Задвижка шиберная для вентиляции – вентиляционные шиберные задвижки и заслонки с электроприводом, круглый и прямоугольный шибер

Содержание

Шиберная задвижка для вентиляции, дымохода и воздуховода

Содержание статьи:

Словосочетание «шиберная задвижка» знакомо профессионалам, монтирующим воздуховодные, вентиляционные и дымоходные системы своими руками.  Данное определение звучит витиевато, но оно соответствует значению распространенного слова «заслонка», которое знают в самом глухом российском селении. Без заслонки не делается ни одна печка или камин, она не дает теплому воздуху быстро выходить наружу.

Виды заслонок

Поворотный шибер

Шибер – это простой клапан, который перекрывает/регулирует поток воздуха или других жидких/сыпучих материалов. Задвижки данного типа могут также применяться в магистралях, перекачивающих сточные воды, другие агрессивные среды.

Промышленность изготавливает два вида подобных заслонок: поворотный шибер и горизонтальный. Первый вид шибера имеет еще одно название: дроссельная заслонка. Этот вид запорного механизма менее надежен, чем горизонтальный. Поэтому он применяется только в тех ситуациях, когда монтаж своими руками горизонтального запорного механизма технически невозможен.

Горизонтальный шибер, как правило, применяется в стальных и кирпичных дымоходах. Для того чтобы он заслонял канал печи полностью, запорная пластина в данном механизме перфорирована или имеет пропил – такие требования пожарной безопасности.

Шиберная задвижка для вентиляции, воздуховода, дымохода

Запорный механизм, в зависимости от размера шибера может функционировать по направляющим двух типов:

  • размер воздуховода до 25 см – в щелевом кармане;
  • если воздуховод большего размера – задвижка фиксируется парой уголков. Такую конструкцию запорного механизма легче открывать/закрывать, очищать от загрязнений.

Установка шибера – подбор угла

Стандартная задвижка перекрывает поток воздуха под углом 90 градусов. Такая конструкция имеет существенный недостаток: даже слабый поток воздуха способствует образованию шума, который отрицательно воздействует на окружающих.

Конструкторы нашли выход: запорный механизм перекрывает поток воздуха под углом в 45 градусов. При такой конструкции завихрения значительно меньше. То есть, нет фактора, вызывающего нежелательный шум.

шиберная задвижка с запорным механизмом под углом в 45 градусов. Данный тип шибера (его называют «косой») применяют в пневмотранспорте и в промышленности

Горизонтальный поворотный шибер: конструктивные особенности

На конструкцию запорного механизма влияет:

  • форма и диаметр выпускной, воздуховодной системы;
  • температура среды/материала, перемещаемого по системе;
  • условия прохода и другие факторы.

Основой шиберной задвижки является металлический лист (из хромированный, высоколегированной, нержавеющей стали) нужной толщины. Запорный механизм двигается в щелевом кармане или по металлическим уголкам.

Шиберные задвижки различаются по типу привода запорного механизма: ручные, электрические, гидравлические, пневматические.

Монтаж шиберной задвижки в своими руками

Наиболее распространенным местом, в котором устанавливается шиберная задвижка, является выход вентилятора. Если вентилятор устанавливается вместе с регулируемой задвижкой, такую конструкцию называют пусковой шибер. В данной конструкции задвижка выполняет функцию защитной заглушки, не дающей двигателю вентилятора перегреваться.

Запускать в работу двигатель вентилятора нужно при закрытом шибере, так как при открытом запорном механизме на электродвигатель будет воздействовать дополнительная нагрузка. Такое дополнительное воздействие может привести к выходу из строя электрооборудования.

Во время монтажа шиберного устройства своими руками нужно учитывать тот факт, что наличие прямого дымохода усложнит техническое обслуживание выпускной системы.

Некоторые особенности монтажа шибера для дымохода своими руками

шиберная задвижка для дымохода

Шибер для дымохода устанавливается двумя способами:

  • труба в трубу – запорное устройство монтируется в дымоход, без каких – либо крепежных элементов;
  • запорное устройство устанавливается непосредственно в печке или выходном отвести. То есть задвижка является частью конструкции. В данном варианте запорный механизм монтируется на высоте не более одного метра. Это дает возможность легко приводить механизм в движение.

Применяйте шиберные задвижки в печи так, чтобы не отравиться угарным газом.

Знание о том, когда можно закрывать заслонку в печи, чтобы не уходило из нее тепло напрасно, передавалось от родителей детям. Правило простое: пока в печи «двигаются» языки пламени, полностью закрывать заслонку нельзя, чтобы люди не могли отравиться угарным газом. Как только пламя в печи исчезало, заслонку можно смело закрывать, не боясь отравиться.

Своими руками можно сделать все, что не требует наличия специального инструмента или материалов. Монтаж шиберной задвижки не требует ни первого, ни второго, а только элементарных знаний и внимательности во время работы.

strojdvor.ru

Шиберные задвижки – особенности и принцип действия

Шибером называют заслонку или, по-другому, затворное изделие. Самые простейшие конструкции подобных приспособлений можно встретить у наших далеких предков. Шиберные задвижки часто используются в домах с печным отоплением в качестве выдвижных заслонок внутри печных дымопроводов. Подобные заслонки используются для того, чтобы не давать теплым потокам уходить через дымоотвод из нагретой комнаты.

Говоря научным языком – шибер является запирающей и регулирующей конструкцией, создающей изоляцию внутри таких систем, как воздуховоды, дымоходы, а также вентиляции, и способной функционировать при большой температуре внутренней среды. В основе изделия – небольшой лист из металла, перемещение которого регулируют направляющие уголки или внутренний щелевой карман. Металлическую конструкцию покрывают специальными веществами, чтобы агрессивная среда не причинила ей особого вреда.

Содержание

Для чего нужны шиберные задвижки
Разновидности шиберных задвижек
Немного о функциях шиберных задвижек
Конструктивные особенности шиберных задвижек
Плюсы шиберных задвижек
Самостоятельная установка
Особенности шиберных заслонок

Для чего нужны шиберные задвижки

Слово «шибер» имеет немецкую «родословную», происходит оно от глагола schieben ─ толкать, двигать, засовывать. Шиберы – это пластинки из металла (по-другому клины), способные перекрывать поток и разделять при этом механические частицы, которые проходят через преграду. По этой причине шиберные заслонки применяют в трубах, через которые перемещаются сухие, сыпучие субстанции, тяжелые нефтяные продукты, разного рода газы и т.д.

Как и другие запирающие изделия, шиберные заслонки могут управляться посредством ручных систем, либо двигателями электрического или гидравлического видов. Подобные разновидности шиберов в наши дни применяют в дымоотводах и вентиляциях.

Значимое свойство задвижек заключается в полном удалении преграждающего объекта из трубопровода в открытом режиме, благодаря чему не возникает сопротивление движению выходящих газов. Это свойство используется в тех случаях, когда нужно получить высокий вакуум.

Разновидности шиберных задвижек

Существуют два основных вида заслоняющих конструкций:

Поворотные. По-другому они называются дроссельными задвижками. Шибер классического вида – это пластинка, которая крепится на крутящуюся ось, находящуюся в дымовом трубопроводе. Такие заслонки не так надежны, по этой причине их применяют лишь в тех случаях, когда по конструктивным причинам нельзя использовать горизонтальные аналоги.

 

 

Горизонтальные. Подобные выдвижные заслонки контролируют движение потока в дымоходном канале за счет горизонтально выдвигаемых пластинок, что позволяет изменять площадь сечения отверстия. Дымоотводы из стали и кирпича часто оборудуют подобными задвижками. Они славятся надежностью, поэтому если монтировать изделие в трубопровод, то лучше выбирать именно такую модель шиберов. Также стоит отметить, что пластинки для подобных заслонок при изготовлении перфорируют или пропиливают. Необходимость подобных действий объясняется тем, что пожарная безопасность требует, чтобы шиберная задвижка не заслоняла полностью дымоходное отверстие.

Немного о функциях шиберных задвижек

Функциональные особенности шиберных заслонок зависят от сферы их применения:

  • Их можно использовать в трубопроводных системах, как запорную арматуру, тогда они будут исполнять роль ограничителей перемещения жидкостей или сыпучих объектов. Эти задвижки называются перекидными.
  • В системах вентиляции шиберы выполняют функции регулирования расхода воздуха. Перемещая задвижку туда-сюда, можно изменять объем проходящих через трубу воздушных потоков, путем частичного или полного перегораживания. Такие задвижки называются регулирующими.
  • В дымоходах, как уже говорилось ранее, шиберы используются, как задвижки регуляторов, позволяющих закрывать полноценно или частично дымовой канал, что помогает избежать потери тепла в помещении.
  • Дымоходные шиберы выполняют еще одну роль – регулирование тяги, иными словами они выступают в качестве регулирующих ход дыма заслонок. Работает система по следующему принципу: большое перекрывание сечения дымоходной трубы приводит к меньшему поступлению воздушных потоков, что уменьшает тягу. И обратно: широко открывая задвижку, можно обеспечить больший приток воздуха и увеличение тяги, и тогда горение в печи будет более интенсивным и быстрым.

Конструктивные особенности шиберных задвижек

Конструкция шиберов зависит от многочисленных факторов:

  • показатели температуры транспортируемых потоков;
  • тип сечения трубопровода;
  • проходные условия и прочее.

В основе шиберной задвижки лежит лист из металла различных параметров, который перемещается внутри дымохода.

Отличаются шиберные заслонки по разным критериям. Затвор, ограничивающий перемещение потоков, может быть запорным или перекидным. Шиберы могут быть ручными,

пневматическими, гидравлическими, электрическими и т.д.

Форма изделия может быть прямой или косой:

  • Прямые шиберы имеют обычный внешний вид классической заслонки. Используются они в приточно-вытяжных системах принудительной вентиляции.
  • Косые шиберы применяют в пневмотранспортных (транспортировка сыпучих грузов под действием сжатого газа) и аспирационных (производство порошков и сыпучих материалов) промышленных системах. «Косыми» их назвали из-за способа монтажа – задвижки устанавливают под острым углом по отношению к трубе, а не под углом девяносто градусов, как это делается с прямыми шиберами. Косые заслонки позволяют расходовать воздушные потоки самым точным и плавным способом.

Плюсы шиберных задвижек

Заслонка для дымоходов и вентиляции обладает рядом достоинств:

  • Чаще всего шиберные задвижки изготавливают из стали. Данный материал обладает таким незаменимым качеством, как коррозиеустойчивость. Пластинка толщиной в миллиметр способна выдержать немалую нагрузку.
  • Шиберную заслонку гладко полируют, поэтому на поверхности нет никаких дефектов. Идеальная гладкость шиберной заслонки позволяет легко и быстро очищать ее от сажи и прочих загрязнений, которые постепенно на ней накапливается.
  • Стальные шиберы прекрасно выдерживают повышение температуры до тысячи градусов.
  • Благодаря гладкой поверхности заслонки тяга трубопровода не встречает сопротивления, что позволяет газовым частицам беспрепятственно перемещаться в дымоходе или вентиляционной системе.
  • Стальной нержавеющий материал способствует улучшенному выводу угарного газа из системы, что снижает риск возникновения несчастных случаев, к примеру, люди, находящиеся в бане с неправильной вентиляцией, могут им отравиться.

Самостоятельная установка

Есть три основных метода монтажа:

  1. Шибером можно оборудовать каминную топку. Расстояние между отопительным устройством и шибером должно составлять один метр, благодаря такой установке можно будет легко и безопасно выдвигать шиберную задвижку.
  2. При втором способе монтажа шибера необходимо объединить заслонку с другими элементами системы отопления, не используя при этом дополнительный крепеж. Этот процесс еще называют «труба в трубу».
  3. Заключительный способ подразумевает установку шиберной конструкции в вентиляционной трубе. Задвижку применяют для защиты двигателя вентилятора от перегрева при его включении.

Эти способы монтажа шиберных заслонок применяют при возведении систем вентиляции и дымоотвода.

На рынке можно встретить печи и камины самых разных конструкций. Каждая отдельная модель требует использования различных разновидностей заслонок.

Например, печь газового типа отопления требует классической дроссельной заслонки (поворотного шибера) или лучше автоматического поворотного шибера, который будет самостоятельно перекрывать трубопровод, что не позволит пламени выходить наружу.

Если вы захотели построить банную печь, тогда лучше отказаться от покупки поворотных шиберов, потому что они пропускают пар в закрытом режиме, а в открытом режиме поворотные заслонки будет сложно очищать.

Шиберные заслонки довольно часто продают в полном комплекте с дымоотводом. Но если дымоход не оборудован данной деталью, тогда задвижку можно приобрести самому в строительном магазине. Основное на что нужно обратить внимание при покупке – это размер и материал из которого изготовлено изделие.

Особенности шиберных заслонок

Корпус шиберной конструкции, обычно выполнен в прямоугольной или цилиндрической форме, выполняется он в цельном монолитном либо сборном виде путем сварки металлических частей.

Подобные задвижки имеют свои особенности, с которыми стоит ознакомиться до похода в магазин и начала их применения. Например, корпус заслонок изготавливают, используя только определенные разновидности стали: CF8, CF8M, 904L, LC1 и WCB. Остальные виды нельзя использовать независимо от фирмы-производителя. Изредка можно встретить корпусы из высокопрочного чугуна – GGG40. Сам шибер делают из стали CF8, CF8M и 904L. В комплект таких заслонок входит специальное покрытие, предназначенное для защиты от износа и улучшения коррозиеустойчивости.

Если в магазине вы наткнулись на шиберные заслонки, сделанные из разновидностей стали, которых нет в вышеперечисленном списке, тогда такие модели стоит обходить стороной, потому что надежность и безопасность такого товара оставляет желать лучшего. Самым большим недостатком таких задвижек является отсутствие качественной герметичности.

Лучше всего приобретать шибер у официальных производителей, таким образом можно предотвратить риск покупки некачественного товара.

oborudovanie1.ru

Шибер для вентиляции: устройство, цели применения,

Что это за приспособление – вентиляционный шибер? Для чего он используется?  Из чего состоит шибер и как он встраивается в вентиляционный канал?

Чем его возможно заменить? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что это такое

Перед нами несложный клапан для перекрытия и регулировки вентиляционного канала. Он представляет собой плоскую задвижку толщиной около миллиметра, выполненную, в большинстве случаев, из оцинкованного металлического страницы.

Задвижка, в зависимости от размеров шибера, может двигаться по направляющим двух типов:

  • При маленьком размере воздуховода (приблизительно до 250 мм) – в щелевом кармане.
  • В каналах с большей пропускной свойством задвижка зафиксирована парой уголков. Такие направляющие легче очистить от загрязнений; к тому же они создают пара меньшее сопротивление при закрытии и открытии клапана.

Увидьте: независимо от типа направляющих задвижка не перекрывает воздуховод герметично и не снабжает полного отсутствия утечек из него в открытом положении. Как следствие, шибер нельзя использоваться в качестве клапана для пожарной либо аварийной вентиляции.

Классификация

Какими бывают шиберные задвижки для вентиляционных систем? По каким показателям они смогут классифицироваться?

Форма воздуховода

Обычный промышленный воздуховод имеет круглую форму. Обстоятельство банальна: круглое сечение имеет большую площадь при минимальной длине окружности. Как следствие, при фиксированной толщине стены цена погонного метра канала с определенной пропускной свойством выясняется минимальной.

Чуть реже употребляются прямоугольные короба.

Для чего они необходимы?

  • В этом случае куда несложнее монтаж калориферов, снабжающих подогрев приточного воздуха. Они в главной массе имеют квадратную либо прямоугольную форму: производство водяных нагревательных устройств под круглое сечение просто-напросто нетехнологично.
  • Прямоугольный воздуховод несложнее запрятать за подвесным потолком либо фальшстеной. При том же сечении, что и круглый, он способен занимать меньше нужного пространства.

Как нетрудно додуматься, шиберные задвижки производятся под воздуховоды обоих типов. В первом случае они монтируются на раструбах с их последующим уплотнением; во втором – употребляются фланцевые соединения.

 

Угол к оси воздуховода

Обычная шиберная задвижка перекрывает воздуховод, рассекая его под углом 90 градусов к  продольной оси. Кроме того при относительно низких скоростях потока воздуха частично закрытый клапан, порождая завихрения, делается источником сильного шума. Как раз исходя из этого он не употребляется для регулировки проходимости канала.

В системах пневмотранспорта, но, часто появляется потребность как раз в частичном ограничении проходимости воздуховода. В этом случае употребляется косой шибер, рассекающий поток под углом 45 градусов.

Его форма разрешает убить сходу двух зайцев:

  • Уровень шума значитель

uchebniksantehnika.ru

Шиберная задвижка: разновидности, применение, способ установки

Для регулировки потоков рабочих сред в трубопроводах используют разнообразную арматуру. Одним из представителей запорно-регулирующих механизмов является шиберная задвижка. Яркий и самый давний пример использования шибера – задвижка в печном дымоходе. Принцип ее работы настолько прост и надежен, что шиберная арматура постепенно стала использоваться для регулировки рабочих сред во многих сферах быта и промышленности – от сброса стоков до нефтепереработки.

Конструктивные особенности устройства

Шиберная задвижка служит для полного или частичного перекрытия потока сыпучей, жидкой или газообразной среды в трубопроводе.

С относительно чистыми газами и жидкостями обычная арматура еще может справиться – мелкие частицы рабочей среды не мешают запорному элементу герметично совмещаться с седлом.

Обратите внимание! Надежно перекрыть путь плотному дыму, сточным водам бытового и промышленного происхождения и тем более песку способен только шибер-заслон – благодаря его конструкции даже крупные элементы в составе транспортируемого вещества не попадают между седлом и затвором.

Шиберная задвижка устроена примерно так же, как и другие виды запорно-регулирующей арматуры:

  • корпус – тройник с расширением по центру, с полым ответвлением, который может быть разборным и иметь крышку, обеспечивающую доступ к затвору;
  • седла – направляющие и герметизирующие элементы, расположенные в проходной части корпуса;
  • затвор или заслонка – запорно-регулирующий элемент, расположенный перпендикулярно потоку, при изменении его расположения относительно седла и корпуса и происходит регулировка пропускной способности трубопровода;
  • шток, расположенный в верхней части корпуса, перемещающий затвор;
  • управляющий механизм: внешний винт, рычаг или привод, приводящий шток в движение;
  • сальник – элемент, обеспечивающий герметичность соединения штока и корпуса.

Отличительной чертой шиберной арматуры является именно строение и механизм работы запорно-регулирующего элемента:

  • в открытом положении затвор находится в верхней ли боковой полости, проходное отверстие корпуса свободно пропускает транспортируемые вещества,
  • при движении штока заслонка опускается между седлами, уменьшая пропускную способность узла;
  • в закрытом положении запирающий элемент полностью перекрывает корпус, образуя с седлами герметичное соединение.

Разновидности конструкций шиберных задвижек

Запорно-регулирующий элемент шиберной арматуры может быть выполнен в виде клина или ножа. Задвижка, в зависимости от типа затвора, называется клиновидной или ножевой.

Кроме того, и запорные элементы каждого вида разделяются на несколько подвидов в зависимости от конструктивных особенностей самого затвора.

Задвижка клиновидная

Внутри корпуса такой шиберной арматуры располагается два седла под углом к корпусу и друг другу. Затвор имеет форму клина, поверхности которого расположены друг к другу под углом, равным углу между седлами.

В закрытом положении клин плотно встает между седлами, герметично перекрывая поток.

И хотя клиновидная задвижка выдерживает сильный напор транспортируемых веществ, при постоянном высоком давлении может быстро выйти из строя. Не подходит такой механизм и для перекрытия горячих рабочих сред, поскольку при нагревании клин расширяется и деформируется, делая соединение с седлами ненадежным. Также задвижку этого типа нерационально использовать в технических трубопроводах, транспортирующих крупные жесткие частицы, способные поцарапать заслонку.

Обратите внимание! Царапины и борозды снижают герметизирующую способность запорного элемента, а при попадании частиц рабочей среды между седлами и клином механизм может полностью выйти из строя.

Выделяют три вида клиновидных затворов:

  1. Жесткий. Клин этого вида выполнен в виде цельной пластины с переменной толщиной. Самый простой в изготовлении затвор является самым сложным в подгонке седел. И при этом все вышеописанные минусы клиновидной задвижки характерны в большей степени именно для жесткого клина: засорение, заедание механизма, потеря герметичности при повреждениях и температурном расширении.
  2. Двухдисковый. Клин образуют два гладких диска, жестко зафиксированных под определенным углом. Увеличение количества деталей механизма, обычно повышающее сложность изготовления конструкции и снижающее ее надежность, в данном случае, напротив, делает задвижку более простой в производстве и эксплуатации. Диски менее требовательны, чем жесткий клин, в отношении совпадения с седлами, и небольшая погрешность в подгонке не снижает герметичности задвижки в закрытом положении. Уплотнители в таком механизме изнашиваются меньше, конструкцию клинит реже, из-за чего общий срок межремонтной службы у двухдисковых задвижек больше, чем у жестких.
  3. Упругий. В таком затворе два диска соединены упруго, соединительный элемент способен менять форму, подстраиваясь под угол между седлами. Благодаря такой подвижной конструкции при температурных и гидравлических деформациях корпуса задвижка не теряет работоспособности.

Задвижка ножевая

Второй тип шиберной арматуры имеет два седла, расположенных строго поперек проходного отверстия корпуса, и затвор – тонкую пластину. Отсекается поток так же, как режут любые вещества ножом, поэтому и заслонка имеет соответствующее название.

Нож движется между седлами, меняя пропускную способность узла. Затворы этого типа изготавливают из высокопрочных материалов, устойчивых к различным повреждениям, поэтому ножевые задвижки имеют продолжительный срок службы.

Существует два вида ножевых шиберных задвижек:

  1. Одноножевая. Запирающая комбинация состоит из одного прочного и плотного ножа и пары седел, расположенных в корпусе. Недорогой вариант задвижки, распространенный в бытовых трубопроводах.
  2. Двухножевая или параллельная. Запорный элемент состоит из двух параллельных ножей, взаимное расположение которых жестко зафиксировано. Обеспечивает большую герметичность, чем одноножевая задвижка, но стоит значительно дороже, поэтому используется только в крупной промышленности.

Типы привода

В зависимости от размеров и назначения трубопровода, на который устанавливается шиберная задвижка, требуется различное усилие для изменения положения регулирующего элемента – чем больше пропускная способность труб и чем выше плотность рабочей среды, тем сложнее открыть и закрыть заслонку.

Поэтому для регулировки используются различные варианты управления механизмом:

  • Ручным способом – при помощи рукояти, винта или рычага – управляется арматура с небольшим внутренним диаметром, устанавливаемая на трубопроводы, транспортирующие жидкие и газообразные рабочие среды небольшой плотности без жестких частиц.
  • Электрический привод позволяет точно регулировать пропускную способность узла без приложения физической силы. Электроприводные шиберные задвижки можно использовать на крупных трубопроводах и для регулировки потоков вязких и сыпучих рабочих сред. Единственный недостаток такого механизма – его энергозависимость.
  • Пневмопривод приводит шток и запорный механизм в движение при помощи турбины со сжатым газом, работа которой напоминает работу обычного насоса. Сильной стороной пневматического управления является то, что весь управляющий механизм от штока до пневмотурбины размещается вне корпуса задвижки и не контактирует с рабочей средой, что увеличивает срок службы устройства.

Арматура с пневматическим приводом – самая сложная и дорогая. Ее устанавливают на трубопроводы, требующие удаленной регулировки, однако конструкция управляющего механизма такова, что в случае необходимости возможна ручная регулировка, которая благодаря пневматической турбине, не требует большой физической силы.

Сфера применения

Шиберная арматура способна выполнять всего две функции: перекрытие и регулировка потока, но благодаря конструктивным особенностям и вариативности исполнения, применяется в различных сферах:

  • бытовое и промышленное водоснабжение и водоотведение;
  • системы переработки сточных вод;
  • транспортировка газа, нефти и продуктов их переработки;
  • горнодобывающая промышленность;
  • производство пищевых и непищевых товаров народного потребления;
  • вентиляционные системы различного назначения.

Обратите внимание! В системах водоснабжения и водоотведения чаще всего используются клиновидные задвижки. Для остальных сфер применяют в основном ножевую арматуру, как более простую и надежную.

Шиберная задвижка для дымохода

Отдельного внимания заслуживает самая первая из шиберных задвижек – дымоходная. Она имеет давнюю историю и очень простую конструкцию: нет ни управляющего механизма, ни уплотнителей, только седла и заслонка-нож.

Это интересно! Устройство имеет немецкое происхождение, и название «шибер» означает «заслонка» или «задвижка» по-немецки. Поэтому весь запорно-регулирующий механизм и сам нож-затвор называют шибером.

Старинные печи и камины без задвижки не возводились, так как других способов регулировки тяги не существовало.

Ножевой затвор – прямоугольная чугунная пластина с ручкой – устанавливалась поперек дымохода. В стенках дымовой трубы на высоте чуть больше человеческого роста делались пазы, в которые устанавливалась чугунная рама, позволяющая задвижке свободно ходить вперед-назад, – она и служила комплектом седел. Ручка пластины-затвора выступала за пределы дымовой шахты, что позволяло устанавливать положение шибера от полностью открытого до полностью закрытого, плавно регулируя или полностью перекрывая поток воздуха в трубе.

При открытой задвижке тяга в дымоходе максимальная, дымовые газы отводятся в полном объеме, но и теплый воздух из помещений улетает в трубу. Обычно полностью открывают заслонку при растопке теплового прибора, а затем регулируют ее положение, добиваясь оптимальной тяги, при которой и огонь горит, и дом нагревается. Когда топливо прогорает и прекращается образование дыма, закрывают задвижку, чтобы не выпускать нагретый воздух через дымоход.

Современные печи, камины и котлы, особенно твердотопливные, по-прежнему нуждаются в этом нехитром механизме регулировки тяги. Но с появлением разнообразия в материалах для возведения дымохода появилась и необходимость модифицировать задвижки. Для дымовых шахт и комбинированных дымоотводящих конструкций прямоугольной формы до сих пор популярны чугунные шиберные задвижки. Круглые трубы приходится дорабатывать, устанавливая врезку с седлами, чтобы шибер мог свободно двигаться поперек дымохода.

Обратите внимание! Круглые дымоходы также оснащают поворотными задвижками, называемыми дроссельными заслонками. Так как этот механизм тоже выполняет функцию регулировки потока, его иногда называют поворотным шибером. Однако такая заслонка имеет совершенно другой механизм работы, более напоминающий поворотный клапан, а не классический ножевой затвор.

Способ установки

Монтаж шиберных заслонок выполняется четырьмя методами:

  • Сварным — торцевые части труб и патрубки арматуры спаиваются с использованием сварочного оборудования. Получается надежный герметичный, но неразборный узел.
  • Фланцевым – если торцевые части задвижки оснащены фланцами – круглыми или квадратными пластинами с отверстиями, в торцах труб также устанавливают фланцевые переходники. Для соединения элементов трубопровода фланцы совмещают и стягивают болтами, получая разъемный узел.
  • Резьбовым – патрубки имеют резьбу, соединение выполняется при помощи накидных гаек. Метод используется редко, так как резьбовый узел от вибрации рабочей среды разбалтывается и нуждается в периодическом подтягивании.
  • Закладным – корпус укладывается горизонтально между участками вертикальной трубы или шахт, узел цементируется. Используется только при монтаже дымовых шахт отопительных агрегатов.

По способу установки выделяют два вида задвижек:

  • муфтовая – имеет полноценный корпус с патрубками, может присоединяться фланцевым, сварным и резьбовым способом;
  • межфланцевая – корпус не имеет патрубков, в отдельных случаях корпус представляет собой только раму с седлами, такая задвижка устанавливается в разрез трубопровода или пазы в дымоходной шахте и присоединяется сварным, фланцевым или закладным методом.

infotruby.ru

устройство и принцип действия, применение в отопительных и вентиляционных системах

Среди различной регулирующей аппаратуры технологических потоков жидкостей и газов самым распространённым видом являются шиберные задвижки. Шиберной такая арматура названа по рабочему органу, шиберу. Применяются несколько разновидностей таких запорных устройств, подразделяются они по характеру рабочего органа и виду приводного механизма.

Устройство шиберной задвижки

Поток жидкости или газа движется в направляющей конструкции. Это может быть трубопровод, газопровод, воздуховод и подобные трубы. Для того чтобы прервать движение в потоке, необходимо перегородить проход. Для этого и предназначены шиберные задвижки. Устанавливаются они только в разрыв в магистрали с вмонтированными в этом месте с двух сторон фланцевыми соединениями. И шиберная задвижка принадлежит к виду межфланцевых регулирующих соединений.

Шиберные задвижки

Детали запорного устройства

Основным механизмом шиберной задвижки является нож, заслонка или шибер. Нож представляет стальную пластину со штоком, на который надевается привод, но может происходить и ручное регулирование. При этом рабочий механизм движется по направляющим между двумя фланцами и прерывает поток. При этом существуют системы уплотнения, сальники, обеспечивающие герметичность работы шиберной задвижки.

Другим регулирующим механизмом может быть поворотная заслонка, которая поворачивается на штыре, закреплённом по диаметру плоскости круглой пластины.

Другими деталями станут в зависимости от применения различные приводные устройства. При этом привод может быть:

  • ручным;
  • электрическим;
  • пневматическим;
  • механическим.

Иногда такие задвижки устанавливают под углом к потоку жидкости, это позволяет выполнять открытие с меньшими усилиями. Такое устройство легко ремонтируется, посадочные канавки очищаются от загрязнений.

Область применения шиберных задвижек

Регулирующая и запорная арматура используется при перекачивании пульпы, грязных сточных вод и в технологических процессах химического и целлюлозного производства. На газовых магистралях и в системе воздуховодов также применяют устройства с шиберами различной конструкции. Такие задвижки применяются для регулирования направленного потока пульпы или для пропускания агента в обе стороны.

При этом для разных целей применяются отличающиеся схемы регулирования.

  1. Одноножевая задвижка применяется в трубопроводах, работающих под давлением. При этом задвижка принимает усилие через шток, который может выдвигаться по мере открытия, а может быть невыдвижным. Открывание происходит за счёт неподвижной гайки, укреплённой в корпусе и штока с нарезанной резьбой.
  2. Двуножевые задвижки сложны и стоят намного дороже, применяются на газовых магистралях, работающих под большим давлением.

Применение такой запорной аппаратуры оправдано там, где давление в трубопроводе достигает меньше 40 бар и температура менее 400 градусов. Рабочий шибер изготавливается из материала, устойчивого к определённой рабочей среде.

Применение шиберов в отопительных системах

Если нагреватель, использует топливо и создаёт температуру рабочей среды, при горении с поступлением воздуха требуется отсекатель. В противном случае через каналы уйдёт нагретый воздух и помещение остынет. Заслонка, установленная на печной трубе, является простейшей ручной шиберной задвижкой. Устанавливается заслонка так, чтобы отсечь выход горячего воздуха. Таким местом является печная труба в холодной части, под потолочным перекрытием. Тогда весь нагретый воздух останется в помещении.

Однако, в этом случае шиберная задвижка служит и для регулирования расхода воздуха. Зная о том, что угли содержат жар, можно прикрыть воздух и тем самым продлить горение угля, добиваясь эффективной работы печи. Но при активном процессе выделяется угарный газ, поэтому вытяжка из печи должна работать. Считается, что пока над углём есть синие язычки пламени, заслонку закрывать полностью нельзя. Поэтому даже полностью закрытая заслонка по стандарту перекрывает условный проход дымохода на 85%.

Печные заслонки должны отвечать ряду требований. Так, они должны иметь:

  • гладкую поверхность;
  • не деформироваться при перепаде температуры;
  • быть лёгким в управлении.

Ещё не так давно считалось оптимальным применять для установки в трубу конструкцию шибера с пластиной из чугуна. Материал не деформируется, устойчив и лёгок в управлении. Однако новые материалы оказались эффективнее. Качественная нержавеющая сталь не создаёт гидравлического сопротивления и такую задвижку можно перевести на автоматическое управление в зависимости от температуры отходящих газов.

Шибер их нержавеющей стали может быть обычной заслонкой, а может иметь внутриканальный регулировочный узел с переводом его на управление с приводом. Чаще всего используется дроссельная заслонка.

Шиберные задвижки на вентиляционных системах

Вентилятор по принципу действия напоминает центробежный насос, только качает он не жидкость, а воздух. Поэтому задвижка на подаче воздуха в магистраль должна быть обязательно. Установленная после улитки вентилятора шиберная задвижка может работать на открывание автоматически после запуска вентилятора и тогда она называется пусковой. Другим назначением шибера может стать регулирование потока воздуха. Шибер для воздуховодов изготавливается из оцинкованной пластины и может устанавливаться перпендикулярно и под углом в 45 градусов.

Шиберные задвижки по своему рабочему органу не могут работать на системах с повышенным давлением жидкости или газа и на линиях, где основным требованием к арматуре является её полная герметичность.

pechi.guru

видео-инструкция по монтажу вентиляционной системы своими руками, фото и цена


 

Что это за приспособление — вентиляционный шибер? Для чего он применяется?  Из чего состоит шибер и как он встраивается в вентиляционный канал?

Чем его можно заменить? Попробуем ответить на эти вопросы.

Наш герой.

Что это такое

Перед нами простейший клапан для регулировки и перекрытия вентиляционного канала. Он представляет собой плоскую задвижку толщиной около миллиметра, выполненную, как правило, из оцинкованного стального листа.

Задвижка, в зависимости от размеров шибера, может двигаться по направляющим двух типов:

  • При небольшом размере воздуховода (примерно до 250 мм) — в щелевом кармане.

Шибер с щелевым карманом.

  • В каналах с большей пропускной способностью задвижка зафиксирована парой уголков. Такие направляющие легче очистить от загрязнений; к тому же они создают несколько меньшее сопротивление при открытии и закрытии клапана.

Заметьте: вне зависимости от типа направляющих задвижка не перекрывает воздуховод герметично и не обеспечивает полного отсутствия утечек из него в открытом положении. Как следствие, шибер нельзя использоваться в качестве клапана для пожарной или аварийной вентиляции.

Классификация

Какими бывают шиберные задвижки для вентиляционных систем? По каким признакам они могут классифицироваться?

Форма воздуховода

Типичный промышленный воздуховод имеет круглую форму. Причина банальна: круглое сечение имеет максимальную площадь при минимальной длине окружности. Как следствие, при фиксированной толщине стенки цена погонного метра канала с определенной пропускной способностью оказывается минимальной.

Чуть реже используются прямоугольные короба.

Для чего они нужны?

  • В этом случае куда проще монтаж калориферов, обеспечивающих подогрев приточного воздуха. Они в основной массе имеют квадратную или прямоугольную форму: производство водяных нагревательных приборов под круглое сечение просто-напросто нетехнологично.
  • Прямоугольный воздуховод проще спрятать за подвесным потолком или фальшстеной. При том же сечении, что и круглый, он способен занимать меньше полезного пространства.

Как нетрудно догадаться, шиберные задвижки производятся под воздуховоды обоих типов. В первом случае они монтируются на раструбах с их последующим уплотнением; во втором — используются фланцевые соединения.

Прямоугольный шибер под фланцевый монтаж.

 

Угол к оси воздуховода

Типичная шиберная задвижка перекрывает воздуховод, рассекая его под углом 90 градусов к  продольной оси. Даже при сравнительно невысоких скоростях потока воздуха частично закрытый клапан, порождая завихрения, становится источником сильного шума. Именно поэтому он не используется для регулировки проходимости канала.

В системах пневмотранспорта, однако, нередко возникает потребность именно в частичном ограничении проходимости воздуховода. В этом случае используется косой шибер, рассекающий поток под углом 45 градусов.

Его форма позволяет убить сразу двух зайцев:

  • Уровень шума существенно снижается благодаря меньшему количеству завихрений на препятствии.

При дросселировании косым шибером возникает меньше турбулентностей.

  • Становится возможной более точная регулировка пропускной способности канала: смещение задвижки на фиксированную величину означает меньшее в процентном отношении изменение живого сечения.

Монтаж

Как своими руками установить шиберный вентиляционный клапан? Точнее, чем уплотнить соединения?  Инструкция вполне предсказуемо найдется в СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы».

Бесфланцевое соединение

Условия эксплуатации Применяемые материалы
Температура до 40 градусов Герметизирующая лента «Герлен»
Температура до 70 градусов при круглом сечении воздуховода Мастика «Бутепрол»
Температура до 60 градусов при круглом сечении воздуховода Термоусадочные манжеты, термоусадочная лента

Лента «Герлен» используется для уплотнения раструбных соединений.

Кроме того: практикуется герметизация раструбных соединений силиконовыми герметиками. СНиП не запрещает их применение: после перечня рекомендованных материалов в нем оговаривается возможность использования способов герметизации, не вошедших в этот перечень.

 Фланцевое соединение

Условия эксплуатации Применяемые материалы
Транспортировка воздуха с температурой до 70 градусов Поролон, полимерный мастичный жгут, различные виды резины (включая пористую)
Транспортировка воздуха с температурой свыше 70 градусов Асбестовый картон, асбестовый шнур
Транспортировка паров кислот Кислотостойкая резина

Для фланцевых соединений СНиП отдельно оговаривает некоторые особенности сборки.

  • Подвес или опора, крепящие воздуховод, не должны приходиться на фланец.
  • Все болты должны располагаться с одной стороны от фланца.

Болты находятся с одной стороны фланцевого соединения.

  • При горизонтальном положении фланца болты должны находиться сверху от него, гайки — снизу.

Комментарий: эта рекомендация связана с банальной безопасностью. Болт тяжелее гайки и при падении с высоты способен нанести более тяжелые травмы.

Альтернативы

В их число входят многочисленные заслонки и клапаны, различающиеся как по выполняемым функциям, так и по устройству.

Пожарные клапаны предназначены для оперативной остановки естественной или принудительной вентиляции при возгорании, а также, наоборот, для массированной подачи воздуха к путям эвакуации людей.

В зависимости от исходного положения различают клапаны:

  • Нормально открытые;
  • Нормально закрытые;
  • Двойного действия.

На фото — нормально открытый пожарный клапан.

Для срабатывания клапана могут использоваться:

  1. Комбинации соленоида и возвратной пружины. Соленоид может открывать клапан; закрывать его; удерживать в открытом и закрытом положении, противодействуя возвратной пружине; отвечать за срабатывание замка, отпускающего заслонку.
  2. Плавкий замок в комплекте с пружиной. Клапана с такой схемой работы дешевы, но способны лишь на однократное срабатывание.
  3. Сервопривод с мотором и редуктором.

Кроме того, вместо косых шиберов широко используются дросселирующие заслонки с ручным или электромеханическим приводом.

Дросселирующая заслонка.

 

Заключение

Будем считать, что наше знакомство с новым типом вентиляционного оборудования состоялось. Как обычно, видео в этой статье предложит вниманию читателя дополнительную тематическую информацию.

Успехов!

gidroguru.com

заслонка своими руками, шибер для вентиляции, для чего нужен автоматический

Шиберная задвижка может отличаться по размеру и форме Большинство владельцев стоящих за городом коттеджей и домов предпочитают сегодня самостоятельно обустраивать систему отопления посредством возведения в помещениях каминов и печей. Данный принцип, безусловно, предполагает наличия определенных опыта, понимания технологии возведения и знаний. Одним из неотъемлемых элементов для любой печи, которые обеспечивают ее эффективную работу, является шиберная дымоходная задвижка.

Шибер на трубу: для чего он нужен

Сегодня красивый камин, как и современная эксклюзивная печь в доме уже не есть предметом роскоши. Имея желание, ее можно изготовить самостоятельно. Однако, без определенных знаний можно смастерить устройство, которое в лучшем случае просто не будет функционировать, а в худшем приведет к пожару.

Камин, как и печь, состоят из множества функциональных элементов, совмещенных воедино. Как один из них можно выделить шиберную задвижку для дымохода.

Это устройство дает возможность контролировать. А также регулировать тягу, идущую в системе отвода дыма. Шибер, в переводе с немецкого означает элемент, который выполнен из определенного металла.

Зачастую шибер на трубу изготавливается из алюминия

Основные функции шиберной задвижки:

  • Является основным тяги в дымоходе;
  • Регулирует уровень горения топлива;
  • Дает возможность уменьшать или увеличивать уровень пламени в топке;
  • Частично или полностью перекрывает сечение дымоходного канала;
  • Используется в системах вентиляции.

Задвижку можно устанавливать и в системах котлов одностенных, так и в двустенных агрегатах. Если камин или печь не эксплуатируются, шиберная задвижка должна в этот период быть в закрытом положении. Данный элемент, как правило, устанавливают на начальном участке дымохода, именно там, где участок его остается не утепленным. Следует знать, что на участок, с правильно утепленной дымоходной трубой, шиберную задвижку устанавливать не рекомендуется. Особенно там, где есть двухконтурные трубы. Дело в том, что при расширении металла на внешней и внутренней трубах, шиберную заслонку в обечайке скорее всего заклинит.

Какой шибер лучше: поворотный или задвижка

В большинстве случае, шиберную заслонку делают из нержавеющей стали, толщина которой не более 1 мм. Эта деталь обязана выдерживать температуры до 900 градусов Цельсия, а также отличаться устойчивостью к коррозии металла и низким коэффициентом терморасширения.

Для того чтобы иметь возможность максимально обеспечить простоту эксплуатацию дымохода, а также создать благоприятные условия для очистки сажи, поверхность заслонки полируют.

Состыковку швов необходимо выполнять методом вальцовки.

Обычно шибер перекрывает до 86 % дымохода. Этот показатель является оптимальным для того, чтобы эффективно выводить продукты горения из печи.

Основные разновидности шиберной задвижки:

  • Поворотный шибер. Дроссельная заслонка, представляющая собой металлическую пластину на вращающейся оси.
  • Горизонтальный выдвигающийся шибер. Пластина, которая находится внутри шибера и регулирует процессы посредством обычного выдвижения.

Довольно часто на поверхности задвижки делают небольшие отверстия, позволяющие оставлять небольшой зазор даже при полном закрытии пластины. Эти требования предъявляет пожарная безопасность, обеспечивающая комфортное и безопасное использование каминов и печей. Поворотный же задвижной механизм при кладке печей и каминов используется реже из-за сложности его конструкции. А вот для газовых отопительных приборов он будет как нельзя более подходящий. Шиберная заслонка в данном случае больше служит защитой дымохода от попадания осадков нежели как регулировщик тяги.

Установка печной задвижки: три способа монтажа

Хорошая тяга – самое главное условие для правильной эксплуатации топливной системы. В печи, где правильно отрегулирована тяга топливо сгорает практически полностью, обеспечивая тем самым эффективный, главное, экономичный процесс обогрева. Хозяева дровяных печей знают – там, где тяга плохая, нет тепла, и в любую минуту может случиться задымление или пожар.

Перед тем как устанавливать печную задвижку, стоит посмотреть обучающее видео с мастер-классом

Для того, чтобы избежать этих неприятностей и устанавливается в системе дымоотвода шиберная заслонка. С помощью нее деление газовых пузырьков в дымоходе нейтрализуется.

Существует три способа установки шибера:

  1. Заслонку устанавливают в каминной топке. В этом случае шибер монтируется на расстоянии 1 метра над отопительным устройством. Это обеспечивает прибору простую эксплуатацию.
  2. Метод «труба в трубу». Он предполагает соединение шибера с другими элементами конструкции, и не требует дополнительного использования крепежа.
  3. Монтаж шиберной задвижки в вентиляционную трубу. Однако, такой вариант устройства обычно используется для защиты мотора вентилятора от перегрева в процессе его работы.

Готовые дымоходы, которые вы увидите в продаже, должны оборудоваться уже встроенным шибером. Он может быть как ручным, так и автоматическим.

Поворотный шибер своими руками

В случае, если вы приобрели готовый дымоход, а в нем нет шиберной задвижки, или строите печь или камин, то данное устройство можно изготовить самостоятельно.

Не стоит забывать, что задвижка должна быть изготовлена только из качественной тонкой нержавеющей стали.

Для изготовления поворотного элемента вам понадобятся такие инструменты и материалы:

  • Дрель;
  • Метчик;
  • Болгарка и шлифованный или отрезной абразивный круг к ней;
  • Масло для смазки метчика;
  • Молоток;
  • Плоскогубцы;
  • Тиски;
  • Крен;
  • Сварка;
  • Соответствующие электроды;
  • Рулетка;
  • Циркуль;
  • Маркер.

Подготовьте также лист стали нержавеющей, толщиной 1 мм. и нержавеющую трубу 6 мм в диаметре, два восьмимиллиметровых болта, большой гвоздь или прут из металла. Перед началом работ необходимо выполнить замеры и сделать чертеж будущего предмета. Когда все материалы, инструменты и чертеж подготовлены, изготовьте задвижку согласно сделанных вами замеров.

Горизонтальная задвижка на дымоход своими руками

Для изготовления этого варианта задвижки вам необходимо купить уже готовый заводской шибер из нержавейки, которая по конструкции напоминает рамку с двигающимся внутри механизмом. Делается это перед началом кладки печи или камина.

При покупке горизонтальной задвижки на дымоход следует убедиться, что на ней отсутствуют повреждения в виде трещин

Далее следуйте следующей инструкции:

  • Согласно схемы порядовки выложите 2 ряда кирпичей будущей печи или камина;
  • Для того ряда, где будет установлена задвижка, вырежьте в кирпиче пазы – бороздки для вхождения через них металлического задвижного элемента.
  • Установите заслонку;
  • В боковом кирпиче вырежьте углубление для хода ручки заслонки, чтобы в дальнейшем у вас была возможность очищать печь от сажи;
  • Уложите следующий ряд кирпичей;
  • Тщательно заделайте все образовавшиеся зазоры.

Изготовление простого шибера не требует большого количества времени и колоссального опыта. С задачей может справиться и начинающий строитель.

Для чего нужна шиберная задвижка для дымохода (видео)

Следовательно, шиберная задвижка – важная деталь, позволяющая существенно повысить эффективность и качество работы котла, печи или камина, и обеспечивающая пожарную безопасность в доме или другом помещении может быть куплена в готовом виде вместе с топкой и дымоходом, а может быть изготовлена самостоятельно по индивидуальным чертежам.


Добавить комментарий

teploclass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *