Огнезащита воздуховодов: разновидности и принципы действия
Воздуховоды, которые используются в системах вентиляции и кондиционирования могут стать причиной распространения продуктов горения за пределы локализированной территории. Средства и мероприятия по предотвращению каскадного распространения пожара обеспечивает огнезащита воздуховодов, СНиП 41-01-2003 «Отопление, кондиционирование и вентиляция».
Основным параметром, который определяет дальнейшие действия по защите, является огнестойкость конструкции самого воздуховода. Как правило, если нормативы предусматривают защиту вентиляции, то материалом изготовления служит сталь не менее 0,8 мм толщиной.
Под пределом огнестойкости подразумевается время, которое необходимо температуре в сочетании с открытым пламенем для нарушения целостности конструкции воздуховода. Для повышения этого показателя вентиляционные магистрали облицовывают различными материалами, которые выполняют не только роль огнезащиты для конструкций воздуховодов, но так же и функцию звуко- и теплоизоляции.
Методика огнезащиты воздуховодов
Различают несколько основных способов осуществления изоляции вентиляционных коробов:
- Традиционный метод при помощи армирования внешней поверхности. Чрезвычайно длительный и трудоемкий процесс, но не требует высокой квалификации и использования специальной техники.
- Механизированное нанесение антипиреновых материалов. При его применении используются как современные изоляционные материалы, так и дорогостоящая техника. Однако, метод имеет высокую скорость проведения работ, эффективность и сравнительно низкую стоимость.
- Комбинированный метод – сочетает преимущества предыдущих. Для изоляции используются современные комбинированные высокоэффективные материалы, но их установка производится вручную или с применением средств малой механизации (краскопульты, сварочные аппараты с автоматической подачей проволоки и т. п.).
Конструкционный способ изоляции предполагает облицовку вентиляционных коробов различенными материалами, среди которых:
- Огнеупорный и обычный кирпич;
- Вермикулитовые и стекломагнезитовые плиты и панели;
- Штукатурка, обмазка или окрашивание специальными огнеупорными составами, красками или мастиками или обычными цементными и гипсовыми облицовочными смесями.
Материалы, кото рые применяют в процессе работы, условно разделяют на две категории:
- Толстослойные покрытия – это моношаровый или многошаровый комбинированный материал толщиной до 100 мм. Принцип действия – предохранение элементов воздуховодной конструкции от влияния повышенной экстремальной температуры. Это довольно громоздкий, но сравнительно дешевый и весьма эффективный метод.
- Тонкослойные вспучивающиеся покрытия сейчас приобретают все большую популярность. Принцип их действия заключается в обугливании под воздействием высокой температуры, образовавшийся пористый слой является хорошим теплоизолирующим материалом и предохраняет воздуховод от перегрева. Из основных достоинств этого способа можно отметить эстетический внешний вид, что довольно важно, если короба монтируются открытым способом, и высокую скорость нанесения с помощью кисти или краскопульта. Недостатком является, пока еще, высокая стоимость большинства составов.
Составы на основании неорганических вяжущих, портландцемент, жидкое стекло, имеют толщину покрытия 7-10 мм. Составы на основании органических активных веществ имеют эффективную толщину 1 мм. При этом оба типа повышают предел огнестойкости на ¾ часа.
Влагостойкая огнезащита воздуховодов представляет собой силиконизорованные мастики и лакокрасочные составы, которые предназначены для нанесения, на металлические конструкции, придавая им дополнительную антикоррозионную стойкость.
к оглавлению ↑Эффективность огнезащиты
Согласно НПБ 236-97 «Огнезащитные составы для стальных конструкций…» красящие вещества разделили на 5 категорий, в зависимости от времени повышения предела огнестойкости:
- 1 – до 150 мин;
- 2 – до 120 мин;
- 3 – до 60 мин;
- 4 – до 45 мин;
- 5 – до 30 мин.
На данный момент в нашей стране наиболее популярными являются толстослойные облицовочные материалы. Производители огнезащиты воздуховодов, широко представленные на рынке, предлагают высокоэффективные комбинированные рулонные материалы для ручного монтажа.
к оглавлению ↑Бизон
Огнезащита воздуховодов БИЗОН состоит из теплоизоляционного ультратонкого базальтового волокна на основании металлизированной отражающей пленки. Является экологически чистым и биологически нейтральным и нетоксичным. Допускается использование в сооружениях любого типа, в том числе и в зданиях пищевой промышленности. «БИЗОН» значительно повышает предел огнепрочности тонкостенных металлических конструкций. 40 мм слой обеспечивает 2 категорию, а 60 мм – первую. Диапазон рабочих температур -260°С — +750°С.
Крепление на поверхности воздуховода может производиться при помощи металлических хомутов или приваренных к коробу штифтов с прижимными шайбами. Реализуется в рулонах шириной 1 м, диной до 6 м. К преимуществам можно отнести устойчивость к влажности, возможность монтажа при любых погодных условиях и температуре окружающей среды, высокую виброустойсивость.
к оглавлению ↑Rockwool
Огнезащита воздуховодов Rockwool – это комбинация из волокон минеральной ваты и металлизированного внешнего отражающего слоя. Для придания конструкции большей прочности со стороны минерального основания мат покрыт металлической сеткой с гальваническим антикоррозионным слоем, аналогичной проволокой он прошит по всей толщине. Такая упрочненная конструкция облегчает процесс монтажа и увеличивает срок службы, однако делает материал несколько тяжелее, чем сопоставимые по эффективности аналоги.
В связи с этим производитель рекомендует выполнять монтаж матов на специальные самоклеящиеся штифты.
Маты прижимаются к штырям шайбами фиксаторами, для предотвращения травм верхушки штифтов прикрываются пластиковыми колпаками.
При стыковке щели между матами заклеиваются алюминиевым скотчем.
к оглавлению ↑PRO VENT
Огнезащита воздуховодов PROVENT производится нескольких модификаций и типоразмеров. Как с фольгированным покрытием, так и без него. Сам мат состоит из тонкого базальтового волокна и прошит тонкой металлической проволокой. Срок службы изделия, по заявлениям производителей составляет 25 лет, что сопоставимо со временем функционирования воздуховодов. Поднимает предел огнестойкости от 60 до 240 мин.
Монтаж может осуществляться как на штифты, так и с помощью хомутов.
ohranivdome.net
Огнезащита воздуховодов: виды и характеристики
Огнезащита вентиляции считается одной из сложнейших задач. Сложность обусловлена проблемами обработки труднодоступных областей воздуховода, при этом важно обеспечить долговременность огнезащиты при воздействии любых внешних факторов.
Мастика и базальт.
Самый простой способ исключить повреждения от огня – нанесение мастичного состава. К сожалению, с его помощью время огнестойкости увеличивается лишь на 90 минут. Эффективность защиты зависит и от ряда внешних факторов, к примеру, при повышенной влажности и сильных перепадах температуры мастика трескается и осыпается.
В этом случае лучше использовать базальтовые волокна. На сегодняшний день это самый надёжный материал. Воздуховоды обклеиваются фольгированным базальтовым материалом, они пригодны в любое время года, монтаж практически ничем не осложнён, при этом внешний вид воздуховодов замечательный. Срок службы базальтовых волокон неограничен, ведь базальт не подвергается воздействию агрессивной среды. Фольгированные покрытия удобны тем, что их мойка ничем не осложнена. Базальт выпускается готовыми матами или в виде комбинированных покрытий.
Безопасность помещений.
При возникновении пожара дым распространяется моментально. Он и является наиболее опасным фактором, так как угарный газ губителен для организма. В связи с этим качеству монтажа при установке системы вентиляции следует уделить особое внимание. При этом немаловажен и расчет вентиляции.
Согласно требованиям пожарной безопасности в состав системы вентиляции включаются противопожарные клапаны, воздушные затворы и огнезащитные покрытия. Чтобы определить степень огнестойкости конструкции, анализируются плотность и эффективность теплоизоляции. По требованиям СНиП 41-01-2003 необходимо использовать материалы, выполненные на основе базальта и клеящей огнезащитной мастике. Их сертификация должна соответствовать огнестойкости E1 30 – E1 180.
Организационные мероприятия по реализации пожарной безопасности – это задача не только собственников, но и государственных органов. В связи с этим производятся проверки, в ряде случаев вентиляция модернизируется согласно принятым нормам. На период эвакуации системы должны работать бесперебойно.
Виды огнезащитных материалов.
Огнезащита воздуховодов дымоудаления регламентируется требованиями к устройству системы вентиляции. Их каналы проходят через несколько этажей, пересекаясь с противопожарными отсеками. Именно поэтому опасность распространения огня велика – в случае плохой огнезашиты возгорание переходит в соседние помещения. Зачастую воздуховоды обрабатываются специальными составами, следовательно, чем больше толщина слоя нанесённых средств, тем выше безопасность при пожаре. Принцип действия составов основан на вспенивании. В результате значительного повышения температуры образуется хорошая теплоизоляция.
Кроме того, в качестве защиты от огня используется штукатурка или ткани, пропитанные специальным огнеупорным средством. Приветствуется комбинирование видов, такой подход позволяет с большей долей вероятности исключить распространение пожара.
Как привило, применяются два вида покрытий для защиты от распространения огня – специальные средства и листовые материалы. В первом случае происходит вспенивание, наружные поверхности изолируются, в результате защищаются примыкающие отделочные материалы от возгорания.
Листовые аналоги преимущественно выполняются из асбеста и цемента, могут быть перлитофосфогелевыми, гипсокартонными и гипсоволокнистыми. С их помощью увеличивается предельное время сопротивлению огню до 4 часов. При этом нормативы предусматривают лишь 2,5 часа.
Правильное проектирование воздуховодов, качество их монтажа и особенности устройства противопожарной защиты определяют степень безопасности во время распространения огня. Воздуховоды, проходящие в разных помещениях здания, обязательно обрабатываются специальным раствором. Согласно правилам СНиП, таким образом увеличивается степень пожарной безопасности помещений.
Чтобы обеспечить хорошую защиту воздуховодов, используются негорючие материалы. С их помощью производится облицовка и изоляция. Это могут быть невоспламеняющиеся материалы класса А или Б. Во втором случае защита более эффективная и дорогая. Применяют такие материалы в пределах одного помещения.
Если воздуховод не проходит через несущие конструкции (потолки, стены и пр.), то при монтаже огнеупорных материалов можно использовать менее огнестойкие аналоги (огнезадерживающие). Как правило, их монтируют совместно со строительными материалами класса В1. Использование аналогов этого класса не допустимы при реализации огнезащиты в коридорах и при переходах, предназначенных для эвакуации, а также в подвесных потолках, создаваемых для защиты элементов системы вентиляции от распространения огня.
Огнестойкость – это величина, определяемая временем от начала нагрева конструкции до наступления предельного состояния её материала. Предельные состояния различают двух видов: потеря теплоизолирующей способности и потеря плотности. Чтобы эти характеристики оставались в пределах нормы, кроме базальта и мастики используются краски особого состава, огнестойкие виды штукатурок, специальные теплоизоляционные плиты, маты и полотна, выполненные из современных теплостойких материалов.
Защита от возгорания производства «Бизон».
Компанией «Бизон» выпускается современная огнезащита воздуховодов. Цена на изделия радует, технологии производства позволяют отпускать продукцию на выгодных для потребителя условиях. При этом качество соответствует современным стандартам.
Производитель выпускает широкий спектр разновидностей материалов. Они выполняются из базальта, транспортируются в основном рулонами и кашированы фольгой, выполненной из алюминия. Применяться могут совместно с клеевыми составами или без них. Изготавливается материал из волокон базальта, при этом исключены какие-либо связующие вещества, так как фиксируются волокна между собой простой вязкой. Покрывается продукция полированной фольгой. Она идеально отражает тепло – до 97%. Кроме этого, фольга из алюминия – это прекрасный пароизолятор, Она крепится с помощью термоприваривания. Клеевые составы полностью исключаются.
Для повышения огнестойкости при изоляции конструкций, выполненных из металла, используется состав FSA. Он выполняется из минеральных наполнителей и силикатных веществ.
Особенности применения материалов производства «Бизон».
Огнезащита воздуховодов Бизон используют в качестве покрытия для повышения огнестойкости конструкции во всех типах помещений. Это могут быть производственные и гражданские здания, офисы, социальные учреждения и пр. Материал используется не только для изоляции, но и для дымоудаления. Он выдерживает контакт с открытым огнём продолжительное время, он не разрушается, не прогорает и не деформируется. Нередко материал производства «Бизон» используется совместно с различными утеплителями, такими как пенопласт, пенополистирол и пр.
По размерам рулоны различные. Их длина – 6, 10, 20 м, ширина – 1 м. Толщина материала составляет 5, 8, 20, 40, 50, 60, 80 мм, так что выбор предлагается широкий, следует лишь подобрать исполнение, ориентируясь на особенности монтируемой конструкции.
В перечень характеристик огнеупорного материала «Бизон» входит также толщина слоя фольги. Она равна 15 мкм. Следует обратить и на плотность мата, его величина варьируется в пределах от 45 до 100 кг/м3. Теплопроводность при температуре 22°C составляет 0,038 Вт/м*К. Коэффициент теплового отражения – 97%, а температура, при которых материал применяется, составляет пределы от -260 до +900°C.
Материал «Бизон» характеризует низкая теплопроводность, высокая устойчивость к изменению температуры, отличная пароизоляция, виброизоляция, шумоизоляция и высокая степень отражаемости. Основными преимуществами следует считать простоту монтажа, уникальную возможность эксплуатирования при повышенной влажности воздуха, небольшую нагрузку на конструкцию, прекрасную виброустойчивость. Кроме того, огнеупорный материал «Бизон» можно мыть, а срок службы практически не определяется, так как он обусловлен временем службы самой конструкции.
sigadoma.ru
Технология монтажа огнезащиты воздуховодов ET VENT
Настоящая инструкция описывает технологию монтажа конструктивной системы огнезащиты воздуховодов ET Vent. Данное огнезащитное покрытие воздуховодов, производимых как из черных, так и из оцинкованных металлов позволяет повысить огнестойкость воздуховодов до EI180.
Краткое описание огнезащитной системы ET Vent.
Настоящая инструкция распространяется на систему комплексной огнезащиты воздуховодов ET Vent, состоящую из: базальтового материала МБОР, выпускаемого по ТУ 5769-003-48588528-00 с изм.1,2,3,4 в сочетании с огнезащитным составом Плазас, производимым по ТУ 5765-013-70794668-06.
Подробнее о технических характеристиках огнезащитного покрытия можно ознакомиться в статье – ET Vent. Огнезащита для воздуховодов.
Технология монтажа огнезащитного покрытия ET Vent
Подготовка поверхности воздуховода.
Воздуховоды, подлежащие огнезащите, требуется подготовить к монтажу комплексной системы огнезащиты воздуховодов ET Vent.
Для этого необходимо:
- Если воздуховод из черной стали и не обработан грунтовочным слоем поверхность конструкции очистить от ржавчины, окалины, обеспылить и обезжирить. Ржавчина удаляется до 2 степени по ГОСТ 9,402 . В последующем поверхность высушивают. Далее следует нанести антикоррозийную грунтовку ГФ-021, ГФ 0163.
- Если имеется антикоррозийное покрытие с участками отслаивающегося, поврежденного, антикоррозийного покрытия. Поврежденные участки механически зачищаются и покрываются новым слоем антикоррозийного состава (ГФ 0163 или ГФ021).
- Воздуховоды из оцинкованной стали очищают от пыли, грязи и обезжиривают при помощи моющих составов, просушивают.
Нанесение клеевого состава Плазас.
Условия нанесения.
Работы по нанесению мастики возможно производить только при положительных температурах и влажности не превышающей 85%. Не допускается попадание капельной влаги на поверхность воздуховода.
Подготовка жаростойкой клеевой мастики Плазас.
Перед использованием мастику тщательно перемешивают до однородной массы механическим способом. Допускается разведение мастики водой до 5% от объема.
Нанесение мастики.
Мастику наносят строительным шпателем или кистью.
- Для пределов огнестойкости EI 30, EI 60, EI 90, EI 120, EI 150 наносят одним слоем требуемой толщины.
- Для достижения предела огнестойкости EI 180, при монтаже двух слоев базальтового материала МБОР-10Ф на воздуховод наносится слой 1,5 мм и между слоями слой 0,5 мм.
При выполнении работ необходимо контролировать толщину слоя при помощи прибора Константа ГУ , либо другого измерительного прибора, обеспечивающего достоверность измерений.
Монтаж огнезащитного базальтового огнезащитного полотна МБОР на воздуховод.
Предварительно необходимо произвести раскрой огнезащитного материала МБОР, учитывая размеры и конфигурацию воздуховодов.
Необходимо помнить, что расход огнезащитного покрытия на 1 кв.метр защищаемой поверхности составляет не менее 1,1 кв.м.
В случае монтажа огнезащитного покрытия в два слоя монтаж производится стык в стык, но со смещением швов относительно друг друга. При этом расход базальтового огнезащитного материала МБОР составляет не менее 2,05 кв.м на кв.м поверхности воздуховода.
В дальнейшем, на влажный слой мастики, наклеивается (обворачивается воздуховод) огнезащитным покрытием МБОР фольгированой стороной наружу.
Применяемые покрытия МБОР:
- Предел огнестойкости воздуховода EI 90 – применяется покрытие МБОР-8Ф ;
- Предел огнестойкости воздуховода EI 120 – применяется покрытие МБОР-13Ф;
- Предел огнестойкости воздуховода EI 150 – применяется покрытие МБОР-16Ф;
- Предел огнестойкости воздуховода EI 180 – применяется покрытие 2 слоя МБОР-10Ф или 1 слой толщиной 20мм.
При монтаже комплексной огнезащиты ET Vent на смонтированный воздуховод.
Первоначально клеевым составам Плазас промазывают фланцевые соединения на ширину 50 мм с каждой стороны и толщиной слоя 1 мм.
Далее фланец обворачивают полосой материала МБОР шириной равной
А=2h + b + 100 мм,
где А – ширина полосы;
h – высота фланца;
в – толщина соединения,
Далее монтаж производится в соответсвии с методикой описанной ранее.
Схема монтажа огнезащиты воздуховодов ET Vent приведена на рисунке 1.
1-Воздуховод. 2-Огнезащитный состав Плазас 3-МБОР -8Ф, МБОР -13Ф, МБОР -16Ф 4- Фланцевое соединение
|
1-Воздуховод. 2-Огнезащитный состав Плазас 3-2 слоя МБОР-10Ф 4- Фланцевое соединение |
При монтаже комплексной огнезащиты ET Vent до монтажа воздуховодов.
При данной схеме монтажа допускается производить огнезащиту фланцев после монтажа защищенных воздуховодов.
Возможно, при монтаже использовать бандаж из стальной проволоки с последующим наклеиванием алюминиевого скотча (по желанию заказчика).
При монтаже комплексной огнезащиты ET Vent на воздуховоды, находящиеся в непосредственной близости друг от друга или от ограждающих конструкций.
Рекомендуется производить огнезащитную обработку на земле до монтажа воздуховодов; Допускается зачеканить щели между смонтированными воздуховодами негорючими материалами из минеральной ваты или базальтового волокна и далее обернуть покрытием ET Vent, объединив воздуховоды в единую систему;
Узкие промежутки между воздуховодами и ограждающими конструкциями также плотно заполнить негорючими материалами из минеральной ваты или базальтового волокна, после чего заполненное пространство укрыть системой ET Vent с нахлестом на ограждающую конструкцию. Возможно заделать промежутки цементно-песчаным раствором с последующей штукатуркой;
Места пересечений воздуховодов с ограждающими конструкциями следует зачеканить негорючими материалами, обеспечивая нормируемый предел огнестойкости пересекаемой ограждающей конструкции.
Огнезащита несущих элементов воздуховодов.
Огнезащита кронштейнов и подвесов воздуховодов производится тем же материалом что и воздуховод с толщиной слоя мастики
Плазас 0,5-1 мм и нахлестом в местах стыков на 20 мм.
Контроль качества.
- В процессе монтажа. Контролируется расход и толщина нанесенного состава Плазас.
- Контроль готового покрытия ET Vent производится по внешнему виду. При осмотре покрытие не должно иметь механических повреждений, провисаний, отслоений.
- Контроль общего слоя покрытия. Контроль производится с помощью прибора Константа-5 или прибором, аналогичным данному. Средняя толщина смонтированного покрытия ET Vent должна быть для предела огнестойкости:
для EI 90 – не менее 8,5 мм;
для EI 120 – не менее 13,5мм,
для EI 150 – не менее 16,5мм,
для EI 180 – не менее 19,5мм.
Гарантийный срок хранения.
Материал базальтовый огнезащитный рулонный МБОР– 12 месяцев.
Огнезащитный состав Плазас – 6 месяцев
delo01.com
Изоляция воздуховодов дымоудаления, противопожарная защита
Ни одно здание не обходится без системы воздуховодов, но сегодня требования к таким системам сильно возросли. Как в жилых так и в производственных помещениях на систему вентиляции возлагаются обязанности не только по воздухообмену, но и по дымоудалению в случае возгорания. Вместе с дымом в вентиляционную систему будет затягиваться и горячий воздух, который естественно станет причиной сильного нагрева стенок воздуховодов, что в свою очередь может стать причиной возникновения пожара в соседнем помещении.
Изоляция воздуховодов дымоудаления
Противопожарная изоляция воздуховодов дымоудаления кроме своего прямого назначения может защищать металлические конструкции от конденсатного образования при совмещении системы вентиляции и системы дымоудаления.
Главное требование, предъявляемое к изоляционным материалам для целей дымудаления – это устойчивость к воздействию высоких температур и усадке. К современным материалам предъявляется также и требование экологичности. Среди специалистов очень ценится возможность монтажа в местах с ограниченным доступом, ну а потребителям посоветуем обратить внимание на продолжительность срока службы.
Типы изоляции воздуховодов
Какие же типы изоляции воздуховодов дымоудаления лучше использовать?
Если Вам необходима изоляция, занимающая минимальный объём – это конечно же специальная краска. При высокотемпературном воздействии она, увеличиваясь в объёме, преобразуется в пористое термоустойчивое покрытие. При принятии решения о более серьёзной защите наиболее применимы материалы из минеральной ваты или стекловолокна, которые так же являются удобными при установке за счёт своей гибкости, при этом обеспечивая высокий уровень защиты воздуховодов дымоудаления самых разных конфигураций. Применим также и вариант покрытия штукатуркой типа минерального покрытия. Там, где нельзя обойтись одним вариантом изоляции, употребляют сразу несколько типов в комплексе.
Минимальное требование к всем типам изоляции дымоудаления является устойчивость к прямому воздействию огня не менее часа, достаточным считается противодействие открытому огню около полутора часов. Существуют такие типы материалов, которые выдерживают высокотемпературный режим до четырёх часов.
Подводя итоги, можно сказать, что все современные типы изоляции воздуховодов дымоудаления должны экологичными, обладать достаточно высокой термоустойчивостью, являться хорошим шумопоглотителем, не иметь усадки при изменении среды, сохранять первоначальные свойства в течение отведённого ему срока службы.
vs-vent.ru
Огнезащита воздуховодов: особенности крепежа
ROCKWOOL / РОКВУЛ В статье рассмотрена актуальность систем огнезащиты воздуховодов и раскрыты существующие способы монтажа систем, их преимущества и недостатки. Предложено современное решение, позволяющее сократить человеческий фактор при крепеже каменной ваты на воздуховоды. Ежегодно пожары в коммерческих и промышленных зданиях наносят огромный материальный ущерб и, что самое страшное, уносят человеческие жизни. Особенно уязвимы системы общеобменной вентиляции и дымоудаления именно по ним в случае пожаров распространяется пламя, что осложняет процесс тушения огня. Так, летом 2016 г. произошло возгорание воздуховода в крупном самарском торговом комплексе «Интермебель». Пожар распространился на относительно небольшую площадь 50 м2, но в его тушении участвовали 70 человек и 21 единица техники. В происшествии никто не пострадал. Но, к сожалению, известны случаи с более серьезными последствиями. Так, в феврале 1998 года полностью выгорело здание Росморфлота в Москве, несколькими месяцами позже при пожаре в здании РАО «ЕЭС России» было уничтожено 2000 м2 площади, а еще два года спустя произошел пожар на Останкинской башне.Во избежание подобных вышеописанным ситуаций воздуховоды в коммерческих, гражданских, жилых и промышленных зданиях необходимо защищать системами огнезащиты с пределами огнестойкости EI от 30 до 240 минут. Они способствуют сохранению целостности инженерных коммуникаций, чтобы при пожаре те, например, продолжали работать, удаляя из помещений дым. Как правило, в качестве огнезащиты рулонные негорючие материалы с покрытием фольгой, в частности, прошивные маты из каменной ваты проверенных производителей. Ее волокна способны выдерживать температуры до 1000 0С, в критической ситуации сдерживая распространение огня. Но недостаточно просто выбрать проверенное решение для того, чтобы система огнезащиты функционировала должным образом, необходимо уделить особое внимание её монтажу. Рассмотрим известные способы крепления, и выясним, существуют ли решения, которые позволяют избежать ошибок при установке и в то же время отличаются высокой надёжностью. Клеевое крепление: просто, доступно, но с некоторыми ограничениями Установка теплоогнезащитных матов на иглы требует особенно тщательного подхода, так как нужен специальный инструмент и определённые навыки со стороны монтажника. На подготовленную поверхность воздуховода посредством импульсной конденсаторной сварки крепятся иглы. Точки приварки намечаются исходя из конструктивных особенностей воздуховода: размеров и конфигурации сечения. Так, для прямоугольных воздуховодов горизонтального расположения достаточно приварки игл с трёх сторон: снизу и по бокам. Расстояние между штифтами рекомендуется выдерживать в 350 мм, между краем воздуховода первой линией игл 100 мм. Таким образом, на квадратный метр в среднем используется девять крепежей. На приваренные штифты нанизываются минераловатные маты. Они фиксируются блокировочными шайбами, сверху самоклеящейся алюминиевой лентой крепятся накладки из каменной ваты, а концы игл подгибаются или откусываются. Подвесы можно закрыть огнеупорными цилиндрами из каменной ваты. Подобный способ установки огнезащиты крайне надёжен, но требует от монтажника высокой квалификации и умения пользоваться сварным инструментом, а также временных затрат. Как и бандажная лента, штифтовое крепление имеет предел огнестойкости до 180 минут. При повышенных требованиях к огнезащите для EI 240 специалисты рекомендуют использовать комбинированный способ крепления: одновременно при помощи и лент, и игл. Механическое крепление: новый взгляд на монтаж огнезащиты Учитывая, что каждый из рассмотренных способов имеет не только преимущества, но и недостатки, в числе которых трудоёмкость, специалисты отраслевых компаний-производителей разрабатывают решения, значительно ускоряющие монтаж и снижающие вероятное количество ошибок. Так, компания ROCKWOOL представила решение с применением ALU I WIRED MAT 105 мат, кашированный неармированной алюминиевой фольгой и покрытый сеткой из гальванизированной проволоки. Благодаря наличию металлических ячеек, такие маты можно крепить на воздуховод вязальным крючком или вязальной проволокой (так называемое самонесущее крепление). Провязка крючком отлично подходит для негабаритных воздуховодов, с шириной горизонтальной грани до 600 мм: ALU I WIRED MAT 105 оборачивается вокруг воздуховода, стыки скрепляются вязальным крючком. Больше никаких работ не требуется. Если размер горизонтальной стенки воздуховода превышает 600 мм, для предотвращения провисаний огнезащитного покрытия необходимо использовать бандажную ленту или проволоку (так же в качестве бандажа). Предел огнестойкости самонесущего крепления от 60 до 120 минут. Подвесы при этом могут оставаться не изолированными, так как сами по себе резьбовые штанги, крепящие траверсы, обладают пределами огнестойкости 150 и 180 мин (шпильки М8 и М10 соответственно). Отсутствие необходимости огнезащиты креплений воздуховодов ведёт к дополнительной экономии времени и материалов. ALU I WIRED MAT 105 и самонесущее крепление, предложенные компанией ROCKWOOL, проверены на соответствие Технического регламента о требованиях пожарной безопасности №123-ФЗ и ГОСТ Р 53299-2013 «Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость». Испытания проводились независимыми экспертами, получен сертификат соответствия федерального образца. На сегодня это единственное подобное решение на рынке огнезащиты воздуховодов, проверенное и прошедшее обязательную сертификацию, подтверждающую заявленные характеристики. Стоит отдельно отметить, что для случаев, когда требуется реализовать огнезащиту с EI 60, разработаны маты ALU I WIRED MAT 105 толщиной 25 мм взамен распространненых толщиной 30-40 мм. Это самое тонкое решение для обеспечения предела огнестойкости 60 мин для воздуховодов и систем дымоудаления среди минераловатных неклеевых решений. Оно разработано специально для объектов, где недостаточно пространства между воздуховодом и потолком. Продукт имеет все необходимые сертификаты на соответствие требованиям ТР пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам и документацию о пожарных испытаниях воздуховода с покрытием толщиной 25 мм. В материале подробно описаны все из доступных на сегодняшний день креплений огнезащиты воздуховодов. Конкретное решение всегда подбирается исходя из особенностей проекта, условий укладки матов, требуемых пределов огнестойкости и бюджета. Для удобства все обеспечиваемые при помощи крепежа EI сведены в таблицу ниже. Показатели действительны только при подборе огнеупорных матов с соответствующими характеристиками Узнайте больше | Партнеры С нами |
stroytovaroteka.radidomapro.ru
Огнезащита воздуховодов
Огнезащита воздуховодов – необходимый компонент правильно оборудованной системы вентилирования, которая может стать разносчиком смога и пламени в помещении. При создании огнеупорного препятствия на воздуховодах трудность составляет сложная форма вентилируемых путей и сформированные ею малодоступные пространства. Также есть потребность обеспечить продолжительное противодействие огню конструкции, невзирая на всевозможные окружающие условия.
Принцип подбора материалов для огнезащиты воздуховодов
Огнеупорная обработка воздуховодов формирует барьер для огня, препятствует перегреву дымоходов, не позволяет каскадному распределению угарного газа по всему расположению, разрешает возобновить работу вентилируемой системы в трудной обстановке.
При формировании огнезащиты воздуховодов дымоудаления берется к сведению огнеупорность структуры системы. Если структура обеспечивает противопожарную безопасность вентилируемого пути, то для её создания необходимо использовать сталь, толщина которой должна быть не меньше чем 0.8 мм. Однако это создает невысокое противодействие конструкции огню – всего 20 минут. Для увеличения лимита огнеупорности используют несгораемые вещества.
Подбор огнеупорного покрытия устанавливается требованиями использования и областью использования труб дымоудаления. Для структуры вентилирования здания отрасли индустрии и подобной формирующей угольной шахты никак не подходит одинаковая структура огнеупорной тепловой изоляции.
При маркировании огнезащита отмечается как EI. После определителя идет цифра, которая одинакова лимиту огнеупорности изделия. Лимит огнеупорности единичных конструкции, (не) переходных конструкции дымоудаления обязан быть не меньше чем 45 минут.
Типы и свойства теплоизоляторов
Для утепления воздуховодов подбирают звукоизоляционные материалы, которые устойчивы к различным колебаниям. Это объясняет уникальность работы систем вентиляции: высокий шум и постоянные вибрации.
На данный момент имеются способы предупредительных мероприятий, которые объединены с воздуховодами, а именно:
• Огнестойкая теплоизоляция. Для их установки применяют болты, шпильки, шайбы и проволоку.
• Базальтовое волокно, применяемое путем распыления
• Толстослойная защита (шпатлевка, штукатурный раствор, фосфоритные пасты из жидкого стекла, неорганические или асбестовые волокна и нефелин). Гипсовые, цементирующие и асбоцементные смеси распространяют на металлическую сетку вплоть до 1 см. Минус данного приема: при увеличенном влагосодержании и сложившихся разности температур оборонительный слой лопается и разрушается. Однако данный метод гарантирует высокоэффективную противопожарную защиту воздуховодов при низкой ценности нанесенных материалов.
• Структурная объединяющая защита (коллективное использование шпатлевки и рулонных несгораемых материалов на основании базальтовых волокон). В данном случае покрытие воздуховода восполняют клеящим составом из неорганических компонентов, которые в последствии покрывают фольгированным полотном.
• Однослойная защита (вспучивающиеся краски, лаки, эмали на водянистой или натуральной основе). Их оборонительное влияние организовано на создании под влиянием больших температур специального углеродного слоя, который обладает теплоизолирующими особенностями. Минус данного метода: высокая цена многих действенных огнеупорных составов.
Единым моментом для любых форм оборонительных мероприятий является детальная предположительная разработка поверхности воздуховода.
Плиты, полотна, штукатурные составы повышают ограничение огнеупорности систем дымоудаления EI от 30 до 150, что необходимо для транзитных путей. К тому же, чем плотнее слой нанесенного состава, тем больше противодействие пламени. Однако указанные материалы значительно повышают вес вентиляционных строении, что в конечном итоге потребуют установки второстепенных зажимов и опор. Однако вероятно не всегда: порой просвет меж трубой и стеной или перекрытием является небольшим.
Огнеупорные краски по нормативам производительности проигрывают только структурным материалам. Однако их возможно применять на недоступные части покрытия. Трудоемкость на обустройство огнезащиты воздуховодов посредством краски в пять раз меньше, чем издержки работы на установку плит, полотен или штукатурного раствора.
Огнеупорные краски не отягощают воздуховоды, они добавляют им симпатичный и эстетический облик.
Краски применяются посредством кистей, валиков или краскораспылителя. Наилучший выбор – краскопульт, так как он гарантирует наилучшее нанесение, бережное потребление затратного материала и при этом сокращает трудозатраты.
Установка матов
Этапы установки огнеупорных матов из базальтовых волокон:
• Очистить и обезжирить покрытие воздуховода
• Приварить штифт с помощью сварки к дымоотводной трубе для дальнейшего соединения полотна
• Резка огнеупорного материала. Нижестоящий мат не подлежит обрезке, кроме остальных.
• Заготовление клеевого состава посредством строительного смесителя
• Отделка покрытия и всех установочных компонентов клеем
• Расположение разработанного вещества на трубе дымоудаления обкладкой из фольги наружу
• Фиксация огнеупорного полотна шайбами. Число шайб должно удовлетворять числу штифтов.
В конечном результате не будет гарантирована противопожарная защита воздуховодов, если при создании огнезащиты будет использоваться недорогие составы ненадежного происхождения. Недаром изделия подобного вида проходит сертификацию.
Устранить урон от пожара куда тяжелее, чем гарантировать достойную огнестойкую защиту.
proventilation.ru
Огнезащита воздуховодов – Воздуховоды
Когда в здании происходит возгорание, главной задачей является изолировать пламя в одном помещении. Так как вентиляционные каналы переходят из одной зоны пожара к другой, они открывают доступ ко всем помещениям, в которых они проложены. Появляется нужда в надлежащей противопожарной защите воздуховодов, для предотвращения распространения огня внутри здания.
Обычные вентиляционные воздуховоды из стальных листов не удовлетворяют требования противопожарной безопасности, так как они нагреваются и существенно деформируются при воздействии высокой температуры. Это может привести к возгоранию и распространению дыма из-за утечек в канал или через стену, сквозь которую он проложен. Требования противопожарной защиты ограничивают степень горючести используемых материалов , а также спроса на определенный уровень огнестойкости самого воздуховода в качестве строительного элемента.
Методы защиты воздуховодов от огня
Бытуют три основных способа, которые применяют для огнезащиты вентиляционных систем. Эти три способа не являются взаимоисключающими, и в большинстве систем воздуховодов сочетается два, а иногда и все три метода.
Первый метод — защита с помощью противопожарных заслонок.
Этот метод не нуждается в изоляции воздуховодов, чтобы обеспечить любую степень огнестойкости, так как огонь изолируется в помещении его происхождения, путем автоматического приведения в действие противопожарных клапанов в системе воздуховодов. Поэтому противопожарные клапаны должны быть расположены в точке, где воздуховод проходит сквозь стену.
Метод противопожарных заслонок
Термически управляемые противопожарные клапаны нельзя применять для защиты эвакуационных путей, и в системах дымоудаления.
Второй метод — защита с помощью огнезащитного корпуса.
Во втором методе воздуховод проложен внутри шахты сделанной по самым высоким стандартам огнестойкости конструкции. Этот метод позволяет прокладывать многие системы вдоль воздуховода (например, электропровода) без необходимости в дополнительных внутренних подразделений по его длине. Противопожарные заслонки необходимы только в точках, где вентиляционный воздуховод покидает пределы шахты.
Воздуховод в огнезащитном корпусе
Нужно чтобы огнестойкость кожуха воздуховода при испытании с обеих сторон была не меньше огнестойкости, необходимой для элементов конструкции, сквозь которые он прокладывается. Если нет горючих материалов, таких как изоляция между воздуховодом и корпусом и облицовка корпуса изготовленного из материалов ограниченной горючести, то в этом случае при проверке с обеих сторон воздуховода, допускается значение огнестойкости как половины огнестойкости, необходимой для элементов конструкции, сквозь которую он прокладывается (но не менее 30 мин).
Способ третий — защита с помощью изоляции воздуховодов.
В третьем методе, сам воздуховод является изолированной шахтой. Огнестойкость может быть достигнута за счет самого материала воздуховода, или за счет применения защитного материала. Огнестойкость воздуховода, при проверке с обеих сторон, должна быть не меньше, чем сопротивление пожару для элементов конструкции, сквозь которую он прокладывается. Опоры должны быть способны выдержать воздуховоды на протяжении всего периода огнестойкости воздуховодов.
В качестве защитного материала используют пластины, маты и т. д. с минеральной ваты с добавлением частиц гидроксида магния, рулонное стекловолокно (фольгированное или нефольгированное), базальтовое волокно и т. д. Подробнее об огнезащитных материалах.
Наилучший эффект можно наблюдать при объединении всех трёх способов.
Читайте также:
airducts.ru