тепловой энергии! — Новости за 2016 год
Тепловычислители, соответствующие Новым правилам учета тепловой энергии:
– СПТ 941.20
– СПТ 943.1 (М)
– ТВ7-04
– ВКТ 9-01
– ВКТ 9-02
По вопросам приобретения Вы можете обратиться в Торговый дом “ЭЛЕКОМ” по телефону: (343) 257-40-42, e-mail: [email protected].
18 ноября 2013 года вышло постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 “О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя”. Документ включает в себя “Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя”.
Новые правила четко регламентируют взаимоотношения между теплоснабжающей организацией и потребителем. В частности, регламентированы правила установки приборов учета, сроки использования уже существующих узлов и установка средств дистанционного контроля, подробно прописаны правила взаиморасчетов при выходе из строя приборов и окончания сроков поверки.
Наиболее существенные изменения:
СУЩЕСТВУЮЩИЕ КУУТЭ, УСТАНОВКА СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ:
Пункт 6: «Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил (до ноября 2016 года), могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета».
Пункт 7: «По истечении 3 лет со дня вступления в силу настоящих Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям настоящих Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета (с ноября 2016 года)».
Пункт 9: «Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений».
Пункт 10: «В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель порядке и на условиях, которые определяются договором».
По новым правилам теплоснабжающая организация не может обязать абонента реконструировать существующий КУУТЭ, который имеет в своем составе исправные и поверенные приборы, а также навязать установку средств дистанционного опроса, которые не предусмотрены проектом.
Требования к приборам учета:
Пункт 37: «Вычислитель теплосчетчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора и (или) компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения должны фиксироваться в архиве».
ВЫДАЧА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА:
Пункт 41: «Теплоснабжающая организация обязана выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя».
Пункт 42: «В случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию».
Пункт 50: «Потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений).
В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта».
Пункт 51: «Теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным».
Новые правила не позволяют затягивать процесс выдачи техусловий, потребитель тепла получает некоторую независимость от теплоснабжающей организации.
ВВОД КУУТЭ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ:
Пункт 53: Для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии назначается комиссия по вводу в эксплуатацию узла учета (далее – комиссия) в следующем составе:
а) представитель владельца источника тепловой энергии;
б) представитель смежной теплосетевой организации;
в) представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию
оборудования.
Пункт 54: Вызов представителей, указанных в пункте 53 настоящих Правил, осуществляет владелец источника тепловой энергии не позднее чем за 10 рабочих дней до дня предполагаемой приемки путем направления членам комиссии письменных уведомлений.
Пункт 63: Комиссия создается владельцем узла учета.
Пункт 64: Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением – 7 суток).
Пункт 65: Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
Пункт 67: При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Пункт 68: Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Теперь прописана процедура создания комиссии по приемке КУУТЭ, также введено понятие «паспорт узла учета», установлено время предоставления необходимых документов и время на их рассмотрение.
ВЫХОД ИЗ СТРОЯ ПРИБОРОВ КУУТЭ, ПОВЕРКА:
Особо следует остановиться на процедуре расчета платы за тепло в момент выхода из строя приборов или окончании срока действия их поверки. Старые правила не однозначно регламентировали такую ситуацию, и теплоснабжающая организация часто трактовала их в свою пользу. В частности, пункт 9.11. старых правил определял расчет за потребленную тепловую энергию после истечения срока действия Государственной поверки хотя бы одного из приборов в соответствии с расчетными тепловыми нагрузками, указанными в Договоре на теплоснабжение. Такая ситуация могла возникнуть даже в тех случаях, когда приборы были сняты в поверку заранее до фактического (паспортного) окончания межповерочного интервала.
Новые правила дают 15 суток на устранение любых неисправностей, включая и окончание срока действия поверки приборов. В течении этого времени определение количества тепловой энергии производится по среднесуточному количеству потребленной тепловой энергии.
Пункт 115: «При отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период».
Пункт 116: «В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения».
Пункт 117: «Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.
В случае если в период срезки температурного графика в тепловой сети при положительных температурах наружного воздуха отсутствует автоматическое регулирование подачи тепла на отопление, а также если срезка температурного графика осуществляется в период низких температур наружного воздуха, величина температуры наружного воздуха принимается равной температуре, указанной в начале срезки графика. При автоматическом регулировании подачи тепла принимается фактическое значение температуры, указанной в начале срезки графика».
Пункт 118: «При неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха».
Пункт 119: «При нарушении сроков представления показаний приборов в качестве среднесуточного показателя принимается количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за предыдущий расчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.
В случае если предыдущий расчетный период приходится на другой отопительный период или данные за предыдущий период отсутствуют, производится пересчет количества тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с пунктом 121 настоящих Правил».
Пункт 120: «Количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, при наличии отдельного учета и временной неисправности приборов (до 30 дней) рассчитывается по фактическому расходу, определенному по приборам учета за предыдущий период».
Пункт 121: «В случае отсутствия отдельного учета или нерабочего состояния приборов более 30 дней количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение)».
www.elecom-ural.ru